выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях».
презентация к уроку на тему

Быкова Марина Григорьевна

выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.rar1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях».

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Достижение полноценной учебной самостоятельности и ответственности школьника при его переходе в среднее звено возможно только при соблюдении целого ряда условий. Особо выделим из них высокий уровень сформированности общих умений и навыков и способов деятельности; овладение обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков.

Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности?
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить:

  • анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся;
  • определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Цель работы - теоретически обосновать и практически реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности школьников.

Задачи:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий рефлексии и его значения в учебной деятельности;
  • выявить наиболее значимые рефлексы школьников и условия эффективного развития эффективной учебной деятельности;
  • разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической системы развития рефлексивной деятельности школьников.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлексирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся

и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,

ориентируясь на личность каждого ученика.

Организация рефлексивной деятельности на уроке – это не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности.

В процессе учебной деятельности учащийся развивается как личность, самореализуется, познает окружающую действительность и самого себя, анализирует свои учебные действия, учебные достижения и неудачи и стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. В учебной деятельности, как и в любой другой, присутствует рефлексия. Рефлексия проявляется в способности субъекта к постоянному личностному самосовершенствованию на основе механизмов самоанализа и саморегуляции.

Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
1.
Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
2.
Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
3.
Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Формы рефлексии. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

В контексте рефлексивной деятельности учащихся как средства их саморазвития заслуживают особого внимания ее способы:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным, малоосознаваемым. Оба вида самонаблюдения играют важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей деятельности, поведении, общении.
  2. Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования.
  3. Сравнение себя с некоторой "меркой" - субъект сравнивает себя с другими людьми или своим идеалом. В учебной деятельности неуспевающий учащийся может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть.
  4. Самопринятие – результат самоанализа ученика. Когда, например, учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо "реабилитироваться", начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию .

Немаловажное значение имеют в структуре рефлексивной деятельности учащихся следующие условия: выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий; использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др.; фиксирование учащимися своего учебного продвижения (саморазвития) после каждого урока (заполнение учащимися специальных таблиц, составление графиков, введение в них учащимися условных обозначений) и их анализ; введение специальных уроков по развитию навыков рефлексии.

Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

 Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием "лестницы успеха".        

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления

уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма,  оценки "приращения" знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок – рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Что из запланированного осталось узнать?
  • Как мы действовали?
  • Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
  • Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?
  • Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения. Рефлексивные таблицы:

 "ЗА"

"ПРОТИВ"

ВЫВОД:

 

Рис. 1.1 - Таблица "ЗА" - "ПРОТИВ"

КТО

ЧТО

КОГДА

ГДЕ

КАК

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 - Таблица "ЧТО, ГДЕ, КОГДА"

"ИНСЕРТ" это приём используется при работе с текстом

1 этап – индивидуально

"V" - это я знаю или думаю, что знаю

" - " - я думал иначе

" + " - новая информация для меня

" ? " - непонятно, есть вопрос

2 этап – фронтально

"V"

"-"

"+"

"?"

 

 

 

Рис. 1.3 - "ИНСЕРТ" приём при работе с текстом

? ("тонкие")

? ("толстые")

Кто…?

Дайте три объяснения, почему…

Что…?

Объясните, почему…

Когда…?

В чём различие…

Как звали…?

Предположите, что будет, если…

Будет…?

 

Может…?

 

Рис. 1.4 - "Толстые и тонкие вопросы" ("тонкие" - по содержанию, "толстые" - вопросы на анализ, на интерпретацию)

На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по данной теме. Графы "знать" и "уметь" заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются.

ЗНАТЬ

САМООЦЕНКА

УМЕТЬ

САМООЦЕНКА

 

 

 

 

Рис. 1.5 - Таблица самооценки

Следующий этап урока - индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого мы предлагаем детям осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.

" + "

Положительные стороны явления

" - "

Отрицательные стороны явления

"интересно"

Интересно

Рис. 1.6 - Таблица " +, -, интересно"

Синквейн (стихотворение из пяти строк)

1 строка: одно существительное (ключевое понятие)

2 строка: два прилагательных или причастия

3 строка: три глагола

4 строка: фраза из четырёх слов

5 строка: существительное

Рефлексивное домашнее задание. В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: "Что я знаю о … ". Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.

Оценочные листы (листы самооценки). Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводим на формулирование критериев оценки того или иного вида работы, например:

Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением "Плюс-минус-интересно". Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу "П" - "плюс" записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу "М" - "минус" записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу "И" - "интересно" учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы "П" и "И", так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Рефлексивность и критичность при самооценке — важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию.

Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития.

Исследовательская работа

Предмет исследования: приёмы стимулирования рефлексивной деятельности младших школьников.

Диагностический инструментарий:

  • Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности
  • Методика «Кто Я?» (автор М.Кун, модификация  М.Н.Овчинниковой)
  • Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»(КОС)

Результаты исследования

Таким образом, произошли перемены к лучшему у 30% человек. Из них у 10% детей повысился уровень развития рефлексии (с низкого уровня развития рефлексии перешел на средний уровень, а у 10% - со среднего на высокий ).

Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся выступает средством их саморазвития и самосовершенствования.

Литература:

1.Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

2.Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.

3.Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. 

4.Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва 2004

5.Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Метод. Пособие Красноярск, 2007

6.Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий // Коллективный способ обучения: Науч..-метод. журнал 2007 № 9

7.Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005 №4

8.Паравян Е.В., Пономарева Е.А. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе // Коллективный способ обучения: Науч..-метод. журнал 2005 № 8

9.Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения.  г. Минск, 2005 г. 
10. «Современный педагог», серия «Педагогическая мастерская». г. Минск, "Красико- Принт", 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"

Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"...

Выступление на районном семинаре на тему "Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся"

Выступление на районном семинаре по организации летнего оздоровительного отдыха в лагере с дневным пребыванием детей на тему «Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся» По...

Выступление на районном семинаре по теме: Программирование в среде «Scratch».

Большинство людей рассматривают программирование на компьютере как нудное, особое занятие, доступное только для тех, кто имеет хорошую техническую подготовку. И в самом деле — традиционные языки...

Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»

   Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...

Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...

Выступление на районном семинаре по теме "Укучыларның иҗади сәләтен үстерү"

Укучыларның танып-белү эшчәнлеген дөрес оештырганда гына белем алуга, фәннәрне теләп өйрәнүгә кызыксыну уятырга мөмкин. Аеруча иҗади сәләтне үстерүгә юнәлдерелгән биремнәр укучыларның белем алуга кызы...