Конспект урока по этике 5 класс.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Москвина Ирина Евгеньевна

План - конспект урока по этике для 5 класса по теме "Нравственные качества любимых героев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nravstvennye_kachestva_lyubimykh_geroev.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по этике 5 класс

Тема урока: «Нравственные качества любимых героев».

  Подготовила Учитель этики 1 квалификационной категории Москвина Ирина Евгеньевна  МБОУ СОШ №1

Г.Гороховец Владимирской области

Цель урока: формирование потребности в развитии и воспитании нравственных качеств у учащихся.

Задачи урока: • выработать представление о том, кто такой герой, какими

                           нравственными качествами он обладает;

                         • учить оценивать поведение героя с точки зрения моральных норм;

                         • помочь учащимся осознать, что нравственные качества каждый

                           человек способен воспитывать в себе сам;

                         • учить грамотно и обоснованно излагать свои мысли,

                           совершенствовать навыки общения;

                         • заинтересовать новыми книгами и желанием их прочесть.

  Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.

Проверка готовности к уроку; проверка отсутствующих на уроке.

Определение темы  и задач урока.

«Человек строит себя сам.

Он всегда учится всю жизнь у всех».

   -Ребята, можете вы поспорить с этим выражением  или вы с ним полностью согласны?

 Мозговой штурм.

 - Давайте сначала попробуем понять, кто такой герой. (Ответы детей).

 

- Л. Н. Толстой сказал: «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее – это …». 

Как вы понимаете, у этой фразы есть продолжение,   и я не случайно его вам сразу не сказала. Попробуйте сами определить о чём, по вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке.        ( Дети высказывают  свои предположения.)

-  Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на вопрос:  какими качествами должен обладать герой, чтобы стать любимым?

Тема нашего урока: «Нравственные качества любимых героев».

  Основная часть.

1). - К этому уроку вы все готовили домашнее задание. Ребята, напомните, пожалуйста, каким оно было?  

 Подобрать по одному герою каких либо произведений по принципу:  альтруист  и эгоист. Объяснить свой выбор.

Обсуждение выполненных работ (выборочно)

 - Скажите,  вы могли бы назвать этих героев любимыми, почему?

 - Какими качествами обладает твой любимый герой?

   

Учитель: -  А сейчас вам предстоит встреча с героями которые, я надаюсь, всеми вами любимыми.

 добрая, отзывчивая,  всегда спешит на помощь своим друзьям,  справедливая Гермиона  Грейнджер из книги  Дж. К. Ролинг  «Гарри Поттер»;

 ▫  любознательная девочка Алиса из книги Л. Кэрролл « Алиса в стране чудес»;

 ▫  смелый, не растерялся в сложной ситуации мальчик Васютка из повести Виктора Астафьева «Васюткино озеро»; 

▫  веселая рыжая девочка с богатой фантазией, добрая, старается не унывать в трудной ситуации, наоборот , ищет выход из неё, помогает друзьям Пеппи Длинный чулок - героиня серии книг Астрид Линдгрен;

3). Рассказ учителя о своём любимом герое.

 - Ребята, я тоже хотела бы рассказать вам о своём герое.  Когда мне было столько же лет, как вам сейчас, в мои руки попала книга с очень непростым названием, которое меня заинтересовало. Эта книга называлась  « Повесть о настоящем человеке». Написал её  Борис Полевой.  «Повесть о настоящем человеке»- потрясающий документальный рассказ о  подвиге героя  Великой Отечественной войны Алексея Мересьева, летчика, сбитого в бою.  Раненый, обмороженный, он сумел добраться до своих, а после ампутации ног  нашел в себе силы не только вернуться к полноценной жизни, но и снова сесть за штурвал истребителя и сражаться с фашистскими захватчиками.

В его образе Борис Полевой сумел воплотить настоящий русский характер - характер человека, не отступающего перед трудностями, способного проявить огромное мужество - и при этом не утратившего ни доброты, ни силы духа, ни веры в лучшее.

С тех пор, когда мне очень трудно, я говорю себе, что нельзя сдаваться, что нужно идти вперёд, преодолевая все трудности.  Я советую вам прочесть этот рассказ и уверена, что он вам тоже понравится.

4).  Беседа. Определение нравственности.

Учитель: -  Обобщим основные качества, за которые мы полюбили  наших  героев.

Учитель: - Как называются качества, которые мы перечислили? ( Они называются нравственными).

Учитель: - Что такое нравственность? ( Нравственность – это проявление добра, милосердия, честность, справедливость и т. д.)

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.  ( Этические нормы правильного поведения, определяемые этими качествами).

Учитель:  - А теперь давайте вернёмся к фразе Л. Н. Толстого и узнаем, как эта фраза звучит целиком. «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее – это борьба за мощь, за изобилие, за счастье народа».

 А народ  - это и есть каждый из нас.

  - Можем ли мы сказать, что высказывание Л. Н. Толстого является синонимом по отношению к выводу, который мы с вами сделали?

Учитель:  -  Это значит, что вы, ребята, были на правильном пути при   выборе своего любимого героя.  Умеете отличить добро от зла, положительные качества от отрицательных,  качества, к которым каждый  из нас стремится приблизиться  или от которых хочет избавиться. Мы понимаем, что где добро, там и тепло. Но не то тепло, которое исходит от огня, а то, что исходит от души человека.

«Только разум, наука, воля, совесть возвышают. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец». (Абай Кунанбаев)

Работа с текстом   учебник стр. 97 «В маленьком городе в тихий субботний вечер».

Практическая работа  учебник  стр.101 Задание №2

 

Подведение итогов.

 - О чём мы говорили сегодня на уроке?

 -  Какой вывод вы для себя сделали?

 - Мне очень хотелось бы, ребята, чтоб вы всегда придерживались золотого правила общения: «Никогда не желайте и не делайте другому того, чего не хотели бы себе».  Воспитывайте в себе нравственные качества, которыми обладают ваши любимые герои.   Воспитывайте в себе настоящего человека, героя,  помните, что «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке!»«Человек строит себя сам. Он всегда учиться всю жизнь у всех».

                            Домашнее задание

• Найти пословицы и поговорки о таких качествах личности, как воля и долг.

                                         Рефлексия.- Наш урок подошёл к концу. Давайте оформим «дерево настроения». Зелёные листья обозначают, что настроение улучшилось, жёлтые – осталось прежним, красные – стало хуже.

                             Анализ урока

Предмет:  этика, 5 класс

Тема урока: «Нравственные качества любимых героев».

Данный урок является уроком закрепления ранее изученного  материала. При планировании урока были учтены индивидуальные возрастные особенности класса. Тип урока комбинированный.  Выбор структуры и типа урока обосновывается содержанием урока в соответствии с требованием учебной программы. Выбор содержания, форм и методов обучения обосновывался формулировкой дидактической цели.

 На уроке были созданы: ситуация комфортности учащихся (темп и ритм урока, атмосфера доброжелательности уважения);так же условия для предупреждения утомляемости (применение наглядных пособий, чередование видов деятельности).

Цель урока: формирование потребности в развитии и воспитании нравственных качеств у учащихся.

Задачи урока: • выработать представление о том, кто такой герой, какими

                           нравственными качествами он обладает;

                         • учить оценивать поведение героя с точки зрения моральных норм;

                         • помочь учащимся осознать, что нравственные качества каждый

                           человек способен воспитывать в себе сам;

                         • учить грамотно и обоснованно излагать свои мысли,

                           совершенствовать навыки общения;

                         • заинтересовать новыми книгами и желанием их прочесть.

Выбор данных задач обосновывался спецификой предмета и требованиями образовательного стандарта.

 Итогам урока: с классом был установлен контакт, налажена доброжелательная и работоспособная обстановка.

Задачи урока были реализованы, цель достигнута, удалось добиться желаемого результата.