Влияние сквернословия на психологическое состояние обучающегося
материал по теме

исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

XIV районная научно – практическая

конференция учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 98»

Исследовательская работа

«Влияние сквернословия на психологическое состояние ученика»

Филатов Владислав

МБОУ «ООШ №98», 9 класс

Руководитель:

Доманова Наталья Сергеевна

Учитель математики и физики

Новокузнецк - 2014

                         

Содержание:

1.Введение

2.Влияние сквернословия на психологическое состояние человека

3. История возникновения сквернословия

4.Сквернословие и здоровье

5. Результаты работы

6.Заключение

7. Список используемых ресурсов.

Цель исследования:

  • выявить влияние сквернословия на психологическое состояние учащихся

Задачи:

  • накопление информации, изучение и обобщение теоретического материала о сквернословии
  •   сбор и анализ сведений о брани, о влиянии её на организм человека, о борьбе с ней
  • анкетирование обучающихся,  проведение анализа результатов анкетирования.
  • проверить гипотезу о том, что нецензурная брань может негативно влиять на психологическое состояние подростка
  • создание буклета о вреде нецензурной брани и её профилактики (слайд 2)  

Объект исследования: ученики 7 – 9 классов

Предмет исследования: речь подростков

Методы исследования: анализ научных статей, анкетирование “Твоё отношение к сквернословию”, сравнительный анализ, составление диаграмм по результатам исследования

1.Введение.

Сегодня употребление нецензурной брани  стало нормальным явлением в нашей повседневной жизни. Эти слова употребляют не только взрослые, но и подростки. Матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, транспорта, порой в стенах учебных заведений, даже от  людей, власть имущих. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей со своими детьми. А это влечет за собой то, что некоторые слои общества на мате уже просто разговаривают. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. Действительно ли употребление подобных слов может повлечь за собой негативное влияние на весь организм человека и на его психологическое состояние? Ещё римский философ Сенека говорил: «Речь – это показатель ума» (слайд 3), так почему многие из подростков употребляют эти примитивные слова в своей речи? В своей  работе я постараюсь ответить на эти вопросы.

2.Влияние сквернословия на психологическое состояние человека

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. В Толковом словаре русского языка Ушакова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань»[1].

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». ( Слайд 4).

Проблема употребления бранных слов в подростковом  возрасте становится особенно острой, ведь употребление таких слов это проявление независимости, то есть символ взрослости глазами подростка. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. (Слайд 5). Многие подростки даже не догадываются, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. За грубостью они порой скрывают собственную уязвимость, считая, что таким образом она их защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. ( Слайд 6). Московский психолог Юлия Андросова считает, что «матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии» [2]. ( Слайд 7).

3. История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. ( Слайд 8). Протоирей Николай  Караичев  считает, что «этот контакт мог быть двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепые гримасы, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности позволить себе то - или иное гнусное поведение. То есть каждый из них пытается придать себе,  в глазах другого,  как можно больше скверности. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность к общению с ним.

Таким образом, мат являлся средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Его относят к инфернальной, то есть демонической, адской лексике. Через скверные слова человек сам отдает себя в руки беса, становится одержимым. Некоторые, наверное, знают, что избавиться от привычки матерной брани труднее, чем от курения.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие».[3]

Именно с этим связано влияние  сквернословия на человека. Современные люди, сами того не подозревая, при употреблении подобных слов  совершают тот дьявольский  ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Сначала  у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. (Слайд 9).

 Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

 Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

 В конце XVIII  нецензурная  брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

( Слайд 10). 

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим». (Слайд 11).

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумения ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). (Слайд 12).

4. Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. ( Слайды 13, 14). Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов, в зависимости от информации, с которой соприкасалась вода, в том числе и произносимых перед ней слов, меняется от безобразной, например, от слов "дурак" и "дьявол" до удивительно красивых: от слов "любовь" и "признательность". Получается, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Вода имеет способности воспринимать, запоминать и передавать информацию. Теперь вспомним, что тело человека на 80 % состоит из воды и все процессы в организме происходят в водной среде. И от структуры этой среды будет зависеть, здоров наш организм или болен.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи слов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения положительно влияют на  гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. ( Слайд 15). И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. (Слайд 16). Если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. ( Слайд 17).

5. Результаты работы:

Опрос проводился среди обучающихся 7 -9 классов. Количество опрошенных  – 87. Анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов. (Слайды 18 - 24).

Исходя из результатов данного исследования,  можно сделать следующий вывод:

1. Большинство опрошенных учеников (55%) редко употребляют в своей речи нецензурную брань.

2. 64% участников анкетирования могут заменить матерщину в своей речи нормальными словами.

3. Из опрошенных подростков 33 ученика используют сквернословие для эмоциональной окраски при разговоре, 29 для демонстрации агрессии.

4. Половина учащихся указала, что в их семьях при разговоре редко, но используются нецензурные слова.

5. 36 учеников на нецензурные слова в свой адрес ответят тем же.

6. Из опрошенных учеников 40 не ощущает дискомфорта после разговора с употреблением нецензурных слов, 23 ощущают агрессию, а 20 находятся в эмоционально подавленном состоянии.

6. Заключение.

Изучив теорию и проведя анкетирование среди учащихся, я частично подтвердил теорию, что сквернословие пагубно влияет на психологическое состояние подростков.  Как видно из результатов опроса, сквернословие представляет собой цепной процесс. Чтобы учащиеся поняли, какую угрозу таит в себе употребление нецензурных слов необходимо проводить с ними беседы на эту тему, аргументируя научными факторами о негативном влиянии  сквернословия на общее состояние человека. А так же рекомендую провести лекции, беседы с родителями о негативном влиянии этого вируса. В целях профилактики мной был создан и распространен в стенах школы буклет, в котором с научной точки зрения рассматривается эта проблема.

Давайте оградим себя и своё окружение от этого вируса. Наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

7. Список используемых ресурсов

[1]- http://tolkslovar.ru/s6160.html

[2]- http://skvernoslovie.narod.ru/staty/virus_skvernoslovia.html

[3] - http://uspenie-kamishin.prihod.ru/o_smertnykh_grekhakh/view/id/1147222

Список дополнительных материалов:

  1. http://www.sortym-shkola.ru/obrazovatelnaya-deyatelnost/socslugba/252-o-skvernoslovii.html 
  2. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Сквернословие_среди_подростков 
  3. http://kbrschool.org.ru/shkola/metodicheskij-kabinet/m-rabota/chto_takoe_skvernoslovie_i_otkuda_k_nam_prishli_brannyie_slova.html
  4. Т.Г Никитина, Мокиенко В.М «Русское сквернословие»//справочник -2007.

5.  Мото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

6.  Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - №    20.

7.  Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние сквернословия на здоровье человека"

Исследовательская работа хорошо показывает на пагубное влияние сквернословия....

Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление  детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...

«Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся».

Доклад на методическом объединении учителей....

Влияние цвета интерьера на психологическое состояние человека

В настоящее время люди большое внимание уделяют цвету комнат и интерьера этих комнат. Напрашивается вопрос: почему? Ответ нужно искать в психологии людей. Мы стараемся устроить свое жилье так, чтобы н...

Презентация "Влияние социальных сетей на психологическое состояние подростков"

Влияние интернета на психологическое состояние подростков....