дискуссия
материал по теме
Предварительный просмотр:
Белгородский детский дом
ДИСКУССИЯ - РАЗМЫШЛЕНИЕ
ТЕМА: «СЕМЬЯ»
(для старшеклассников)
Воспитатель: Коваленко О.А.
Цель: воспитывать у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»;
развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой;
развивать умение точно и убедительно излагать свое мнение и слышать мнение оппонента.
Форма проведения: дискуссия-размышление;
Предварительная подготовка:
- Воспитанники пишут сочинение-размышление на тему: «Моя будущая семья. Какой я ее вижу».
- Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «Семья», однако их они делят на 3 группы:
а) взаимоотношения мужа и жены в семье;
б) семья как ячейку общества;
в) пословицы о воспитании детей
- Воспитанники готовят плакаты, связанные с темой «Семья».
История возникновения слова «семья», его магнетизм.
Условия, при которых семья не может существовать?
Почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут относительно семейных пар недолго?
Ход дискуссии:
1. Вступительное слово ведущего (педагога)
Круглый стол начинаем с отрывка стихотворения Э. Асадова:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же - не стоит детей корить,
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить
И побывать в «стариках» и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень с одобрения или без него люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? (Воспитанникам предлагается назвать ассоциации по цепочке - не больше 2-х ассоциаций.)
- История слова «семья». Исследования и выступления воспитанника.
(Выступает одна из воспитанниц – Жданова Елизавета)
- Условия, при которых семья не может существовать. Ребята работают в группах, разделив условия на 3 группы:
- психологические,
- материальные
- нравственные
Свои выводы они записывают. Примерно могут получиться следующие выводы:
Психологические условия:
- несовместимость характеров;
- несовпадение желаний людей;
- отсутствие общих интересов;
- непонимание и неприятие привычек другого.
Материальные условия:
- отсутствие жилья;
- отсутствие постоянного источника доходов.
Нравственные условия:
- недостаточная готовность жить жизнью другого человека;
- принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;
- тайные планы и одиночные решения.
- Немного статистики
Ведущий приводит следующую статистику «В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образ жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу. Каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5 лет совместной жизни, 15 и 20. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте живущие в семье».
Воспитанники анализируют ситуацию и дают ответы на вопросы:
- Почему семьи распадаются через 5, 15 и 20 лет совместной жизни?
- Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди в семье?
- Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования к России?
Воспитанникам предлагается ответить на вопрос: «Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания своей собственной семьи?»
Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробку, которую педагог пускает по кругу. Затем педагог достает записочки, зачитывает ответы ребят без указания фамилий.
5.Подведение итогов дискуссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комментированное чтение с элементами дискуссии по книге Ю.Я.Яковлева «Ваши права, дети» (Внеклассное мероприятие по обществознанию)
Данный материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию, посвящённого Конвенции о правах ребёнка, с пошаговым обсуждением текста книги Ю. Я. Яковлева "Ваши права, ...
«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»
Несколько полезных советов для проведения дискуссии....
Урок-дискуссия "Книги, помогающие жить" (по повести Мурашовой "Класс коррекции")
Урок для дополнительного чтения по Мурашовой...
Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"
Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...
Регламентированная дискуссия " Здоровье- дороже золота"
Внеклассное мероприятие со старшеклассниками. Позволяет выяснить отношение подростков к здоровому образу жизни....
Дискуссия по фильму В.Приёмыхова "Кто, если не мы"
В ходе дискуссии семиклассники высказывают свои оценки поступкам героев фильма, что в конечном итоге способствует определению их жизненной позиции в отношении таких важных понятий, как "закон", ...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий
Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...