Принципы воспитания
план-конспект урока на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Конспект окрытого урока по педагогике "Принципы воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №2

Принципы воспитания

Конспект открытого урока по педагогике

Составила:

преподаватель

Соловьева Н.В.

Новокузнецк, 2013


Цель: формирование у студентов понятия о принципах воспитания.

Задачи:

  1. закрепить понятие об особенностях процесса воспитания и его принципах;
  2. раскрыть сущность основных принципов воспитания;
  3. формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации принципов воспитания;
  4. формировать умение оценивать свою деятельность и работу других;
  5. развивать речь, память, внимание;
  6. воспитывать культуру общения.

Тип: комбинированный урок.

Методы: беседа, объяснение, дискуссия,  видеометод, практическая работа, работа с учебником.

Оборудование: презентация, учебники по педагогике, карточки с тестами.

Литература:

  1. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учебник для СПО: В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2008. – Кн. 2  - 256 с.
  2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 567 с.
  3. Сластенин, В.А. Дидактика [Текст]:  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
  4. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
  5. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.
  6. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф.Харламов. – М.: Гардарики, 2008. – 340 с.


  1. Орг.момент

- Мы изучаем раздел «Теория и методика воспитания». На прошлом уроке начали характеризовать принципы воспитания. Прежде чем продолжить эту работу, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили, что такое воспитание и каковы особенности этого процесса.

2. Проверка знаний

- На экране предложены тестовые задания, где пропущены слова. Вам необходимо записать их на листочке в столбик. Будьте внимательны, время на работу ограничено.

  1. Воспитание – специально _______________, ________________ и контролируемое ____________ воспитателей и воспитанников с целью _____________ личности, ____________ и полезной ____________.
  2. Освобождение от зависимости называется ___________________.
  3. Совокупность окружающих ребенка обстоятельств, которые влияют на его личностное развитие, называется  _______________________.
  4. Этапы процесса воспитания:
  1. Овладение _________________.
  2. Формирование _____________.
  3. Формирование чувств.
  4. Формирование _____________.
  1. Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся, называется __________________ воспитания.
  2. Допишите основные направления воспитания: умственное, _________________, физическое,  ____________ и эстетическое.
  3. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – _______________, гражданина  и  _____________.
  4. Единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания означает ________________.
  5. Принципы воспитания – это общие исходные ________________, в которых выражены основные _____________ к содержанию, методам, организации _____________ процесса.

- Обменяйтесь работами. Всего у вас должно быть записано 20 терминов. За каждый правильный ответ ставите один балл.

Ответы:

  1. Организованное, управляемое, взаимодействие, формирования, нужной, обществу.
  2. Эмансипация.
  3. Воспитывающая среда.
  4. Знаниями норм морали, убеждений, поведения.
  5. Содержанием.
  6. Нравственное, трудовое.
  7. Работник, семьянин.
  8. Комплексность.
  9. Положения, требования, воспитательного.

- Теперь поставьте соответствующую отметку, а рядом запишите словесное суждение, например, «молодец» или «нужно подучить».

Критерии оценки:

20 – «отлично»

19 – 16 – «хорошо»

15 – 11 – «удовлетворительно»

10 и меньше – «неудовлетворительно»

3. Изучение нового материала

- Теперь подробнее остановимся на принципах воспитания.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью и трудом;

- опора на положительное в воспитание;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

- Дайте определение принципов воспитания и охарактеризуйте два на ваш выбор.

- Откройте учебники Подласый И.П. «Педагогика» на стр.51 и 52. Раскройте содержание одного из этих принципов и объясните другим.

Принцип единства воспитательных воздействий предполагает совместную деятельность  семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения. Если воспитательные усилия противодействуют, то на успех рассчитывать нельзя (И.Крылов «Лебедь, рак и щука»). Ребенок при этом испытывает серьезные психические перегрузки.

Правила реализации:

  1. требования должны быть едиными;
  2. поддерживать связь с семьей;
  3. воспитатель должен быть воспитан сам;
  4. должна быть единая система воспитания;
  5. координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов.

4. Физминутка

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

5. Закрепление нового материала

- Назовите, какой принцип, на ваш взгляд, является ведущим? Запишите требования, предъявляемые к принципам воспитания:

а) обязательность;

б) комплексность;

в) равнозначность.

- Просмотрите «Ералаш» и попытайтесь проанализировать, какие принципы воспитания нарушены в данной ситуации, а какие реализуются.

«Да» - принцип общественной направленности, связь воспитания с жизнью и трудом: родители перечисляют значимые для общества профессии; принцип единства воспитательных воздействий: у родителей единый подход к воздействию на ребенка.

«Нет» – принцип личностного подхода: не учитывают личностные особенности ребенка; принцип гуманизации воспитания: предлагается наказать физически, оскорбление «неуч».

- В парах подберите ситуации из практики или личной жизни, где были реализованы принципы воспитания или нарушены.

6. Практическая работа

 Каждый из вас провел уже несколько уроков, при подготовке которых вы ставили воспитательные задачи. Сейчас вам нужно вспомнить одну из них и показать, как эта задача решалась вами на уроке. При этом также необходимо соблюдать принципы воспитания.

- Домашним заданием было найти определения для тех качеств, которые вы будете воспитывать в своих учениках. Зачитываем по одному определению.

 

  1. Подведение итога

- Какие из принципов остались для вас непонятными?

- Какие отметки и кому вы бы поставили за работу на уроке?


Вставьте пропущенные слова.

  1. Воспитание – специально _______________, ________________ и контролируемое ____________ воспитателей и воспитанников с целью _____________ личности, ____________ и полезной ____________.
  2. Освобождение от зависимости называется ___________________.
  3. Совокупность окружающих ребенка обстоятельств, которые влияют на его личностное развитие, называется  _______________________.
  4. Этапы процесса воспитания:
  1. Овладение _________________.
  2. Формирование _____________.
  3. Формирование чувств.
  4. Формирование _____________.
  1. Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся, называется __________________ воспитания.
  2. Допишите основные направления воспитания: умственное, _________________, физическое,  ____________ и эстетическое.
  3. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – _______________, гражданина  и  _____________.
  4. Единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания означает ________________.
  5. Принципы воспитания – это общие исходные ________________, в которых выражены основные _____________ к содержанию, методам, организации _____________ процесса.

Удачи!

Вставьте пропущенные слова.

  1. Воспитание – специально _______________, ________________ и контролируемое ____________ воспитателей и воспитанников с целью _____________ личности, ____________ и полезной ____________.
  2. Освобождение от зависимости называется ___________________.
  3. Совокупность окружающих ребенка обстоятельств, которые влияют на его личностное развитие, называется  _______________________.
  4. Этапы процесса воспитания:
  1. Овладение _________________.
  2. Формирование _____________.
  3. Формирование чувств.
  4. Формирование _____________.
  1. Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся, называется __________________ воспитания.
  2. Допишите основные направления воспитания: умственное, _________________, физическое,  ____________ и эстетическое.
  3. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – _______________, гражданина  и  _____________.
  4. Единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания означает ________________.
  5. Принципы воспитания – это общие исходные ________________, в которых выражены основные _____________ к содержанию, методам, организации _____________ процесса.

Удачи!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы воспитания

1. СамовоспитаниеВоспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Толстой Л. Н.Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании,...

Памятки для родителей "Принципы воспитания","Основы взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми"

Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родит...

Принцип воспитания

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Статья "Современное воспитание , любовь к детям и принципы воспитания Януша Корчака"

Эпиграфом к данной статье взяты слова гениального педагога современности Януша Корчака "Детей нет. Есть люди". В статье поднимается проблема недостатка любви к детям в учебном процессе. необходимость ...

Индивидуализация, как принцип воспитания, в процессе формирования личности суворовца.

Общими целями воспитательной системы детских военных учебных заведений выступают профессиональное (военное) образование и формирование  личности воспитанника (суворовца). Существенным моментом ра...

Принципы воспитания в английской семье

Важнейшей традицией Англии является монархия. Именно Английская монархия, которая является главной традицией, ведет свою историю с древних времен:  она такая запутанная несколькими монаршими семь...

Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.

В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...