План-конспект урока Тема: « Ядерное оружие ».
план-конспект занятия (10 класс) по теме

 


План-конспект урока

Тема: « Ядерное оружие ».

 Цель: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о современных средствах поражения и об их поражающих факторах.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная и групповая.

Учебно-материальное оснащение: ТСО, карточки-задания.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение

Интеграция: физическая культура, биология.

Основное содержание урока.

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры ва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнит ный импульс и их характеристика.

                                                  Ход урока

       І. Подготовительная часть.

       Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.

1.     Что такое Гражданская оборона?

2.     Задачи гражданской обороны?

3.     Кто является начальником гражданской обороны образовательного учреждения?

       Сообщение темы и целей урока.

ІІ. Основная часть.

 1.   В 1896 г. французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и использования ядерной энергии. Говоря о ней, выдающийся русский ученый В.И. Вернадский подчеркивал: «...С надеждой и опасением всматри ваемся мы в нашего союзника и защитника». И его опасения подтвердились — вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, не космические корабли, а оружие чудовищной раз рушительной силы. Его создали в 1945 г. бежавшие перед началом второй мировой войны из фашист ской Германии в США и поддержанные правитель ством этой страны физики под руководством аме риканского ученого Роберта Оппенгеймера.

Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 г. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ городка Аламогордо (штат Нью-Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки бы ла взорвана атомная бомба. По приблизитель ным оценкам специалистов при этом выдели лась энергия, эквивалентная энергии взрыва не менее 15—20 тысяч тонн тринитротолуола. Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 м и глубиной 1,8 м. Она являлась центром прости равшегося на большое расстояние кратера. В ок ружности 370 км была уничтожена вся рас тительность. Находившаяся на расстоянии 150 м от точки взрыва стальная труба диаметром 10 см и высотой 5 ж тоже испарилась. Прочная стальная конструкция высотой 21 м, подобная части каркаса 15-20-этажного дома, находившаяся на расстоянии 500 м, была вы рвана из бетонного основания, перекручена и разлетелась на части.

Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км каза лась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от не го был виден в населенных пунктах на расстоя нии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.

В результате взрыва образовалось гигант ское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигант ского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоак тивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и ра диоактивные частицы осели на огромной пло щади, небольшое их количество было обнару жено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что но вое оружие готово к боевому применению.

Поражающими факторами ядерного взрыва яв ляются:

·    ударная волна;

·    световое излучение;

·    проникающая радиация;

·    радиоактивное заражение;

·    электромагнитный импульс.

·            Ударная волна — основной поражающий фак тор. Большинство разрушений и повреждений зда ний и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.

·              ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.

·            Световое излучение — это поток лучистой энер гии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

·              ПОМНИТЕ: от прямого действия светового из лучения может защитить любая преграда, спо собная создать тень. Ослабляет его и запылен ный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

·            Проникающая радиация — это поток испускае мых при ядерном взрыве гамма-лучей и нейтро нов. Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) со стоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных его органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.

·         ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей ра диации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные ук рытия, а открытые и особенно перекрытые ще ли уменьшают это воздействие. В два раза ос лабляют интенсивность гамма-лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон — 10 см, грунт — 14 см, древесина — 30 см.

·            Радиоактивное заражение приземного слоя атмо сферы, воздушного пространства, местности проис ходит за счет радиоактивных веществ (РВ), выпа дающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного зара жения местности может сохраняться продолжи тельное время — дни, недели и даже месяцы. Зара жение местности зависит от вида взрыва.

·              ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взыва, особенно первые сутки, переси деть в убежищах, противорадиационных укры тиях или в подвалах!

ІV. Закрепление изученного материала.

1.                     Перечислите виды ядерных взрывов?

2.                     Перечислить поражающие факторы ядерного взрыва?

3.                     Перечислить способы защиты.

4.                     Произошел выброс радиоактивных веществ на Балаковской АЭС

    I.Итоги урока.

Вывод. Тема урока раскрыта, цели урока достигнуты.

Оценки за урок с комментарием.

Домашнее задание. Изучить в тетрадях записанный материал .

Примечание: на уроке был использован мультимедийный проектор, все таблицы были выведены на экран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yadernoe.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока

Тема: « Ядерное оружие ».

 Цель: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о современных средствах поражения и об их поражающих факторах.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная и групповая.

Учебно-материальное оснащение: ТСО, карточки-задания.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение

Интеграция: физическая культура, биология.

Основное содержание урока.

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры ва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнит ный импульс и их характеристика.

                                                  Ход урока

       І. Подготовительная часть.

       Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.

  1. Что такое Гражданская оборона?
  2. Задачи гражданской обороны?
  3. Кто является начальником гражданской обороны образовательного учреждения?

       Сообщение темы и целей урока.

ІІ. Основная часть.

 1.   В 1896 г. французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и использования ядерной энергии. Говоря о ней, выдающийся русский ученый В.И. Вернадский подчеркивал: «...С надеждой и опасением всматри ваемся мы в нашего союзника и защитника». И его опасения подтвердились — вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, не космические корабли, а оружие чудовищной раз рушительной силы. Его создали в 1945 г. бежавшие перед началом второй мировой войны из фашист ской Германии в США и поддержанные правитель ством этой страны физики под руководством аме риканского ученого Роберта Оппенгеймера.

Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 г. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ городка Аламогордо (штат Нью-Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки бы ла взорвана атомная бомба. По приблизитель ным оценкам специалистов при этом выдели лась энергия, эквивалентная энергии взрыва не менее 15—20 тысяч тонн тринитротолуола. Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 м и глубиной 1,8 м. Она являлась центром прости равшегося на большое расстояние кратера. В ок ружности 370 км была уничтожена вся рас тительность. Находившаяся на расстоянии 150 м от точки взрыва стальная труба диаметром 10 см и высотой 5 ж тоже испарилась. Прочная стальная конструкция высотой 21 м, подобная части каркаса 15-20-этажного дома, находившаяся на расстоянии 500 м, была вы рвана из бетонного основания, перекручена и разлетелась на части.

Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км каза лась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от не го был виден в населенных пунктах на расстоя нии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.

В результате взрыва образовалось гигант ское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигант ского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоак тивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и ра диоактивные частицы осели на огромной пло щади, небольшое их количество было обнару жено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что но вое оружие готово к боевому применению.

Поражающими факторами ядерного взрыва яв ляются:

  • ударная волна;
  • световое излучение;
  • проникающая радиация;
  • радиоактивное заражение;
  • электромагнитный импульс.
  • Ударная волна — основной поражающий фак тор. Большинство разрушений и повреждений зда ний и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.
  • ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.
  • Световое излучение — это поток лучистой энер гии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.
  • ПОМНИТЕ: от прямого действия светового из лучения может защитить любая преграда, спо собная создать тень. Ослабляет его и запылен ный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
  • Проникающая радиация — это поток испускае мых при ядерном взрыве гамма-лучей и нейтро нов. Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) со стоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных его органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.
  • ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей ра диации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные ук рытия, а открытые и особенно перекрытые ще ли уменьшают это воздействие. В два раза ос лабляют интенсивность гамма-лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон — 10 см, грунт — 14 см, древесина — 30 см.
  • Радиоактивное заражение приземного слоя атмо сферы, воздушного пространства, местности проис ходит за счет радиоактивных веществ (РВ), выпа дающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного зара жения местности может сохраняться продолжи тельное время — дни, недели и даже месяцы. Зара жение местности зависит от вида взрыва.
  • ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взыва, особенно первые сутки, переси деть в убежищах, противорадиационных укры тиях или в подвалах!

ІV. Закрепление изученного материала.

  1. Перечислите виды ядерных взрывов?
  2. Перечислить поражающие факторы ядерного взрыва?
  3. Перечислить способы защиты.
  4. Произошел выброс радиоактивных веществ на Балаковской АЭС
  1. Итоги урока.

Вывод. Тема урока раскрыта, цели урока достигнуты.

Оценки за урок с комментарием.

Домашнее задание. Изучить в тетрадях записанный материал .

Примечание: на уроке был использован мультимедийный проектор, все таблицы были выведены на экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...