Педагогика сотрудничества как условие развития личности
статья на тему

Фадеева Наталья Гергиевна

Тематическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_sotrudnichestva.fadeeva.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тематическое сообщение

«Педагогика сотрудничества как условие развития личности »

                                                                      Воспитатель: Фадеева Н.Г.

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 века, представляющая  собой систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди  авторов: Амонашвили Ш.А., Ильин Е.Н,, Никитины Л.А, и Б.П. и другие .все авторы имели большой практический опыт работы в школе и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания.

        Еще Аристотель говорил – «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: первое – это правильного установления конечных целей всякого рода деятельности и второе – отыскание соответствующих средств, идущих к конечной цели.»

     В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

     Вся работа в нашем классе построена на сотрудничестве взрослых и детей. В начале года проходит диагностика, анализ отношений между детьми, отношений к взрослым: родителям, учителям, воспитателям. Затем вместе с классным руководителем ставятся цель, задачи воспитательной работы  на учебный год в классе. Вместе с детьми определяются их поручения, посещение кружков по желанию, разрабатываются воспитательные занятия, желание участвовать в конкурсах, мероприятиях класса, школы. Например Эльмин Аббасов сначало отказался от посещений всех кружков, но после бесед с учителем физкультуры по моей просьбе постепенно втянулся в тренировки и стал посещать кружок физкультуры, даже принимать участие в общешкольных соревнованиях.  Саша Писаренко предложил свою кандидатуру на должность ответственного по проверке дежурства в классе. Ему хотелось быть главным, давать оценку другим ребятам. Хотя во время своего дежурства результат был плохим. Постепенно, ежедневно во время уборок я просила его о небольшой помощи ребятам. В результате он стал не только оценивать труд, но и  ценить его, быть объективнее, ближе к товарищам. И сейчас он иногда сам предлагает свою помощь.      

      Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта , а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.

       Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно - воспитательного процесса и содержит несколько принципов:

      - Ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность, получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом.

     Например в нашем классе стало естественным помогать учителю (Ольге Васильевне) готовить дидактический материал к урокам – это ненавязчиво заставляет их повторять или вспоминать материал.

     - Исходя из концепции развивающего обучения Эльконина – Давыдова,

личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности. Т. Е. нового способа построения учебно- воспитательного процесса.

   Например Максим Казаков очень не любит делать уроки. Но я заметила , что ему нравиться другим объяснять тему которую он понял. Поэтому стараюсь просмотреть его домашнее задание первое. И потом прошу его помочь тем ребятам, кому нужна помощь.

       Одним из способов использования личностного- ориентированной технологии является «педагогика сотрудничества».

          Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании названии. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, Н.П.Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Руссо, Я. Корчак, Э.Барн) психолого – педагогической практики и науки.

          Особенностями содержания и методики педагоги сотрудничества на сегодня являются 4 направления:

  1. Гуманно- личностный подход к ребенку;
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
  3. Концепция воспитания;
  4. Педагогизация окружающей среды.

Все 4 направления я использую в работе. Гуманно- личностный подход к ребенку. Эльмин очень сложный ученик- это и национальная особенность в отношениях к женщинам-педагогам, равнодушное отношение отца к школе, постоянное конфликтное состояние и с учениками и с педагогами. Мне в работе с ним всегда помогает именно гуманизация отношений. Не нападая, упрекая, а четкость выполнения в правилах жизни класса, школы, постоянные небольшие просьбы о помощи. Благодарность за выполненное поручение. И понемногу он исправляется. Хвалить, благодарить за выполнение поручений. Просить выполнять различные поручения. Давая понять о доверии. И снова хвалить.          

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой. В своей работе стараюсь сотрудничать со всеми и педагогами школы (дежурными воспитателями, учителями по всем предметам, классным руководителем), медицинским персоналом, социальным педагогом, Заместителями директора, библиотекарем. Любые ситуации стараюсь разобрать и разрешить.  

Сотрудничество детей и взрослых . В нашем классе оно постоянно, во всех делах. К сожалению не все дети стремятся к сотрудничеству, но это и есть одна из задач для меня.

Сотрудничество детей между собой и сотрудничество учеников. Не секрет что в нашем классе девочки постоянно организовывают группы, делят влияние других детей. Лидеры – Алена Куклина , Маша Дудченко, Света Зотова. Я страюсь им объяснить о положительных моментах сотрудничества, привлекаю их к совместным делам, к организации концертов, дней рождений. Это дает положительный результат- девочки стали чаще сотрудничать друг с другом.

Сотрудничество родителей и педагогов. В нашем классе есть правило- только совместная работа – Классного руководителя, воспитателя, родителей- приводит к положительному результату. Возникла проблема с дежурством у Юры Размановского . Решить её удалось совместными беседами и едиными требованиями с мамой.

      В работе с учениками своего класса методику педагогического сотрудничества я использую постоянно. Это и формирование тем воспитательных занятий, оформление классного уголка, оформление газет, участие в различных мероприятиях как школьных, так и городских, помощь в подготовке к урокам географии (помощь классному руководителю).

Такая работа дает каждому ученику ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого. Помимо знаний , идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь педагогу важно проявить терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию.      

Ребенок должен иметь право на ошибку, «проживание» личного отрицательного опыта порой является более значимым для его становления.

         Итак педагогика сотрудничества это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, Сотрудничество педагогов со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которыми пронизаны и уроки и внеклассная деятельность. Здесь важно чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с педагогами, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью. Педагогика сотрудничества предполагает так же сотрудничество учеников, родителей и всех педагогов школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качес...