Развитие интеллектуальной одаренности в процессе изучения математики
статья по теме

Развитие интеллектуальной  одаренности в процессе изучения математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной одаренности в процессе обучения математике

Емельянова С.С. учитель математики

Автор рассказывает о развитии интеллектуальной одаренности в процессе обучения математике с помощью современных технологий на уроках и во внеурочной работе. Наиболее полно определять и развивать интеллектуальную одаренность и творческие способности позволяет приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТ. Приводится пример практико-ориентированного проекта  «О вреде курения математическим языком».

   Проблема «детской одаренности» является актуальной в современных условиях.
        
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждое общеобразовательное учреждение должно выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации. Одаренные дети – будущее России.
         
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
        Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
 В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости.
         
Существует значительное разнообразие видов одаренности, в их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
          Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
 любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, часто нетрадиционно; устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); хорошая память, развитая речь, высокий интерес к необычному, новому; высокая обучаемость,  оригинальность суждений; стремление к самостоятельности.
           Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
          Высокая обучаемость или успешность обучения  связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
            Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую практико-ориентированные задачи, творческие задания, исторические материалы.

Например, практико-ориентированная задача : «Курящие дети сокращают свою жизнь в среднем на 15%, что составляет 9,9 года. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей» была составлена  ученицей 6 класса  в рамках проекта «О курении математическим языком».  К творческим заданиям можно отнести  составление  кроссвордов по различным темам;  выполнение презентаций: «Пифагор о числах», «Как решить неполные квадратные уравнения», «Зачем нужна математика», «Движение в природе» и др., сообщения о математиках, их открытиях, интересных задачах и фактах.

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Провожу интегрированные уроки: математика  и  экология, математика и информатика,  математика и биология.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводятся  предметные недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Аукцион знаний», «КВН», «Брейн-ринг», конкурс математических газет, «Умники и умницы»,  «Поле чудес» и др. Ежегодно проводятся Дни Науки, охватывающие учащихся всех классов. На школьные и городские конференции  представляются различные  исследовательские работы, проекты, например,  «Числа правят миром», «Квадратные уравнения: просто, сложно, интересно», «Проценты в жизни и математике», «Меры длины: история и современность».

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты на математических кружках, элективных курсах.  Желающие участвуют в заочных Всероссийских олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру». 

Наиболее полно определять и развивать интеллектуальную одаренность и творческие способности позволяет приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием ИКТ.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: 
1) создать собственную технологию; 
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников. 
Оптимальным  для  меня представился  второй  путь,  и над  этим  я работаю. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить в своей деятельности.

Подробнее остановлюсь на  практико-ориентированном проекте  «О вреде курения математическим языком».

Проект – это «пять П». 

1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Проблемой  для человечества  является пагубная привычка – курение. В России по последним данным курят 75% мужчин и 21% женщин. Но эти данные, возможно не совсем точны, так как многие скрывают наличие этой пагубной привычки. Табак  является одним из самых  опасных наркотиков, так как именно он вызывают огромное число заболевании у людей (рак, воспаление легких). Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Попытаемся найти ответ  на  вопрос «Курить или быть здоровым?» математическим языком: в цифрах и задачах,  решая задачи на вычисление процентов.

         2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта был выработан план совместных действий,  создан банк идей и предложений. На протяжении всей работы я помогала в постановке цели, корректировала  работу. Участников проекта я разбила на группы по3-4 человека. В каждой группе  распределились роли:  например, генератор  идей,  презентатор, дизайнер,  энциклопедист, секретарь и др.  Руководителями группы, как правило,   выступили одаренные,  талантливые дети.

3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Учащиеся нашли информацию о вреде курения, как курение влияет на сердце, лёгкие, рот, кожу, память, успеваемость. Нашли с моей помощью задачи, некоторые составили сами и, конечно, решили их: одни - на уроках, другие – на дополнительных занятиях. Вот некоторые из них:

Задача 1: Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.

        Задача 2. Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Задача 3. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

Задача 4. Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Задача 5. При проверке состояния  здоровья  20 учащихся школы со стажем курения 3 – 5 лет, обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

Задача 6.   Курящие дети сокращают свою жизнь в среднем на 15%, что составляет 9,9 года. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей.

Задача 7.  Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама;

в) курят оба.

Ответ округлите до единиц.

Задача 8. Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривая одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 руб., а ежемесячная зарплата 10000 руб. Ответ округлите до десятых.

Задача 9: В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя; а полоний - от количества окиси углерода.

Задача 10. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

          4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрали посильные технологии для создания своей работы на компьютере.  Получились разные продукты, например, более успешные  дети сделали памятку по методам решения задач на проценты, сборник задач, небольшие доклады, мультимедийные продукты: «Болезни курильщика», «Я не курю, он курит», «Спорт и курение», «Красота и курение», «Куда уходят деньги» и др.  

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе защиты самого проекта, которая проводилась в форме  презентации. При защите учащиеся демонстрировали и комментировали глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняли полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Однозначно все выбрали верный ответ – не курить, а если будут все здоровы, то можно  серьезно заниматься математикой: находить, решать и придумывать новые практико-ориентированные задачи по другим проблемам. Оценивался каждый проект всеми участниками занятий.

В заключение я провела  рефлексию. Предлагались следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарила учеников и обязательно их наградила, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта поставила оценку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой была "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Метод проектов разрушает школьную рутину.  Мотивация обучения учащихся: 
- интерес к предмету – 95%; 
- к практическому материалу – 86%; 
- к области знаний (шире школьного курса) – 40%; 
-желание общаться с педагогом по предмету – 95,7,%.

Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».

 «Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, талант. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его интеллектуальных способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

Источники:   
1.
Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
2. Леман И., Увлекательная математика. Пер.с нем.– М.: Знание, 1985.-272с.
3. Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.- М.-1986

4. Приложение к газете «Первое сентября» «Математика», 2000

5. http://festival.1september.ru  
6. Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. – М., "Лайда”, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики

Для проверки знаний , умений и навыков учащихся по предмету....

Развитие одарённости в процессе изучения географии в 6 классе

Проблеме изучения понятий «способность» и «одаренность» посвящено множество исследований в области психологии, педагогики и методики обучения математике. Значительный вклад в развитие данной теории вн...

«Развитие личности в процессе изучения математики»

« Введение технологии развивающего обучения и индивидуального подхода в развитии личности школьника». Считаю, что данная проблема является одной из актуальных проблем, так как в ее основе лежит ...

Духовно – нравственное развитие личности в процессе изучения истории.

Статья опубликована в журнале "Одарённый ребёнок" №3, 2011 год. Москва....

ПРОЕКТ «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что не...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики"

В докладе дается представление о развитии творческих способностей и решении нестандартных задач....

Эстетическое развитие обучающихся в процессе изучения математики

Актуальность выбранной темы вижу в том, что выпускники наших школ должны быть вооружены основами объективного мировоззрения, опирающегося на прочную интеллектуальную основу, которая, прежде всего, зав...