Эссе на тему « Опыт моего образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании школьников»
статья на тему

Каспина Елена Викторовна

 

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему « Опыт моего образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании школьников»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

В нашем обществе сложилась негативная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Основными причинами данной ситуации является отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, значительное ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, недостаточная организация культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Отсутствие духовного развития общества привело к нравственному опустошению каждого человека. Обесценились понятия: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким и пр.

Люди становятся нетерпимее друг к другу, жестче, жестокосерднее; исчезает духовность, душевность, милость, люди перестали доверять друг к другу. А ведь именно духовность, святость, любовь к Родине исторически были ориентирами, идейностью нашего народа, нашей Родины

Коллектив нашего муниципального образовательного учреждения тоже задумались над этой, нависшей над современным обществом, проблемой бездуховности подрастающего поколения, которое идёт нам на смену. Всем понятно, что духовность нельзя привить силой, принудительно, а можно только добротой, терпением, смирением, любовью, огромным-огромным желанием со стороны нас воспитателей, учителей, родителей, а главное своим примером.

С 1998 года мы начали вести бесплатный кружок «Основы православной культуры» на базе школьного историко-краеведческого музея только для желающих детей, родители которых не были против. На занятиях этого кружка дети читали житие святых, пели песни, делали различные поделки к православным праздникам. Маленьких детей постепенно вводили в мир иной: в мир добра и света, любви и заботы, милосердия и трудолюбия, чести и верности через книги, беседы, игры, посещение православных святынь: храма в г. Венёве; святого источника «12 ключей» в д.Свиридово; Венева-монастыря; храма-музея на Куликовом поле в с.Монастырщина Богородицкого района; через беседы с батюшкой в храме, в школе; через экологическую заботу о своей малой Родине. Первые кружковцы уже давно закончили школу, с честью отслужили в армии, стали внимательными и любящими родителями, заботливой опорой для своих пожилых родителей.

И в настоящее время в школе продолжается целенаправленная работа в духовно-нравственном развитии детей. Сейчас имеющиеся уже в большом количестве различная издательская литература, учебные авторские программы, разработки уроков, внеклассных мероприятий оказывают огромную помощь и представляют особую ценность для нас педагогов, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально на сегодняшний день.

Одним из значимых событий текущего учебного года стало введение в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Содержание данного курса обладает значительным воспитательным потенциалом.

Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Обратимся к темам уроков: « Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей. Дети стали интересоваться историей семьи, им интересно. кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции.

Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Урусовская СОШ» Веневского района

 Е.В.Кучерова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»....

Эссе на тему «Специфика современного образовательного учреждения дополнительного образования детей"

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития....

"Жизнь дана на добрые дела". Опыт работы ЦДЮТТ "Охта" по духовно-нравственному воспитанию

В статье дано описание опыта работы ЦДЮТТ "Охта" с детьми,  родителями и социальными партнерами в рамках программы педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "Жизнь дана на доб...

Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.

Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....