развитие творческой позиции у старших дошкольников
статья на тему

Александрова Наталья Константиновна

В современной педагогике и психологии существует различные способы активизации творческого мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskoy_pozitsii_u_starshikh_doshkolnikov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой позиции у старших дошкольников.

Тема «Развитие творчества» остается актуальной в наши дни. Очевидно, что становление  творческих качеств происходит уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее благоприятным для развития различных видов творческой деятельности: игры, драматизации, музыкальной и изобразительной деятельностей... Многие отечественные психологи изучали детское творчество. Так прекрасно раскрыто игровое творчество в исследованиях Венгер Л.А., Усовой  А.П., Смирновой Е.О., театральное - у Андреевой И.Г., познавательное – у Рыжовой Е.В., Селюч М.Г., а развитие творческого воображения дошкольников – у Дьяченко О.М., Кудрявцева В.Т.

Традиционное понимание «творчества» как создание нового и культурно-значимого продукта не всегда допустимо к дошкольникам. Так как в этом возрасте дети не создают нечто новое и значимое для культуры. Термин «креативность» поэтому не используют применительно к детям до восьми лет.

В настоящее время широко применяется термин «творческая активность», который разными авторами определяется по-разному. Так Петровский В.А., Данилов М.И., Махмутов М.И., Шамова Т.И. определяют его как «установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как характеристику деятельности, которая проявляется в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний»[1].

Однако термин «творческая активность» не всегда отражает способность дошкольника к творчеству. Детское творчество проявляется не только в активных действиях и реальных продуктах творчества. Существует процесс, который незаметен для окружающих: когда ребенок внутри себя формирует новый взгляд на предметы, окружающего его действительность. Ребенок изменяет по-своему правила игры, роли, содержание... Поэтому, «творчество», «творческие способности», даже «креативность» существует у дошкольников, но в особой форме – в форме некоторой творческой установки, «творческой позиции»1.

В современной педагогике и психологии существует различные способы активизации творческого мышления дошкольников: мозговой штурм (А.Осборн), метод гирлянд ассоциаций (Г.Буш), система Э.Боно, теория решения изобретательских задач ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), метод каталога (Ч.Вайтинг). Однако данные методы направлены на развитие отдельных психических процессов в узких предметных областях. Необходимы новые методы решения творческой позиции, которые были бы адекватны возрастным позициям дошкольников. Жизнь ребенка проходит не в решении абстрактных задач, а в проживании сказочных сюжетов. Поэтому для развития «творческих позиций» используется ведущая деятельность – игра. «Необходимым условием формирования творческой позиции является создание противоречивой, конфликтной ситуации, которая побуждала бы ребенка к личному вмешательству события», - предлагает Козырева Н.А. Необходимо создать такую проблему, которую ребенок не мог бы решить известными ему традиционными способами, которая бы побуждала бы его выходить за пределы стереотипов, искать и порождать свой метод.

В своих исследованиях Козырева Нелли Арнольдовна проверяла гипотезу о том, что творческая позиция детей дошкольного возраста формируется в ситуациях разрешения противоречий. Предметом исследования стала творческая позиция дошкольников и психологические условия ее формирования. В качестве задач исследования были выделены следующие:

  • разработать и апробировать игры с противоречиями как метод формирования и развития творческой позиции ребенка;
  • определить методы проявления и выявления творческой позиции дошкольника;
  • выявить и описать психологические закономерности, этапы и условия формирования творческой позиции дошкольников.

Испытуемыми стали дети детских садов: 93 человек от 5 – 7 лет.

Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Формирующий эксперимент. Его программа была рассчитана на три месяца регулярных занятий в малой группе из 4-6 человек. Каждому ребенку был дан индивидуальный комплект игры «Теремок сказок». Игра представляла собой набор из 12 картинок, на обеих сторонах которых изображены сюжеты известных сказок, и вкладышей с их героями. Герои изображались в различных эмоциональных состояниях. Противоречие состояло в том, что любой «чужой» герой мог попасть в известную сказку. Данное противоречие дает возможность проявить творческую позицию, авторство, экспериментирование. Роль взрослого – создание проблемной ситуации, помочь ребенку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю при этом эмоционально поддерживает его: «Молодец!», «Как здорово у тебя получилось!». Каждое занятие было индивидуально, не похоже на предшествующее. Это давало возможность знакомится с разными творческими приемами и обучающими способами для сочинения сказочных историй.

В констатирующем и контрольном экспериментах использовалась методика диагностики проявления творческой позиции: выявление способности самоорганизации деятельности (методика «Займись чем-нибудь»), выявление творческой позиции в сфере коммуникации (методика «Картинки» Е.О.Смирновой), творческое использование знакомых предметов в воображении (методика Кудрявцева «Как спасти зайку»), Выявление познавательной активности в данном эксперименте (методика «Коробочка»).

Результаты исследования. В ходе формирующего эксперимента можно выделить следующие линии преодоления противоречивых ситуаций:

- от полной неспособности сочинять – к способности создавать сказочное произведение с элементами фантастики;

- от простого манипулирования карточками с изображением героев – к рождению замысла во внутреннем плане действий;

- от ситуативной речи – к контекстному. интонационному рассказыванию сказочной истории;

- от фиксации увиденного на картинке – к воображаемому;

- от повторного сюжета – к свободе его преобразования, что характеризует развитие мышления в частности;

- от отсутствие авторского видения, вмешательства в старую сказку – к творческой позиции, связанной с умением проектировать для героя события согласно заданному автором характеру.

Наблюдение за динамикой изменения мышления, речи и поведения детей на занятиях, а также анализ продуктов детского творчества, опросы родителей позволило выделить следующие этапы развития творчества дошкольников:1) ориентировка в ситуации, 2) раскрепощение, 3) порождение замысла, 4) личностное включение, 5) проявленная творческая позиция.

Следует отметить, что не все дети прошли все этапы формирования творческой позиции. Так на этапе «порождение замысла» оказались 47 детей (50 %), на этапе личностного включения – 31 ребенок (33 %) и только 13 детей (15 %) достигли этапа «проявления творческой позиции».

Дальнейший анализ констатирующей и контрольной диагностики, а также данные корреляционного анализа показывают, что выбранные диагностические методики действительно фиксируют значимые изменения в различных сферах жизнедеятельности ребенка.  Это может служить доказательством, что творческая позиция дошкольника формируется в ситуации разрешения противоречий, представленных на субъективно значимом социальном сюжетно-образном материале (в играх). Обнаруженные изменения подтверждают исходную гипотезу.


[1] «Вопросы психологии» под редакцией Щедриной Е.В.,  ст.  Козыревой Н.А. «Развитие творческой позиции старших дошкольников с игре с противоречиями», Москва, № 2 – 2007, с. 80 - 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Хорошо известно, что лучшим временем для начала изучения иностранных языков является тот возраст, когда еще действует механизм импринтинга, т.е. как раз возраст до 8-9 лет. Именно в это время изучение...

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

Методические рекомендации "Комплекс приемов и упражнений по формирований творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР"

При правильно организованной работе, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития успешно овладевают навыками творческого рассказывания. Опишем направления и содержание данной раб...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"

В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...