Дидактическая игра
учебно-методический материал на тему

Янгулова Юлия Ивановна

Дидактическая игра по автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Собери комплект»

Актуальность: Автоматизация – сложный многоступенчатый процесс введения в речь ребёнка нового звука. Если в этой работе использовать только различные тренировочные упражнения со специально подобранным картинным или вербальным материалом, логопедические занятия часто становятся для детей утомительными. В первую очередь, это проявится в работе с детьми, имеющими незрелость основных психических процессов, страдающих речевым негативизмом. Учить ребёнка нужно без принуждения на положительных эмоциях и заинтересованности, используя игры, в которых обыгрываются различные предметы это легко можно сделать, т.к. дидактическая задача, завуалированная в игровую форму успешнее решается ребёнком.

Материал: вязанная шапка, шарф, варежки и жилетка разного цвета (комплекты – серый с черными полосками, красный с розовыми полосками, белый с желтой и голубой полоской), изображения мальчика и девочки, игрушки кошка, мышка.

Вариант 1 Одежда для Миши и для Маши

Цель: автоматизация звука [ш] и [ж] в словах и словосочетаниях при отсутствии звуков р и л), при отсутствии звука [ж] жилетка в комплект не включается.

Описание игры: логопед перемешивает вещи двух комплектов, ребенок по цвету подбирает комплект. При этом проговариваются слова:

 Эта шапка для Миши, а эта для Маши

 Эти варежки для Миши, а эта для Маши

Эта жилетка для Миши, а эта для Маши

Этот шарф для Миши, а эта для Маши

Вариант 2 Одежда для Марфуши  и Аркаши

Цель: автоматизация звуков [ш] и [р] в словосочетаниях и предложениях; согласование существительных с прилагательными женского и мужского рода в ед. и мн. числах.

Описание игры: ребенку предлагается выбрать из перемешанных вещей комплект для девочки красный с розовыми полосками, а для мальчика серый с черными полосками.

Речевой материал: 

Для Марфуши красная шапка с розовыми полосками, а для Аркаши серая  шапка с черными полосками.

Для Марфуши красный шарф с розовыми полосками, а для Аркаши серый шарф с черными полосками.

Для Марфуши красная жилетка с розовыми полосками, а для Аркаши серая жилетка с черными полосками.

Для Марфуши красные варежки  с розовыми полосками, а для Аркаши серые варежки с черными полосками.

Усложнение речевого материала:

Для Марфуши красная шерстяная  шапка с розовыми полосками, а для Аркаши серая шерстяная шапка с черными полосками.

Для Марфуши красный шерстяной  шарф с розовыми полосками, а для Аркаши серый шерстяной шарф с черными полосками.

Для Марфуши красная шерстяная жилетка с розовыми полосками, а для Аркаши серая шерстянная жилетка с черными полосками.

Для Марфуши красные шерстянные варежки с розовыми полосками, а для Аркаши серые шерстяные варежки с черными полосками.

(можно распространять предложения словами пушистый)

В зависимости от речевых возможностей ребенка можно расширять предложения сказуемым с глаголом « бабушка связала для …»

Вариант 3 Одежда для Маруси и Миланы

Цель: дифференциация звуков [л] и [р] с словосочетаниях и предложениях; согласование существительных с прилагательными женского и мужского рода в ед. и мн. числах.

Описание игры: ребенок раскладывает красный с розовыми полосками и белый с желтой и голубой полоской.

Речевой материал:

  1. Для Маруси красные варежки с розовыми полосками, а для Миланы

белые варежки с желтой и голубой полосками и т.д.

  1. Маруся купила красные варежки с розовыми полосками, а Милана купила белые варежки с желтой и голубой полоской.
  2. Маруся связала красные варежки с розовыми полосками, а Милана связала белые варежки с желтой и голубой полоской.
  3. Маруся постирала красные варежки с розовыми полосками, а Милана постирала белые варежки с желтой и голубой полоской.

Усложнение речевого материала: Маруся подарила Милане белые варежки с желтой и голубой полосками, а Милана подарила Марусе красные варежки с розовыми полосками.

При любых вариантах игры можно использовать игру «Кошка ищет мышку, клубок, бантик»

Цель: практическое употребление предлогов в, на, под, из-под в предложении.

Оборудование: вязанный комплект в соответствии с речевыми умениями детей, игрушка мышка и кошка.

Ход игры: логопед прячет мышку(бантик, клубок)  под шарф, в шапку, под жилетку, в варежки, на шапку и т.д. Ребенок( кошка) ищет игрушку и говорит где ее нашел, где она была. Можно поменяться ролями.

Речевой материал усложняется в зависимости от возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...