Метод учебного проекта.
материал по теме

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_uchebnogo_proekta.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебного проекта.

  В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

  В настоящее время в педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.  Особое внимание к формам личностно-ориентированного обучения, к поиску интегративных вариантов деятельности школьников заставляет искать место для проектной деятельности в рамках гуманитарных предметов и элективных курсов гуманитарной направленности. В начале XXI века стало очевидно, что для успешного развития общества и образования, как одного из его важнейших сегментов, необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы учащихся, в том числе и с применением элементов проектно-исследовательской деятельности. Учителя из лекторов  должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт. Это особо важно для гуманитарных предметов, так как дает возможность для творческого проявления личности, реализации художественно-творческого потенциала.

 

Основоположниками «Метода проектов» являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым он определил главную задачу школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску («Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!», «Уничтожим кулачество как класс»).

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения (автор Паркхерст) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность в течение всего учебного времени, отводимого на изучение предмета, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Проектные методики сегодня являются одним из компонентов современной системы образования.

   Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.


Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

  На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта.

   В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.

Учебный проект.

Проблема проекта

Почему?

(это важно для меня лично)

Мотивация

Цель проекта

Зачем?

(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

(для чего мы это делаем)

Постановка задач

Методы и способы

Как?

(мы это можем делать)

Выбор способов и методов,

планирование

Результат

Что получится?

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

  Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать у учащихся различные виды УУД:

коммуникативные:

  • уважительно относиться к позиции другого; корректно высказывать свои суждения о деятельности своих товарищей;
  • организовывать совместную продуктивную деятельность, работать в группе;
  • высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы; убедительно выступать перед аудиторией;
  • устанавливать контакт с новыми людьми; слушать других; пытаться принимать, учитывать другую точку зрения, изменять свою;

регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности, учебную проблему; составлять план действий, решения проблемы;
  • преодолевать трудности; добиваться намеченной цели;
  • контролировать  и объективно оценивать результаты своей деятельности;
  • соотносить результат своей деятельности  с поставленной целью, определять степень реализации своих возможностей;

познавательные:

  • отбирать источники, информацию под конкретную цель;
  • обрабатывать приобретённую информацию для создания нового продукта;
  • выстраивать логичное выступление;
  • использовать информационные средства для представления результатов;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 личностные:

  • воспитывать толерантность -  терпимость к чужому мнению;
  • уважительно относиться к людям;
  • испытывать чувство гордости за достижения других людей;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Виды учебных проектов по русскому языку.


 В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.

  1. По характеру доминирующей деятельности учащихся выделяют: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе и в Интернете. (Варианты проектов: «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач» и т.д.)
    В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.  Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится заседание? Будет ли заключён договор? (В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье»).
    Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. (Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов).
    Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы .(Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки).
    Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.  (К этому виду работы можно отнести следующие исследования:  «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Роль слов да и нет в организации диалога»).

      2)По предметно – содержательной области:

монопроект – в рамках одной области знаний;

межпредметный проект, на стыке различных областей.

 3)По характеру контактов(среди участников одной школы, класса, региона и т.д.)

     4)По характеру координации проекта:

непосредственный (жёсткий, гибкий);

скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    5)По количеству участников проекта:

индивидуальный;

парный;

групповой;

коллективный;

массовый.

    6)По продолжительности проекта:

мини-проект (на 1 урок);

краткосрочный (4-6 уроков);

длительный (месяц, четверть ,учебный год и т.п.)

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

1.Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

   Проектная деятельность – это технология, где представлены поэтапные и взаимосвязанные действия детей и педагогов.


Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

  В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде таблицы:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Погружение в проект.

Формулирует:

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы;
  • вживание в ситуацию;
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач;

2.Организация деятельности.

Предлагает:

  • организовать группы;
  • распределить амплуа в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач проекта;
  • возможные формы представления результатов.

Осуществляют:

  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа представления предполагаемых результатов.

3.Осуществление деятельности.

Не участвует, но:

  • консультирует учащихся (по необходимости);
  • ненавязчиво контролирует;
  • ориентирует в поле необходимой информации;
  • консультирует по презентации результатов.

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
  • консультируются (по необходимости);
  • подготавливают презентацию результатов.

4.Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Принимает итоговый отчёт:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения.

Оценивает по критериям:

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта;
  • характер общения и взаимопомощи;
  • эстетика оформления результатов проекта.

Демонстрируют:

  • понимание проблемы;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

  • рефлексию деятельности и результатов;
  • взаимооценку деятельности и её результативности.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • web-сайт ;
  • анализ данных социологического опроса ;
  • атлас, карта;
  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета, журнал ;
  • игра;
  • коллекция;
  • костюм;
  • модель;
  • музыкальное произведение;
  • мультимедийный продукт;
  • постановка;
  • праздник;
  • путеводитель;
  • справочник;
  • словарь;
  • сценарий;
  • учебное пособие и т.д.

Критерии оценивания проектных работ учащихся.

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         

4.    Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

   Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:


  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

  5. Активизация познавательных интересов учащихся.

  6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

  7. Предоставление каждому возможности самореализации.

  8. Развитие творческих способностей учащихся.

  9. Вовлечение всех учащихся в коллективную  мыследеятельность.

  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

  12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.


 Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

  В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

Литература:

1.Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. – Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2013.

2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2008.

3.Русский язык. 6 -11классы. Проектная деятельность учащихся. Составитель Г.В.Цветкова. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.

4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Зачем нужно учиться? Ответ на этот «д...

Метод учебного проекта в начальной школе (доклад)

Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и у...

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов в современной школе рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, лично...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Эта статья о том, что метод учебных проектов  в настоящее время имеет место быть, и даже берет преимущество в практической деятельности ученика и учителя. Метод способствует социализации школьник...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Статья о значимой роли научных проектов как для учеников так и для учителей, которая помогант в воспитании, и открывает глаза на многие проблемы общества....