Формы социализации художественного опыта школьников.
статья (8 класс) на тему

Давыдова Наталья Ивановна

В статье говорится об  особенностях проведение уроков МХК в музеях, представлен фрагмент и план урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы социализации художественного опыта школьников.

 Давыдова Н. И.

 учитель МХК

МБОУ Крюковская средняя общеобразовательная школа,

Чеховский район Московская область.

     В современном социокультурном пространстве музей становится средством адаптации человека к культурной среде.  Музей выступает как фактор развития человека, его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. Музей может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.

      Осознавая важность обращения к первоисточникам, сегодня становится необходимым проводить в музее не только экскурсии, но и уроки по определённым темам. Занятия по МХК в музее обеспечивают возможность разнонаправленного подхода к изучению произведений искусства. Музейная среда позволяет учителю сформулировать проблему, а ученикам самостоятельно выбрать произведение, изучение которого позволит им эту проблему решить.

     Кроме того, следует признать, что каждый из участников занятий в музее имеет право на свою собственную оценку, свой собственный взгляд на произведение искусства, поэтому урок не может развиваться по шаблону, а представляет собой хорошо подготовленную, но всё же импровизацию. А это значит, что подобная деятельность позволяет влиять на возможности последующего творчества детей, т.к. не создаёт у детей шаблонных представлений об искусстве. Ученик оказывается «субъектом и конструктором» своего образования; полноправным источником и организатором своих знаний, не менее важным, чем учитель или учебник. Это позволяет преодолеть противоречие между предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребёнка и их содержания в соответствии с меняющимися обстоятельствами и ситуативными потребностями.

     Искусство восприятия культурных ценностей не приходит сразу и вдруг, его необходимо воспитывать, к нему надо готовить, не пуская этот процесс на самотёк, надеясь на исключительные способности учащихся. Общение с подлинником в музее принципиально отличается от работы с произведением искусства в классе. Суть различия заключается в приоритете непосредственного восприятия  искусства над получением информации о нём. Учитель выступает в данном случае в роли стимулятора видения, а не носителя знаний. Вместе с тем, он активизирует и познавательную деятельность учащихся, направленную на исследование своих наблюдений и проверку достоверности выдвинутых предположений.

     Задача учителя – больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; и, оказывая помощь в работе учащимся, избегать навязывания каких-либо оценок  и суждений. Музей учит детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, делать самостоятельные выводы, размышлять. Такое объединение педагогического опыта и музейной практики наиболее полно соответствует задачам современного образования.

Фрагмент творческого урока в Музее искусств народов Востока.

Цель: закрепить и расширить знания детей о художественной культуре Китая.

Этапы урока:

  • Непосредственное восприятие произведений искусства;
  • Интерпретация (пояснение собственного видения произведения искусства каждым учеником);
  • Постановка проблемы в виде вопросов, относящихся к содержанию и характеру произведений искусства;
  • Поиск ответов, обмен мнениями, рефлексия (осознание своей деятельности, формулирование целей на будущую деятельность).
  1. Послушайте стихотворение китайского поэта (жанр ЦЫ) Синь Ци-цзи «Строфы о поисках весны»:

Продрогший, в сетке листьев бирюзовых,

Бамбук вознёсся над глухой тропой.

Река и горы

В отблесках багровых, В лучах заката он стоит суровый, один,

С бескрайнею своей тоской.

Вверяя думы мейхуа прекрасной,

За паутиной он не мчится вслед,

Он ждёт весну –

Вседневно, ежечасно,

Не расточает

Аромат напрасно,

Его души

Не распознать, вам, нет!

  1. Какие ассоциации у вас возникли при знакомстве с этим стихотворением? Какие образы? Сравните впечатления и определите, есть ли в них что-то общее?
  2. Посмотрите внимательно на произведения китайских художников, представленных в этом зале (не обращаясь к  этикеткам и аннотациям), и подберите произведение, перекликающееся или дополняющее смысл стихотворения. Опишите свои ощущения. Почему выбрано именно это произведение? Посмотрите, каково его оригинальное название. Соответствует ли оно вашим представлениям? Как эта идея могла бы быть выражена европейскими художниками?
  3. На уроках мы рассматривали с вами особенности китайского мировосприятия, связанные с учениями даосизма и конфуцианства. Нашли ли они отражение в произведениях искусства китайских художников? Подумайте, что означает высказывание китайского знатока живописи Чжу Цзинсюаня: истинный художник «изображает то, что не могут осветить Солнце и Луна»?
  4. Попробуйте одной фразой выразить секрет китайского искусства.
  5. Выберите одно из произведений китайского художника, которое вам понравилось больше всего. Расскажите о своих впечатлениях. Легко ли вам прочесть образ, созданный  этим мастером? Какие качества, способности, на ваш взгляд, нужно развить в себе, чтобы это искусство стало вам ближе и понятнее?
  6. Домашнее задание: подготовить мультимедийные презентации о разных видах китайского искусства.

     Особенностью данного урока является его диалоговый характер, где большая часть высказываний принадлежит не учителю, а ученикам. Характер высказываний учителя – не сообщение, а вопрос. Таким образом, в ходе занятия создаётся ситуация, побуждающая учащихся активизировать навыки зрительного восприятия, анализа художественного текста, вербального выражения возникающих идей и представлений.

Перед тем как провести урок в Музее, необходимо подготовить учащихся к восприятию экспозиции. В данном случае сначала в аудитории проводится урок, на котором дети знакомятся с особенностями развития художественной культуры Китая.

План урока  Мировой художественной культуры в 8 классе с использованием рейтинговой технологии.

Тема: Художественная культура Китая.

Цель: познакомиться с особенностями развития художественной культуры Китая; с  учениями Лао Цзы и Конфуция; с памятниками архитектуры  и изобразительным искусством древнего и средневекового Китая.

Задачи: 1. Учить составлять логическую схему содержания учебного материала (работа с текстом учебника).

2. Закрепить знания по теме «Художественная культура Индии»

3. Составить словарь терминов по теме урока.

4. Воспитывать умение эффективно работать на уроке.

Наглядные пособия: репродукции (храм Небо, Великая Китайская стена, пагоды)

Ход урока

Этапы

Урока и время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Рейтинг в баллах

Оргмомомент

1 мин.

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю

Положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места, концентрацию внимания, записывают баллы.

1

Целепо

лагание,

мотива-

ция

2 мин.

Называю тему урока: «Художественная культура Китая»

 и предлагаю ученикам определить для себя задачи урока.

Мотивирую работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки

Записывают тему урока в тетради, определяют и записывают задачи:

  1. Знать особенности китайской мифологии.
  2. Уметь работать с текстом учебника.
  3. Научиться составлять ЛОС

1

Актуализация ранее изученного материала

5 мин.

Предлагаю ответить на вопросы перед темой: 1. Он нашёл способы избавления людей от страданий, проповедуя правила поведения, позволяющие человеку спасти себя, поэтому его и назвали «Просветлённый» (Гаутама, Будда).

2. Учение этого человека выросло до уровня мировой религии (буддизм)

3. Именно в этих мемориальных сооружениях хранились останки Будды (ступы)

4. Эти кельи отшельников высеченные в толще скал превратились в большие комплексы. В Аджанте их целых 27. Что это? (скальные храмы)

5. Назовите индийские музыкальные инструменты.

Отвечают на вопрос, дополняют друг друга, формулируют вывод.

2

Первичное усвоение материала.

15 мин.

Предлагаю учащимся прочитать параграф( стр.48-51) и написать в тетради ЛОС (логический опорный сигнал по критериям:

-объём 1 стр.;

-логика;

сигналы;

вывод.

2. Составить словарь незнакомых терминов.

Читают  параграф и укладываются во времени.

Оформляют в тетради ЛОС (логический опорный сигнал по критериям:

-объём 1 стр.;

-логика;

сигналы;

вывод.

2. Составляют словарь новых терминов в тетради.

1

5

2

Осознание и осмысление

6 мин.

Предлагаю по содержанию параграфа составить проблемную задачу, записать её в тетрадь и дать краткий ответ.

Составляют проблемную задачу по параграфу, записывают её в тетрадь и дают краткий ответ

4

Первичное закрепление.

7 мин.

Предлагаю свои проблемные задачи записать на листок и передать соседу, а затем учащимся своей группы для ответа на задачи; оценить ответы учащихся своей группы по 5-балльной системе.

-записывают свои проблемные задачи на листок и передают соседу, а затем учащимся своей группы для ответа на задачи;

-оценивают ответы учащихся своей группы по 5-балльной системе

4

Информация о домашнем задании.

1 мин.

Информирую о домашнем задании, предлагаю выбрать один из вариантов:

-ответить устно на вопросы учебника ( Великая китайская стена – стр.52); погребальные сооружения Ханьской империи (стр.53)

-ответить письменно на вопросы учебника (стр.65 №3)

-составить тестовое задание по теме урока.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники, выполняют его дома:

-отвечают устно на вопрос;

 -отвечают письменно на вопросы учебника;

-составляют тестовое задание.

1

4

3

3

Подведение итогов урока

3 мин.

Предлагаю почитать цели урока в своей тетради, определить уровень своих достижений по 5-балльной шкале и записать на контрольном листочке, отмечаю Ф.И. учеников, ответы которых в ходе изучения темы, на мой взгляд, были самыми удачными.

Читают собственные цели урока в своей тетради, определяют уровень своих достижений по 5-балльной шкале,  записывают на контрольный листочек. Записывают Ф.И.

учеников, ответы которых были самыми лучшими в ходе изучения темы..

2

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

«5» - 32-30.  «4» - 29-26;  «3» - 25-22.  «2» - меньше 21.

Дополнительные баллы: оформление в тетради -16; умение выслушивать ответы – 16. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Презентация "Интернет как форма социализации"

Презентация подходит для проведения тематических уроков, круглых столов и дисскусий на тему "Интернет"...

формирование профессионально-трудовых навыков учащихся, как одна из форм социализации

«Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся, позволяющие им достигнуть оптимального уровня  самостоятельности для адаптации к  новым   социальным условиям».Актуальность темы...

Доклад "Уроки на интегрированной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников"

Доклад "Уроки на интегративной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников" представляет собой обобщение педагогического опыта учителя....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...