Мониторинг сформированности основных ключевых компетентностей
статья на тему

Ревякина Елена Николаевна

Дополнительное образование как никакое другое соответствует парадигме компетентностно-ориентированного подхода в образовании. По идее оно обладает всеми условиями, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, и возможностями по вовлечению обучающихся в активную деятельность, в рамках которой обучающийся в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации.

Наше учреждение, детский центр «Венец», включилось в работу по реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.

Образовательное учреждение наиболее активно работает по направлению формирования и развития социальной компетентности. С этой целью были созданы следующие условия для оптимизации данного процесса:

- 100% педагогического коллектива были обучены технологиям компетентностно-ориентированного обучения через городскую и областную системы повышения квалификации;

- были пересмотрены и откорректированы все образовательные программы Центра;

- творческой группой педагогического коллектива были разработаны методические рекомендации по оценке сформированности ключевых компетентностей на всех возрастных ступенях и, как следствие;

- в учреждении была разработана целостная система мониторинга сформированности ключевых компетентностей.

Мониторинговые исследования мы проводим в три этапа: подготовительный, практический, аналитический.

На подготовительном этапе мы ставили своей целью собрать, систематизировать, проанализировать и сохранить информацию, характеризующую уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся ДЮЦ. Также на данном этапе был определен объект мониторинговых исследований. Им являются обучающиеся 12 и старше лет. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» учащегося, основные способы его деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы. Также на данном этапе был определен предмет мониторингового исследования. Ими явились результаты сформированности основных ключевых компетентностей обучающихся: информационные, коммуникативные, социальные. В сложившейся основе мониторинга лежат коллективные исследования группы московских ученых Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», работа которых печаталась в ежемесячном журнале «Школьный психолог» за №7, апрель, 2007 г. Мы адаптировали эти идеи для своего образовательного учреждения.

Переработав имеющийся теоретический и практический материал, мы выделили параметры коммуникативной компетентности и готовности к решению проблем. Компонентами последней на наш взгляд являются организационные и интеллектуальные умения и навыки.

Интеллектуальные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:

- восприятие информации;

- интеллектуальная обработка информации;

- результативность интеллектуальной деятельности;

- самооценка результата работы;

- соответствие статуса учащихся требованиям программы обучения.

Организационные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:

- планирование работы;

- уточнения и пояснения в заданиях;

- выполнение намеченного плана;

- анализ результата проделанной работы.

Коммуникативные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:

- изложение собственных мыслей;

- ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы и задавать вопросы; способность корректно возражать оппоненту);

- взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) - способность аргументировано отстаивать собственную позицию; способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию; способность подчиниться решению группы для успеха общего дела;

- соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).

Также следует сказать, что кроме теоретического изучения вопроса, была проделана и практическая работа, осуществляемая через собеседование с педагогами, анализ документов и продуктов деятельности, оценки эффективности проведения занятий.

Коллективом были разработаны карты мониторинга, куда заносятся результаты исследования.

Сбор информации по мониторингу происходит через наблюдение педагогами за обучающимися и затем заполнением социальных карт. Каждый педагог получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняются в соответствии с инструкцией. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом учреждения.

Диагностика удобна в применении, не требует много времени, учитывает всех учащихся объединений и содержит описание результатов диагностики и рекомендации для педагогов по использованию этих результатов.

Обработка полученной информации осуществляется по параметрам и критериям, выставляются баллы.

Далее, когда подсчитан общий балл, все данные анализируются и обобщаются результаты. Баллы подразделяются на группы: слабая, средняя, сильная. Соответственно присваивается статус на каждую группу по шкалам, т.е. дается и качественный анализ. На основе полученных данных составляется заключение по каждому объединению, а также обобщаются результаты в аналитической справке, с таблицами и диаграммами.

Следует также сказать, что необходимо дать рекомендации педагогу по каждой группе, и каждому учащемуся для дальнейшей педагогической деятельности. Разумеется, описание статуса обучающихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщающий характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны работы обучающихся, выявить наиболее эффективно работающих педагогов для обмена опытом. Периодичность проведения данной диагностики 2 раза в год: в конце ноября и апрель-май, где можно увидеть динамику развития умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ouny_dlya_pedagogov.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные(интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.

Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих занятиях. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Спасибо!                                                          

Объединение_______________________________________Педагог_______________________________________________________________

Интеллектуальные умения и навыки.

Виды работ на занятии

Фамилии учащихся

  1.  Восприятие информации

1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления

3

нуждается в дополнительных разъяснениях

2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

1

не воспринимает устную инструкцию

  1. Интеллектуальная обработка информации

2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

способен выделить самостоятельно

2

нуждается в дополнительных(наводящих, уточняющих) вопросах

1

испытывает значительные затруднения

     2.2 Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно

2

нуждается в помощи

1

испытывает значительные затруднения

     2.3. Темп интеллектуальной деятельности:

3

выше, чем у других учащихся группы

2

такой же, как у других учащихся группы

1

значительно снижен

  1. Результативность интеллектуальной деятельности
  1. Результат получает:

4

успешно(рационально,эффективно);воспроизводит предложенный учителем алгоритм

3

оригинальным творческим способом

2

нерациональным(«длинным») путем

1

путем подгонки под ответ(«методом тыка»)

     3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение

3

способен дать правильный ответ, но не может его обосновать

2

приходится «вытягивать» ответы

1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения

  4. Самооценка результата работы:

3

способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок

2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

1

не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки

      5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки

2

для освоения программы требуется система дополнительных занятий

1

освоение программы по различным причинам затруднено

Общий балл:

                  Организационные умения и навыки.

1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала

2

планирует действия в ходе работы

1

вообще не составляет плана

2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях

3

задает до начала работы

2

в ходе работы

1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях

      3. Выполняя задание:

4

Точно придерживается плана

3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий

1

работает хаотично, без плана

        4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата

2

не доводит работу до окончательного результата

1

довольствуется ошибочным результатом

5. Закончив работу:

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки

3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом

2

результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности

1

результат проверяет, но ошибок «не видит»

      6. Помощь в работе:

4

не нуждается

3

нуждается и принимает

2

нуждается, но не умеет пользоваться

1

нуждается, но не обращается

Общий балл:

   Коммуникативные умения и навыки.

1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других

2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов

1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов

2. Ведение дискуссии:

2.1. Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ

3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря

1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы

     2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы

2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику

   2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

обычно возражает своему оппоненту корректно

2

не всегда корректно возражает своему оппоненту

1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту

3.Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)

           3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию

3

обычно отстаивает свою позицию аргументировано

2

не всегда аргументировано отстаивает свою позицию

1

как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию

           3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости

3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага

1

 не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага

  3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы

2

не всегда может подчиниться решению группы

1

как правило, не подчиняется решению группы

       4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения ( способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения

2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения

Общий балл:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей

Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся...

Мониторинг сформированности основных компетенций по истории

Данный мониторинг помогает отследить уровень развития основных компетенций по истории....

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)

Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...

«Мониторинг сформированности знаний и компетентностей по основам безопасности жизнедеятельности»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.   Эта идея нашла выражение в Государств...