О профессиональной этике
статья на тему
В статье рассмотрены принципы профессиональной этики воспитателя кадетского корпуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий. По одному из определений,профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.
Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.
Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов. В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики: свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями; в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность; при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность; в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными; следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц; нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа; недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.
В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Такой сферой деятельности является и работа воспитателя кадетского корпуса. Речь идет о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Особым видом профессиональной этики является педагогическая этика, которая определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Результаты анкетирования коллег показали, что большинство педагогов образовательных учреждений Министерства обороны РФ считают, что моральный кодекс воспитателя кадетского корпуса должен содержать следующие принципы:
- принцип ответственности — воспитатель должен быть чувствителен к потенциально возможным конечным результатам своих профессиональных действий;
- принцип компетентности - воспитатель должен заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в которых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом;
- принцип моральных и правовых норм требует от воспитателя знания норм поведения, существующих в обществе, и использования этой информации при разработке собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения;
- принцип конфиденциальности - неотъемлемая часть эффективной педагогической практики;
- принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства педагогов при взаимодействии с другими специалистами кадетского корпуса.
Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с которыми сталкиваются воспитатели. Ясно, что в центре внимания находится защита воспитанников. В разработке этических норм и следовании им существует несколько важных проблем. Прежде всего, к ним относится сильное различие методов воспитательной работы, отсутствие четких стандартов в применении. Наиболее важная проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями общества в том виде, в каком они описаны в законодательстве.
Дети являются социальной группой, требующей особого этического подхода, вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом. В воспитании возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда педагоги общаются с другими членами семьи и коллегами, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.
Этические принципы не решают всех проблем, с которыми сталкиваются воспитатели кадетского корпуса. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в педагогической теории и практике. Интеграция соцоциальных и профессиональных ценностей с юридическими требованиями является непрерывным процессом. Следовательно, этические принципы — это не застывший набор правил, а скорее направления, следуя которым, каждый воспитатель должен непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон воспитательного процесса.
Литература:
1. Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Экспресс, 2012.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154.
3. Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. С. 389.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-177788-1358097152.jpg)
Нравственные основы профессиональной этики учителя
Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-295665-1389855258.jpg)
Рабочая программа по курсу "Профессиональная этика и этикет"
Составительская программа для 10, 11 профильных классов. Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки....
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ». Выступление с использованием мультимедийной презентации.
Методическая разработка предназначена для работы педагога - психолога с сотрудниками социальных приютов и реабилитационных центров. Направлена на улучшение психологического климата в коллективе и выпо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-420215-1395541259.jpg)
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников
Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическимиработниками своих трудовых обязанностей, служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах мор...
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕДАГОГА
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕДАГОГА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-472862-1409752740.jpg)
Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края
Рекомендации (проект) по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края...