Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Карева Светлана Юрьевна

Рабочая программа составлена на основе

авторской программы по математике для 5 – 6 классов (Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и  контрольно-методические материалы: Математика. 5-6: Книга для учителя.— М.:ИЛЕКСА, 2007.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Курловская СОШ №1 Гусь-Хрустальный район Владимирская область

   Рассмотрено на заседании МО                                

   протокол № 1                              

   от «29» 08. 2012 г.  ________    Аладушкина Т.М.

                                                        

   Согласовано                                  Принято                                             Утверждаю

   Зам.директора  поУВР              педсоветом №__1_                                 Директор школы

       ____________                          протокол.№___1__                         _____ О.В.Алянчикова

  «29» 08. 2012 г.                        от  «30 » 08.  2012г.                                   от «30» 08. 2012 г.

 

Рабочая программа по математике 5 класс

( уровень – базовый)

           

           Учебник:

 «Математика» для пятого  класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург Мнемозина, 2007 г.

         Учитель: Карева С.Ю.

       

      Учебный год: 2012-2013

                                           Пояснительная записка

к программе по математике в 5  классе

Рабочая программа составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования (Стандарт основного общего образования по математике //Математика  в школе. – 2004г., №4),
  • авторской программы по математике для 5 – 6 классов (Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и  контрольно-методические материалы: Математика. 5-6: Книга для учителя.— М.:ИЛЕКСА, 2007.)
  • примерной программы по математике основного общего образования (Сборник нормативных документов. Математика / составитель Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007)
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-12 учебный год
  • методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч. г.»

Преподавание ведется по первому варианту – 5 часов в неделю, всего 170 часов. Контрольных работ в течение года – 14, из них одна итоговая. В начале года проводится входной тестовый контроль.

С учетом письма Минобразования России «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы», федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования возникла необходимость внесения изменений в авторское тематическое планирование. В рабочую программу включено решение задач на переборы возможных ситуаций, различных комбинаций и  подсчет их количества, используя правило произведения. Решение комбинаторных задач распределено равномерно по всему курсу и включается в каждую тему и выделено 4 часа из повторения. Уменьшено на 2 часа количество часов на изучение темы «Инструменты для вычислений и измерений».

Целью изучения математики в 5  классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений, теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. 

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, знакомятся  с комбинаторными задачами, элементами статистики и теории вероятностей, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать: математические термины и понятия, правила действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

Уметь: читать и записывать натуральные и десятичные дроби, сравнивать натуральные числа, десятичные дроби,

- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей

- определять порядок действий и находить значения числовых выражений

- решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом.


Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:

- Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежден./Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2010

- Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/А.С.Чесноков, К.И.Нешков.-М.,2009

Формы организации учебной деятельности учащихся носят индивидуальный характер, предусмотрена работа в парах, работа в малых группах. Временные рамки решения многих задач не ограничиваются одним уроком и допускают разные уровни достижения. Для дифференцированного подхода к учащимся используются разноуровневые контрольные работы, домашние проверочные работы для учащихся. Для отработки и проверки знаний запланированы уроки с применением ИКТ (математические диктанты, тестовый контроль, устный счет, объяснение нового материала).

Структура программы.
     
Программа по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений состоит из двух разделов: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения». К программе прилагаются «Тематическое планирование учебного материала» и «Примерное поурочное планирование учебного материала».
       Раздел
«Требования к математической подготовке учащихся» определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достигать все учащиеся.
       Раздел
«Содержание обучения» задает минимальный объем материала, обязательного для изучения. Содержание здесь распределено не в соответствии с порядком изложения, принятым в учебнике, а по основным содержательным линиям, объединяющим связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение материала.
       В разделах
«Тематическое планирование учебного материала» и «Календарно-тематическое планирование учебного материала» приводится конкретное планирование, ориентированное на учебники математики для 5 класса Н.Я. Виленкина и др.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

·         существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

·         существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

·         как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

·         как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

·         как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

·         вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

·         каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

·         смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

·         выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

·         переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

·         выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

·         округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

·         пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

·         решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

·         устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

·         интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

        

Содержание программы

1.   Натуральные числа и шкалы – 16 ч.

Обозначение натуральных чисел

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость, прямая, луч.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше

Контрольная работа №1

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

 Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Понятия шкалы и делений, координатного луча

Знать и понимать:

  • Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
  • Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
  • Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
  • Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
  • Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
  • Измерительные инструменты.
  • Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
  • Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
  • Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
  • Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь: 

  • Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
  • Составлять числа из различных единиц.
  • Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Выражать длину (массу) в различных единицах.
  • Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
  • Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
  • Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
  • Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

2.   Сложение и вычитание натуральных чисел – 21 ч.

Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства

Вычитание.

Контрольная работа №2

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Уравнение.

Контрольная работа №3

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Знать:

  • Понятия действий сложения и вычитания.
  • Компоненты сложения и вычитания.
  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
  • Понятие периметра многоугольника.
  • Алгоритм арифметических действий над  многозначными числами.

Уметь: 

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
  • Раскладывать число по разрядам и наоборот

3.   Умножение и деление натуральных чисел – 27 ч.

Умножение натуральных чисел и его свойства

Деление

Деление с остатком

Контрольная работа №4

Упрощение выражений

Порядок выполнения действий

Квадрат и куб числа

Контрольная работа №5

Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

 Задачи – целенаправленное развитие и ЗПЗ навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  • Понятия программы вычислений и команды.
  • Таблицу умножения.
  • Понятия действий умножения и деления.
  • Компоненты умножения и деления.
  • Свойства умножения и деления натуральных чисел.
  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  • Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
  • Деление с остатком, неполное частное, остаток.
  • Понятия квадрата и куба числа.
  • Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь: 

  • Заменять действие умножения сложением и     наоборот.
  • Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  • Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  • Выполнять деление с остатком.
  • Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
  • Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
  • Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
  • Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
  • Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
  • Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
  • Вычислять квадраты и кубы чисел.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

 4.   Площади и объёмы – 12 ч.

Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

Единицы измерения площадей

Прямоугольный параллелепипед

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа №6

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

 Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Знать и понимать:

  • Понятие формулы.
  • Формулу пути (скорости, времени
  • Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Измерения прямоугольного параллелепипеда.
  • Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
  • Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Равные фигуры. Свойства равных фигур.
  • Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь: 

  • Читать и записывать формулы.
  • Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
  • Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
  • Решать задачи, используя свойства равных фигур.
  • Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.

 5.   Обыкновенные дроби – 23 ч.

Окружность и круг

Доли. Обыкновенные дроби.

Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби

Контрольная работа №7

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Деление и дроби

Смешанные числа

Сложение и вычитание смешанных чисел

Контрольная работа №8

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

 Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.


 Знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.
  • Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
  • Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь: 

  • Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
  • Понятия правильной и неправильной дроби.
  • Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
  • Читать и записывать обыкновенные дроби.
  • Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
  • Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
  • Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  • Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
  • Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
  • Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей.
  • Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
  • Выделять целую часть из неправильной дроби.
  • Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
  • Складывать и вычитать смешанные числа

 6.   Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13 ч.

 Десятичная запись дробных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Приближенные значения чисел

Округление чисел

Контрольная работа №9

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

 Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

 Знать и понимать:

  • Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
  • Правило сравнения десятичных дробей.
  • Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
  • Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
  • Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком).
  • Понятие округления числа.
  • Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

  • Иметь представление о десятичных разрядах.
  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  • Изображать десятичные дроби на координатном луче.
  • Складывать и вычитать десятичные дроби.
  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

7.   Умножение и деление десятичных дробей – 26 ч.

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Деление десятичных дробей на натуральное число

Контрольная работа №10

Умножение десятичных дробей

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Контрольная работа №11

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

 Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

 Знать и понимать:

  • Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
  • Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
  • Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
  • Свойства умножения и деления десятичных дробей.
  • Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
  • Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь: 

  • Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
  • Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
  • Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

 8.   Инструменты для вычисления и измерения – 17 ч.

Микрокалькулятор

Проценты

Контрольная работа №12

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.

Измерение углов. Транспортир

Круговые диаграммы

Контрольная работа №13

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

 Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Знать и понимать:

  • Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
  • Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
  • Основные виды задач на проценты.
  • Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».
  • Свойство углов треугольника.
  • Измерительные инструменты.
  • Понятие биссектрисы угла.
  • Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь: 

  • Пользоваться калькуляторами при выполнении

       отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.

  • Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
  • Вычислять проценты с помощью калькулятора.
  • Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

Поурочное тематическое планирование  
уроков математики в 5 классе
2011-2012 учебный год

№ урока п/п

№ урока
в теме

Тема

Дата проведения

Корректировка

Повторение курса начальной школы (4)

1

1

Повторение курса начальной школы: все действия с натуральными числами

2.09

2

2

Повторение курса начальной школы: решение уравнений и задач

5.09

3

3

Повторение. Решение текстовых задач

6.09

4

4

Вводный контроль. Тестовая  работа

7.09

§1. Натуральные числа и шкалы (16)

1.  Обозначение натуральных чисел

5

1

Десятичная система счисления. Римская нумерация

8.09

6

2

Обозначение натуральных чисел

9.09

7

3

Запись и чтение натуральных чисел. Дерево возможных вариантов

12.09

2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

8

4

Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения длины

13.09

9

5

Треугольник. Многоугольники. Самостоятельная работа

14.09

10

6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

15.09

3. Плоскость. Прямая. Луч

11

7

Плоскость. Прямая.

16.09

12

8

Луч. Дополнительные лучи. Решение комбинаторных задач: правило умножения

19.09

4. Шкалы и координаты

13

9

Шкалы и координаты

20.09

14

10

Координатный луч. Координаты точки

21.09

15

11

Построение точки по заданным координатам

22.09

16

12

Единицы измерения массы, времени, скорости. Самостоятельная работа

23.09

5. Меньше и больше

17

13

Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча

26.09

18

14

Сравнение натуральных чисел. Самостоятельная работа

27.09

19

15

Задачи на сравнение чисел

28.09

20

16

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

29.09

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21)

6. Сложение натуральных чисел и его свойства

21

1

Сложение натуральных чисел

30.09

22

2

Свойства сложения натуральных чисел

3.10

23

3

Сложение натуральных чисел. Разложение чисел по разрядам. Самостоятельная работа

4.10

24

4

Сложение натуральных чисел. Зависимость суммы от изменения компонентов.

5.10

25

5

Решение текстовых задач арифметическим способом. Самостоятельная работа

6.10

7. Вычитание

26

6

Вычитание натуральных чисел

7.10

27

7

Свойства вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы

10.10

28

8

Решение текстовых задач с использованием действия вычитания. Решение комбинаторных задач 

11.10

29

9

Применение свойств вычитания при решении задач. Самостоятельная работа

12.10

30

10

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

13.10

8. Числовые и буквенные выражения

31

11

Числовые выражения

14.10

32

12

Буквенные выражения

17.10

33

13

Решение текстовых задач с помощью составления числовых и буквенных выражений. Самостоятельная работа

18.10

9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания

34

14

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Решение комбинаторных задач

19.10

35

15

Применение свойств сложения и вычитания при упрощении числовых и буквенных выражений

20.10

36

16

Упрощение выражений. Самостоятельная работа

21.10

10. Уравнение

37

17

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения

24.10

38

18

Решение уравнений. Тест

25.10

39

19

Решение простейших текстовых задач с помощью уравнений

26.10

40

20

Решение текстовых задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа

27.10

41

21

Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

28.10

§3. Умножение и деление натуральных чисел (27)

11. Умножение натуральных чисел и его свойства

42

1

Умножение натуральных чисел

7.11

43

2

Свойства умножения

8.11

44

3

Решение текстовых задач с помощью составления числовых выражений

9.11

45

4

Решение задач. Самостоятельная работа

10.11

46

5

Решение задач. Систематизация и подсчёт имеющихся данных в частотных таблицах

11.11

12. Деление

47

6

Деление натуральных чисел

14.11

48

7

Деление с нулями в частном. Самостоятельная работа

15.11

49

8

Запись буквенных выражений с применением деления и умножения

16.11

50

9

Решение задач. Самостоятельная работа

17.11

51

10

Решение задач составлением уравнений. Решение комбинаторных задач

18.11

52

11

Решение задач с помощью уравнений

21.11

53

12

Деление и решение задач. Самостоятельная работа

22.11

13. Деление с остатком

54

13

Деление с остатком

23.11

55

14

Нахождение делимого при делении с остатком

24.11

56

15

Решение задач. Самостоятельная работа

25.11

57

16

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

28.11

14. Упрощение выражений

58

17

Распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания

29.11

59

18

Упрощение выражений

30.11

60

19

Упрощение выражений при решении уравнений

1.12

61

20

Упрощение выражений при нахождении значений выражений

2.12

62

21

Упрощение выражений при решении текстовых задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа

5.12

15. Порядок выполнения действий

63

22

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок

6.12

64

23

Изменение порядка действий на основе свойств сложения, вычитания и умножения.

7.12

65

24

Порядок выполнения действий. Схема программы вычислений. Самостоятельная работа

8.12

16. Степень числа. Квадрат и куб числа

66

25

Степень с натуральным показателем.

9.12

67

26

Квадрат и куб числа. Тестовая работа

12.12

68

27

Контрольная работа №5 «Квадрат и куб числа»

13.12

§4. Площади и объемы (12)

17. Формулы

69

1

Представление зависимости между величинами в виде формул.

14.12

70

2

Формула пути. Самостоятельная работа

15.12

18. Площадь. Формула площади прямоугольника

71

3

Площадь. Формула площади и периметра прямоугольника

16.12

72

4

Площадь. Формула площади и периметра квадрата. Практическая работа

19.12

19. Единицы измерения площадей

20.12

73

5

Единицы измерения площади. Выражение одних единиц измерения площади через другие

21.12

74

6

Таблица единиц измерения

22.12

75

7

Вычисление площадей четырехугольников с помощью разбиения на части. Самостоятельная работа

23.12

20. Прямоугольный параллелепипед

76

8

Прямоугольный параллелепипед. Куб

26.12

21. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

77

9

Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда и куба

27.12

78

10

Единицы измерения объёмов.

28.12

79

11

Решение задач на вычисление объёмов. Самостоятельная работа

11.01.

80

12

Контрольная работа №6 «Площади и объёмы»

12.01

§5. Обыкновенные дроби (23)

22. Окружность и круг

81

1

Окружность и круг

13.01

82

2

Построение окружности с помощью циркуля

16.01

23. Доли. Обыкновенные дроби

83

3

Доли. Обыкновенные дроби

17.01

84

4

Изображение дробей на координатном луче

18.01

85

5

Нахождение значения дроби от числа

19.01

86

6

Нахождение числа по значению его дроби. Самостоятельная работа

20.01

24. Сравнение дробей

87

7

Сравнение дробей с общими знаменателями

23.01

88

8

Сравнение обыкновенных дробей с помощью координатного луча. Тест

24.01

89

9

Решение задач на нахождение части от целого. Самостоятельная работа

25.01

25. Правильные и неправильные дроби

90

10

Правильные и неправильные дроби

26.01

91

11

Сравнение правильных и неправильных дробей

27.01

92

12

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

30.01

26. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем

93

13

Сравнение обыкновенных дробей

31.01

94

14

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Тест

1.02

95

15

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Самостоятельная работа

2.02

27. Деление и дроби

96

16

Деление и дроби

3.02

97

17

Замена частного дробью и дроби частным. Самостоятельная работа

28. Смешанные числа

98

18

Смешанные числа. Выделение целой части из дробей

6.02

99

19

Запись смешанных чисел в виде неправильной дроби

7.02

29. Сложение и вычитание смешанных чисел

100

20

Сложение смешанных чисел

8.02

101

21

Вычитание смешанных чисел

9.02

102

22

Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа

10.02

103

23

Контрольная работа №8 «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»

13.02

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13)

30. Десятичная запись дробных чисел

104

1

Десятичная дробь. Десятичная запись дробных чисел

14.02

105

2

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной

15.02

31. Сравнение десятичных дробей

106

3

Алгоритм сравнения десятичных дробей

16.02

107

4

Сравнение десятичных дробей, используя правило сравнения натуральных чисел

17.02

108

5

Сравнение величин. Самостоятельная работа

20.02

32. Сложение и вычитание десятичных дробей

109

6

Сложение десятичных дробей

21.02

110

7

Вычитание десятичных дробей

22.02

111

8

Разложение десятичной дроби по разрядам. Самостоятельная работа

24.02

112

9

Сложение и вычитание десятичных дробей

27.02

113

10

Решение текстовых задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа

28.02

33. Приближенные значения чисел. Округление чисел

114

11

Приближенные значения чисел. Округление чисел

29.02

115

12

Округление десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Самостоятельная работа

1.03

116

13

Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

2.03

§7. Умножение и деление десятичных дробей (26)

34. Умножение десятичных дробей на натуральные числа

117

1

Умножение десятичной дроби на натуральное число

5.03

118

2

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Тест

6.03

119

3

Умножение десятичных дробей. Решение текстовых задач

7.03

35. Деление десятичных дробей на натуральные числа

120

4

Деление  десятичных дробей на натуральные числа

9.03

121

5

Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

12.03

122

6

Деление десятичных дробей на натуральные числа. Самостоятельная работа.

13.03

123

7

Решение примеров на умножение и деление десятичных дробей на натуральное число

14.03

124

8

Решение уравнений и задач. Самостоятельная работа

15.03

125

9

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

16.03

36. Умножение десятичных дробей

126

10

Умножение десятичных дробей

19.03

127

11

Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

20.03

128

12

Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа

21.03

129

13

Умножение десятичных дробей. Решение текстовых задач на движение по реке

22.03

130

14

Упрощение выражений. Тест

23.03

37. Деление на десятичную дробь

131

15

Деление на десятичную дробь

2.04

132

16

Деление и умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01;  0,001 и т.д.

3.04

133

17

Арифметические действия с десятичными дробями. Решение комбинаторных задач

4.04

134

18

Применение действий с десятичными дробями при решении уравнений

5.04

135

19

Деление на десятичную дробь. Решение задач. Самостоятельная работа

6.04

136

20

Деление десятичных дробей. Решение уравнений

9.04

137

21

Деление десятичных дробей. Решение задач

10.04

38. Среднее арифметическое

138

22

Среднее арифметическое

11.04

139

23

Среднее арифметическое нескольких чисел. Тест

12.04

140

24

Средняя скорость. Решение задач. Среднее значение и мода

13.04

141

25

Решение задач, связанных с нахождением среднего арифметического. Самостоятельная работа

16.04

142

26

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

17.04

§8. Инструменты для вычислений и измерений (15)

39. Микрокалькулятор

143

1

Микрокалькулятор

18.04

144

2

Вычисления с помощью микрокалькулятора. Самостоятельная работа

19.04

40. Проценты

145

3

Проценты

20.04

146

4

Нахождение процента от величины

23.04

147

5

Проценты. Нахождение величины по ее проценту. Самостоятельная работа

24.04

148

6

Основные задачи на проценты

25.04

149

7

Решение задач на проценты. Самостоятельная работа 

26.04

150

8

Контрольная работа №12 «Проценты. Основные задачи на проценты»

27.04

41. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

151

9

Угол, обозначение. Сравнение углов. Прямой и развернутый углы

30.04

152

10

Построение с помощью чертежного треугольника. Самостоятельная работа

2.05

42. Измерение углов. Транспортир

153

12

Транспортир, градус. Алгоритм измерения углов

3.05

154

14

Сравнение величин углов. Классификация углов по градусной мере. Самостоятельная работа

4.05

43. Круговые диаграммы

155

15

Представление данных в виде диаграмм

7.05

156

16

Построение диаграмм с помощью ПК

8.05

157

17

Контрольная работа №13 «Инструменты для вычислений и измерений

10.05

Знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей (4)

158

1

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов

11.05

159

2

Решение комбинаторных задач

14.05

160

3

Случайные, достоверные и невозможные события

15.05

161

4

Представление данных в виде таблиц

16.05

Итоговое повторение курса математики 5 класса (9)

162

1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами и их свойства

17.05

163

2

Буквенные выражения, упрощение выражений, формулы

18.05

164

3

Уравнения, решение задач с помощью уравнений

21.05

165

4

Действия с обыкновенными дробями

22.05

166

5

Решение уравнений

23.05

167

6

Решение текстовых задач арифметическим способом и уравнением

24.05

168

7

Основные задачи на проценты

25.05

169

8

Контрольная работа №14 «Итоговая контрольная работа за курс математики 5-го класса»

28.05

170

9

Итоговый урок

29.05


Состав УМК

  1. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Метод. рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина,
  2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.; Мнемозина, 2010
  3. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
  4. Жохов В.И., Митяева И.М., Математические диктанты. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
  5. Жохов В.И., Погодин. В.Н. Математический тренажер 5, 6 кл. - М.; Мнемозина, 2009
  6. Нечаев М. П. Уроки по курсу «Математика - 5». – М.: 5 за знания, 2007.
  7. А. П.  Попова.  Поурочные разработки по математике 5 кл.  – М.: ВАКО,  2009
  8. Стромова З. С., Пожарская О. В. Поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2006.
  9. Чесноков А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, 2009
  10. 20 тестов по математике: 5-6 классы / С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011

Электронные учебные пособия

 1.  При составлении рабочей программы планируется применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенный интерес у учащихся.             При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

2. Математика. 5–6 классы: поурочные планы по учебникам Н. Я. Виленкина (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2011

3. Программа "Мастер создания план-конспектов уроков" Математика 5 класс.


Тематическое планирование в 5 классе (5 часов в неделю; 170 часов)

п/п

Наименование темы

Номер и тема

контрольной работы

Всего

часов

Требования к уровню подготовки

Примечание

1

Повторение курса начальной школы

Стартовая к/р

4

Предусматривается проведение стартовой  к/р и организация повторения курса начальной школы по ее результатам.

2

Натуральные

числа и шкалы

К/р №2 «Натуральные числа и шкалы»

16

      Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • пользоваться основными единицами длины, массы; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • сравнивать натуральные числа.

  В данной теме начинается изучение геометрического материала: вводятся понятия основных геометрических фигур.

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

К/р №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

21

Уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел;
  • находить значения числовых выражений;
  • решать текстовые задачи.

Вводятся обобщенные свойства сложения и вычитания, которые сформулированы в виде правил; вводятся понятия числового и буквенного выражения, рассматривается решение текстовых задач алгебраическим способом.

3

Умножение и деление натуральных чисел

К/р №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

27

   Уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел;
  • находить значения числовых выражений;

-  решать текстовые задачи;

- находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями;

-  записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки.

Вводится понятие степени числа, квадрата и куба числа.

4

Площади и объемы

12

 

Развитию пространственного воображения  способствует изучение прямоугольного параллелепипеда, знакомство с изображением его на листе бумаги; рассматривается формула для объема прямоугольного параллелепипеда, соотношения между единицами измерения объема.

  Учащимся предлагаются текстовые задачи, связанные с пространственным воображением.

5

Обыкновенные дроби

К/р №5 «Обыкновенные дроби»

23

         Уметь:

- выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

К/р 6 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

13

          Уметь:

- переходить от одной формы записи чисел к другой,, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной;

- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками,

- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений.

Понятие «десятичная дробь» вводится как логическое продолжение изучения записи многозначных чисел. Изложение десятичных дробей строится на естественной математической базе с опорой на знания об обыкновенных дробях. Рассматриваются сложение и вычитание десятичных дробей, округление десятичных дробей.

7

Умножение и деление десятичных дробей

К/р 6 «Умножение и деление десятичных дробей»

26

        Уметь:

- находить значения числовых выражений.  

Рассматриваются умножение и деление десятичных дробей, вводится понятие «среднее арифметическое

8

Инструменты для вычислений и измерений

15

   Уметь

- представлять проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;

- решать текстовые задачи.

Учитывая необходимость быстрых вычислений в практической деятельности, учащимся предлагается познакомиться с калькулятором. При изучении данной темы вводятся понятие «процент», рассматриваются задачи на проценты.

9

Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей

4

Учитывая возрастающую роль статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем в современной жизни, в 5-м классе начинаются формироваться некоторые представления комбинаторики.

10

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...