Конспект урока по СБО "Заварим чай"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Брагина Светлана Анатольевна

Конспект урока по СБО в 6 классе. История чая, правила заваривания чая, виды чая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zav._chay_2.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заварим чай»

Цель:

- познакомить учащихся со  способами   заваривания чая , алгоритмом приготовления чайного напитка; способах безопасной работы с горячей посудой и жидкостью, электронагревательными приборами.

- корригировать внимание учащихся, развивать устную речь, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

   нравственные качества личности, такие как гостеприимство, трудолюбие, прививать уважение к национальной культуре; воспитывать самостоятельность.

Оборудование:

чайник для заварки,  заварка, чайник для кипятка, чайные  ложечки, салфетка, фартуки, косынки, скатерть  , чайные пары.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация опорных знаний

 Был листок зеленым – 
Черным стал, томленым, 
Был листочек зубчатым – 
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине – 
Стал он в магазине. (Чай)

 Заливаем кипятком,

 Пьем с лимоном, сахарком!

 Как вы думаете, что спрятано у меня на столе под салфеткой?

- Правильно, ребята! Это чай!  

  1. Сообщение нового материала 

- Сегодня на уроке вы узнаете историю чая, и будете учиться заваривать чай,

узнаете о полезных и вредных свойствах  чая, о том, когда, где и при каких условиях стали впервые употреблять чай, познакомитесь с рецептами заваривания чая, отгадаем загадки и конечно попьём чая!

  Вот уже  5 тысяч лет люди пьют чай. Но почему именно его, ведь на земле существует множество других растений ? И вообще, много ли мы знаем о напитке, который потребляем  каждый день?

  Родиной чая считается Китай. Связывают это с именем мифического Государя Солнца Янь - Ди. Легенда  рассказывает , что однажды он велел вскипятить воду. Несколько листиков, случайно занесенных ветром, придали воде удивительный привкус, который восхитил императора. И он приказал ввести этот напиток по всей стране. Считалось, что чай  усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость и не позволяет поселиться  лености.  

  В настоящее время чай возделывается в более чем 30 странах мира . В России его первыми попробовали жители Сибири.

  Чайный куст – неприхотлив . Растет он на каменистой почве, выносит тропическую жару и долгую  снежную зиму с морозами до  - 20 градусов . Куст долго живет 100 и более лет.

  Путь чая от плантации до упаковки не прост. Под палящим солнцем сборщикам приходится работать долгие часы , ведь чтобы собрать один килограмм  чая, надо сорвать 5-10 тысяч листиков! Срывать можно не все листочки, а только первые два- три  самых молодых листика, а также еще распустившуюся почку. Верхушка побега – является самой ценной .  Такой чай является чаем высшего сорта.

  Чай считается полезным напитком, в нем содержится много важных для человеческого организма веществ. Чай         восстанавливает нервную систему. В нем содержится больше кофеина, чем в кофе, но чай мягче действует на сердце. Чай содержит различные минеральные вещества , витамины А, В1 , В2, К и т.д.

  Пить несвежий чай нельзя , так как заваренные листья через некоторое время выделяют ядовитые вещества . Восточная пословица гласит « Свежий чай подобен бальзаму, а чай оставленный на ночь, подобен змее».

Пить чай рекомендуется медленно , маленькими глоточками .

Чай заваривать – искусство

4. Ознакомление с правильным приемом работы

-А теперь я буду заваривать чай в заварочном чайнике, (в нем заваривают чай). Он может быть фарфоровый, стеклянный, фаянсовый.

Показ учителя правильной последовательности заваривания чая, с  проговариванием порядка действий и пояснением.

Для приготовления напитка чая необходимо: сухой чай, заварочный чайник и кипящая вода.

           Готовят чай непосредственно перед употреблением, тогда он будет полезнее и вкуснее.

Вода для заваривания чая должна быть свежекипяченой, Чай заваривают в заварочном чайнике. Перед заваркой его нужно прогреть – ополоснуть два-три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая (1 - 2 ч.л.) и сразу залить его кипятком на 1/3 объема чайника. (Демонстрация, объяснение сколько это:1/3). Замечу, что в чайной ложке содержится 2,5 г сухого чая.

Чайник надо накрыть крышкой, а сверху тканевой салфеткой, чтобы она закрывала отверстие в крышке и носике чайника. Это делается для того, чтобы не терялись летучие ароматические масла. Настаивать чай 5 мин, а потом долить чайник кипятком до нормы и разлить в чашки. Температура чая при подаче должна быть не ниже 75˚ С. В чае не должно быть чаинок. Заваренный чай нельзя кипятить или держать на горячей плите, а также оставлять надолго – он потеряет свой аромат.

    Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником. Отдельно подают сахар, лимон, нарезанный тонкими кружочками, варенье, мед, в молочнике – горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай, он теряет свою терпкость.

-Где хранят чай? В чайнице - это специальная посуда для хранения чая, с плотно закрывающейся крышкой, чтобы посторонние запахи и влага не впитались в чай и не испортили его вкус.

- Почему чай хранят вдали от продуктов с резким запахом?

Давайте вместе составим последовательность заваривания чая.

5. Составление плана работы и заваривание чая

На доске карточки, на которых написаны операции по завариванию чая. Задача – собрать карточки в той последовательности, в какой должны выполняться эти операции:

  • Вскипятить воду
  • Сполоснуть чайник горячей водой.
  • Насыпать две (2) чайные ложки чая в заварочный чайник.
  • Залить кипятком на одну треть (1\3) чайника.
  • Накрыть чайник салфеткой и дать настояться 3-5 минут.
  • Долить в чайник кипяток.
  • Налить чай в чашку

Требования к качеству: чай должен быть прозрачным, без чаинок, ароматным, иметь красивый красновато-коричневый цвет.

Каждому раздать рецепт приготовления чая.

 6.    Практическая работа:

Повторим правила безопасной работы с кипятком. Санитарно - гигиенические требования при работе на кухне.

-Давайте разделимся на группы и заварим два разных вида чая – черный и зеленый, а затем сравним их.

- Я назначаю бригадиров (по числу столов, чайников), которые будут контролировать правильность действий одноклассников.

На этом этапе учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению чая. Каждый получает технологическую карту( рецепт) , продукты и начинает заваривать чай.

- Последовательность действий.

- С чего начать?

- Дальнейшие действия…

- Сколько сухого чая надо насыпать?

- Сколько воды налить?

Пока чай заваривается, мы сервируем стол для чая. Какую посуду используют? – чайную.

Какие приборы?

Подача чая к столу. Безопасные приемы труда при работе с горячей посудой и жидкостью.

-Давайте попробуем, какой получился чай - ароматный, крепкий, вкусный, бодрящий, тонизирующий. освежающий,…Чем отличаются ( по цвету, вкусу)..

  Во время чаепития учащиеся зачитывают пословицы о чае и разгадывают загадки (связанные с чаем). Какие пословицы и поговорки вы знаете о чае?  Послушайте шуточное стихотворение, я думаю, что с вами такое не случится.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

 Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

 Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

 На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

 А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

7.  Подведение итогов

-Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы?

Все молодцы, работали с удовольствием, старались.

-итак, что вы научились делать сегодня?

-Дома заварите чай так, как мы делали это на уроке.

 

 Ребята, основной рецепт заварки чая мы с вами уже знаем, но существуют ещё необычные рецепты заварки чая.                                    

 Молочный чай

Взять 1 столовую ложку сухой заварки чая, 1 чайную ложку мёда и залить 1 стаканом горячего молока, всё тщательно размешать.

Медовый чай

Взять 30 г. мёда и 30 г. молока, залить 1 стаканом крепкого чая, всё хорошо перемешать и охладить.

Чай из шиповника и изюма

Берут 1 столовую ложку чистого изюма и заливают её 0,5 л. воды, доводят до кипения, остужают, процеживают и добавляют настой шиповника.

Чай из малиновых веток

Молодые малиновые ветки высушивают. Берут 1 столовую ложку измельчённых веток и заливают 2 стаканами горячей воды, кипятят 3 минуты, затем немного настаивают.

- Ребята, а может быть, вы знаете необычные рецепты заварки чая? (Обмен мнениями).                                                                                                        

8. Оценка выполненной работы

9. Приведение в порядок рабочего места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...