Развитие творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по родному языку и литературе
статья по теме

Иванова Ирина Васильевна

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни- все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poslanii_prezidenta_rf_d.docx125.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»,- писал французский писатель   Анри Барбюс.

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни- все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы:  формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.  Я считаю, что главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание  личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 Но меня волнует одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к  родному языку и литературе.  Поэтому  проблема развития творческих способностей учащихся на своём родном языке  является одной  из  наиболее актуальных.   Я считаю, что  основным делом учителя чувашского языка становится – развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения ребят к родному чувашскому языку. В связи с этим мне хочется вспомнить слова Г.Н.Волкова: «Я точно знаю, что я стал тем, кем я стал, в первую очередь благодаря родному языку»,– писал в своих трудах чувашский академик. Он же говорил, что: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет личности, без личности – нет народа».  Роль и возможности учебных предметов, преподаваемых мною, огромны в решении вышеуказанной задачи.  В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения,  кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать свои способности.  Взаимодействуя  с педагогами и специалистами  районного дома творчества и  республиканского центра внешкольной работы  «Эткер», с директором районного   истрико-краеведческого   музея  Цыфаркиным В.Е.,  с специалистами Урмарского райвоенкомата, с модельной библиотекой деревни Большое Яниково и посёлка Урмары,  с корреспондентами районной газеты «Хĕрлĕ ялав», с учителями  различных предметов я стала использовать разные методы и формы для развития творческой активности учащихся. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. В связи с этим учащихся активно вовлекаю в проектную и исследовательскую деятельность.

Немаловажным свидетельством развития творческих способностей учащихся является участие школьников в творческих, научно-исследовательских конкурсах и конференциях, потому что в ходе работы  школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.

 В последние три года на  конференции-фестивале творчества  обучающихся «Ексельсиор» районного этапа мои ученики   представили свои исследовательские работы «Яков Ухсай- çĕр ĕç юрăçи»(2012г.), «Мĕн тери  хитре тĕнче» (2013г.) и становились победителями. Так же учащиеся ежегодно  принимают участие в конкурсе исследовательских мультимедийных работ «Искорка дружбы». Работы Руссковой Галины «Çĕнтерÿçĕсем манăçмаççĕ» (2011г.), Ивановой Юлии «Чăвашсен çут çанталăка упрас  ыйтăва  тапратнă чăваш çыравçисем, вĕсен хайлавĕсем» (2013 г.) отмечены грамотами  за 2 место. Кадеты Васильев Дмитрий с работой «В поисках своих корней», Александрова Екатерина «Живые страницы истории» успешно выступили  в конкурсе  социальных и проектных работ кадетских классов  «Горизонты грядущего».  В 2011 году Русскова  Галина представляла свою исследовательскую работу «Цена победы»   на региональный этап конкурса исторических  исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории», отмечена дипломом 3 степени. Дипломом лауреата в номинации «Исследовательские работы» на лучшее знание государственной символики России и Чувашии за работу «Символика нашей страны» отмечена Васильева Мария (2012г.).  В районном этапе  сочинений-исследований «Сталинградская битва: хроника, факты, люди», посвященном 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск  в Сталинградской битве   работа  Николаевой Кристины  «Боевой путь солдата» награждена грамотой.  С исследовательскими  работами учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции. Была отмечена грамотой  работа Ивановой Юлии «Çăкăр сăмахăн этимологийĕ» (2012 г.).

Большую помощь в  развитии творческой и познавательной активности учащихся оказывают конкурсы разного уровня:

-районный «Я здоровым быть хочу», «Ради жизни на земле», «Саккунпа йĕрке хуралĕнче», «Илемлĕ вулакансен конкурсĕ»;

-республиканские «Конкурс фантастических рассказов и стихов», «Сенкер инçет», «Букварьтен илемлĕ литературăна çити»;

-всероссийский «Чувашская ласточка!»- Языкознание для всех!»; «Красота доброго сердца».

 Что дает участие в конкурсе ученику?

Во-первых, учащиеся  смогут  проверить свои знания и реализовать свой творческий потенциал.

Во-вторых,  ребёнок испытывает  к себе уважение за свой труд, радость от умения творить, гордость победы.

В-третьих, они  получат  Свидетельство участника конкурса! А если очень постараются, их награждают  Дипломом призера или лауреата.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения. Стремление и старание учащихся дают свои плоды, это можно увидеть в таблице результативности за 2011-2013 у.г.

Год        

Ф.И.участника

Где и чем принимал

Уровень участия

Место

2011г.

Иванова Юлия

«Чувашская ласточка!» -Языкознание для всех!»

всероссийский

1 место в России

2011г

Иванова Юлия

Конкурс стихов, рассказов, сочинений, посвщённый 20-летию МЧС России

региональный

2 место

2011 г.

Викторова Анастасия

Конкурс «Букварьтен илемлĕ литературăна çити» . Газета «Тантăш»

региональный

3 место

2011 г.

Ванеркина Вероника

Викторова Анастасия

Конкурс знатоков грамматики чувашского языка «Çамрăк ăсчах»

региональный

2 финалис

та во вто-

рой тур

2011 г.

Иванова Юлия

К-с стихов «Я здоровым быть хочу». МБОУДОД «Дом детского творчества»

районный

1 место

2012г.

Иванова Юлия

Русскова Галина

К-с патриотических стихов «Ради жизни на земле». МБОУДОД «Дом детского творчества»

районный

1 место

1 место

2012г.

Иванова Ольга

Иванова Юлия

Конкурс сочинений, расска

зов,  стихов «Саккунпа

 йĕрке хуралĕнче». Отдел образования и молодёжной политики и газета «Хĕрлĕ ялав»

районный

3 место

2 место

2012 г.

Иванова Юлия

Викторина-конкурс «Человек из  легенды», посвященная 125 летию В.Чапаева,  Цен-

тральная городская библио-

тека имени Маяковского

региональный

Диплом

2012г.

Иванова Юлия

Конкурс сочинений «Унылая пора! Очей очарованья!». Центр развития мышления и интеллекта

всероссийский

Диплом 1 степени

2012г.

Иванова Юлия

Конкурс стихотворений «Я здоровым быть хочу». МБОУДОД «Дом детского творчества»

районный

1 место

2012г.

Иванова Юлия

Творческий конкурс, посвящённый 120-летию со дня рождения классика чувашской музыки и литературы Ф.Павлова.  «Центр внешкольной работы «Эткер»

республиканский

сертификат

2012г.

Кузьмина Анжелика

2 Международный детский творческий конкурс «Сказки красивого сердца». «Центр внешкольной работы «Эткер»

республиканский

3 место

2012г.

Иванова Юлия

Конкурс фантастических рассказов и стихов « Ăраскал çăлтăрĕ». Чăваш халăх сайчĕ

республиканский

сертификат

2012г.

Русскова Галина

Конкурс лит-но-творческих работ «В слове Мы сто тысяч Я», посвящённый Междуна

родному дню толерантности.

Библиотека им. В.Маяковско-

го

республиканский

грамота

2013г.

Иванова Юлия

К-с патриотических стихов «Ради жизни на земле». МБОУДОД «Дом детского творчества»

районный

1 место

2013г.

Мочалова Екатерина

Конкурс чтецов. Отдел образования и молодёжной политики

районный

2 место

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная и сельская  библиотека являются проводником книжной культуры среди учащихся.  Меня  как педагога волнует   проблема упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения.

название нпк и конкурсов

Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете, более высокий уровень системности знания. Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься последние 3 года.

    Учащиеся средних и старших  классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на муниципальном, республиканском уровнях. Так, в 2011 году Калеева Мария (11кл) представляла свою исследовательскую работу на Всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность», отмечена дипломом II степени. Она же защищала исследовательскую работу «Что я оставлю людям? Чем одарю их, уходя?» на конкурсе исследовательских работ  «Навеки вместе», награждена Дипломом Победителя, отмечена дипломом Победителя Международного фестиваля детского и юношеского творчества «Звёзды нового века» в номинации «Гуманитарные науки» за работу «Отрадненская школа в годы войны, 1941-1945гг» (2011г).

.

Содержание учебного материала урочных и внеурочных занятий по чувашскому языку, литературе направлено на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Являясь учителем родного языка, литературы я чувствую свою ответственность и строю процесс обучения и воспитания на основе включения обучающихся в родную этнокультурную среду, приобщения их к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В этом мне помогает богатый материал школьного этнографического музея, созданного в 2000 году, руководителем которого являюсь со дня открытия.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.  

     

.

2.Тема исследования «Духовная проза Н.В.Гоголя» на элективном курсе  вызвала большой интерес у ребят. Учебная цель которого,  выявить уровень владения материалом, умения обобщать и структурировать информацию, интегрировать знания. Ученики, опираясь на знания, полученные из различных источников,  должны создать схематическую или образную модель понятия «Духовная проза Н.В.Гоголя». Продукт:  модель карты мыследеятельности. (Приложение) 

                     

На научно-практической конференции мои ученики представляют  свои исследовательские работы по темам:   «Я голос ваш, жар вашего дыханья» (по лирике М.И.Цветаевой), или «Мир народнопоэтических, православных образов в поэзии С.А.Есенина», « Мелодией одной звучит печаль и радость» (по поэзии А.А.Ахматовой). Работа «Критические заметки о современной малой прозе  в журнале «Новый мир»   была оценена дипломом 1 степени на лицейской НПК. Среди  педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Актуальность данной технологии особенно возрастает  в последнее время, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях. 

В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся

.  Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы. Как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству? На основе этого я ставлю перед собой следующие задачи обучения:

Формирование  национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире, реализую и через внеурочная деятельность , проведение праздничных мероприятий, кружки, факультативы, выставки, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяю в школе для повышения творческого потенциала детей.

       Выполнение исследования в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт, формирует лингвистическую компетентность, способствует развитию творческих способностей ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам"

В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения...

Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам

Методическая разработка, которая знакомит с приемами поддержания и развития интереса учащихся младших классов при обучении иностранным языкам....

Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку

Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подраст...

Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...

Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»

Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности по предметам : русский язык, литература, МХК....

Педагогический конкурс: «Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» 2016

Материал данной работы указывает на большую роль внеурочной деятельности в повышении познавательной активности учащихся....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Данная  статья  отражает  опыт работы  учителя русского языка  и  литературы по развитию  творческих  способностей  учащихся  через  внеклассную...