МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
учебно-методическое пособие на тему

Банникова Наталья Михайловна

Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний,  систематизации и закрепления полученных   теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_kassir_tor_zala_gotov.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «ФРОЛОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

специальность  «Экономика и бухгалтерский учет»

Н.М.БАННИКОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение работ по профессии кассир торгового зала

 2013

Пояснительная записка

         Методическое обеспечение разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)  080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии кассир торгового зала  и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1.Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование
2.  Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями
3. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
4. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

5.  Оформлять документы по кассовым операциям
6.  Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей

       Под самостоятельной работой студента понимается деятельность, которую он выполняет без участия преподавателя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.  Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний,  систематизации и закрепления полученных   теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности), формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
          Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ  «Выполнение работ по профессии кассир торгового зала».  Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам: поиск необходимой информации через Интернет, конспектирование источников, подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций учебных разделов и тем, работа над выполнением наглядных пособий (таблиц, плакатов и т.д.)
        Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тесты и т.д.),  выполнение творческих заданий, подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, разработка кроссвордов и тестов по учебным разделам и темам.
         Написание рефератов или сообщений предполагает выступление перед всей группой с последующим обсуждением.  Реферат позволяет выявить уровень усвоения учебного материала, знаний каждого студента, а также является средством повторения пройденного материала углубления, закрепления и систематизация знаний.  Реферат может выполняться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, Объёма , конкретной тематики , уровня сложности.   Выполняются рефераты самостоятельно внеаудиторно. Оформляется работа на листах формата А4 , согласно требованиям ГОСТ.

Эффективность и оценка рефератов, как самостоятельной формой работы, зависит от:

своевременность и актуальность темы,  практического значение темы,  проблемности темы,     как глубоко студент мог раскрыть тему,  на сколько интересно смог представить выбранную тему для обсуждения.        

       Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы по написанию реферата, доклада, сообщения являются:  уровень освоение студентами учебного материала,  обоснованность и четкость изложение ответа, оформление материала в соответствии с требованием стандартов,  творческий подход к выполнению поставленной задачи.

   Оценка за выполнение работы выставляется в журнале по 5 бальной системе и учитывается при выставлении аттестации. Оценка 5 выставляется за глубокое и полное просвещение вопроса, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

    Оценка 4 выставляется, если студент ориентируется в рассматриваемом вопросе, осознанно применяет умение работать с учебной  и справочной литературой, грамотно излагает тему, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности

    Оценка 3 выставляется, если студент обнаруживает знания и понимания основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определений понятий, применений знаний для решений практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

Содержание

Введение…………………………………………….

Содержание самостоятельной работы…………………………

Примерная тематика внеаудиторных самостоятельных работ (рефераты, доклады, сообщения)…………………………………………………

Вопросы для самопроверки…………………………………….

Промежуточное тестирование……………………………

Примерные варианты самостоятельных работ………………………….

Примерная тематика вопросов к зачету…………………………………

Теоретический минимум………………………………………………..

Введение

Кассир - одна из ключевых фигур торгового зала. Именно он является окончательным звеном при расчете с покупателем, и от его работы во многом зависит точность и быстрота обслуживания посетителей. Сегодняшний уровень автоматизации кассовых узлов не только облегчает труд кассира, но и требует от него нового уровня подготовки. Кассир является неотъемлемой частью торгового зала, своего рода «визиткой магазина» - именно общение с ним оставляет у покупателя впечатление от магазина, супермаркета или даже целой сети. Через кассу проходит каждый посетитель, совершивший покупку, и очевидно, что ошибки кассира напрямую сказываются либо на кармане покупателя, либо на прибыли магазина. Очередь в магазине или ее отсутствие - также во многом результат работы кассиров. Отсюда и большое значение этой, казалось бы, простой профессии.

Если несколько лет назад касса представляла собой механический аппарат с нередко застревающей бумагой для чеков, то сегодня она полностью преобразилась. «Касса сегодня - это компьютер со специфической периферией, который позволяет как можно быстрее продавать товар.  Сканер с многоплоскостным считыванием, считав бар-код, тут же передает его в компьютер, где суммируются все покупки, и после этого покупатель получает чек». Все больше касс оснащаются терминалами для обслуживания кредитных карт.  И прогресс не стоит на месте - в ближайшее время планируется введение «распределенных касс», где монитор, клавиатура и сканер будут находиться в различных оптимальных для работы кассира и для контроля покупателя местах. Кроме того, ужесточились требования налоговых органов к кассе - все современные кассовые машины оснащаются специальными фискальными регистраторами, после чего их сертифицируют и допускают к работе.

«Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие не меньше полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный экзамен, занять более высокую должность. У нас есть пример, когда кассир стал заместителем директора супермаркета,  успешно пройдя все ступени карьерного роста».

Современные кассы способны выдать массу полезной аналитической информации, главное - умело ею воспользоваться: например, несложно узнать, сколько на данный момент в кассе наличных, как идет торговля товарами по разным отделам, даже отследить, как работают продавцы. Но, как правило, эти задачи решаются в конце смены в аналитическом центре компании, куда сходятся данные со всех кассовых терминалов торговой сети.

Таким образом, современная касса - довольно сложный комплекс оборудования, работать с которым под силу только специально обученному персоналу.

Работников кассового узла готовят в техникумах, в колледжах  - здесь дают основные и необходимые знания для работы на кассах, внимательности, устного счета и т.п. Кроме того, существуют многочисленные курсы переподготовки, где кассиров обучают работе на новых кассовых системах с различным программным обеспечением, работе с кредитными и дисконтными картами, также здесь можно за полгода-год освоить профессию «с нуля». К тому же российское правительство постановило, что экстерном приобрести ряд специальностей нельзя - необходимо обязательно пройти обучение, продавцы-кассиры и операторы контрольно-кассовых машин - в числе этих профессий.  Подбор кассиров торговые компании предпочитают производить самостоятельно - ведь оценить кассира можно только за работой. Подбор кассиров не отличается от технологии подбора других сотрудников магазина.

Более внимательно  относимся к профессиональному опыту и причинам ухода с предыдущих мест работы - как правило,  запрашивают рекомендации с последних мест работы, что позволяет не допускать в сеть работников, которые были уволены за воровство или непрофессионализм. Кандидаты на должность кассира при открытии нового магазина общаются с менеджером по персоналу и менеджерским составом супермаркета, далее следует представление директору магазина. Второй этап отбора происходит во время обучения - любой кассир впервые, приходящий на работу в сеть, проходит обязательную программу обучения. Она включает теоретические занятия и стажировку, в ходе обучения выявляются кассиры, которые не смогут успешно работать в сети; третий этап отбора - это испытательный срок.

Предпочтительный возраст кассира - от 20 до 40 лет, сотрудники должны быть легко обучаемыми, ведь каждый год внедряется что-то новое. Обычно набирают сотрудников с 1-2-х летним опытом работы кассиром и средним специальным образованием и обучают работе на кассовых системах магазина, работе с кредитными и дисконтными картами. Кроме того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой, коммуникативным уровнем - общительностью, доброжелательностью, терпимостью в общении, стремлением к налаживанию контактов с людьми, низким уровнем агрессивности, внимательностью и возможно педантичностью, энергичностью, стрессоустойчивостью, ответственностью, развитым чувством товарищества и взаимопомощи по отношению к коллегам, отсутствием дефектов речи и внешности.

Кроме этого, профессиональный уровень кандидата должен включать знание правил расчета с покупателями, знание правил получения, хранения и выдачи денежных средств, знание признаков платежеспособности денежных знаков, навыки работы с большими объемами денежных средств, знание законодательства, регулирующего кассовые расчеты, опыт работы от 0,5 года в должности кассира в магазинах с большой покупательской проходимостью, обязательно среднее профессиональное торговое образование или высшее образование. Существуют требования к внешнему виду сотрудника супермаркета, где четко прописаны требования к одежде, прическе, макияжу, маникюру и т.д., главное требование - аккуратность и опрятность.

В  прошлом вопрос перспектив для кассовых работников практически не стоял -кассирами работали либо лица предпенсионного возраста, либо молодежь, дополнительно обучающаяся. Но сегодня в компаниях начинают ценить способных людей и дают им возможность реализовать свои способности - самые лучшие кассиры становятся после обучения старшими кассирами, операторами и т.д. И это не теория, а действительность. Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие не меньше полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный экзамен, занять более высокую должность. Проблема воровства кассового персонал с внедрением современного кассового оборудования практически сведена к нулю. Да и, по словам специалистов по персоналу, кассиры, прошедшие отбор в крупной сети, дорожат рабочим местом. Другая сторона проблемы недостач - непроизвольные ошибки, но и она также спадает при введении сканеров, считывающих бар-коды. Человеческий фактор при введении кода максимально исключен (лишь для незначительной части товаров код нужно вводить вручную), и это практически исключает воровство и ошибки.  Конечно, гипотетически можно обмануть и самую совершенную кассовую машину, но и здесь появляются решения. Например, на рынке торгового оборудования предлагается система видеоконтроля за кассой, где в реальном времени отражается как цена пробиваемого товара, так и видеоизображение самой процедуры - двойной контроль полностью исключает возможность кражи. Менее дорогое решение проблемы - наблюдатель у кассы, задачи которого может исполнить охранник. Сегодня, с ростом благосостояния россиян растет покупательский поток в магазинах, что требует от кассиров быстрой и внимательной работы. Стремительно изменяется оборудование, которое кассир должен оперативно осваивать. За последние год-два увеличилось и будет расти число кредитных карт у покупателей, кроме того,  активно внедряют дисконтные карты для постоянных посетителей. И, конечно, улыбка, приветствие и благодарность - непременные атрибуты конкурентоспособной сети магазинов.

Содержание самостоятельной работы

В перечень самостоятельной работы студентов входят изучение лекционного материала по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и конспектам лекций. Этот вид занятий имеет важное значение и выполняется в целях ритмичного усвоения учебного материала дисциплины.

Самостоятельная работа призвана обеспечить закрепление полученных студентами знаний во время аудиторных занятий путем повторения пройденного материала во внеурочное время.

Примерная тематика внеаудиторных самостоятельных работ

(рефераты, доклады, сообщения)

  1. Организация расчета с покупателями
  2. Автоматизация расчетно-кассовых операций
  3. Классификация и требования предъявляемые ККМ
  4. История создания ККМ
  5. Современные виды ККМ
  6. Устройство ККМ
  7. Общие принципы устройства ККМ
  8. Функции оперативно-запоминающего устройства
  9. Основные режимы работы ККМ
  10. Правила эксплуатации ККМ
  11. Рабочее место кассира в магазине
  12. Работа кассира в течении смены
  13. Типы сканирующего оборудования и их принцип работы»
  14. Современные расчетно-кассовые POS терминалы
  15. Порядок расчета на POS терминале
  16. Расчет покупателей пластиковой картой
  17. История денег на Руси
  18. Документальное оформление кассовых операций»
  19. Материальная ответственность в торговле»
  20. Прогрессивная форма расчета с покупателями
  21. Принципы расчета пластиковой картой
  22. Кассовый отчет и порядок его составления
  23. В чем сущность отчетности кассира
  24. Что такое лимит кассы
  25. Федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 г. №54 - ФЗ
  26. Подготовка комплекта документов для регистрации ККТ в налоговом органе.
  27. Электронные деньги
  28. Пластиковые карты Visa, MasterCard

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите документы, регламентирующие применение контрольно – кассовых машин.

2.Какие документы разработаны и утверждены Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно – кассовым машинам.

3. Укажите назначение средств визуального контроля и охарактеризуйте их.

4. Кто производит ввод контрольно – кассовой машины в эксплуатацию?    Какие операции при этом выполняются?

5. Какие документы необходимо завести на контрольно – кассовую машину при вводе её в эксплуатацию?     Каковы требования к этим документам?

6. Какие документы необходимо представить в налоговую инспекцию при регистрации контрольно – кассовой машины?

7. Назовите требования, предъявляемые к лицам, допущенным к работе на контрольно – кассовой машине?

8. Перечислите унифицированные формы первичной документации по учёту денежных расчётов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно – кассовых машин?

9. Кто производит подготовку контрольно – кассовой машины к работе?

    Какие операции включает подготовка?

10. Какое значение имеет контрольная лента и как она оформляется?

11. Почему показания секционных регистров кассовой машины в начале смены будут нулевыми?

12. Назовите правила расчёта с покупателями и их последовательность?

13. Перечислите, какие ситуации могут возникнуть при работе на контрольно – кассовой машины в течение смены?

14. Что должен сделать кассир в случае обрыва или окончания контрольной ленты?

15. Каким образом можно разрешить конфликт с покупателем по вопросу правильности произведённого расчёта?

16. Когда кассир должен сдать наличную выручку – до снятия показаний счётчиков или после?   Почему?

           17. Какие документы оформляют кассир и администратор при закрытии смены?

18. Каков порядок хранения контрольных лент и отчётов? Кто несёт ответственность за их хранение?

19. Почему при закрытии смены необходимо получить «Z- отчёт»?

20. Дайте определение понятию «технического обслуживание контрольно – кассовых машин». Каковы виды технического обслуживания, содержание работы и периодичность проведения?  

 21. Укажите назначение средств визуального контроля и охарактеризуйте их.

 22. Какие документы оформляют кассир и администратор при закрытии смены?

 23. Назовите требования, предъявляемые к лицам, допущенным к работе на контрольно – кассовой машине?

 24. Назовите правила расчёта с покупателями и их последовательность?

 25. Кто производит ввод контрольно – кассовой машины в эксплуатацию?  Какие операции при этом выполняются?

Промежуточное тестирование:

1. Обязательно ли наличие доверенности при получении физическим лицом - представителем организации-поставщика денежных средств из кассы предприятия за проданный товар?

        1.Нет, не обязательно, достаточно знать представителя в лицо

        2.Да, обязательно

        3.Нет, не обязательно, достаточно устного распоряжения руководителя фирмы-поставщика

2. Обязательно ли наличие на предприятии кассовой книги?

        1.Да

        2.Нет, не обязательно, достаточно иметь журнал кассира - операциониста

        3.Достаточно иметь просто журналы учета РКО и ПКО

3. Порядок проведения инвентаризации кассы и сроки ее проведения (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения) определяется:

        1.Главным бухгалтером организации

        2.Руководителем организации

        3.Органами государственного контроля

4. Выявленные при инвентаризации недостача денежных средств взыскивается с

        1.Руководителя предприятия

        2.Кассира

        3.Главного бухгалтера

5. Какие из перечисленных документов не относятся к кассовым первичным документам?

        1.Приходный кассовый ордер

        2.Расходный кассовый ордер

        3.Товарно-транспортная накладная

6. Документы, служащие основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные:

        1.Законодательством

        2.Графиком документооборота, принятом на предприятии

        3.Личным пожеланием главного бухгалтера

7. За своевременное и надлежащее составление первичных кассовых документов несет ответственность:

        1.Руководитель предприятия

        2.Кассир

        3.Главный бухгалтер

8. Может ли организация при необходимости вносить в утвержденные формы первичной учетной документации дополнительные реквизиты:

        1.Может, если имеющиеся в форме реквизиты не в состоянии отразить всю необходимую информацию

        2.Не может, так как формы стандартизированы

        3.Может, но только после предварительного уведомления органов государственного контроля

9. Кем на предприятии утверждается график документооборота?

        1.Руководителем предприятия

        2.Главным бухгалтером или его заместителем

        3.Кассиром организации

10. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов несет:

        1.Главный бухгалтер

        2.Руководитель

        3.Кассир

11. Первичные учетные документы должны храниться:

        1.В любом месте

        2.В бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах

        3.В хранилищах Гохрана

12. Все хозяйственные операции, проводимые в организации, должны оформляться следующим образом:

        1.Оправдательными документами

        2.Достаточно письменных комментариев лица, производившего расход

        3.Банковскими выписками

13. На какие группы Вы разделили бы ощущения человека в зависимости от энергии, которую воспринимают его органы?

        1.Вербальные и невербальные

        2.Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные

        3.Осязательные и вкусовые

14. Что должно быть выделено более крупным шрифтом в визитной карточке?

        1.В визитной карточке более крупным шрифтом должны выделяться фамилия, имя и отчество работника, на имя которого печатается визитная карточка, реквизиты организации

        2.В визитной карточке более крупным шрифтом должны выделяться фамилия, имя и отчество работника, на имя которого печатается визитная карточка

        3.В визитной карточке более крупным шрифтом должны выделяться реквизиты организации

15. Какое средство коммуникации является, по-вашему, наиболее универсальным?

        1.Речь

        2.Письмо

        3.Интернет

16. Кого бы Вы включили в состав прямых участников конфликта?

        1.Тех, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного воздействия

        2.Тех, кто своими непосредственными действиями вовлечен в конфликтное взаимодействие

        3.Всех окружающих

17. Можно ли применять в деловой переписке местоимения «я», «он»?

        1.Нет, ни в коем случае

        2.Обычная форма обращения

        3.Иногда, когда отправляется письмо к давнему партнеру

18. Как Вы думаете, на каких общечеловеческих ценностях базируется деловая этика?

        1.Деловая этика базируется на следующих общечеловеческих ценностях: терпимость, обязательность

        2.Деловая этика базируется на следующих общечеловеческих ценностях: свобода, терпимость, обязательность

        3.Деловая этика базируется на следующих общечеловеческих ценностях: свобода, терпимость

19. Какое определение понятию «деловое общение» («деловая этика») Вы могли бы дать?

        1.Деловая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых культурным обществом к характеру общения с людьми, социальному облику, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека

        2.Деловая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека

        3.Деловая этика – это требования, предъявляемые культурным обществом к характеру общения с людьми, социальному облику, к стилю работы и облику делового человека

20. На что, по-вашему, направлено действие «убеждения»?

        1.Действие убеждения направлено на изменение устаревших ценностных ориентаций социальной группы, на замену устаревших по содержанию психологических ориентаций новыми

        2.Действие убеждения направлено на замену устаревших по содержанию психологических ориентаций новыми

        3.Действие убеждения направлено на изменение устаревших знаний и понятий социальной группы

21. Из каких стадий, по-вашему, состоит структура процесса деловой беседы (основные требования к ведению деловой беседы)?

        1.Структура процесса деловой беседы обязательно строится по следующим стадиям: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, подтверждение доводов собеседника, заключительная стадия

        2.Структура процесса деловой беседы обязательно строится по следующим стадиям: начало беседы, обмен визитками, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, заключительная стадия, окончание беседы

        3.Структура процесса деловой беседы обязательно строится по следующим стадиям: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, заключительная стадия

22. Постарайтесь дать определение понятию «способности»?

        1.Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения

        2.Это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся

        3.Это сочетание качеств, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность

23. Правила этикета вручения визитной карточки, принятые в международной практике?

        1.При приеме делегации обмен карточками начинают самые высокопоставленные представители договаривающихся сторон и далее – по ранжиру. Старшие по возрасту первыми дают карточки младшим, женщины – мужчинам, хозяева – гостям

        2.При приеме делегации обмен карточками начинают самые младшие представители договаривающихся сторон и далее – по ранжиру. Младшие по возрасту первыми дают карточки старшим, женщины – мужчинам, хозяева – гостям

        3.При приеме делегации обмен карточками начинают самые высокопоставленные представители договаривающихся сторон и далее – по ранжиру. Младшие по возрасту первыми дают карточки старшим, женщины – мужчинам, гости -хозяину

24. Как правильно вручать визитную карточку?

        1.Вручают визитную карточку любой рукой (в Японии – обеими руками), при этом произносят вслух свои имя, отчество и фамилию

        2.Вручают визитную карточку правой рукой (в Японии – обеими руками) и повернутой к получателю так, чтобы сразу можно было прочитать текст, при этом произносить вслух свои имя, отчество и фамилию

        3.Вручают визитную карточку левой рукой (в Японии – обеими руками) и повернутой к получателю так, чтобы сразу можно было прочитать текст

25. При реализации на предприятиях продукции за наличный расчет обязано ли предприятие применять ККМ, если оно реализует продукцию юридическому лицу?

        1.Да, обязано

        2.Нет

        3.По усмотрению руководителя

26. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию:

        1. Разрешается

        2. Запрещается

        3. Может быть разрешено банком

27. Какую сумму может выдать кассир представителю юридического лица для осуществления расчетов наличными с данным юридическим лицом?

        1. 80 000 рублей

        2. 60 000 рублей

        3. 100 000 рублей по одной сделке

28. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается:

        1. В отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

        2. По собственному усмотрению организаций

        3. Только в случае, если одна из организаций является кредитной

29. Контроль, за правильным ведением кассовой книги возлагается:

        1. На кассира предприятия

        2. На главного бухгалтера предприятия

        3. На отдел внутреннего контроля

30. Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на:

        1. Руководителей предприятий

        2. Главных бухгалтеров и кассиров

        3. Руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров

31. Могут ли заказы оформляться путем выдачи жетона:

        1. Могут

        2. Не могут

        3. Могут, если у предприятия есть необходимое разрешение

32. Может ли кассир, работающий в организации, передавать свои полномочия другому лицу:

        1. Может

        2. Может, если лицо, его заменяющее, имеет договор о полной материальной ответственности и имеет соответствующие полномочия

        3. Не может

33. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают:

        1. В кассовой книге

        2. В журнале кассира-операциониста

        3. Нигде не учитываются

34. В процессе выполнения заказа, производитель услуг составляет:

        1. Один экземпляр формы БО-1

        2. Два экземпляра формы БО-1

        3. Три экземпляра формы БО-1

35. Исправления, сделанные в кассовой книге заверяются:

        1. Подписью кассира

        2. Подписью главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего

        3. Подписями кассира и главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего

36. Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию производится кассиром:

        1. По платежным (расчетно-платежным) ведомостям

        2. В конверте

        3. По штатному расписанию

37. Юридическое лицо оплачивает наличными сумму 100000 рублей по одной сделке двумя платежами: 50000 рублей в разные дни. Имеет ли право кассир организации-продавца принять данные платежи?

        1. Да

        2. Нет, кассир не имеет права принимать сумму 100000 рублей в кассу предприятия по одной сделке

        3. Да, кассир имеет право принять данную сумму, ведь один платеж меньше 60000 рублей

38. Может ли юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, осуществлять наличные денежные расчеты в валюте иностранных государств:

        1. Может, если это американские доллары

        2. Может, если у организации есть соответствующая договоренность с обслуживающим банком

        3. Не может

39. С кого берется штраф за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется:

        1. Только с покупателя

        2. Только с продавца

        3. С покупателя и продавца в равной доле

40. Можно ли принять в кассу сумму 100000 рублей от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

        1. Да, можно. Принятые ЦБ РФ ограничения распространяются только на юридических лиц

        2. Нет, нельзя. Расчеты наличными средствами ограничены ЦБ РФ

        3. Да, можно, но при этом принимать сумму по двум приходным ордерам

41. Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется

        1. Один общий приходный ордер

        2. Один общий расходный кассовый ордер

        3. Один общий список

42. Кто должен подписать расчетно-платежную ведомость для того, чтобы кассир имел право выдавать по ней зарплату?

        1. Сам кассир

        2. Руководитель предприятия и главный бухгалтер

        3. Секретарь

43. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на основании проверок, осуществляемых учреждениями банков за период не менее:

        1. 3 месяца

        2. 6 месяцев

        3. 12 месяцев

44.  Удержание из заработной платы материально ответственного лица, по вине которого произошла пропажа ценностей или наличных денежных средств, производится по решению:

        1. Главного бухгалтера

        2. Кассира

        3. Руководителя организации

45. Договор о полной материальной ответственности с сотрудниками, отвечающими за сохранность ценностей и наличных денежных средств, принадлежащих организации заключается с целью:

        1. Повысить ответственность работников

        2. Иметь возможность взыскать с сотрудника стоимость испорченных или утерянных ценностей, если порча или пропажа произошла по вине ответственного лица

        3. Показать сотруднику, что учет ценностей в организации поддерживается на должном уровне

Примерные варианты самостоятельных работ:

Вариант 1.

  1. Организация работы кассы как структурного подразделения и требования предъявляемые к ней.
  2. Составить схему: Классификация ККМ

Вариант 2.

  1. Основные правила ведения кассовых операций в РФ. Лимит кассы.
  2. Реквизиты чека        

Вариант 3.

  1. Порядок и методика составления первичных документов по учету кассовых операций
  2. Заполнить таблицу: Назначение функциональных блоков

Вариант 4.

  1. Составление акта ревизии кассы. Отражение результатов инвентаризации кассы в учете.
  2. Характеристика печатающего устройства

Вариант 5

  1. Составление бухгалтерских проводок и учетных регистров по учету кассовых операций
  2. Блок автоматической памяти

Вариант 6

  1. Составление первичных документов по учету кассовых операций
  2. Обозначение клавиш

Вариант 7

  1. Реквизиты чека, полученные на ККТ.
  2. Порядок расчета за покупку

Вариант 8

  1. Порядок ведения кассовой книги. Отчет кассира.
  2. Способы расчёта на предприятии.

Вариант 9

  1. Порядок заполнения журнала регистрации кассовых документов.
  2. Возможные неисправности и меры их устранения

Вариант 10

  1. Средства визуального контроля, установленные на ККТ предприятия.
  2. Составить схему — обязанности кассира в начале, в течении и в конце дня

Вариант 11

  1. Синтетический учет денежных средств в кассе.
  2. Отличительные признаки пассивных ККМ от автономных

Вариант 12

  1. Формирование бухгалтерских проводок по учету кассовых операций.
  2. Классификация основных узлов ККМ

Вариант 13

  1. Порядок проведения инвентаризации кассы и отражение ее результатов в учете.
  2. Устройство ввода индикации ККМ

Вариант 14

  1. Проверка и бухгалтерская обработка кассовых документов.
  2. Составить схему: Этапы движения товара при автоматизированной системе управления в магазине

Вариант 15

  1. Использование на практике признаков платежеспособности денег.
  2. Клавиатура кассового POS терминал.

Вариант 16

  1. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций
  2. Регистрация реализованного товара по штриховому коду (расчет за покупку)

Примерная тематика вопросов к экзамену:

  1. Организация торговли. Основные термины
  2. Торгово-технологические процессы в торговом предприятии
  3. Организация рабочего места кассира в магазине
  4. Защита прав потребителей. Правила торговли
  5. Основные категории товароведения
  6. Потребительная стоимость
  7. Классификация товаров
  8. Ассортимент товаров
  9. Качество товаров
  10. Информация о товаре
  11. Учет и отчетность в торговых предприятиях
  12. Из истории возникновения и развития учета
  13. Характеристика хозяйственного учета
  14. Материальная ответственность в торговле
  15. Документация в бухгалтерском учете
  16. Оформление первичных кассовых документов
  17. Понятие о цене и ценообразовании
  18. Приемка товара по количеству и качеству
  19. Требования к кассиру
  20. Обязанности кассира торгового зала
  21. Взаимодействие кассира и покупателя
  22. Психология процесса обслуживания
  23. Этапы процесса торгового обслуживания
  24. Правила поведения кассира торгового зала
  25. Отношения в коллективе торгового предприятия
  26. Охрана труда и техника безопасности на предприятиях торговли
  27. Нормативно-правовые акты по охране труда и ответственность за их соблюдение
  28. Противопожарная безопасность на предприятиях торговли
  29. Электробезопасность при эксплуатации электрооборудования торговых предприятий
  30. Правовые аспекты контрольно-кассовых машин
  31. Положения по применению контрольно-кассовой техники
  32. Функции органов Федеральной налоговой службы и порядок регистрации ККМ
  33. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее применения
  34. Безналичные расчеты через операционные кассы
  35. Классификация контрольно-кассовых машин
  36. Основные узлы электронных контрольно-кассовых машин
  37. Системные пассивные контрольно-кассовые машины
  38. Кассовое электронное торговое оборудование
  39. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин
  40. Порядок работы на контрольно-кассовой машине
  41. Реквизиты кассового чека и контрольной ленты
  42. Режимы работы кассира на ККМ «Штрих-М: Кассир»
  43. Функции программирования ККМ
  44. Работа в программе «Кассовый модуль» на ККМ «Штрих-ФР-Р»
  45. Организация рабочего места кассира. Уход за ККМ
  46. Организация труда на рабочем месте контролера-кассира
  47. Действия кассиров-операционистов перед началом и в конце смены. Устранение незначительных неисправностей ККМ
  48. Охрана труда кассиров торгового зала
  49. Аппараты для проверки подлинности банкнот, счета, фасовки купюр и монет
  50. Банковские правила определения платежеспособности банкнот
  51. Системы защиты товаров от хищения в торговых залах
  52. Учет кассовых операций
  53. Кассовые отчеты
  54. Порядок сдачи денег в банк
  55. Кассовая дисциплина, внутренний и внешний аудит

Теоретический минимум:

Правила эксплуатации контрольно-кассовой  техники

Контрольно-кассовая техника (ККТ), применяемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, — это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью; электронно-вычислительные машины, в том числе персональные; программно-технические комплексы.

Контрольно-кассовая машина (ККМ) — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки.

Кассовый аппарат — это электронный прибор, снабженный экраном, клавиатурой и устройством печати кассовых чеков. Кассовый аппарат используется при расчетах за проданные товары и выполненные услуги для фиксации ежедневных продаж, внесения изменений, временного хранения денег. Кассовые аппараты обладают различными предварительными  настройками и клавишами быстрого доступа, позволяющими ускорить работу кассира-операциониста (продавца-кассира, контролера-кассира), а также могут иметь извлекаемый и запираемый денежный лоток, защищенную резервную память и возможность самостоятельно подсчитывать налог с продажи.

Нормативные документы

Основными нормативными документами, регламентирующими использование ККТ, являются следующие:

Федеральный закон Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ);

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» (далее — постановление ВАС РФ № 16);

Порядок активизации, замены и хранения электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Письмо Управления Федеральной налоговой службы (ФНС) России по г. Москве от 20 декабря 2005 г. № 22-08/94593 (далее — Письмо УФНС № 22-08/94593);

Государственный реестр ККТ. Перечень моделей и версий моделей контрольно-кассовых машин, разрешенных в настоящее время к регистрации в налоговых органах (далее — Госреестр ККТ);

Постановление Правительства РФ № 470 от 23 июля 2007 г. «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Постановление Правительства РФ № 470);

Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 351 от 5 сентября 2007 г. «Об утверждении  образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники» (далее —Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ№ 351);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 135н от 18 декабря 2007 г. «Об утверждении образца знака “Сервисное обслуживание”» (далее — Приказ Минфина РФ № 135н);

Федеральный закон Российской Федерации «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ (в редакции от  27.06.2011) (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

Охрана труда и техника безопасности   при работе на контрольно-кассовой технике

При работе и техническом обслуживании ККМ необходимо выполнять требования охраны труда и техники безопасности в соответствии с Инструкцией по охране труда для кассира торгового  зала и контролера-кассира.

Общие требования безопасности. На основании данной типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для  кассира торгового зала и контролера-кассира с учетом условий их  работы в конкретной организации. На кассира торгового зала и контролера-кассира могут воздействовать:

-опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи);

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- пониженная контрастность;

- нервно-психические перегрузки.

При подготовке товаров к продаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины контролер-кассир подвергается дополнительным опасностям: острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары, товаров; физические перегрузки.

Кассир торгового зала и контролер-кассир извещают своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении признаков острого заболевания.

Кассир торгового зала и контролер-кассир должны соблюдать следующие правила:

- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

- перед началом работы надевать чистую форменную одежду и менять ее по мере загрязнения;

- после посещения туалета мыть руки с мылом;

- не принимать пищу на рабочем месте.

Требования безопасности перед началом работы. Перед началом работы кассир торгового зала и контролер-кассир  обязаны застегнуть форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Недопустимо закалывать форменную одежду булавками, иголками и держать в карманах острые и бьющиеся предметы. Перед работой на ККМ необходимо проверить внешним осмотром:

- устойчивость машины на столе, отсутствие внешних повреждений и посторонних предметов вблизи машины;

- исправность кабеля (шнура) электропитания, вилки, розетки;

- наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом машины и заземляющим проводом);

- отсутствие загрязнений снаружи и внутри машины;

- исправность и устойчивость подъемно-поворотного стула;

- достаточность освещения рабочей поверхности;

- отсутствие слепящего действия света.

До включения ККМ в электрическую сеть проверить исправность блокирующих устройств. Включить ККМ в электрическую сеть и получением нулевого чека проверить ее работу.   Убедиться в исправной работе устройства вызова охраны (администрации), детектора банкнот, аварийного освещения. Удобно и устойчиво разместить запасы сопутствующих товаров, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования. Обо всех обнаруженных неисправностях ККМ, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения. Требования безопасности во время работы. Кассир торгового зала (контролер-кассир) должен выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.  Нельзя поручать свою работу необученным или посторонним лицам, применять неисправное или несоответствующее оборудование и инструменты. Необходимо соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами, содержать рабочее место в чистоте, не хранить в кассовой кабине посторонние предметы, личные вещи.

Во время работы на ККМ следует:

- соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя;

- включать машину в электрическую сеть через специальную розетку, которая должна быть заземлена;

- заправку (замену) чековой и контрольной лент, добавление краски в красящий механизм производить только после отключения машины от электрической сети;

- помнить, что у машин с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека под действием пружины происходит выталкивание денежного ящика не менее чем на 1/3 его длины;

- при остановке машины по неизвестной причине, застревании чековой ленты, а также при внезапном стопорении (остановка машины при незаконченном рабочем цикле) отключить ее от сети электропитания;

- удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом;

- отключить ККМ от электрической сети при пробое электрического тока на корпус машины.

При эксплуатации ККМ не допускается:

- приступать к работе при отсутствии или неисправности заземления;

- применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины, включать машину в электрическую сеть без предохранителя (заменять предохранитель «жучком»);

- соприкасаться с токоведущими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами и т. п.;

- прерывать работу машины после ее включения до окончания рабочего цикла;

- работать на машине при снятой крышке или открытой дверце чекопечатающего механизма.

Требования безопасности в аварийных ситуациях. При возникновении аварийной ситуации необходимо оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.  При загрязнении конвейерной ленты или полки для корзин узла расчета красками, лаками, жирами или просыпанными порошкообразными веществами (стиральным порошком, мукой, крахмалом и т. п.) работу нужно прекратить.

Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и при необходимости организована его доставка в лечебное учреждение. Требования безопасности по окончании работы. По завершении работы на ККМ необходимо произвести межремонтное обслуживание контрольно-кассовой машины и подготовить ее к следующему рабочему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации данного типа кассовой техники, отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети. Для уборки мусора на рабочем месте следует применять щетки, совки и другие приспособления.

Классификация и основные характеристики торгового оборудования

Торговое оборудование подразделяют на следующие виды:

торговое немеханическое (торговая мебель);

измерительное;

контрольно-кассовое;

холодильное;

подъемно-транспортное;

для фасовки и упаковки.

Мебель для торговых помещений. Мебель, являясь основным видом оборудования данного предприятия, включает горки, вешала, тару-оборудование, прилавки, витрины, стеллажи и другие изделия, необходимые для выполнения основных торговых операций. Правильно подобранный набор мебели позволяет:

рационально организовать торгово-технологический процесс;

механизировать тяжелые и трудоемкие операции;

расширить ассортимент товаров;

максимально использовать площадь и объем торговых и складских помещений;

сократить товарные потери;

внедрить прогрессивные формы продажи;

повысить уровень торгового обслуживания, производительность труда работников торговли, эффективность работы торговых предприятий;

улучшить эстетическое оформление торговых помещений.

Мебель, применяемую в торговых предприятиях, подразделяют по следующим признакам:

Функциональному назначению — для показа товаров (витрины, стенды); выкладки и продажи товаров (горки, вешала, прилавки); выкладки, транспортирования, временного хранения и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); хранения товаров (стеллажи, подтоварники); проверки качества и подготовки товаров к продаже (столы для бракеража товаров, фасования товаров); оказания дополнительных услуг покупателям (примерочные кабины, столы для упаковывания товаров, прилавки для отборочных корзин и сумок покупателей, тумбочки для контрольных весов) и др.;

 по месту использования — в торговых залах магазинов, в помещениях для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, в подсобных помещениях;

по способу установки — пристенная  (по периметру торгового зала), островная (в центре зала), навесная и встроенная;

по товарному профилю — специализированная (для определенной группы или вида товаров — горки для тканей, хлебобулочных изделий) и универсальная (пригодна для разных групп товаров);

по материалу изготовления — металлическая (из труб круглого и прямоугольного сечений, прутка, проволоки, угловой стали, тонколистовой стали, алюминия; для отделки поверхностей применяют цинковые, эмалевые и другие покрытия); деревянная (из пиломатериалов, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, фанеры); комбинированная (с использованием металла, дерева, стекла, пластмасс и других материалов);

по конструкции —  неразборная (из деталей, связанных между собой неразъемными соединениями); сборно-разборная (соединяемая с помощью болтов, винтов, скоб, крючков и других разъемных соединений); складная, разборно-складная (имеет детали с шарнирными соединениями, которые позволяют складывать их, уменьшая размеры мебели и занимаемый ею объем); секционная (секции, представляющие собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами и т. д., устанавливают отдельно или подсоединяют к другим секциям; при этом образуются блоки или линии любой длины. При соединении секций в линию требуется меньшее количество опорных стоек, что уменьшает массу мебели, расходы на ее приобретение и монтаж); универсально-сборная (состоит из унифицированных деталей, из которых можно собирать мебель различного функционального назначения и размеров. Пользуясь комбинацией различных деталей, а также сочетанием различных приспособлений для выкладки товаров, можно создать самые разнообразные виды мебели для организации торговли всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров);

по комплектности  — штучные изделия (выпускаются заводами торгового оборудования по заказам торговых организаций) и наборы мебели (группа различных по функциональному на значению изделий с одинаковым архитектурно-художественным оформлением);

 по характеру производства — экспериментальная (изготовляют в небольшом количестве для выявления достоинств, недостатков и потребности в ней торговых предприятий); серийная  (выпускают более или менее крупными партиями (сериями) по результатам испытания экспериментальных образцов), массовая (производят в большом количестве в течение длительного времени без изменения конструкции). К мебели для предприятий торговли предъявляются эксплуатационные, экономические, эргономические, эстетические, санитарно гигиенические требования. Измерительное оборудование. Учет, распределение продовольственных и многих непродовольственных товаров между предприятиями, организациями и непосредственно покупателями требуют измерения их массы, длины или объема. Товары в натуральных показателях измеряют при фасовке, приемке и отпуске покупателям, на складах.  Развитие самообслуживания, повышение производительности труда, сокращение численности работников, улучшение эстетического оформления упаковки товаров требуют перемещения операций по взвешиванию, дозированию из торговых залов на производство. Однако концентрация подготовки товаров к продаже пока не может исключить применение приборов и инвентаря для дозировки и развешивания многих скоропортящихся товаров и продуктов (взвешивание мясной, рыбной и молочной гастрономии). Ускорение научно-технического прогресса в торговле предусматривает повышение производительности труда работников (приемщиков, фасовщиков, продавцов), применение измерительных приборов более совершенных конструкций. В торговле уже используются быстродействующие электронные весы, применение которых обеспечивает высокую скорость взвешивания, автоматический подсчет стоимости взвешенного товара, документированную регистрацию результатов взвешивания путем печатания на чеке значений массы и цены. Применяются товарные весы с документальной регистрацией отвесов и дистанционным способом взвешивания. Ответственность за исправное состояние и надлежащее использование весоизмерительных приборов возлагается на рабочем месте на продавца (фасовщика), в отделе (секции) на заведующего, в магазине (на складе) на руководителя предприятия. Правильное выполнение операций по количественным измерениям требует строгого соблюдения правил пользования мерами и измерительными приборами на предприятиях торговли. Все весоизмерительные приборы должны иметь хорошо видимое клеймо о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными и обеспечивать достоверность проводимых измерений; должны иметь заводской (инвентарный) номер и быть закреплены за определенным работником (продавцом, фасовщиком и т. п.), знающим правила работы на них и сроки представления приборов на государственную поверку и клеймение. Для контроля за состоянием средств измерения и соблюдением правил их использования на предприятии назначается ответственное лицо из числа его работников. Руководитель предприятия обязан обеспечить разработку и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению современной измерительной техники, контроль за содержанием ее в исправном состоянии и правильным применением. За обмер, обвес, обсчет, пользование неисправными, непроверенными измерительными приборами виновные привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной. При обнаружении неисправностей в средствах измерений лицами, за которыми они закреплены, следует немедленно доложить директору предприятия или работнику, осуществляющему ведомственный контроль за мерами и измерительными приборами. Пользоваться этими средствами можно только после устранения неисправностей.

Существенным фактором, определяющим повышение роли весового оборудования, является автоматизация технологических процессов. Непрерывно возрастают требования к точности, быстродействию, производительности, надежности весового оборудования, регистрации показаний, совместной работе с электронно-вычислительными машинами (ЭВМ) и представлению информации на цифровых табло. Характерной особенностью современных весовых устройств является использование методов измерений, основанных на преобразовании аналоговых сигналов, поступающих от  пружинных преобразователей силы в цифровую форму.  Расширяется сочетание весового оборудования с ЭВМ, мини-ЭВМ и микропроцессорами.

Классификация весоизмерительных приборов осуществляется по следующим признакам:

Месту и способу установки — настольные, передвижные, стационарные;

Виду отсчета — с визуальным отсчетом (показания считывают с циферблата, экрана, табло или подсчитывают значение мер, массы гирь), с документальной регистрацией показаний взвешивания (массу, а на некоторых весах стоимость товара печатают на чеках и лентах)

Способу снятия показаний— местный (работник находится рядом с весами), дистанционный (на расстоянии);

конструкции взвешиваемого устройства — рычажные, тензометрические, вибрационно-частотные, магнитно-анизотропные, ферродинамические, пневматические и гидравлические.

   К весоизмерительным приборам, применяющимся в торговле, предъявляются метрологические (постоянство показаний, чувствительность, точность, устойчивость), торгово-эксплуатационные (максимальная скорость взвешивания, наглядность показаний взвешивания, соответствие весового прибора характеру взвешиваемого товара, прочность весов), эстетические, экономические и санитарно-гигиенические требования. Контрольно-кассовое оборудование. Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты времени на приобретение товаров покупателями. Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

Конструкция современных ККМ позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на индикаторе указываются проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на ЭВМ в целях изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д. К контрольно-кассовому оборудованию предъявляется ряд технических (высокая производительность, надежность в работе, компактность конструкции, небольшие масса и габариты) и торгово- эксплуатационных (механизация и автоматизация расчетно-кассовых операций, соответствие конструктивного исполнения машины характеру торгового процесса, простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, возможность использования для изучения покупательского спроса и получения коммерческой информации) требований. Холодильное оборудование. Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждающие устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, прилавками и прилавками- витринами.

Используемое для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование  по назначению  подразделяют на следующие основные группы:

- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);

- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);

- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины). Подъемно-транспортное оборудование. Торговля является одной из наиболее трудоемких отраслей экономики, между тем значительная масса грузов здесь еще перерабатывается вручную. Низкий уровень механизации труда в торговле вызывает постоянную потребность в кадрах и их большую текучесть. Наиболее трудоемкими в торговле являются погрузочно-разгрузочные  и транспортно-складские работы. Это вызвано тем, что большинство магазинов, баз, складов имеют небольшую площадь и были построены без учета механизации этих работ, в них трудно использовать многие из имеющихся видов подъемно-транспортного оборудования. Дальнейшее развитие розничной торговой сети и складского хозяйства, применение прогрессивной технологии товародвижения на индустриальной основе с использованием тары-оборудования и контейнеров потребовали механизации и автоматизации трудоемких процессов, выполняемых при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах. При замене ручного труда машинами и аппаратами выделяют следующие стадии механизации: частичная механизация, полная механизация, комплексная механизация и автоматизация.

Внедрение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ дает значительный экономический и социальный эффект. Капитальные вложения в механизацию этих работ отличаются высокой эффективностью.

Повышения уровня организации работ можно достичь также за счет перехода от использования отдельных видов подъемно-транспортной техники к внедрению высокопроизводительных систем, машин и автоматизированных перегрузочных комплексов. Механизация труда в торговле создает условия для внедрения прогрессивных методов продажи товаров, увеличения объема предоставляемых покупателям дополнительных услуг, повышения культуры обслуживания, сокращения потребности в кадрах. Важнейшими направлениями совершенствования производства подъемно-транспортного оборудования являются: расширение номенклатуры выпускаемого оборудования; увеличение производства отдельных машин и комплексов оборудования (механизированных и автоматизированных); модернизация оборудования; унификация его узлов и деталей; снятие с производства устаревшего оборудования. Новые модели подъемно-транспортного оборудования отличают высокая производительность, надежность и безопасность работы, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, экономичность в потреблении энергии, а также компактность, что особенно важно при механизации труда в небольших магазинах и на складах. Подъемно-транспортные машины и оборудование, применяемые на торговых предприятиях, предназначены для механизации труда при выполнении следующих операций: разгрузка и погрузка транспортных средств; перемещение и подъем грузов на различные уровни здания; укладка их в штабеля, на стеллажи и в подсобные помещения; перемещение грузов внутри складов и магазинов к местам их дальнейшей обработки. Классификация подъемно-транспортного оборудования, применяемого для производства складских и погрузочно-разгрузочных работ, осуществляется по функциональному назначению, принципу действия, виду привода, конструктивным признакам и техническим параметрам.  Подъемно-транспортному оборудованию присвоены буквенно-цифровые обозначения. Буквами обозначают наименование оборудования и особенность его конструкции, а цифрами — номинальную грузоподъемность, номер модели, производительность и т. п.

К оборудованию, применяемому в торговле, предъявляют следующие основные требования:

-прочность — рабочие органы и узлы машин не должны разрушаться или получать остаточные деформации под влиянием действующих на них допустимых внешних нагрузок;

- износоустойчивость — допустимый износ трущихся рабочих органов не должен нарушать характер их сопряжения и уменьшать прочность. Кроме того, при износе рабочих органов частицы материала могут попасть в продукты и сделать их непригодными к дальнейшему потреблению;

- долговечность — прочность, жесткость и износоустойчивость рабочих органов и узлов должны обеспечивать высокую эксплуатационную надежность и долговечность оборудования;

- отсутствие потерь — в машине не должно быть механических потерь продукта, она не должна повреждать продукт, снижать его технологические качества и качество продуктов переработки;

- технологичность — конструкция машины и ее частей должна быть простой в изготовлении, удобной в сборке и эксплуатации при минимальных трудовых затратах и низкой себестоимости;

- соблюдение требований промышленной санитарии — работа машины не должна оказывать негативное воздействие на здоровье людей. Строгое соблюдение установленных санитарных норм — одно из важнейших требований при конструировании, изготовлении, монтаже и эксплуатации машин. Оборудование для фасовки и упаковки. Используемые в магазинах режущие машины принято классифицировать по следующим признакам:

- назначению— для разделки и нарезки пищевых продуктов на куски; для измельчения продуктов;

- периодичности действия — непрерывного и периодического (циклического) действия;

- источнику использованной энергии — с электрическим приводом и ручного действия;

- степени механизации автоматизации и процессов технологической обработки — полуавтоматические и автоматические.

За последние годы пищевая промышленность значительно увеличила выпуск фасованных товаров. Однако темпы роста промышленной фасовки не удовлетворяют спрос населения. В связи с этим торговые организации и предприятия организуют фасовку и упаковку бакалейных, кондитерских, гастрономических, плодоовощных и других товаров своими силами, преимущественно вручную или с использованием простейших приспособлений. Такая фасовка малопроизводительна и приводит к большим расходам. В дальнейшем при полном удовлетворении потребительского спроса в фасованной продукции в магазинах целесообразно будет фасовать лишь скоропортящиеся товары. Оборудование для фасовки и упаковки товаров постоянно совершенствуется: повышаются его надежность, производительность, степень автоматизации и качество выполняемых операций.

Проводится стандартизация и унификация оборудования, а также потребительской тары. Унификация тары способствует организации крупносерийного производства фасовочно-упаковочного оборудования, позволяет лучше использовать полезную площадь торговых помещений и оборудования, а также объем транспортной тары, сокращает расход упаковочных материалов, повышает производительность труда при фасовке. Для выполнения основных операций используются автоматические и полуавтоматические весы, автоматы для фасовки и упаковки товаров, простейшие аппараты и приспособления для фасовки товаров, оборудование для упаковки товаров. Используемое для фасовки товаров оборудование классифицируется следующим образом:

- по назначению  — для фасовки гастрономических и бакалейных товаров, фруктов и овощей;

- по принципу действия  — непрерывного и периодического действия;

- по способу дозирования  — с весовым дозированием, объемным дозированием, объемно-весовым дозированием и дозированием по времени отпуска продуктов;

-  по степени автоматизации — с автоматической добавкой порции до определенной массы и оборудование с доведением порции продукта до нормы с участием оператора;

- по характеру фасуемого товара — устройства для фасовки сыпучих товаров, гастрономических товаров, картофеля, плодов и овощей;

По режиму упаковки — для упаковки товаров с вакуумированием (выкачиванием воздуха из пакетов) и без вакуумирования.

Преимущество расчетов с помощью  контрольно-кассовой техники

Достоинства расчетов с помощью ККТ. К преимуществам расчетов с покупателями через контрольно-кассовую технику относятся следующие:

1) строгий учет денежной выручки;

2) контроль за отпуском товаров;

3) возможность в любое время рабочего дня проверить ведение

расчетно-кассовых операций;

4) сокращение времени на приобретение товаров;

5) снижение ошибок при расчетно-кассовых операциях;

6) повышение производительности труда контролера-кассира;

7) улучшение санитарно-гигиенических условий при отпуске товаров;

8) возможность учета товародвижения с помощью штрихкодовых технологий;

9) осуществление безналичных расчетов с помощью пластиковых карт

Учебно-методическое и информационно обеспечение

Основная литература

  1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли: Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К, 2009. -452с.
  2. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле: Учебник. – М.: Издательский центр  «Академия», 2010.- 160с.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -  М.: Издательство «Омега-Л»: 2010.- 46с.
  4. Закон Российской Федерации «Об энергосберегающих технологиях»
  5. Кащенко В.Ф., Кащенко Л.В. Торговое оборудование: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008 – 398с.
  6. Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. С. Косарева. - М. : Академия, 2012. - 64 с.
  7. Оборудование торговых предприятий: учебник для  проф. образования / Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова – 3-е изд. перераб. – М.: издательский центр «Академия», 2012.- 208с.
  8. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов или расчётов с использованием платёжных карт» от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ с изменениями и дополнениями 5 мая 2014 года.
  9. Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учеб. Пособие для нач. проф. образования / Н.В. Яковенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224с.

10.   Положение о  ведении  кассовых операций в Российской Федерации №373-П 12.10.2011;

Дополнительная литература

1. Кассовые операции / Под ред. Т.А. Стяжкиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 158 с

2..Сенькин В.Д. Применение контрольно-кассовой техники – СПб.: Питер, 2006 – 224с.

3.  Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», № 261 – ФЗ, 23.11.2009г.

5.Электронная техника предприятий торговли. – М.:учебное пособие/ Б.К. Тюнюков. – М.: КНОРУС, 2006.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В статье рассмотрен опыт применения организационно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по МДК.02.01. «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» п...

Приоритетные направления развития образования и их нормативное обеспечение Самостоятельная работа № 1

Изучите Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и составьте тезисный конспект по следующим вопросам:1.Основные направления деятельности государства по обеспечению   гаранти...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельгая работа - такой вид учебной дяетельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся во всех ее структурных компонентах, с переходом от выполнения про...

Методическое обеспечение краеведческой работы в образовательном учреждении

В статье представлен опыт организации и проведения краеведческих мероприятий в МБУДО "ГЦД(ю)ТТ г. Юрги"...