МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ»
методическая разработка (10 класс) по теме

Ахмедова Нурия Сагитовна

Творческие и проблемные задания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminary.docx75.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы к темам семинарских занятий

по предмету «основы политологии и социологии»

Семинар № 1

Цель семинарского занятия: уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития; рассмотреть политическую мысль классической древности и средневековья, политические теории Нового времени, развитие  политической мысли на территории Казахстана.

Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигархия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.

 

План семинара

  1. Составление сравнительной таблицы

 «Основные этапы  исторического развития политической мысли».

Этапы исторического развития общественной мысли

Общая характеристика исторической эпохи

Основные представители

Основные идеи, учения

2.Творческие и проблемные задания.

1.  Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?

2.  Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?

3.  Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?

4.  Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?

5.  В работе «Государь» Н. Макиавелли формулирует принципы деятельности главы государства. Назовите их.

8.  Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?

9.  Локк и Монтескье считали законодательную власть верховной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», развивая теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?

10. Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли вы с ним?

11.  Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?

12. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?

  1. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.
  2.  Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?
  3.   Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?
  4.  Чем различаются точки зрения И. Канта и И. Бентама на природу государства?

а) По мнению Канта, «Человек есть животное которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиниться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой».

б) По мнению Бентама, цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отельных лиц — суть единственно реальные интересы. Не притесняете их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества».

17. В чем созвучие взглядов Анахарсиса Скифского и Иолыг-тегина? Раскройте их.

18. Какой наказ потомкам дали правители Тюркского каганата?

19. Почему казахский народ назвал Асана Сабитулы- «Кайгы»?

20. В чем заключается основная мысль во взглядах Мухаммеда Хайдар Дулати?

21.По каким направлениям развивалась казахская политическая мысль в 19 веке?

 22. Объясните роль политической науки в современном Казахстане на конкретных примерах. В чём отличие казахстанской политической науки от зарубежной? Каковы перспективы казахстанской политической науки на ближайшее время и перспективу?

Семинар № 2

Тема: Типология и принципы власти

Цель семинарского занятия: анализ содержания структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления; характеристика соотношения эффективности и легитимности политической власти.

Основные понятия: кратология, власть, господство, авторитет, политическая власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное), основания власти, ресурсы власти, уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный).

План семинара

1.        Политическая власть: понятие, структура, функции.

2.        Механизм осуществления политической власти.

3.        Эффективность и легитимность власти.

Контрольные вопросы и задания

1. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение своему приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как возможность приказывать при условии, что объект приказания обязан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

2.         Известно, что власть основывается на:

а) авторитете;

б) принуждении;

в) прямом насилии.

Можете ли вы дополнить этот список?

3.      Назовите причины (и ситуации), по которым власть может игнорировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.

4.  Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.

5.  Прокомментируйте высказывание французского философа  А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

6.  Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?

7.    На каких источниках основывается:

а) власть вознаграждения;

б) власть принуждения;

в) нормативная власть;

г) власть эталона;

д) власть знатока;

е) информационная власть.

8.  Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному:

а) осуществляется в период формирования индустриального общества;

б) для своего поддержания требует «великих свершений»;

в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения;

г) возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса;

д) авторитет власти не связан правовыми нормами и правилами;

е) основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность, а не личная преданность.

9.  Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?

Дискуссия. Бюрократия: «за» и «против»

По Веберу, бюрократическая организация — технически самая совершенная из всех мыслимых организационных форм. Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и в безличном характере деятельности.

По Марксу, бюрократия — организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителен всеобщих интересов. Отрицательные черты бюрократии: подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чиновника, «присвоение государства» чиновничеством, предвзятость, произвол, корпоративность, карьеризм, формализм и т.д.

Теория бюрократии Л. фон Мизеса. Модель бюрократии Р. Мертона. Динамика бюрократии в современном обществе. Бюрократия и демократия. Бюрократия как всеобщий посредник. «Клиентарная» бюрократия. Бюрократия: неизбежное «зло», или «атавизм» политической системы.

Семинар №3

Тема: Сущность понятия «политический режим»

Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика политического режима в современной России; знакомство с основными теориями и моделями демократии.

Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демократия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демократии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».

План семинара

  1. Понятие политического режима. Типы политических режимов
  2. Тоталитаризм как социальный и политический феномен
  3. Авторитарный режим.
  4. Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии

Политический режим в современной Казахстане.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.
  2.   Французский просветитель Ж.Ж. Руссо писал о том, что создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого» политического организма или «политического тела», в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. В этом коллективном теле «частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга».

О каком типе государства идет речь?

  1.  Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?
  2.  Ф.А. Хайек в работе «Дорога к рабству» утверждает, что первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъемлющего планирования.

Согласны ли вы с данным утверждением? Достаточным ли это является? Ответ аргументируйте.

  1. Авторитаризм выступает как один из типов политических режимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытайтесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?
  2.  Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире?

  1.   Какие политические режимы называют военными?
  2.   Назовите основные движущие силы бюрократического авторитаризма.
  3.  По определению американского президента А. Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характеристикой демократических государств.

В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.

  1.  Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами. Какие это преимущества? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и преимущества демократии?
  2. А. де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» пишет: «...американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако совсем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процветает».

Предложите свой вариант ответа на вопрос, поставленный полтора столетия назад.

  1. Известный русский юрист, либеральный мыслитель П.И. Новгородцев писал: «Демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».

Какие достоинства и недостатки демократии как политического режима отметил Новгородцев?

  1. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».

Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?

  1. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.
  2. В некой стране Х проводятся выборы, и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о существовании демократии в данной стране?
  3. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласиться с нею?
  4. Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерии

 

Тоталитаризм

 

Авторитаризм

 

Демократия

 

Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)

 

 

 

 

Степень принуждения и насилия

 

 

 

 

Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)

 

 

 

Место и роль государства

 

 

 

Зрелость гражданского общества

 

 

 

Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них

 

 

 

Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии

 

 

 

 

Дискуссия.
Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

В современной политологии порой высказываются сомнения относительно универсальности демократии и перспектив ее распространения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:

А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического режима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантируются права человека, обеспечивается процветание и благосостояние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демократии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических государств есть как экономически развитые, так и экономически отсталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впервые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитарные режимы. Причем темпы их экономического развития значительно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».

А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономический рост приведут многие страны к демократии».

Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демократия может выжить в иной социокультурной среде?»

А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»

Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатывает режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями западных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли формирование демократии в России?

Семинар № 4

Тема: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Цель семинарского занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей казахстанской партийной системы, знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.

Основные понятия: политическая партия, партология, «кадровые» и «массовые» партии, «системная» и «внесистемная» оппозиция, «закон олигархизации партий», партийная система, общественно-политическое движение, парламентская партия. избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, референдум, избирательная кампания, электорат, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

План семинара

1.Политический  институт как совокупность ролей и статусов. Элементы и виды политических институтов.

 2. Политическая партия и партийные системы. Генезис, сущность, функции.

3. Типология политических партий

4. Избирательная система. Взаимосвязь с партийной системой.

Проблемные и творческие задания.

  1.  На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого политического института:

а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).

б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение членами соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».

в) «Политическая партия может быть определена как средство организации политической власти, которое характеризуется исключительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).

г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах государственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).

д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).

  1. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.
  2. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. От каких факторов зависит характер партийной системы?
  3.  Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение различных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избирателей, влияния на степень демократичности общества.
  4.  Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на примере этой страны.
  5. Чем отличаются партии от других политических институтов?
  6. Чем различаются партийные системы Казахстана,  России, Франции, Китая и США?
  7. Проанализируйте партийные ориентации казахстанского электората (по материалам последних выборов).
  8. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К какому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?
  9.   Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.
  10. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу:

 

Мажоритарная система

Пропорциональная система

Достоинства

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Недостатки

1.

2.

3

1.

2.

3.

 

  1. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:

— пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;

— абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

— относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различными избирательными и партийными системами. Приведите известные вам примеры, подтверждающие эти законы.

Деловая игра.
Технология избирательной кампании

Формируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.

Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.

Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определяйся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.

Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.

Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.

Результаты игры подсчитываются в баллах.

Блок 1 — от 0 до 5 баллов;

Блок 2 — от 0 до 7 баллов;

Блок 3 — от 0 до 7 баллов;

Блок 4 — от 0 до 5 баллов;

Блок 5 — от 0 до 12 баллов.

а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;

б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;

в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;

г) 3 балла за 4-е место на «выборах».

Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампанию.

Семинар № 5

Тема:Человек и политика

Цель семинарского занятия: характеристика политической социализации, ее механизмов, моделей, этапов, изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и неортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основными типами политического протеста; выявление особенностей электорального поведения в современном Казахстане, раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности.

Основные понятия: политическая социализация, социализант, агент социализации, агентуры социализации, ресоциализация, модели социализации, политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, автономное участие, мобилизованное участие, конвенциональное и неконвенциональное участие, электоральное участие, политический протест, политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм.

1.Личность как политический субъект

 2. Политическая деятельность

 3. Понятие социализации личности

4. Роль и место политической идеологии в жизни человека

  1. «Мистер Блэйк воспитывался в строгой пуританской семье. В доме, где прошло его детство, все подчинялись воле авторитарного отца, его мнение и решения имели решающий характер. Став взрослым, Блэйк голосует за консервативные партии, призывающие к сохранению традиций и политического порядка. Его мировоззрение более авторитарно, нежели демократично».

Скажите, какой тип политической социализации повлиял на формирование политических ориентаций мистера Блэйка?

  1. Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров?
  2. В чем состоит специфика процесса политической социализации в Казахстане?

  1. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расхаживая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую политику.

Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием?

  1. Проведите мини-опрос среди своих родных, друзей, знакомых. Какие программные положения кандидатов привлекают их? На основе полученных ответов определите, какие мотивы определяют их политическое участие? Какой мотив власти встречается чаще? Связан ли он с социально-экономическим положением опрошенных?
  2. Согласно исследованиям С. Липсета более активны (выберите один вариант ответа из каждой пары)...
  1.       а) женщины; б) мужчины;
  2.       а) лица среднего возраста; б) молодежь;
  3.      а) менее образованные; б) более образованные.

  Почему лица с более высоким уровнем образования демонстрируют большую политическую активность? Определите ряд причин, обусловливающих меньшее политическое участие женщин по сравнению с мужчинами.

  1.  Сравните политическое участие при тоталитаризме и демократии по следующим критериям:

а) уровень участия;

б) тип участия (преимущественно мобилизованный или автономный);

в) возможные мотивы участия;

г) формы политического участия.

  1.  Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.

  1.   Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

  1.    Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

  1.  Сторонников какой идеологии называют «левыми»?

а) консерватизма;

б) радикализма;

в) либерализма;

 г) социализма.

  1. Что утверждает важнейшая идея либерализма?

а) существование универсального морального порядка;

б) необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;

в) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

г) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей.

  1.     Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»?

а) социализма;

б) либерализма;

в) радикализма;

г) консерватизма.

  1. 10.  Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
  2. 11.  Какие идеи отстаивает классический либерализм?

а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства;

б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека;

в) ограничения свободы человека нормами морали, религии.

  1. 12.  Какие идеи отстаивает современный консерватизм?

а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам;

б) социальное равенство людей;

в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь.

  1.   Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?

а) свобода — равенство;

б) порядок — законность;

в) права человека — справедливость;

г) социальное равенство — равенство всех перед законом;

д) свободная конкуренция — государственное регулирование;

е) индивидуализм — коллективизм.

  1. 20.  Сравните идеологию и политику  консерватизма, либерализма и социализма
  2. 21.  Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару».

Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов.

  1.  Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.

Ценности консерватизма

 

«Антиценности» консерватизма

 

1.   Религиозные и духовные цели политической деятельности

 

 

 

2.    Культ нравственности

 

 

 

3.     Культ традиций, национальной культуры, патриотизма

 

 

 

4.     Авторитет церкви, семьи, школы.

 

 

 

5.     Приоритет интересов  государства над интересами
индивида

 

 

 

 

6.     Сильное иерархическое  государство

 

 

 

 

7.     Прагматизм, здравый смысл, скептицизм

 

 

 

8.     Постепенность и осторожность процесса социальных перемен

 

 

 

9.     Преемственность развития

 

 

 

10. Историческое единство прошлого, настоящего, будущего

 

 

 

11. Свобода и ответственность

 

 

 

  1. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды?
  2.  Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:
  1.  «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;
  2.  «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;
  3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.
  4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;
  5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;
  6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;
  7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.
  1. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.

По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.

Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения.

Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером.

  1. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».

Логические задания и проблемные вопросы:

  1. Как и почему человек становится субъектом социальной и политической жизни, источником её функционирования?
  2. Какова взаимосвязь свободы личности и её социальной ответственности?
  3. В каких формах осуществляется политическая деятельность?
  4. Чем определяется политическая культура личности?
  5. От чего зависит уровень социально-политической культуры личности?
  6. Какую бы вы предложили типологию личности в современном российском обществе по её отношению к политическому процессу? Какие критерии типологии вы берёте за основу?
  7. Отчуждение личности от политики в XIX-XX вв. – одна из характерных черт политической действительности. В чём это отчуждение проявляется?
  8. Какие виды общественно-политической деятельности вы считаете наиболее важными на современном этапе?
  9. В политическом сознании личности не последнюю роль играют стереотипы. Назовите наиболее устойчивые стереотипы оценок политических лидеров.
  10. При каких условиях СМИ активно влияют на формирование политического сознания личности? Покажите противоречивую роль СМИ в их воздействии на личность в политическом отношении.
  11. Какие факторы влияют на формирование политически активной личности?
  12. В современном политическом процессе существуют две тенденции: с одной стороны, повышается активность людей, расширяется их участие в политике, с другой – углубляется отчуждение граждан от политических институтов. Какие возможности преодоления сложившейся ситуации существуют на современном этапе?


  1. Какие цели преследуют следующие разновидности терроризма?

а) культуротворческий;

б) рациональный;

в) идеологический.

заставить органы власти выполнить определенные требования;

  1. 1)  разрушить основные нормы политической системы;
  2. 2)  возбудить общественное сознание с помощью кровавых акций.
  1. 28.  Какой из двух названных типов терроризма стремится к разрушению традиций и ликвидации исторической преемственности?

а) «национал-сепаратистский»;

б) «анархо-идеологический».

  1. 29.  Назовите основные причины, побуждающие отдельных индивидов участвовать в террористической деятельности.
  2. 30.  Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.
  3. 31.  Укажите причины участия молодых людей в политике в качестве агитаторов, пропагандистов и доверенных лиц кандидатов в депутаты:

а) высокий интеллектуальный потенциал;

б) стремление компенсировать низкую самооценку;

в) рациональные интересы;

г) определенная политическая идентификация;

д) стремление повысить материальное благосостояние;

е) сублимация

Семинар №7

        

План семинарского занятия

1.Что изучает социология. Основные парадигмы социологии.

2.Соотношение теоретической и эмпирической социологии.

3.Роль социальных законов в получении научного знания об обществе.

   

Вопросы для повторения:

В чем специфика предмета социологии?

Что такое объект и предмет социологии?

Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.

Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социология?

Каковы методы социологии и в чем их различия?

Охарактеризуйте основные функции социологии.

Покажите место и роль социологии в системе общественных наук.

Перечислите основные макросоциологические парадигмы.

Перечислите основные микросоциологические парадигмы.

Что такое социальные законы?

Какое место занимает социология в системе наук о человеке?

Какую роль играет философия в становлении социологии как науки?

Как соотносятся социология и психология?

Для чего необходимы знания социологии студентам инженерно-технических и экономических специальностей?

Основной вопрос социологии: проблемы и перспективы.

Рекомендуемые темы для рефератов и докладов:

О. Конт – как родоначальник социологии.

Актуальные вопросы социологии образования.

Личность и общество: проблемы взаимоотношений.

Место и роль социологии в науке и обществе.

Контрольные задания для СРСП

             1.Составьте системообразующую таблицу:

 

А)Уровни социологического знания

Предмет анализа

Б) Типы социологических теорий среднего уровня

Примеры теорий

В) Основные функции социологии

Содержание выполняемой функции

Г) Основные парадигмы социологии

Содержание парадигм

Д) Основные методы социологии

Объект изучения

Е) Основные социальные законы

Признаки закона

                                         

                                 

           

2.Раскройте сущность понятия «социальное» в широком и узком смысле слова.

3.Из предложенного перечня наук выпишите те, по отношению к которым социология выполняет роль генерализующей науки:

     Философия

      Психология

      Экономика

      Право

      Педагогика

      История

      Политология

 4. Перечисленные ниже методы социологии сгруппируйте в два основных вида: общенаучные и частно - научные.

Биографический метод (метод личных документов)

Наблюдение

Дедукция

Сравнительный

Сравнительно-исторический

Функциональный анализ

       Опрос

       Анализ документов

       Социометрия

       Интервью

       Корреляционный анализ

       Факторный анализ

       

5.Назовите общим термином совокупность перечисленных понятий и имен:

А) интервью – анкетирование- наблюдение- социометрия

Б) Фундаментальные общесоциологические исследования– теории среднего уровня – первичное обобщение эмпирических данных

В) Познавательная - практическая- мировоззренческая- идеологическая

    6. Дайте определение следующим понятиям:                

Понятие

Дайте свое определение

Научное понятие

 (выпишите из словаря)

1

Социология

2

Метод

3

Социальные законы

4

Функция

5

Парадигма

6

Структура

7

Объект

8

Предмет

9

Теория

10

Эмпирия

       

План семинарского занятия

 1.Понятие социальной проблемы. Социологическое исследование и его виды

 2.Понятие выборки. Этапы проведения социологического исследования

 3.Общественное мнение как предмет исследования

Вопросы для повторения

Какие виды социологических исследований вы знаете?

С чего начинается социологическое исследование?

Какова структура программы социологического исследования?

В чем заключается «теоретическое» и «практическое» исследование?

Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования?

Перечислите и раскройте сущность методов социологического исследования?

Что такое социальная проблема?

Какие основные требования предъявляются к анкетному опросу?

Чем отличаются между собой вопросы анкеты?

Назовите способы контроля достоверности данных опроса.

Объясните отличие интервью от анкетного опроса.

Охарактеризуйте виды наблюдений в социологии.

Что вы можете рассказать о социологическом эксперименте?

Перечислите возможности метода анализа документов.

В чем заключается количественный метод анализа документов? Как он называется?

В чем состоит сущность обработки первичной информации?

Какие виды шкал измерения вы знаете?

Назовите виды группировок социологической информации.

Какова структура отчета по итогам социологического исследования?

                     Контрольные задания для СРСП

1.В левой колонке в алфавитном порядке перечислены основные методы социального исследования, а в правой -в таком же порядке – различные объекты изучения. Определите рациональный метод изучения каждого субъекта

Основные методы                               Объекты изучения

Анкетирование                                    Газетные тексты

Изучение документов                         Индивидуальные особенности сознания

Интервью                                             Межличностные отношения

Наблюдение                                         Причинно-следственные связи

Социометрия                                       Факты поведения людей

Эксперимент                                        Факты сознания(мнения, интересы и т.п.)

2.Расположите известные вам виды социологических исследований по порядку в соответствии с параметрами масштаба и сложностью решаемых задач:

3. В левой колонке перечислены основные этапы социологических исследования, в правой- содержание этих этапов в произвольном порядке. Необходимо для каждого этапа исследования определить правильное содержание

  Этапы исследования

Содержание этапов

  Подготовительный  

 

  Основной (полевой)

  Завершающий

Обработка, анализ собранной информации

Разработка программы исследования

Сбор первичной социологической

информации

                           

                                     

       

4.Определите, разновидностью какого из перечисленных видов социологических исследований является панельное исследование:

  Аналитическое

  Описательное

  Когортное

  Повторное

  Разведывательное (пилотажное)

5.Составьте таблицу, содержащую перечень основных пунктов программ социологического исследования

6.Составьте таблицу, в левой колонке которой следует перечислить виды гипотез, а в правой- требования, предъявляемые к гипотезам:

           Виды гипотез                           Требования, предъявленные к гипотезе

1

2.

3.

4.

5.

7.Подберите по три примера закрытых и открытых вопросов, которые обычно используются в анкетах.

8.В первой колонке таблицы даются понятия, во второй – их определения в произвольном порядке. Дайте правильное определение понятиям

Понятие                                         Определение

Методология                       Совокупность приемов, операций, процедур установления

                                              Социальных фактов, их обработки и анализа

Методика                             Система наиболее общих принципов, положений и

                                              методов, составляющих основу для данной науки

Техника                               Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по    

                                             организации и проведению социологического исследования

План семинарского занятия

1. Основные предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Классический этап в развитии социологии.

3. Современная социология: эмпирическая и фундаментальная социология.

4. Основные направления и школы в российской социологии.

5. Современное состояние казахстанской социологии.

Вопросы для повторения:

Чем обусловлено выделение социологии в качестве самостоятельной науки?

В чем смысл основных положений О. Конта?

Раскройте сущность органической теории Г. Спенсера.

В чем особенности анализа общества в социологической доктрине К. Маркса?

Какова роль «коллективных представлений» Э. Дюркгейма?

Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

Назовите основные школы в эмпирической социологии и их методологические принципы.

Какие этапы в развитии фундаментальной социологии можно выделить? Чем характеризуется каждый из них?

Почему П. Сорокина относят к выдающимся американским мыслителям?

Дайте характеристику психологического направления в социологии.

Социологическая теория познания Г. Зиммеля.

Социологическая система В. Парето.  

В чем специфика развития социологической мысли в России?

Охарактеризуйте особенности казахстанской социологической мысли.

Состояние и перспективы казахстанской социологии.

         

Рекомендуемые темы для рефератов и докладов:

Основные представители классической социологии.

Марксизм и современность.

Социальная стратификация и социальная мобильность П. Сорокина.

Структурно-функциональный анализ  Т. Парсонса.

Социология конфликта

Феноменологическая социология и этнометодология

Символический интеракционизм

Теория действия Дж. Хоманса

Субъективная социология в России

Психологическое направление в русской социологии.

Плюралистическая социология М. Ковалевского

Развитие теорий среднего уровня в современном Казахстане.

Основные направления деятельности Ассоциации социологов Казахстана.

Контрольные задания для СРСП

   

1.Составьте системообразующую таблицу

       

Основные социологические школы современности

Авторы теорий и школ

Основные идеи

 

   2.   Установите соответствие между авторами и теориями (понятиями), которые они разработали.

                 Социологи                             Социологические теории и понятия

  1         Э. Дюркгейм                                              Теория среднего уровня

  2.        О. Конт                                                        Понимающая социология

  3.       К.  Маркс                                                     Толпа

  4.       Г. Зиммель                                                   Символический интеракционизм

  5.       М. Вебер                                                      Общественно-экономическая формация

  6.       П. Сорокин                                                  Аномия

  7.       Т. Парсонс                                                   Социальная эволюция

  8.       В. Парето                                                    Чистые формы

  9.       Г. Лебон                                                       Структурно-функциональный анализ

 10.      З.Фрейд                                                       Психоанализ

 11.     Дж. Мид                                                      Социальная статика и социальная динамика

 12.     Р. Мертон                                                    Теория элит

 13.     Г. Спенсер                                                   Социальная стратификация и мобильность

  3.Из перечисленных понятий выберите те, которые ввел в научный обиход О. Конт:

Теория социальной стратификации

Аномия

Социальная статика и социальная динамика

Идеальный тип

Теория среднего уровня

Закон трех стадий

4.Составьте таблицу сходства и различий между теориями функционализма и теориями конфликта:

               

Сходства

Различия

  5.Впишите в правую сторону таблицу имена виднейших представителей указанных направлений:

Натуралистическое направление

Марксизм

Понимающая социология

Психологическое направление

Теория элит

Социологизм

6.Составьте системообразующую таблицу

Основные представители российской социологии

Основные теории и понятия

 

В. Г. Белинский                                                                                                                                                                              

М. Бакунин и П. Кропоткин                                                                                                  

Н. Михайловский                                                

Н.И.Кареев                                                            

П. Струве

М. Ковалевский                                                    

П.А. Сорокин  

легальный марксизм

 неопозитивизм

  субъективный метод

плюралистическая социология

 революционный демократизм

анархизм

психологическая социология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...

Контрольная работа по предмету "Основы политологии и социологии"

Тесты по предмету "Основы политологии и социологии" для колледжей...

выступление из опыта работы по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»

Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей истории и обществознания в 2018 году по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»...

Рекомендации по разработке и проведению практических занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Уровень овладения знаниями, умениями и практическим опытом может быть проверен в процессе обучения на практических занятиях.Практическое занятие – это работа, осуществляемая в учебной аудитории ...

Методическая разработка учебного занятия по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: «Сигналы светофора»

   Данное пособие представляет собой методическую разработку учебного занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного дв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...