Экологическое воспитание в ДОУ
материал по теме

Бутусова Галина Николаевна

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно  ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_dou_3_sentyabrya.docx112.61 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………..…………..3

  1. Экологическое воспитание в ДОУ…………………………………5
  1. Развитие дошкольников и его  психологические особенности…..5
  2. Экологическое воспитание дошкольников, его цели и задачи…...7
  3. Система по экологическому воспитанию дошкольников……..…9
  1. Воспитание осознанного отношения к природе у

дошкольников……………………………………………………………………17

  1. Роль природы для экологического воспитания дошкольников....17
  2. Знакомство дошкольников с природой………..………………….20
  3. Природная среда – один из факторов в экологическом

воспитании дошкольников………………………..……………………………24

  1. Использование деятельности разного вида для становления

осознанного отношения детей к природе…………..………………………….27

  1. Значение  экологических знаний для воспитания осознанного отношения к природе……………………………..……………………………….30

Заключение…………………………….………………………………….32

Глоссарий………………………………………………………………….34

Список использованных источников…………………..………………..37

Приложения……………………………………………………………….38

Введение

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно  ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

С позиции личностного развития детей экологическое воспитание будет значимым и  правильно организованным, если оно будет систематически осуществляться в учреждениях образования людьми, обладающими экологической культурой. Экологическое воспитание должно оказывать сильное влияние на чувства, ум, волю человека. Воспитывающее значение природы нельзя переоценить, поскольку общение с природой позитивно влияет на людей, делает их мягче, добрее, может будить в них лучшие чувства. В особенности большая роль природе принадлежит в воспитании детей.

Какие бы образовательные концепции воспитатель поддерживал, какие бы программы дошкольного воспитания не использовал, перед ним всегда должна стоять цель научения детей  бережному отношению к природе своей Родины, своего края.

Дети в дошкольном учреждении знакомятся с природой, с изменениями, которые происходят в ней в разные времена года. На основании приобретенных знаний могут формироваться следующие качества: любознательность, реалистическое постижение явлений природы, умение логически мыслить, наблюдать, бережно относиться к природе. Необходимо воспитывать любовь детей к природе. И в этом, в первую очередь может помочь уголок живой природы в детском саду, где могут содержаться животные и различные комнатные растения.

Обитатели уголка природы находятся перед детьми ежедневно, это делает работу воспитателя легче: под его прямым руководством дети систематически ухаживают за животными и растениями. В ходе ухаживания за ними дети приобретают представления о разнообразии животного и растительного мира на планете, о том, как развиваются и растут животные и растения, в каких условиях они нуждаются. Воспитатели должны учить детей сравнительному анализу: например, при сравнении животных, находить как сходства, так и различия между ними, общие и разные  черты у растений, помогать замечать различные особенности во внешнем виде, в поведении животных. При работе с комнатными растениями обращать внимание детей на красоту листьев и цветов, на то, что растения, которые находятся в группе,  аквариум, который хорошо содержится - украшают комнату. Это содействует формированию чувства прекрасного у детей.

Предметом работы являются формы конкретной работы по знакомству детей с природой.

Объектом исследования является экологизация образовательно - воспитательно деятельности воспитателей и детей в ДОУ.

Цель работы – на основании теоретического анализа показать возможные  формы работы по знакомству детей с природой.

Задачи:

1. Изучить основы экологического воспитания в ДОУ.

2. Рассмотреть порядок воспитания осознанного отношения к природе у дошкольников.

Практическую значимость курсовой работы определяет исследование проблем, методов, средств по организации экологического воспитания дошкольников при знакомстве с природой в ДОУ.

  1. Экологическое воспитание в ДОУ

  1. Развитие дошкольников и его психологические особенности

Человек контактирует с окружающей средой с детства. Именно в детстве должно быть  заложены начальные понятия по экологической культуре личности. Такой  процесс имеет в своей основе психологические особенности дошкольников. Среди них можно выделить самые важные -  повышенную эмоциональную  чувствительность, неготовность волевой и познавательной сфер. В отношениях с природой ребенком не отделяется его «Я» от всего окружающего мира, не различается граница между понятиями «человеческого» и «нечеловеческого»; у детей преобладающим является такой тип отношений, как познавательный (какими объекты бывают на вкус, на ощупь, а не любуется им), он для них более сильный, чем  эмоционально-чувственный и практически-действенный. Психологическими особенностями отношений дошкольников к природной окружающей среде определяется педагогическая стратегия формирования основных их понятий по экологической культуре [2, с. 26].

Познавательный интерес характеризует избирательную направленность на постижение явлений, предметов, событий окружающей среды, которая активизирует деятельность человека, психические процессы, его познавательные способности. Это такое влечение к знаниям, к независимой творческой работе, которым соединяется радость познания с побуждением человека к познанию ранее неизвестного, к пониманию, проверке, выяснению и усвоению их. В возрасте от 3 до 5 лет считается сензитивным периодом  развития познавательных потребностей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни любого человека. В этом возрастном периоде формируются основы личности ребенка, предпосылки умственного, физического, нравственного воспитания ребенка.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Наблюдения показывают, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием.

Необходимо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников может идти по двум основным линиям [10, с. 43]:

1. Постепенному обогащению опыта ребенка, насыщению такого опыта новыми сведениями и знаниями об окружающем мире, которым и вызывается познавательная активность дошкольника. Перед ребенком должно открываться как можно больше граней окружающей действительности, тогда будут расширяться его возможности по возникновению и закреплению постоянных познавательных горизонтов.

2. Развитию познавательных интересов: постепенному расширению и углублению познавательных интересов внутри какой-либо одной сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Характеристики познания представлены в Приложении А.

На протяжении детства дошкольники непосредственно включаются в овладение методами целенаправленного преобразования и познания мира путем освоения умений: постановкой цепи и планированием; прогнозированием возможного эффекта действия; контролем  выполнения действий; оценкой результатов, их коррекцией. К семи годам происходит формирование обобщенного представления о предметах, о пространстве и времени, процессах явлениях, и их свойствах, об основных воздействиях и существенных отношениях, о фигурах и числах, речи и языке. У ребёнка должно формироваться бережное и познавательное отношение к окружающему миру.

Таким образом, в пору дошкольного детства должно происходить рождение первичного азбучного образа окружающего мира, который будет совершенствоваться всю дальнейшую жизнь. Поэтому важным на данном возрастном этапе являются серьезные занятия по развитию познавательной сферы дошкольника. Познавательная сфера при этом рассматривается как сложное формирование, которым обеспечивается полноценное и нормальное интеллектуальное пребывание в окружающем мире.

  1. Экологическое воспитание дошкольников, его цели и задачи

Формулировкой целей и задач во многом определяется и содержание экологического образования. Как правильно отмечено известным специалистом в сферы экологического образования И.Д. Зверевым, до сегодняшнего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Этот вопрос является самым актуальным в экологическом образовании дошкольников (включая образование родителей, детей и педагогов). И.Д. Зверевым предлагается рассматривать вопросы экологического образования как «непрерывного процесса воспитания, обучения, развития личности, направленного на вырабатывание системы умений и знаний, ценностных ориентиров, нравственных, эстетических и этических отношений, которыми обеспечивается экологическая ответственность личности по сохранению и улучшению социоприродной среды» [4, с. 61].

Г.А. Ягодиным неоднократно указывалось, что экологическое образование имеет мировоззренческий характер. Им  «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов» [5, с. 112]. Он говорит, что экологическим образованием именуется образование человека, который, как гражданин Вселенной, способен жить счастливо и безопасно в будущем мире, при этом не подрывая основ жизни и развития последующих поколений людей.

Дошкольная педагогика также пока не имеет единого мнения о целях, задачах и терминах экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура».

Авторами программ, пособий предлагаются разные формулировки для определения целей и задач по экологическому воспитанию дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [9, с. 37].

Несколько отлична от формулировок данных авторов формулировка Т.В. Потаповой. Этот автор называет комплекс целей по образованию ребенка в отношении окружающей среды. Среди них она уделяет особое внимание развитию у ребенка уверенного отношения к среде обитания; элементарных знаний об отличиях живой и неживой природы и представлений о роли физического и умственного труда людей по преобразованию природы; элементарных навыков щадящего общения с природой, творениями человеческого ума и рук; формированию ценностных установок, которые необходимы для дальнейшего обучения этической ответственности и правам человека.

В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Следовательно, целями и задачами экологического образования чаще всего считается выработка экологического сознания, экологической культуры, мотивации поведения, любви к природе и бережного отношения к ней. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка (Приложение Б).

Таким образом, экологическое образование дошкольников - это непрерывное обучение, воспитание и развитие ребенка, направленные на выработку экологической культуры, которая может проявляться в положительном отношении к окружающему миру, к природе, ответственном отношении к здоровью и к окружающей среде, в соблюдении существующих моральных норм, в ценностных ориентациях.

  1. Система по экологическому воспитанию дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.

Фундаментом всей системы является теоретический блок, в котором раскрываются главные понятия и главные идеи экологии. Такой блок очень важен для специалистов, которые реализуют на практике развитие детей. Им обеспечиваются новые взгляды на природу, другое осмысление понятия окружающей среды, демонстрация взаимосвязанности всех природных компонентов и места человека в ней. Поэтому этот блок характеризуется как системообразующий - им функционально объединяются все остальные. Им  "пронизывается" и наполняется необходимым содержанием, обеспечивается осмысленность практического труда в дошкольном воспитании. Главными при этом становятся идеи восхождения жизни от одного организма и обстоятельств его бытия в биосфере - среде жизни планетарного сообщества, и еще ряд существенных понятий, таких например, как среда обитания, экосистема, живой организм, круговорот энергии и вещества в экосистеме. А также равновесие и его нарушение в экосистеме, цепи питания, экологические ниши и др. Очень важным для разработки состава экологического образования становится такое понятие, как морфофункциональная приспособленность организмов к среде обитания; им создается наглядная картина взаимосвязи всего живого со средой жизни, демонстрируется их соответствие, а также его отсутствие [4, с. 108].

Организм и среда - это ведущая идея биоэкологии, которая содержит три раздела - аутэкологию (экология отдельно взятого организма), демэкологию (экология популяционная), синэкологию (экология сообществ живых организмов). На основе теоретического блока строится дидактический - знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания.

Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой (Приложение В).

В начале девяностых годов прошлого века была разработана первая "Программа по экологическому воспитанию дошкольников", которую после доработки преобразовали в программу с названием "Юный эколог".

В нее включены две подпрограммы: по экологическому воспитанию дошкольников и повышению квалификации у дошкольных работников по экологическому воспитанию детей, при этом одновременно решается вопрос по выработке начальных экологических знаний у детей и взрослых, которые их воспитывают. Разделами программы охвачены объекты природы, которые могут быть рассмотрены либо сами по себе, либо как составные части среды обитания живых существ; а также жизнь животных и растении как  в сообществе, так и  в своей области обитания. Здесь же отведено место экологическим законам природы; люди рассматриваются в трех ракурсах: как живые существа, нуждающиеся в подходящих условиях, как пользователи природы и ее хранители.

Нужно специально подчеркнуть, что экологические знания, которые включены в программу, служат средством выработки у дошкольников сознательного отношения к природе. Оно должно иметь в своей основе эмоционально-чувственную основу, проявляемую ребенком в различных видах деятельности экологического содержания. Именно поэтому каждый раздел включает две позиции: "знания" и "отношение". Воспитатель дает детям знания и прослеживает, как они влияют на развитие их отношения к объектам растительного и животного мира, находящимся рядом [3, с. 135].

Реализацию программы формирования у дошкольников начальных знаний по  экологической культуре можно лишь при присутствии в их жизни эколого- пространственно- развивающей среды – то есть наличия в достаточном количестве животных и растений, которые должны быть помещены в экологически подходящие условия на территории дошкольного учреждения; специального "экологического пространства", которое может включать зимний сад, цветники, "птичьи столбы", экологические тропинки или "уголки нетронутой природы" прямо на участке и т.п.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалистами по дошкольному обучению методы обучения подразделяются на наглядные, словесные и практические. В понятие "педагогического метода" вкладывают более широкий смысл. Он необходим не только для обучения, но и для организации прочих видов деятельности, которыми взрослыми оказывается на дошкольника воспитательное воздействие. Вероятно, что трактовка, в которой  педагогический метод представляется как целенаправленная совместная деятельность, делает упор на теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Методы экологического воспитания характеризуются следующими принципиальными моментами [1, с. 96]:

1) учетом специфики экологического воспитания, базирующегося на биоэкологии с ее главным понятием о взаимосвязи организмов и среды;

2) подходом к любому виду общей деятельности как к педагогическому методу, с учетом того, что эта деятельность является насыщенной экологическим содержанием, она разрешает решать задачи по экологическому воспитанию детей; и должна быть систематической, регулярно повторяющейся; должна планироваться и организовываться воспитателем; нацеливаться на достижение результата в воспитательно-образовательном процессе;

3) одновременной постановке в деятельности педагога задач как воспитательных, так и образовательных, понимании их подчиненности в процессе экологического воспитания.

Осознанно-правильное отношение дошкольника к природе в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Практическим методом формируется необходимое отношение к объектам природы. Это происходит, например, во время ухода за животными. При этом наряду с практическим действием большое значение имеют сопутствующие пояснения, которые детям дает воспитатель. Слова должны дополнять действие - это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.

Воспитанию осознанно-правильных взглядов детей на природу должны способствовать также познавательные методы. Разнообразие явлений природы, которая окружает дошкольников, предоставляет воспитателю различные  условия по организации наблюдений. Педагогической целью при этом становится то, чтобы побуждать интерес, познавательную предприимчивость детей, выработать у них наблюдательность, умение и желание изучать окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. Действия взрослых должны быть направлены на организацию и планирование наблюдения, на разрешение воспитательно-образовательных задач, а интеллектуальные усилия дошкольников - на полноценное восприятие объекта, на получение и поиск необходимой информации. Такая схема совместной интеллектуальной деятельности приводит к тому, что наблюдение делается методом по экологическому воспитанию, при посредстве которого у детей взаимосвязанно происходит формирование круга экологических знаний полученных при наблюдении за объектами и вырабатывается отношение к ним. Наблюдением развиваются у детей различные оттенки отношения к природе: эстетические переживания, познавательный интерес, сочувствие. Потребности в  познании нового формируются благодаря неоднократным обращениям к объекту, которые сопровождаются комментариями взрослых о связях живых организмов со средой их обитания. На основании понимания этих взаимосвязей в жизни живых существ, обитающих в уголке природы, зависимость их самочувствия от тех условий, которые их окружают, у дошкольников возникает переживание, сочувствие, зачатки форм моральной ответственности, готовности помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение.

Зарождению эстетического взгляда на природу в процессе таких наблюдений может способствовать чувственное и детальное восприятие объектов, всех их сенсорных особенностей, к которым относятся форма, окраска, пропорции, размеры и др. Все объекты природы, когда они размещаются в благоприятных условиях для жизни, могут демонстрировать морфо-функциональную красоту - красоту строения и различных проявлений. При этом она всегда имеет свою ярко выраженную (видовую) специфику. Наблюдениями, специально посвященными красоте объекта, развиваются в детях способности видеть,  чувствовать гармонию цвета, линий, формы, пропорций, их функциональность и взаимосвязь у каждого растения и животного.

Для воспитания осознанно-правильных взглядов на природу посредством наблюдения большое значение принадлежит моделированию - ведению календарей природы, отражению в них итогов наблюдений. Воспитатель учит дошкольника самостоятельному заполнению страниц календаря, ориентировке в его параметрах, правильному использованию соответствующей символики. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Тяга, возникающая у дошкольников к процессам наблюдения и моделирования его результатов является познавательным отношением к природе и интересом к учебным занятиям одновременно, что является очень важным для личности дошкольника перед его поступлением в школу. Для того, чтобы реализовать систему экологического развития детей очень важны управленческие составляющие этого процесса. Администрация ДОУ, представленная заведующей, старшим воспитателем, экологом обязана концентрировать свое внимание в трех направлениях. Это поддержание в педагогическом коллективе заинтересованности в такой области работы; создание и использование в педагогической работе развивающей экологической среды учреждения; проведения систематических мероприятий, которые обеспечат развитие основ профессиональных экологических знаний у воспитателей и специалистов всех групп [8, с. 156].

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Сознательный характер отношений при этом может проявляться в том, что дети может быть самими объяснена ситуация или поняты объяснения взрослых. Дошкольники могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления сознательного отношения к природе может сопровождаться установленными формами в поведении ребенка, а они являются критерием оценок уровня экологической воспитанности ребенка. К ним можно отнести самостоятельное наблюдение, проведение опытов, различные вопросы, склонность к рассказам о впечатлениях и переживаниях, обсуждение их, воплощение в разной деятельности (игра, создание изопродукции, уход за растениями и животными). Воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия [6, с. 82]:

1. Выдавать детям систематически экологические знания; учить их любить природу, жизнь, себя, людей, учить активному познанию мира, в который они пришли.

2. Вырабатывать у дошкольников систему азбучных знаний о явлениях и предметах природы, т.е. постигать сами явления и предметы в природе, отношения и связи, которые существуют между ними.

3.Формировать моральные чувства, развивать моральное сознание, осваивать  навыки и привычки морального поведения.

4.Заботится об усвоении экологических знаний в условиях комплексного соединения различных видов занятий дошкольников в природе.

Появление интереса должно быть обеспечено подготовкой соответственной почвы, которая характеризуется:

а)         наличием внешних условий, которые создают возможность получения достаточных впечатлений в различных областях, осуществления той или иной деятельности;

б)        накоплением соответствующего опыта, который делает эту деятельность до некоторой степени знакомой.

в)        созданием положительного отношения к такой деятельности (либо к такому предмету), чтобы повернуть к ней дошкольника, вызвать у него желание учиться и поддержать таким образом психологические основы интереса.

Позитивное отношение может быть создано двумя путями. Первым путем по созданию положительного отношения к такой деятельности является формирование положительных эмоций (а следом и чувств) по отношению к объектам деятельности, к самому процессу деятельности и к людям, с которыми дошкольник имеет дело. Такое отношение должно формироваться на основании четко выраженного педагогом позитивного отношения к дошкольнику и к его деятельности, ознакомления его с интересными образцами деятельности. Педагог должен выражать веру в силы и потенциал ребенка, одобрение, помощь и выражение положительного отношения к результатам деятельности, достигнутым ребенком.

Вторым путем формирования положительного осознанного отношения дошкольника к такой деятельности является формирование осмысления значения такой деятельности, ее общественной и личной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.

Можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников (Приложение Г).

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики формируется на основании нескольких составных  частей и значительно отличается от такого образования в других странах (Приложение Д).

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Следовательно, формированием начал экологических знаний называется становление сознательного правильного отношения как к многообразным проявлениям природного многообразия; так и к людям, которые охраняют и созидают ее; к людям, создающим на основании ее богатств духовные или материальные ценности; к самому себе, как к одной из частей природы; к пониманию ценности здоровья и жизни, и их свободы от состояния окружающей среды; осознание своих умений творчески действовать совместно с природой.

2. Воспитание осознанного отношения к природе у дошкольников

2.1. Роль природы для экологического воспитании дошкольников

Программой воспитания в ДОУ предусматривается всестороннее развитие дошкольников – умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основное содержание деятельности детей предполагает умения и знания, которые могут образоваться у них во время знакомства с окружающей средой. Ознакомление с природой является одним из главных средств в обеспечении всестороннего формирования дошкольников. Оно может осуществляться в процессе формирования в их разуме конкретных знаний о живой и неживой природе.

Экологическое воспитание является новой категорией, которая прямо соединена с экологией, разными ее ответвлениями.

Чтобы развивать речь и мышление ребенка, необходимо иметь большой опыт, который может ему предоставляться восприятием различных предметов, общественной жизни, мира природы.

Природа окружает дошкольника с ранних лет. Считается, что она служит источником новых знаний о разных природных явлениях.

Особая роль природы в формировании связной речи и логического мышления подчеркивалась К.Д. Ушинским. Он полагал, что логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение за окружающей природой «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умением наблюдать, вырабатываемым в процессе постижения природы, рождается привычка делать выводы, воспитывается логика мысли, четкость и красота речи, при этом развитие речи и мышления происходит как цельный процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразием, яркостью, красотой природы, наглядностью ее зависимостей и связей обеспечивается доступность ее осмысления детьми и оказывается важнейшее влияние по совершенствованию их мыслительной деятельности. Ребенка учат нахождению и правильному определению словом причинных и временных зависимостей, последовательности, взаимосвязи явлений и предметов природы, учат примитивно объяснять наблюдаемое. При этом совершенствуются такие умения детей, как сопоставление, сравнение, умение делать выводы. Этим создаются предпосылки к формированию таких качеств речи, которые характеризуются достоверностью, доказательностью, последовательностью, четкостью. Ребенок учится рассуждению, рассказыванию, описыванию [4, с. 175].

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитателем должны уметь правильно отбираться познавательные материалы и продумываться приемы и методы, с их помощью он может лучше подать его содержание.

Красотой и многообразием природы в любое время года, изменениями внутри любого из них, такие явления непосредственно могут влиять на эмоциональное развитие детей, вызывать у них жажду наблюдения,  рассуждения, рассказывания. При наблюдении ярких, красочных явлений (листопада, снегопада, метели, грозы), дошкольники хотят понять их, ими задаются вопросы и они постепенно подходят пониманию этих вопросов, к возможности объяснить, например, почему птицы улетают осенью, почему замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Этим создаются благоприятные условия по развитию речи и логического мышления.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. Дети в средней группе обязательно должны знать, какими явлениями характеризуются каждое из времен года, определять отдельные признаки сезонов, например, что осенью должны созревать плоды, улетать птицы, опадать листья. В этом  возрасте малышами уже могут устанавливаться простейшие связи, такие как: внешний вид фруктов и овощей определяет степень их зрелости, связаны между собой свойства снега и состояние погоды, труд людей и времена года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.

2.2. Знакомство дошкольников с природой

Воспитанием правильного отношения дошкольников к природе, умением обращаться с живыми созданиями бережно необходимо заниматься в дошкольный период только в тех случае, когда системная работа в ДОУ сочетается с влиянием на дошкольников в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Такой работой может стать установление контакта, взаимопонимания и выявление потребностей родителей по вопросам воспитания детей. Для установления такого контакта с родителями и взаимопонимания каждому педагогу необходимо оценить, какие возможности у него есть для того, чтоб оказывать помощь для родителей по воспитанию детей. Педагогу важно думать о том, какую поддержку от ДОУ хотелось бы получать родителям. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Нужно учитывать, что родителям могут быть известен далеко не весь потенциал педагогов по решению проблем в воспитании детей, поэтому необходимо рассказывать о них родителям. Поэтому педагогами может быть  предложена родителям анкета, либо  с ними можно провести беседу. Все это возможно сделать во время проведения родительского собрания, организации лекции или сообщения.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родителям необходимо знать, как организуется жизнь и занятия дошкольников в течение всего дня. Все социальное и предметное окружение в доме, в семье может оказывать влияние на формирование ребенка. Это может определяться телепередачами для детей, составом домашних животных и комнатных растений. Навык в  видении и понимании состоянии других живых существ – тонкое состояние души ребенка, которое зависит от интереса к растениям или животным, от степени развитости их нравственных чувств и наблюдательности. С этого начинается ответственность за все живое [11, с. 207].

В процессе воспитания у детей интереса к загадочному миру растений, дошкольники знакомятся с различными разновидностями комнатных растений, могут узнавать их названия, видеть характерные особенности. Начинают осознавать их в качестве живых существ, понимать, что для жизни им нужны определенные условия, например, что любому растению нужны вода, питательная почва, тепло, свет, воздух. Дошкольники с помощью взрослых узнают, что только в таких условиях они могут быть живыми. Такие условия для них создаются человеком: он сажает растение в горшки с землей, систематически поливает, временами подкармливает удобрениями, устанавливает в светлое место, следит, чтобы не было охлаждения.

Домашние растения обладают определенным строением: корнем, стеблем, листьями, иногда цветами. Корень растения находится в земле; корни всасывают из нее питательные вещества и воду, дышат воздухом, удерживают растение от возможного падения. По стеблям питательные вещества, влага поступают к цветам и листьям. Дошкольники знакомятся с тем, что листья у растений чаще всего бывают зелеными и их много. Листьями растение может поглощать свет, дышать, очищать листья от пыли. Сначала такие знания он познает при  помощи взрослого, а затем уже самостоятельно дошкольники смогут оказывать эффективную помощь растениям, ребенок начинает понимать, что все эти органы необходимы растениям, потому их запрещается повреждать, а ухаживать за ними надо осторожно. Человеком комнатные растения разводятся специально с целью эстетического удовольствия, для красоты в помещении. Каждое красиво по-своему: стеблями, листьями, цветами. Любое растение красиво, если оно в неплохом состоянии, растет, цветет. Красота домашних растений может быть достигнута формированием хороших условий для них. Домашние растения могут неважно себя чувствовать, и тогда они могут плохо выглядеть, если их потребности не удовлетворяются: листья имеют бледную окраску, при недостаточном освещении бывают вытянутые стебли; они могут сохнуть при недостаточном увлажнении; вянуть и гибнуть при обморожении; не расти (не давать новых побегов и листьев), не цвести при недостаточном количестве питательных веществ.

У комнатных растений имеются неодинаковые потребности, а их строение может быть приспособлено к различным условиям жизни. У влаголюбивых растений имеются тонкие листья, поэтому их нужно часто поливать. У засухоустойчивых растений листья мясистые, стебли утолщены, в них растения запасают влагу, поэтому их необходимо поливать редко. Светолюбивые растений ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Дети развивают познавательный интерес – самостоятельно рассматривают разные растения, с охотой участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, могут задавать вопросы. У дошкольников происходит развитие эстетических чувств, умений оценивать и замечать привлекательные стороны комнатных растений: окраску листьев и красоту формы, вьющиеся стебли, красоту цветения растений. Дети с охотой участвуют в пересадке растений, могут замечать и эмоционально реагировать на появившиеся бутоны, ростки, цветы. Также происходит развитие восприятия комнатного растения, как живого существа: дети замечают неблагополучное состояние растений (бледную окраску, засыхающие листья, вытянутые стебли), обнаруживают недостаточные условия для жизни растений (малую освещенность, сухую землю). Дети всегда сочувствуют растениям: сообщают взрослым о неполадках, которые они заметили, выполняют поручения взрослых по уходу за растениями очень охотно, могут помогать при их пересаживании.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Детям необходимо знать как выглядят некоторые дикие животные и их передвижение, их повадки, где живут, что они едят и как, вред или пользу могут принести человеку; а также получить суждение о способах содержания и кормления домашних животных.

Отлично, если дошкольников приучают не тревожить животное, когда оно отдыхает. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдать за спящим животным тоже интересно: необычные позы принимаемые кошкой, а собаки часто видят сны, и при этом они ворчат, повизгивают, перебирают лапами. Оттого, что ребенок часто играет и хорошо умеет обращаться с различными животными, он начинает включать их партнерами в свои игры, при этом ребенок не всегда может учитывать, что они являются живыми.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Детьми проявляется интерес к домашним животным, они охотно следят за животными, изучают их поведение, слушают рассказы, задают вопросы, сказки. Дошкольники понимают желания и потребности домашних животных. Дети обнаруживают готовность ухаживать за животными, демонстрируют навыки правильного обращения с ними (играть, гладить, ласково разговаривать). Дети отображают эти впечатления в изобразительной деятельности и игре.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, возможно представить методику экологического воспитания в ДОУ в Приложении Е.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению (Приложение Ж).

Итак, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

2.3.  Природная среда – один из факторов в экологическом воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте дети познают окружающий мир, учатся находиться в нем, поэтому необходимо найти  оптимальные способы включения ребенка в цивилизацию и в систему общественных отношений. Образование содержит в себе две подсистемы: обучение и воспитание. Сущность педагогической работы в ДОУ может быть определена термином «воспитание». Во время воспитания обретается культурный опыт, способы деятельности, усваиваются нравственные нормы и отношения на основании наблюдения конкретных межличностных процессов, отношений, явлений, являющихся естественными событиями действительности, окружающей человека, которые способны вызвать различные эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Дошкольники путем целенаправленной организованной жизнедеятельности осваивают начальные понятий и элементарные представления классической экологии, социальной экологии, экологии человека, способы экологического взаимного действия между людьми и природой, обрести ценностные ориентиры.

Целями экологического развития дошкольников является формирование экологической культуры ребенка. Целями экологического развития дошкольников является формирование основ экологической культуры – развитие духовного и практического опыта по взаимодействию человека с природой, которым будет обеспечено его развитие и выживание. Эта цель ставит задачу развития личностной культуры – базисных качеств человечества. Добро, красота, истина в ведущих областях действительности – «рукотворном мире», природе, окружающих людях, своей личности – это такие ценности, которые служат ориентиром для дошкольной педагогики нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальной она является потому, что эти компоненты в комплексе могут составлять среду существования человека и основание его трудовой деятельности. Духовной - потому что она проявляется средством для вдохновения и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Развитием основ экологической культуры называется становление правильного и осознанного отношения как к природе в ее разнообразии, так и к тем людям, которые окружают и созидают ее, и к людям, которые создают на основе ее богатств духовные или материальные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Когда планируется работа с детьми, последовательно выстраивается содержание воспитания экологической культуры с учетом региональных особенностей сезонных явлений конкретного региона и сроками их протекания. Формы осуществления содержания, взаимосвязь и повторяемость форм прямого общения с природой (целевых прогулок, прогулок, экскурсий) с прочими формами организации жизни и деятельности детей (повседневной деятельностью, занятиями, праздниками) во все сезоны года, и на различных возрастных этапах дают возможность систематизировать воспитательный процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Детьми усваивается: механизм связи,  приспособленность, строение и функционирование различных органов, которые контактируют с внешней средой. При  выращивании отдельных экземпляров животных и растений, детьми познается разный характер их потребности в компонентах внешней среды на разных стадиях развития и роста.

Содержание экологического развития дошкольников может включать ценностный, познавательный, деятельностный и нормативный компоненты. Познавательным компонентом – включаются умения и знания о разнообразии живых организмов, взаимных связях животных и растительных организмов во время развития и роста с их средой обитания, о морфофункциональной приспособленности к данной среде;  о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов с неживой природой в экосистеме; о человеке как о живом существе, части природы, о среде для жизни, которая обеспечивает нормальное здоровье и жизнедеятельность; о применении природных ресурсов для хозяйственных занятий человека, о непозволительности загрязнения среды, которая нас окружает, о восстановлении и охране природных богатств.

Ценностным компонентом включаются ценностные ориентации и знания о ценности жизни в любых ее проявлениях; о разносторонней ценности природы для деятельности и жизни человека (эстетической, познавательный, практической и так далее); о главных нравственных ценностях общества людей о культурной, созидательной ценности деятельности людей.

Нормативным компонентом включаются умения и знания о тех законах, которые декларируют обязанности и права взрослых и детей, их соблюдения и исполнения;  о правилах и нормах поведения в природе и в общественных местах; о способах проявления персонального участия к окружающей природе и людям.

Деятельностным компонентом Следовательно, экологические представления служат основой развития у дошкольников экологического сознания, их отношения к окружающей действительности, к самим себе. Они способствуют выработке ценностных ориентиров, определяют их поведение. Таким образом, регулярное наблюдение явлений неживой и живой природы неисполнимо без формирования в ДОУ формирующей природной среды, выступающей факторами экологического развития дошкольников. Формы объединения детей, приемы и методы по ознакомлению их с природой могут быть  самыми разными, а их выбор определяется воспитательно-образовательными задачами, программным материалом и возрастом детей, а также местными условиями и природным окружением. Верные суждения о природе, которые получены в детстве, формируют крепкую основу для последующего познания, воспитания любви и бережного отношения к ней.

2.4. Использование деятельности разного вида для становления

осознанного отношения детей к природе

Предопределяющим в отношении детей к природе, в соответствии с данными экологической психопедагогики (С. Дерябо, В. Ясвин), стал когнитивный компонент - это стремление и готовность ребенка к получению, поиску и обработке информации по объектам природы.

Психологами экспериментально исследовано, что уровнем воспитания познавательной области определяется характер согласованности с объектами природы и отношением к ним. Таким образом, чем выше становится уровень знаний дошкольников о природе, тем чаще они обнаруживают познавательный интерес к окружающей среде, при этом они ориентируются на благополучие и состояние самих объектов, а не на оценку их взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.

Знакомство с миром природы должно предусматривать соблюдение такого принципа, как гетерогенность экологической деятельности. Он состоит в педагогической целесообразности предоставления ребенку возможности осуществлять разнообразную познавательную деятельность, которая связана с природной средой. Психологическими особенностями дошкольников предопределяется употребление активных форм познавательной деятельности. Преимуществом при этом обладают непосредственные наблюдения, игры, опыт, уход за животными и растениями, но целесообразным будет и использование других видов деятельности.

О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» [6, с. 284].

В изучении естественных знаний, как и знаний о человеке приоритет отдается поисково-исследовательской деятельности. Ею гармонично интегрируется все разнообразие как теоретических знаний, так и различных навыков и умений по отношению к их приобретению и переносу в различные области жизнедеятельности дошкольника. При помощи исследовательской работы развиваются познавательные интересы ребенка, умение обобщать, его мышление.

«Зеленым царством» растений привлекается интерес ребенка и вызывается его заинтересованность. Систематически взаимодействуя с растениями, ребенок начинает понимать, что внешние признаки (цветом, формой, размером и т.п.) служат, прежде всего, показателями уровня благополучия растений, наличием необходимых условий для  жизни. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливать, пересаживать, очищать от пыли разные растения, дошкольник будет сначала под руководством взрослых, а потом уже самостоятельно, ребенок будет опекать зеленых друзей. Дошкольник, воспитывающийся в условиях «зеленой» школы, может видеть красоту клумбы, букета в вазе, пейзажа. В парке, лесу, на лугу он станет любознательным и наблюдательным.

Животные, так же как и растения, могут приносить большую радость. Дошкольники активно контактируют с ними, потому что мир меньших наших братьев очень привлекателен. В отличие от растений, животным присуще определенное поведение. Ребенок замечает частичное внешнее сходство человека и животных, и уже с ранних лет понимает, что они - живые существа. Животные могут быть неповторимыми и своеобразными как внешне, так и по своему поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.

Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.

В развитии экологического сознания главное место отдается игровой деятельности. В ней вырабатываются у детей основные нравственные нормы и правила по поведению в природе. Педагогически правильным является при  организации игровой деятельности добиваться самого глубокого самовыражения детей, их активных действий, которые не будут идти в разрез с установленными правилами и нормами постижения окружающей природы.

Лучше всего задачам развития экологического сознания отвечают дидактические игры. Учеба, активизация познания часто происходит в форме игры. Экологизация дидактических игр может быть усилена принципом парности. Его реализация может быть достигнута отбором тех заданий, которые могут привести ребенка по пути самостоятельных решений, через поиск ответов на те вопросы, которые могут подаваться в картинках, иллюстрациях, или даже в сокрытом виде.

В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательным и познавательным эффектом эти игры могут обладать, если предельно приблизятся своим сюжетом к проблемам экологического воспитания, реальному существованию объектов и явлений природы, образцам поведения, которые характеризует  ребенка не только в играх, но и  в своей роли в такой игре. Бесспорное значение таких творческих игр заключено в том, что дошкольники на практике овладевают стандартами взаимоотношений между людьми, их гуманным и заботливым отношением к природе.

Существуют еще множество различных видов деятельности, которыми могут формироваться экологические знания, которые служат обязательным компонентом в формировании экологической культуры. К ним относятся экскурсии в природу; путешествия, музыкальная, изобразительная, театральная деятельность; разрешение социальных и моральных задач, различных проблемных вопросов; чтение литературы, знакомство с народными традициями в природоведении,  опытом приумножения, сохранения и применения природных богатств, которые передавались поколениями русского народа: Это освещено в разных видах народного творчества: пословицах, загадках, легендах, поговорках, играх.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Путем общения, наблюдения, экспериментирования, игры, природоохранной и других видов деятельности дошкольники приобретают полезный персональный опыт.

Они должны ощутить собственные возможности в  познании мира и взаимодействии с ним, постигать то, что наблюдают, верно выражать своё личное мнение, озвучивать чувства.

Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

2.5. Значение экологических знаний для воспитания осознанного осознанного отношения к природе

В обстановке глобальных экологических перемен,  кризиса, который переживает человечество, возникает необходимость непрерывного экологического образования, основной целью которого является формирование новых типов связи с природой на основании воспитания экологически культурной личности. Дошкольный возраст рассматривается как начальная ступень по экологическому образованию, так как в этом периоде жизни дошкольник может  приобрести начала личностной культуры, ее базу, соответствующую общечеловеческим ценностям.

Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Программа обучения и воспитания дошкольников предусматривается формирование у них любви к природе, способностей к  восприятию и глубокому чувству её красоты, умению бережно относиться к животным и растениям.

Начальное отношение к природной среде складывается у дошкольников на основании чувств, эмоций, которые возникают в процессе наблюдения за ее красотой. Но одних лишь эмоций для развития осторожного отношения к природе недостаточно. Педагогу  необходимо стремиться соединять возникшие в следствии прямого общения с природной средой чувства дошкольников со знаниями по охране природы, а это становится побудителем разной природоохранной деятельности.

Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

Заключение

Для того, чтобы развивать мышление и речь ребенка нужен определенный чувственный опыт, который он получает от восприятия разнообразных объектов, природной среды, социальной жизни. Экологическим воспитанием называется новое понятие, которое прямо связано с экологией как наукой, с ее разными ответвлениями. Любое знакомство с природной средой является уроком для формирования детского творчества, ума, чувства.

Экологическое воспитание дошкольников имеет своей целью воспитание начал экологической культуры человека. Первым элементам экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия детей и руководящими ими взрослыми с миром природы, который нас окружает; животными, растениями, средой их обитания, предметами, которые изготовили люди из предметов природного происхождения. Правильное обращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство педагогом этими процессами.

Экологическое обучение детей необходимо рассматривать,  как составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей к миру природы, который его окружает, должны лежать человеколюбивые чувства, т.е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и защитить природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Созданием и поддержанием позитивного эмоционального состояния дошкольников (радости от выполнения работы, которая удостоена одобрения воспитателя, похорошевший цветок, поправившийся щенок…) стимулируется дальнейшее развитие чувств сопереживания и сострадания.

Активным гуманным отношением к природе поддерживаются и укрепляются эстетические ценности при формировании у детей понимания объектов природы, их неувядающей и непреходящей красоты, поэтому вырабатывание эстетических чувств всегда является самым необходимым условием экологического воспитания, которое включает в себя любовь к природной среде.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы.

Чтобы добиться более точного и эмоционального восприятия природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный материал о каждом времени года: стихи, рассказы о природе, загадки, поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...