Эссе "Чтобы помнили..."
материал по теме

колосова татьяна николаевна

Эссе представляет собой воспоминания - размышления о профессии учителя, о трудностях и тех счастливых моментах, ради которых хочется продолжать жить и работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_chtoby_pomnili.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Чтобы помнили…

 Сижу в полутемной комнате на даче, в так называемом музее,  перед раскрытым винтажным чемоданом 70-х годов, в котором храню первые рисунки своих детей (сына и дочери) , их школьные тетради, дневники, с улыбкой перечитываю их письма Деду Морозу с рассказами о том, как они хорошо учились, чем занимались в ушедшем году, с наивными просьбами о подарках…

   Вздыхаю: как быстро выросли дети…Сегодня сыну 23,дочери-21( и она, кстати, продолжает верить в милого доброго Деда Мороза).

  Как стремительно мчится время, и как важно успеть сохранить о нем что - нибудь дорогое, трогательное…Зачем? Чтобы помнили мы, чтобы помнили наши дети .

  Здесь же, на дне чемодана (рука не поднимается это выбросить ), лежат перевязанные шпагатом фотографии, письма, стопки поздравительных открыток, заботливо сделанных детскими руками(это из 80-х - начала 90-х), а вот уже красочные, яркие, но с такими же трогательными по своей бесхитростной простоте текстами с милыми орфографическими ошибками, а вот и современные, по мере развития печатной продукции для удобства потребителя, открытки с готовыми текстами – стишками на все случаи жизни…)

    Все они, эти весточки из прошлого, мне одинаково дороги. Потому что это воспоминания о моем прошлом, о моих учениках, коих за четверть века моей педагогической деятельности уже и не сосчитать. Вспоминаю каждого. Где они, как сложилась их судьба, в какие водовороты жизни попали?

     В каждом листочке – своя история…История моей жизни, моих учеников, история моей страны.

  Из рук выскальзывает фотография, еще черно- белая, н а которой девушка в пионерском галстуке с поднятой в салюте рукой ,еще совсем девочка, но уже Татьяна Николаевна, как зовут ее подопечные, пионеры ее пионерской дружины. А Татьяне Николаевне недавно исполнилось всего 17 лет!

   После окончания школы, не добрав полтора балла и не поступив в университет, вернулась в родную школу, стала работать старшей пионервожатой. На 1 сентября мне было всего 16 лет, и директор школы изменила запись в  моей трудовой книжке, указав другую дату рождения , сделав меня чуть старше. А что было делать?

  С этого и началась моя педагогическая деятельность…

    Нет , наверное, еще раньше: с детской мечты быть непременно учителем, такой, как первая учительница Ирина Григорьевна, а потом любимая учительница русского языка и литературы Зоя Николаевна : красивой, статной, в очках с модной оправой, о которой я тоже, кстати, мечтала. Оставаясь с девчонками после уроков, играя « в школу», самозабвенно «вели уроки»,повторяя все движения, жесты, интонации любимых учителей, до одури писали на доске, пока нас нянечки не выгоняли из класса…

  Проработав год старшей вожатой, окончательно убедилась в верности своего выбора. Дети стайками бегали за мной, и мне это нравилось. Иногда директор доверял мне замещение уроков русского языка вместо заболевшего учителя. И это для меня был праздник!

  Как ни уговаривала администрация школы остаться работать и получать заочное образование, хотелось студенчества, романтики стройотрядов, серьезного образования. Четыре года пединститута пронеслись незаметно, и я уже дипломированный специалист: учитель  русского языка и литературы.

  Первая моя школа – необычная для выпускников непрофильного пединститута: вспомогательная школа – интернат для умственно-отсталых детей. Почему я выбрала именно это место? Не знаю. Все считали мой поступок странным. У меня было право лучшего выбора, можно было остаться в областном центре или вернуться в родной городок. Наверное , это судьба.(именно здесь и встретила своего мужа, с которым вместе уже 25 лет).

 Тяжело вспоминать свой первый год в этой школе, этих несчастных детей, круглых сирот, уже повидавших много горя, больно было видеть , в каких непростых условиях они жили в интернате, быть свидетелем жесткого обращения воспитателей. Жалела, приносила девочкам свои вещи ,прощала, даже когда крали из моей сумочки деньги…         Дети, конечно, были очень трудные: быстро возбудимые, нервные, с неустойчивым вниманием, много озлобленных было детей.

  Игорь ,с шрамом от операции на лице, дравшийся до крови .Вечно чумазый от дежурства в кочегарке Сережа, который все пытался вести себя так, чтобы я «распсиховалась», но не добившись нужного ему зрелища, махал рукой, говоря, что я добрая. Девочка Нина с грустными глазами, которая молча садилась рядом и гладила меня по руке.

У каждого из них своя трагическая история прошлого и неясное будущее.

 Особенности этих детей не могли не отразиться на их  особом понимании мира, событий, их отношении к жизни .Вот к этому-то я , восторженная выпускница, готовившаяся к умным, начитанным ученикам, была совсем морально не готова. Порой их вопросы, высказывания на уроках литературы просто ставили в тупик. Помню , читаем рассказ Тургенева «Муму». «А где родители у Герасима?- спрашивают и тут же сами отвечают.- А, наверное , отказались от него, потому что он глухой и немой родился». Грустно…А вот читаем у В.Маяковского «Рассказ о Кузнецкострое», мечтаем о «городе –саде».Кто-то говорит , что не будет в этом городе будущего пьяных, в школах учителя будут добрые, красивые(добавляют : как Вы).А кто-то возражает, что детдомы будут всегда и алкоголики тоже, да и отцы-матери детей будут бросать…Как возразить им, как вернуть утраченную веру?..

   По весне здание , в котором воспитанники жили, обрушилось, и старших детей распределили по другим интернатам области. Уехали и мои восьмиклассники, чьим классным руководителем я была.«Дорогая Татьяна Николаевна, я скучаю за Вас!» -читаю я старательно выведенные строчки в письме от Нины, девочки с грустными глазами. «Я Вас никогда не забуду»,-написано в первом письме , адресованном мне, учителю …И поэтому оно так дорого мне.

  Пройдет почти 10 лет. Судьба на какое-то время уведет меня от работы в школе, но ничуть не разлучит с детьми: придется возглавлять районный отдел учащейся молодежи в райкоме комсомола, заниматься большой воспитательной работой с пионерскими дружинами и комсомольскими организациями, проводить слеты, игры, соревнования. И пусть сегодня модно критиковать деятельность и функционеров этих общественных организаций, мне ничуть не стыдно за то, что я делала. Мы хотели сделать жизнь детей яркой, насыщенной, запоминающейся. Уверена, что многие не забывают той романтики, особой атмосферы далекого пионерского детства …

  Все останется там, в далеком Забайкалье: детство, юность, мама. Один за другим переезды- вслед за мужем. Растет моя семья: в Узбекистане рождаются дети, и на карте уже нет страны под названием Советский Союз, а мужа военнослужащего поставят перед выбором : присягать новому президенту Узбекистана или покинуть государство, а школам уже не нужны учителя русского языка, и в очереди за хлебом местные жители в тюбетейках кричат, чтобы мы, русские, уезжали к себе домой. Конечно, только домой, в Россию!

Новое место назначения – маленький поселок на Кольском полуострове по соседству с северной границей Финляндии. Открывается новая прекрасная школа с бассейном. Ура! Нужен учитель русского языка и литературы! Дают сразу 10 класс. Страшно! Десять лет прошло после института. Никаких новых курсов, переподготовок .Учу так, как учили в институте, как подсказывает сердце. Не все гладко, дисциплина чуть хромает(еще бы: новый учитель, к тому же очень мягкий), но позднее ребята будут благодарить за нестандартные , необычные уроки.

  А потом приму в свои руки 5 класс, стану классным руководителем. Вот уж где была настоящая отрада! Полная любовь и взаимопонимание. Учителя, детей и, главное, родителей. Вот чего сегодня не хватает в современной школе! Никакие инновации, гуманизации, демократизации и прочие реформы в образовании не заменят этого вечного единства! Помню , как родители на собраниях просили: «Татьяна Николаевна, будьте там с моим построже!»Сегодня порой строгий взгляд учителя  на ученика–повод для жалоб родителей, оскорблений учителя, разбирательств.

  Тут же отгоняю грустные мысли на эту тему (и меня не миновала эта чаша), беру в руки дорогую мне записку от моих пятиклассников, которую они положили мне под дверь, когда я из-за болезни маленькой дочки около недели находилась на больничном : «Дорогая Татьяна Николаевна! Как темно и скучно стало без Вас. Пусть скорее выздоравливает Ваша дочка…»

  А потом будет очередное расставание ( в армии- кадровые сокращения), слезы, свечи, огонек которых мы обещали помнить как символ нашей дружбы, и  последующие письма , письма с  такими важными и дорогими для каждого учителя словами о том, что его ПОМНЯТ, любят.

  Вот она, телеграмма к празднику от Танюшки, где, помимо традиционных слов поздравления, признание: «Татьяна Николаевна, Вы самый лучший учитель!»

Что может быть дороже этих простых, идущих от сердца слов! Этого не заменят никакие звания, награды, Почетные Грамоты от Министерства образования, которых у меня… нет. Это и понятно: я не вписывалась в жесткие рамки требований к разного рода наградам ввиду частых переездов, смен коллективов, никогда не была приближена к администрации. Я простой скромный учитель, который просто делает свое дело. С терпением и непременно с любовью.( Ой , боюсь, что перехожу на пафос, которого я так не люблю…)

  В этом году исполнится 15 лет, как мы с семьей, наконец, «осели» на одном месте : замечательном Петербурге , родном городе моего мужа (еще одна детская мечта девочки из сурового края хотя бы глазком увидеть этот город ).И все это время я, конечно же, в школе. На вопрос, почему же опять в школе, ведь теперь в большом городе столько возможностей, ответ простой : «Ничего другого не умею. На кого учился, там и пригодился…»

  Проносятся вихрем воспоминания, мелькают в памяти лица учеников, события..Нет-нет, да и напомнят о себе или телефонным звонком, или электронным сообшением , или встречей на улице : «Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Вы помните меня?»Через пару секунд, вглядевшись в изменившиеся черты лица, с радостью для себя(все-таки вспомнила и имя и фамилию(!), память не подводит еще) и для него(надо же, меня еще помнит бывший учитель , а столько хлопот доставлял) восклицаю: «Здравствуй, Миша! Какой ты красавец! Как я рада тебя видеть!»И потом долго еще греет душу эта неожиданная встреча, рассказываю о ней своей семье, которой все интересно, своим нынешним ученикам…Чтобы и они ПОМНИЛИ…

Нет ничего страшнее забвения, особенно для учителя. Иначе все напрасно: все его уроки, каждодневный титанический труд, если не окупится он со временем такими простыми словами наших учеников: «Мы Вас ПОМНИМ, любим, спасибо Вам!»

  В этом и заключается учительское счастье: чтобы ПОМНИЛИ…

Недавно случайно услышала песню какого-то неизвестного автора, которая очень тронула меня. Там есть такие строчки:

    Ты знаешь, как хочется жить,

    Как не напишут в газете,

    Взять и все раздарить,

    Жить, чтобы помнили дети…

Как хорошо, что это понимают многие, как хочется, чтобы это понимали все.

«Мама, ты где? Где ты прячешься?»- слышу голос дочки, которая наконец вырвалась из душного города и приехала на дачу, где я ее всегда с нетерпением жду.

    Ах, как хочется жить!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...