РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗКОНОМИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Ахмедова Нурия Сагитовна

Статья о необходимости уделения должного внимания изучению общественных дисциплин в учреждениях технического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ahmedova_1.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

АХМЕДОВА Нурия Сагитовна

Екибастузский политехнический колледж

преподаватель социально-экономических дисциплин

Роль и значение социально-зкономических наук

 в системе профессионального образования

Назарбаев Н.А. в программной статье  «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»,  поручил министерству образования и науки республики внедрить в программу обучения в высших учебных заведениях, начиная с 2013–2014 учебного года, такие предметы как  казахстанское право и краеведение.

Назарбаев считает, что сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.

Отсутствие такого актуального предмета, как «Казахстанское право» ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи, «Краеведение» -любовь к малой родине - это основа патриотизма. Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.

Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого - социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.

Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс. [1] 

Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI в. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к заключению, что высшая школа и колледжи должны готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать интеллектуалами, интеллигентами,  т. е. культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Необходимость овладения такими качествами относится к молодым специалистам как гуманитарного, так и технического профиля. Человек, усвоивший только узкопрофессиональные знания и навыки, может быть только ремесленником, без овладения достижениями человечества в духовной области его невозможно считать интеллектуально развитым, интеллигентным, культурным. Во многих зарубежных странах на социогуманитарную подготовку студентов отводится до 25% учебного времени.

Казахстан переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране - все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих казахстанцев означал утрату жизненных ориентиров. У части граждан появилось неверие, разочарование, возникло ощущение потери смысла жизни.

Значимость общественных предметов особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Существование современных подростков и юношества в реально формирующемся информационном обществе, где стихийные информационные потоки могут носить откровенно негативный, агрессивный по отношению к личности характер, усугубляет неблагоприятную ситуацию риска.

           Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, приобретающим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в нем.

Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологи чески комфортного места среди других людей, вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию действительности, создают благоприятные возможности для усвоения важной социальной информации и овладения в связи с ней разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Изучение общественных наук - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется мир, далеко не всеми осознается общая для всего мира и для Казахстана  тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием мощной, широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;  

исключительное значение сейчас приобретает не только техническое, но и гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного судьбой духовных и нравственных ценностей, с широким социальным кругозором, не ограниченного лишь умением быстро извлекать и применять нужную информацию;

начинается постепенная трансформация «экономического человека»в новый вариант фаустовского типа личности, усвоившего не только завоевания науки и вобравшего в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшего в себя культурные, этические и нравственные достижения человечества;

речь идет о гуманизации всех областей человеческой деятельности, о гуманизации всех наук. Наука о человеке, или человековедение, должна одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности: необходима гуманизация образования, преодоление технократического и узкопарадигмального уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

в профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими общекультурными, этическим и физическим воспитанием, с тем чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в Казахстане с его противоречиями, с одной стороны, и тенденцией движения к постиндустриальному обществу - с другой позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Положения, высказанные исследователями в области науковедения и философии образования:

1. Если исходить из того, что нашему  обществу предстоит идти по пути роста культуры, развития образования, утверждения гуманизма, то следует признать, что значение социально-гуманитарных наук будет возрастать, что они будут лидировать в системе наук.

2. Современное кризисное общество больно прежде всего самим человеком, самими людьми и отношениями между ними. В этих условиях социально-гуманитарное знание и образование призваны способствовать:  

выполнению обществом функций критического анализа существующего положения дел, имеющихся проблем и возможных перспектив;

переходу его от преобладания мифологических и идеологизированных оснований для принятия решений к достоверной информации, объективной истине, обеспечивающей возможность опережающего развития;

переходу к продуманным и конструктивным действиям.

3. На первый план выступает необходимость вычленения внутри широкого спектра социальных и гуманитарных идей того ядра ценностей и приоритетов, которое может стать основой новой стратегии миропонимания и социального действия, в том числе и стратегии нового социального поведения, адекватного современным цивилизационным процессам.

4. Социально-гуманитарные науки реализуются, прежде всего, в гуманитарном образовательном процессе. Именно здесь человек, постигая социально-гуманитарные знания, ищет ответы на вопросы, имеющие для него смысло-жизненное значение.

5. Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и действия человека, знающего, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности. [3]

Современное общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять - пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, утверждением политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Общество характеризуется переплетением противоречий, как унаследованных от прежних этапов его существования, так и новых, порождаемых сдвигами в системе социальных отношений. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создании ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Такой основой являются, прежде всего, социологические знания. Социология - это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор - это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Эта связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией, формирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномена человека направлена и философская антропология. Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня - человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования, призванной стать одним из существенных факторов нравственного воспитания.

В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе человек приобретает нравственные запросы, духовность, гуманистичес кие ценности. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что учащийся  должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире - общественного развития, только познавая самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний. [4]

Развитие рыночной экономики ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Это связано с утверждением экономической свободы, многообразия форм собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предприни мательской деятельности, права свободно выбирать род деятельности и профессию. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономичес кой подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора-два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне он участвует в альтернативных выборах, отдавая предпочтение одному из списка кандидатов, одному из ряда политических объединений. На него обрушивается разнородная, калейдоскопичная политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание значения политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба Республики Казахстан, а следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в Казахстане  невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией. Только знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Основном Законе полномасштабного набора прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Превращение Казахстана  в правовое государство невозможно без преодоления правового нигилизма граждан, ущербности правосознания многих из них. Изучение правовых знаний помогает молодежи лучше разбираться в общественных отношениях, значительная часть которых регулируется нормами права, создает условия для адекватной реакции на события общественной жизни.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуросообразной школы как школы ХХI в., возрастает значение культурологии - гуманитарной науки, изучающей закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи с другими сферами материальной и духовной жизни. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе, придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Все эти знания должны опираться на прочную историческую подготовку, так как без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных наук становится беспредметным. Таким образом , в современных условиях значение изучения истории резко возрастает.

Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?

Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История — это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У Казахстана была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Казахстан  внес достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Изучение каждой из названных социально - гуманитарных наук - задача колледжа, выпускники которого лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. [5]

Общественные науки занимают особое место в системе образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В отличие от профессиональных предметов, общественные формируют предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация неосуществима без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дают общественные предметы. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе общественных  наук знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование закона об адекватном мировому уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но общественные предметы призваны внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций). [6]

Наконец, без общественных наук невозможно в полной мере выполнить требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры. Гражданская культура включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. [7]

Изложенное выше показывает возросшую по сравнению с предшествующими десятилетиями значимость общественных наук.

Список литературы:  

  1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. – 2012. – 10 июля.
  2. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.).
  3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 161.
  4. Медушевская О.М. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2000. С. 351.
  5. Чередниченко Г.А. Пути формирования человеческого капитала: изучение образовательных и профессиональных траекторий молодежи после получения среднего образования// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1226
  6. Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан» от 27 июля 2007 года .
  7. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования адаптивных качеств выпускника в системе профессионального образования

В статье указаны условия, оказывающие влияние на процесс формирование необходимых адаптивных качеств, таких как получение профессиональных навыков....

Внедрение дуальной системы профессионального образования в якутском торгово-экономическом колледже ПК

Данный проект планируется реализовать в условиях Якутского Торгово-экономического колледжа ПК совместно с условным средними школами РС (Я):         - Тойбохойск...

Инновационная деятельность в системе профессионального образования

В статье проведен анализ использования технологий обучения в системе профессионального образования...

Мониторинг – основа прогнозирования развития системы профессионального образования

Международная конференция «Научные работы, практика, разработки, инновации 2013г». Секция «Педагогические науки», под – секция 3 «Инновации в области образования».       Польша, г...

Автореферат на тему "Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" в системе профессионального образования"

В автореферате представлены материалы исследования, проведенные на базе Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа среди студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях"....

Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе дополнительного образования «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)

Статья об особенностях работы с фортепианными ансамблями  в дополнительном образовании....

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"...