Гарденотерапия» одно из направлений успешной социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.
статья по теме

Исмагулова Зульфия Мардановна

 «Гарденотерапия» одно из направлений успешной социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

 

Работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии. Терапевтические, реабилитационные и образовательные дисциплины используют растения, садоводство и другие виды деятельности на природе как мотивационный инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии. Гарденотерапия  помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.

Положительные  эффекты  от  применения  садовой  терапии  могут  быть зафиксированы   четырех   областях   – интеллектуальной    (познавательной),    социальной,  эмоциональной (психологической)  и  физической.

Разумная физическая нагрузка  на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко-, арома- и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки и запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции людей.

Некоторые из очевидных преимуществ гарденотерапии включают: обеспечение физической активности, обеспечение чувственной стимуляции, появление мотивации, улучшение концентрации внимания и развитие памяти, облегчение эмоциональной боли от тяжелой утраты, воспитание чувства любви к себе и веры в себя, чувства ответственности, уменьшение стресса и снятие агрессии, возможности для социализации, улучшение координации движения рук и получение начальных рабочих навыков.

Научная  новизна    заключается  в  разработке  инновационной    социально-адаптационной  и  лечебно-оздоровительной  модели  реабилитационного сада «Возрождение»  в  условиях  центра.     Практическая  значимость  проекта  состоит  в  разработке  авторских  программ  элективных  курсов  по  инновационной    технологии    «Гарденотерапия»,   научно-методических пособий, которые могут  быть  использованы  в  современной   практике    реабилитационных центров.

Садовая терапия как подход имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Многие дети и подростки имеют проблемы с адаптацией в социальной среде. Особенно это относится к подросткам, не имеющим родителей либо из неблагополучных семей. Им сложно адекватно воспринимать окружающую среду и найти себе место в обществе. Часто они ничем не заняты, предоставлены сами себе, вынуждены самостоятельно искать себе пропитание. Поэтому многие идут на преступления, становятся наркоманами и алкоголиками, попадают в специальные учреждения. Такие дети часто бывают жестокими, замкнутыми, эмоционально неустойчивыми, их поведение трудно предсказать.

С 1999 года сотрудники Ботанического сада ИГУ  совместно с педагогами и психологами начали инициативный проект по применению садовой терапии для детей и подростков специальной иркутской школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (возраст 11-14 лет), имеющих криминальное прошлое. Подростки были изолированы в специальной школе в связи с совершением особо тяжких преступлений (убийства, изнасилование, грабежи и т.п.). Эти воспитанники регулярно в течение всего года участвуют в садовых работах в оранжереях и на коллекционных участках БС ИГУ. Также эти ребята занимаются огородничеством, ухаживают за садовыми и комнатными цветами на территории своей спецшколы. Такие дети, как правило, видели в своей жизни мало хорошего, и сильное положительное эмоциональное впечатление от посещения Ботанического сада отпечатывается в их сознании надолго. В течение  курса занятий, приходя в БС ИГУ один раз в неделю, дети получают знания и практический опыт, работая с различными группами растений. В целом, психологами отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии в БС ИГУ. Наблюдаются существенные изменения в личностной сфере воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине учебного года у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Поэтому с уверенностью можно говорить о положительном влиянии садовой терапии на воспитание девиантных подростков, коррекцию их поведения, направление его в социально-положительное русло. Опыт Ботанического сада ИГУ показывает, что садовую терапию можно рекомендовать.

        Таким образом, применение Гарденотерапии положительно влияет на обучение и воспитание,  профилактику правонарушений, социализацию  детей  и  подростков находящихся в социально-опасном положении. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

Социально-психологическая реабилитация и адаптация трудных(проблемных) подростков

Цель помочь трудным детям поверить в себя, найти себы в жизни, изменить стереотипы мышлениы, проще говоря, пройти путь социальной реабилитации....

Гарденотерапия» одно из направлений успешной социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

Рассматривается процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека....

Социально-психологические аспекты раннего выявления, реабилитации и сопровождения семей с детьми

В статье освещены методы  оказания помощи семье в рамках работы отделения службы сопровождения семей с детьми на базе социально-реабилитационного Центра , дано подробное описание метода групповой...

Статья " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым д...