"Психолого-педагогические аспекты деятельности руководителя театрального коллектива"
учебно-методический материал на тему

Дульщиков Игорь Владимирович

Сегодня ни одно педагогическое учреждение, ни один социальный институт не может успешно решать поставленные перед ним педагогические задачи, не определив в их реализации роли искусства, в том числе театральной деятельности. Поэтому закономерен интерес учёных, практических работников социально-культурной сферы к функциям, содержанию, сущности и возможностям театрального творчества во всестороннем развитии личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dulshchikov-psikhologo-pedagogicheskie_aspekty.docx96.64 КБ

Предварительный просмотр:

Областное Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский колледж культуры»

Предметно-цикловая комиссия театральных дисциплин

Методическая работа

«Психолого-педагогические аспекты деятельности

руководителя театрального коллектива»

Дулыциков И.В.

Шацк

2014 год

Оглавление:

Введение        с. 1-3

Глава I. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя театрального коллектива, преподавателя

1.1.Профессиограмма педагога-режиссёра        с.3-9

1.2.Педагогическое мастерство руководителя театрального коллектива        с.9-13

1.3.Профессиональная этика руководителя театрального коллектива        с. 13-18

Глава II. Диагностика профессионально значимых качеств педагога-режиссёра        с. 18-28

Заключение        с.29-30

Список литературы        с.31

Приложение        с.32-33


Введение

Сегодня ни одно педагогическое учреждение, ни один социальный институт не может успешно решать поставленные перед ним воспитательные задачи, не определив в их реализации роли искусства, в том числе театральной деятельности. Поэтому закономерен интерес учёных, практических работников социально-культурной сферы, к функциям, содержанию, сущности и возможностям театрального творчества во всестороннем развитии личности ребёнка.

Внимание исследователей направлено и на важные аспекты теории и методики педагогического процесса в театральных коллективах. В ряде брошюр, статей обобщён накопленный театральной деятельностью за много десятилетий опыт организации и проведения воспитательной работы. Однако нельзя говорить о том, что всё сделанное удовлетворяет запросы руководителей театральных коллективов.

Недостатков многих статей, брошюр остаётся их описательный характер. К тому же использование этих материалов в практике затруднено, так как разбросаны они по многим источникам - сборникам статей, научным трудам вузов культуры и НИИ, специальным журналам и т.п.

Кроме того, недостаточная разработанность общей теории театрального творчества не исключает значительного расхождения в трактовке тех или иных конкретных вопросов. Иногда рекомендации даются на основе проведённого эксперимента, изучения опыта лишь нескольких коллективов. Таким образом, сегодня не хватает работ, в которых бы систематизировался накопленный опыт и научный материал, предлагались бы обоснованные рекомендации по профессиональному становлению педа- гога-режиссёра.

Материалы данной работы будут полезны всем готовящимся стать во главе драматических, танцевальных, оркестровых, хоровых и других коллективов. От этого во многом будут зависеть их творческие судьбы и перспективы становления как мастеров своего дела, подлинных художников - воспитателей большой аудитории театральных актёров, певцов, музыкантов и танцоров.

Упущение и недостатки работы театральных коллективов, как показывают исследования, являются результатом того, что во многих из них полноценной воспитательной и учебно-образовательной работы в нужном объёме не ведётся. Руководители объясняют это нехваткой времени, большой своей занятостью и нагрузкой участников.

Иногда это приводит к противопоставлению обучения и воспитания, разделению их. И если от процесса обучения напрямую зависят исполнительские навыки и поэтому в коллективе ему уделяют внимание, то воспитательную работу зачастую пускают на самотёк, неоправданно надеясь на то, что её полностью «перекрывает» художественно-творческая деятельность. Подробные суждения возникают в известной степени по


тому, что руководители недостаточно владеют методикой воспитательной работы или переоценивают её роли в творческой жизни коллектива. Театральное творчество вовлекает человека в деятельность в область искусства, к которому он проявляет тем или иным образом своё отношение и через которое формирует своё отношение ко всему окружающему. Под воздействием театрального творчества происходят изменения во внутреннем мире человека, психологических установках, проявляются и формируются социально - ценные качества и средства характера, эмоционально - нравственная культура.

В то же время практика многих театральных коллективов, добившихся хороших художественных результатов, показывает, что участие человека в исполнении музыкальных, хореографических, театральных, хоровых произведений, регулярное посещение репетиций, концертных выступлений сами по себе не ведут автоматически к положительным изменениям в его воспитании, формировании нравственной культуре, развитии эстетического вкуса.

Участие в самодеятельности не может иметь педагогическое значение (развитие художественных навыков и умений, расширение знаний по искусству и т.п.), если не подкреплено целенаправленной и систематической учебно-образовательной и воспитательной работой.

Нередки случаи, когда участники, научившись держаться на сцене остаются художественно не образованными или нравственно - эстетически не воспитанными людьми, это значит, что руководитель театрального коллектива не выполняет в полной мере поставленных перед ним задач. Необходимо придать ей строго целевую педагогическую направленность. Перед руководителями в этом отношении стоят сложные проблемы.

Требуется знание соответствующих форм и методов организации учебно-творческой репетиционной и образовательной работы среди участников. Это определяет и необходимость постоянного поиска оригинальных, нестандартных решений возникающих проблем, гибкого, подлинно творческого отношения к воспитательной работе.

Руководитель имеет дело с постоянно меняющейся педагогической ситуацией. Обогащается жизненный опыт участников, дифференцируется их психологическое и нравственное развитие. Имеются условия, окружающие коллектив, да и сам руководитель отдаёт предпочтение определённому набору «педагогического инструментария». Всё это обусловливает необходимость тонкого варьирования приёмами и методами поиска и применения тех них, которые будут наиболее эффективными в конкретной ситуации. Это и есть подлинно творческий и новаторский стиль организации педагогического процесса в театральных коллективах. Поэтому сегодня как никогда ранее важно обратиться к проблеме формирования личности режиссёра как педагога и психолога.

Вопросами личности режиссёра занимались такие выдающиеся деятели театра, как Станиславский К.С., Немирович-Данченко и др.

В воспитательной работе в театральном коллективе большое внимание уделяли: Каргин А.С., Рубина Ю.И. и др.

В подготовке данной работы я так же опирался на труды педагогов Пидкасистовой, Подласовой И.П., Смирновой, Антоновой.

Сущность профессионального мастерства специалиста культуры подробно раскрыта профессором МГУКИ Баклановой Н.К.

Вместе с тем литературы, раскрывающей психолого-педагогическую основу деятельности руководителя театрального коллектива, явно недостаточно. Поэтому цель данной работы - выявить методы самосовершенствования руководителя театрального коллектива, как педагога и психолога.

Данная цель была достигнута путём решения следующих задач:

  1. Составить профессиограмму педагога-режиссёра.
  2. Выявить сущность педагогического мастерства руководителя театрального коллектива.
  3. Определить основные методы диагностики, профессионально значимых качеств педагога - режиссёра.

Объект исследования - руководитель театрального коллектива. Предмет исследования психолого-педагогические знания и умения педагога - режиссёра.

Методы исследования - анализ психолого-педагогической и специальной литературы, тесты, наблюдения, беседы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя театрального коллектива.

  1. Профессиограмма педагога — режиссёра.

Во всём мире насчитывается огромное количество профессий. Особое место среди них как по количеству, так и по содержанию занимают профессии, связанные с социально-педагогической деятельностью. Объектом данного вида профессиональной деятельности выступает человек. Направлена она на его внутренний мир, психику, обогащение интеллекта, культуры мышления и отношений. Эти профессии служат для формирования всесторонне развитой гармонической личности.

Вместе с тем педагогическая деятельность — явление многоплановое. Её осуществляют самые различные по профилю и статусу социальные институты и учреждения, общественные организации и трудовые коллективы. Поэтому применительно к конкретному виду педагогической деятельности имеет внутреннюю специфику. Естественно, и каждая профессия в рамках единой педагогической деятельности - педагог общеобразовательной школы или преподаватель высшего и среднего специального учебного заведения, мастер профессионально - технического училища или воспитатель дошкольного учреждения, работник культурно-просветительского учреждения, командир воинского подразделения

  • имеет свою специфику, свои особенности и характеристику.

Не является исключением в этом отношении и профессия руководителя театрального коллектива, преподавателя. Специфика его деятельности определяется особенностями организации учебно-воспитательного процесса. Они протекают от того, что самодеятельность организуется в свободное время, имеет нерегламентированный характер, основным средством воспитания выступает искусство, художественное творчество. Каковы же особенности профессии руководителя театрального коллектива? Что должно быть присуще ему как педагогу, как психологу и художнику и что отличает его деятельность от других педагогических и творческих специальностей?

Прежде всего, основное отличие  театрального коллектива в нерегламентированности, в отсутствии официально закреплённой структуры внутренней организации  и отношений между его членами.

Театральный коллектив организуется на добровольных началах, в основе его создания лежит личное желание участников.

Это порождает специфические требования к работе руководителя- педагога с коллективом. Соблюдение и учёт принципа интереса и демократичности получают здесь самодовлеющее значение.

Второе важное отличие педагога-режиссёра - это то, что он организует не трудовую, а любительскую творческую деятельность, которая не регламентируется трудовым или каким-либо ещё законодательством или законом, как учебный процесс в школе, вузе и т.д.

В - третьих основным предметом, вокруг которого строится воспитательная деятельность в театральном коллективе, является искусство, художественное творчество. Это средство как педагогическое используется чаще всего как дополнительное, вспомогательное. В театральном коллективе оно является главным, концентрирующим в себе в значительной степени воспитательный потенциал.

Театральный коллектив призван с помощью искусства воспитывать самих участников, предоставлять им широкие возможности для реализации творческих устремлений.

Первой и главной задачей подготовки руководителя театрального коллектива является его психолого-педагогическая подготовка. Руководитель театрального коллектива выступает, прежде всего, педагогом, актёром, пропагандистом, вводит участников в сложный мир художественного творчества, помогает овладеть творческими навыками. Его цель

  • приобщить к искусству участников, создать им для этого необходимые условия, а наиболее одарённым, возможно, и помочь стать профессиональными актёрами.

Для решения этих задач ему необходимо глубоко знать законы психологии творчества и воспитания, методику обучения игре на инструментах и теорию музыки, методику обучения вокальному мастерству, сценическому движению, педагогику и принципы дидактики. Он должен знать основные закономерности психического развития личности, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, умело применять их в практической работе с коллективом.

Воспитательная деятельность руководителя театрального коллектива должна быть сознательно организованной, она проводится не по наитию, а с точным определением цели, методов и средств, обеспечивающих реализацию поставленных педагогических задач.

Руководитель театрального коллектива должен обладать отлично развитым качеством организатора. Без знания приёмов и методики организационной работы трудно рассчитывать на успех в учебно- воспитательной деятельности коллектива и его создании. Прежде чем воспитывать, нужно иметь объект воспитания, т.е. коллектив участников, объединённых общим интересом. Зачастую руководителю приходиться самому создавать коллектив. Руководителю приходится в большинстве случаев начинать свою деятельность с обучения участников элементарным навыкам художественно - исполнительской деятельности. Процесс этот непрерывный. Встаёт проблема методической подготовленности руководителя, владения им формами и путями передачи знаний, обучения конкретным художественным навыкам и умениям. Дело это непростое. Зачастую руководители не всегда педагогически верно может провести занятие или передать свой опыт.

Между художественно - профессиональной, общей педагогической и методической подготовкой нет прямой взаимосвязи. В одном случае руководитель может быть значительно сильнее подготовлен как исполнитель, в другом - как методист, в третьем как педагог. Но владение каждым из них играет огромную роль в организации учебной, творческой, воспитательной и концертной работы театрального коллектива. Если же в процессе своего профессионального становления будущий режиссёр - педагог уделяет большое внимание какому-то одному из этих аспектов его будущей деятельности в ущерб другому, эффективность его работы будет значительно снижена. Таким образом, професиограму педагога-режиссёра можно представить в следующей таблице:

режиссёр

педагог

воспитатель

творец

импатия

Аккуратность

Воображение

Организаторские

Моральная устойчивость

Фантазия

дидактические

Эмоциональная устойчивость

Творческое видение

Руководитель, который занимается больше вопросами творческого характера, ориентирует коллектив на выступления, смотры, конкурсы и упускает из вида организационные и воспитательные задачи, может привести коллектив к большой текучести участников, его нестабильности, к «авралам» в работе.

Руководитель же организаторского типа может хорошо организовать мероприятие, но недостаточно уделять внимание собственно творческому процессу в коллективе. Он удовлетворяется общим прогоном пьесы без театрального разучивания каждой «мелочи», каждого нюанса. Это так же способствует духовному возвышению каждого участника.

Только при органичном единстве и соподчиняемости этих двух подходов к работе в театральном коллективе можно эффективно и профессионально руководить им.

Только профессионализм в руководстве может, обеспечит выполнение всех необходимых функций режиссёра-педагога, служить источником радости и вдохновения, нравственного совершенствования и эстетического облагораживания участников его театрального коллектива.

В общей структуре способностей руководителя театрального коллектива важное место занимают его коммуникативность, способность к общению, установлению тесных контактов с самыми разными по возрасту, образованию, полу, должностному положению людьми. Эти особенности руководителя составляют одну из характерных примет его подготовки к выполнению профессиональных обязанностей.

Учитывая многоплановость деятельности руководителя, различными должны быть содержание общения и его формы. Говоря о формах, имеются в виду способы:

а)        Общение с помощью речи;

б)        Общение с помощью специальных знаков, жестов, условных движений.

Различный характер и содержание общения, например: при общении руководителя с коллективом, где выход может быть на темы внутриколлективных проблем; при общении руководителя с другими лицами, например, обеспечивающими коллектив.

Коммуникабельность руководителя должна располагать необходимым диапазоном качеств и характеристик, гибкостью, мобильностью, обеспечивать высокую степень контактов и культуру отношений в различных ситуациях и с различными людьми.

Способность к общению можно рассматривать как бы в двух плоскостях: предрасположенности личности к коммуникабельности или экстра- вентированию (т.е. то, что в обиходе называют общительностью) и умения организовать общение или общаться.

Но человек общительный обязательно ли владеет и культурой общения? В понятие коммуникабельность включает наличие у человека способности к максимально свободному, или, как ещё говорят безинерционному установлению контактов с другими людьми.

Под умением общаться или общительностью понимается способность человека к длительному или постоянному контактированию на высоком нравственно-этическом или профессиональном уровне. Общение предполагает наличие таких качеств, как высокая культура, умение находить предмет разговора, интересный для собеседника, выбрать нужный тон и ряд других психологических свойств.

Коммуникативность и общительность руководителя творческого коллектива имеют некоторые особенности, связанные со спецификой его труда как организатора художественного процесса. Учёт данного фактора выступает условием плодотворной деятельности руководителя и составляет существенный аспект его профессиональной подготовки. Руководитель, постоянно контактируя с окружающими, должен, как и все люди, осуществлять это в рамках определённых нравственноэстетических требований и норм. Нельзя считать коммуникабельность неуправляемым процессом, не поддающимся строгому контролю и регламентации. Это требование - важнейшее для каждого человека, вступающего в контакт с другими людьми.

Вместе с тем коммуникабельность, общительность принимают профессиональную окраску для большой группы людей, связанных с руководящей деятельностью. В этом случае, в - первых, наличие этих качеств обязательно, во - вторых, их реализация осуществляется в условиях не только рабочего, но и свободного времени и на высоком одинаковом нравственно - этическом уровне и, в - третьих, в основе лежат профессиональные мотивы личности.

Специфика труда руководителя театрального коллектива заключается в том, что способности к общению должны быть в нём развиты в высочайшей степени. Организация театрального коллектива, успешное его развитие зависит от установления правильных, взаимооткрытых отношений между руководителем и участниками, интенсивного межличностного общения внутри коллектива, умения руководителя контактировать с большим количеством самых разных людей.

В общении рождаются совместные интересы, увлечения, находятся психологические точки «совместимости» людей. Тип руководителя, не обладающего этими качествами в художественной деятельности невозможен. Прямое постоянное общение с коллективом является характерной чертой его труда, его профессиональной сферы деятельности. Руководителю важно найти правильный тон в общении с коллективом и каждым отдельным участником, знать, что и как объяснить в каждом конкретном случае тому или другому человеку в зависимости от его характера, интересов и психологических особенностей.

Создание на репетиции атмосферы взаимопонимания, эффективного процесса общения зависят во многом от умения руководителя общаться с участниками, поддерживать или формировать в них хорошее, доброе расположение .духа и настроения. Для установления хороших творческих контактов с коллективом руководителю необходимо воспитывать в себе такие качества, как уважение к другим, мягкость, дисциплинированность, терпеливость.

В условиях театрального коллектива неуместны окрик, резкость, грубый нажим, наказание. Относиться к участникам следует уважительно, с доверием, мягко, как к единомышленникам. Это способствует проявлению у них желания выполнять требования руководителя как можно лучше. Вместе с тем в отношениях руководителя с коллективом существует опасность перейти черту, отделяющую дружеские отношения от фамильярных. Подлинное доверие и уважение нельзя завоевать показным либерализмом, нетребовательностью. Эти качества вначале вызывают известную симпатию со стороны исполнителей, но результат не даст удовлетворения, а руководитель не будет пользоваться настоящим уважением и авторитетом.

Строгость, взыскательность, кропотливая работа над отдельными фрагментами, сценами, неуклонное следование намеченному плану, высокая принципиальность - всё это способствует достижению больших творческих успехов. Получив эстетическое удовлетворение от своей деятельности, участники начинают понимать справедливость требований руководителя, проникаются к нему доверием и уважением.

Особое значение в общении руководителя имеет стиль разговора. Руководитель должен хорошо знать закономерности построения и восприятия устной речи.

Язык должен быть образцовым с точки зрения стиля, логики построения фраз, орфографии. Неправильные ударения в словах, к тому же если они используются руководителем, часто порождают обилие шуток, едких выпадов со стороны участников.

Общение руководителя театрального коллектива предполагает высокую речевую культуру, в известном смысле привлекательность, притягательность разговора (говора).

Руководителю следует всегда помнить, что его речь в большинстве случаев касается художественного творчества, искусства. И это диктует свою специфику общения: к его языку участники предъявляют особые требования.

Об искусстве нельзя говорить сухо, схематично. Содержание искусства раскрывается благодаря образно — ассоциативному мышлению, сильнейший источник которого - переживание эстетического чувства. Для поддержания интереса руководитель должен ещё использовать такой приём: как бы раздумывать с участниками над поставленными вопросами, шире привлекать конкретные примеры, образные выражения, примеры из художественной литературы и т.д., чтобы давать возможность участникам развивать свои мысли и речь.

Для участников театрального коллектива разговор о предмете их занятий выполняет воспитательную задачу, представит интерес, если будет окрашен в эмоционально - привлекательные тона.

Известно, например, что огромное значение в работе с театральным коллективом имеет такое качество руководителя, как чувство юмора. Юмор снимает излишнее нервное напряжение, облегчает общение. Однако юмор - дело тонкое, требующее в применении большой осторожности, такта. Неудачно применённый юмор, шутка могут больно ранить, посеять в душе смятение, озлобление против руководителя.

При общении руководитель должен предоставить возможность проявить собеседнику самого себе, дать ему высказаться. Даже если высказывания не имеют большого значения, но для собеседника это важно. Надо, не перебивая выслушать его, заинтересованно следить за его речью, отнестись к этому серьёзно и проанализировать, по желанию собеседника.

Психологи утверждают, что уже сама по себе предоставленная возможность проявить себя, сознание заинтересованного отношения естественно меняют официальный эмоциональный настрой человека на положительный.

Таким образом, способности к общению у руководителя театрального коллектива являются одним из главных компонентов не только общей, но и специальной подготовки. От

этих навыков зависит и морально

  • психологический климат, взаимопонимание в коллективе, и уровень его социально - художественной деятельности, и готовность участников наилучшим образом выполнить намеченное.
  1. Педагогическое мастерство руководителя театрального коллектива.

Работа театрального коллектива по эстетическому и нравственному воспитанию участников тесно связана с умелым педагогическим руководством, постоянным повышением педагогического и методического мастерства. Его деятельность органично включает в себя воспитательную функцию, служит обучению участников, передаче им знаний, опыта, культуры, их художественно - исполнительскому и общеэстетическому развитию. Педагогическая нагрузка руководителя в условиях театральной студии связана с реализацией задачи воспитывающего обучения, воспитывающей учебно — творческой и теоретической деятельности.

Педагогическая деятельность руководителя отличается повышенной сложностью и многоплановостью. Она с трудом поддаётся регламентации, установлению структурных единых форм организации.

В художественной самодеятельности часто путаются искусство воспитания с искусством обучения, поэтому руководитель театрального коллектива должен иметь соответствующую подготовку.

Какие же знания руководителя можно отнести, конечно, с известной долей условности, к чисто педагогическим?

Прежде всего, это понимание руководителем важности и необходимости специальной организации педагогического процесса, преднамеренной воспитательной деятельности и постоянное овладение специальными знаниями и навыками, расширение и обогащение своего педагогического инструментария.

Воспитательная работа будет эффективна лишь в том случае, если она проводится и организуется со знанием дела, постоянно контролируется и управляется руководителем. Действия по наитию в педагогике театральной деятельности не могут быть признаны верными и оправданными, ибо неизвестен даже в плане предположения их результат, не опре- деля их организации.

Руководитель театрального коллектива с помощью учебных занятий, образовательных мероприятий, репетиционной и концертно-исполнительской работы коллектива решает не только узкие исполнительские задачи, но и педагогические. Тем самым он, обеспечивает выполнение своих функций перед обществом, конкретным учреждением, в котором действует. Поэтому педагогическая деятельность пронизывает все усилия руководителя, придаёт им социально значимый и осознанный характер. Поэтому руководитель должен постоянно овладевать специальными знаниями и навыками, обогащать свою «педагогическую технику». В это понятие обычно включаются овладение педагогом приёмами воздействия на коллектив и отдельного воспитуемого. Чем богаче их набор, прочнее владение ими, тем гибче и эффективнее воспитательный процесс. Выдающийся советский педагог А.Е.Макаренко понятие педагогической техники расшифровал как «искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота». Овладение этим искусством и особенно его применение на практике невозможно вне планируемой воспитательной работы, т.е. техника, приёмы воздействия имеют подчинённый характер, подчинённое значение. Они являются средством решения воспитательных задач.

Тесно связана с данной педагогической характеристикой руководителя и его способность строить педагогический процесс в соответствии с определённой, заранее заданной перспективной целью. В противном случае невозможно добиться эффективного решения поставленных задач, невозможно наладить систематическую и целенаправленную работу в коллективе. Основатель научной педагогики в России К.Д.Ушинский о значении цели в деятельности человека образно, но очень точно заметил: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли, посвящённый богу истины и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые

заглядывались бы проезжающие, раззолочённую ли гостиницу для обирания нерасчётливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум ли для хранения редкостей, наконец, для складки туда всякого никому уже не нужного хлама? То же самое должны высказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Каждый руководитель театрального коллектива должен иметь ясное представление о цели своей работы. Причём нельзя ограничиваться лишь общими представлениями, связанными с формированием участника как исполнителя, как художественного мыслящего человека, имеющего развитый эстетический вкус, и обогащением его знаний в области культуры и искусства. Руководитель должен проектировать воспитание культуры личности, прививать патриотизм и нравственность. Обязанность руководителя не только сформулировать цель воспитания, но и отыскать адекватные форм ы и средства её достижения.

Ведущий советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Без научного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса».

Следующий педагогической чертой руководителя является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, возможности и пути вмешательства в воспитательный процесс. Дело это тонкое, требует учёта большого количества самых разнообразных факторов и условий. Положительные или отрицательные моменты в педагогической ситуации связаны зачастую с психологической обстановкой, общим настроением коллектива, уровнем его организации и исполнительской культуры.

Руководитель должен уметь чувствовать и оценивать ситуацию. Есть мнение, что это основывается на огромном опыте. В действительности же навыки объективной оценки педагогической ситуации имеют в основании своём единство опыта и знания законов психологии, в том числе и художественной творческой деятельности. В этой оценке участвует мышление и психологическая ситуация, умение чувствовать обстановку.

Эта способность руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, избежания возникновения конфликтных моментов в Отношениях с коллективом, для создания в нём устойчивой положительной атмосферы. При анализе возникшей ситуации руководитель должен уметь вскрыть глубинные причинно - следственные связи, установить истоки их возникновения, сделать качественный анализ. Это достигается путём тщательного сопоставления всех факторов и явлений, имеющих прямое или опосредованное отношение к возникшей ситуации, их изучением и выявлением действия каждого. Вся совокупность факторов подвергается осмыслению, и на основании сделанного заключения оценивается сложившаяся ситуация.

Трудности в этой деятельности проистекают часто оттого, что она осуществляется в условиях дефицита времени. В умении мгновенно оценивать сложившуюся ситуацию заложено подлинное педагогическое мастерство.

Нельзя не отметить и тот факт, что участники театрального коллектива являются, как правило, очень деятельными индивидами, связанные крепкими узами с другими коллективами - трудовым, учебным или творческим; выполняют огромное количество социальных функций и, естественно, подвержены воздействию окружающей среды, различной информации. Развитие участников отличается динамикой, многофакторностью, а иногда и противоречивостью. Не учитывать этого нельзя. Педагогический процесс должен строиться не только дифференцированно, но и по восходящей нарастающей линии, с учётом изменившихся условий и изменений в психике, культуре, мышлении и развитии участников. Миссия руководителя скоординировать влияние на участников, придав, таким образом, целенаправленность и перспективу педагогическому процессу в целом.

В связи с этим было бы упущением не сказать о том, что педагогическая подготовка руководителя основывается на постоянном его стремлении к углубленному познанию участников, выявлении их психологических, профессиональных, возрастных, социальных особенностей. Познание это должно осуществляться в динамике, в развитии, ибо каждый прожитый день, каждая репетиция, занятие обогащают участников, изменяют их внутренний мир. Руководитель должен точно представлять духовные интересы и возможности (творческие, исполнительские, психологические и т.п.) каждого участника его нравственно-эстетический потенциал, слабые и сильные стороны. Причём изучение должно вестись больше с психолого - педагогических позиций, с задачами определения наиболее оптимальных точек приложения воспитательных усилий. Как бы ни был хорошо подготовлен руководитель в художественно - исполнительском отношении, как бы тонко ни понимал законы художественного творчества, психологию восприятия, творческого воображения и т.п., приложение всех сил, знаний и умений основывается на точном знании объекта деятельности, т.е. участника. Но изучение не должно быть бесцельным, ради получения сведений локального значения. Изучение ведётся с целью совершенствования всех сторон деятельности коллектива. Выявляются особенности участников с тем, чтобы действенно направлять учебно-воспитательный процесс на достижение максимального эффекта. Участники изучаются всесторонне, комплексно, не сбрасываются при этом со счетов самые незначительные характерные черты, проявившиеся у них в процессе творчества, совместного отдыха, организация концерта. Программа изучения может иметь для каждого руководителя свои целевые истоки, но её общий смысл один: она должна дать в руки данные, на основании которых возможно построение системы педагогических мер, направленных на развитие коллектива

Изучение должно вестись с учётом всех параметров деятельности личности. Это поможет выработать единый подход в работе с коллективом. Что же касается динамики развития коллектива, то это требование связано с постоянными изменениями в жизни и деятельности участников и необходимостью вносить коррективы в методику учебно-творческой и воспитательной работы. По существу, педагогическое мастерство включает в себя весь комплекс профессионально необходимых руководителю качеств. Выделение же наиболее существенных и характерных среди них, выполняющих и представляющих педагогическую функцию, - попытка наметить и дифференцировать специфический круг свойств и способностей, пронизывающих педагогику руководителя театрального коллектива.

  1. Профессиональная этика руководителя театрального коллектива.

Отношения между руководителем и подчинёнными, руководителем и коллективом регулируются с помощью различных механизмов. В одном случае в основе регуляции лежат правовые или законодательные акты, строго регламентирующие обязанности и права каждой стороны. В другом - механизм регуляции основывается на нравственно-этических нормах. Конечно, их роль велика и там, где отношения определены законом. Однако особое значение они приобретают в тех случаях, когда коллекция формируется и развивается на принципах демократизма и добровольности: этические нормы здесь выступают как основной регулятор взаимоотношений, взаимодействия руководителя и коллектива.

Для театрального коллектива все отношения являются условно обязательным, ибо создаётся он на принципах добровольности, когда каждый имеет право в любой момент выйти из него, не согласиться с распределением обязанностей, методов руководства и творческими задачами. Данное обстоятельство и определяет своеобразие функционирования театрального коллектива, в котором не существует иной формы построения отношений между членами, кроме как нравственно - личностной. Отсюда огромная роль руководителя, его способностей тонко регулировать с помощью нравственных норм внутриколлективных отношений.

Профессиональная этика руководителя театрального коллектива имеет специфические черты, особенности проявления. Поэтому закономерно, что уровень нравственных отношений в коллективе прямо связан с профессионально-этической подготовкой руководителя.

Знание и формирование профессиональной этики для руководителя театрального коллектива не самоцель, а профессиональная необходимость. Её строгим правилам и требованиям он должен следовать в своей повседневной практике.

Руководитель театрального коллектива должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения того, чему она служит, на решение каких нравственных задач направлена, строить её.

При рассмотрении профессиональной этики руководителя театрального коллектива, с одной стороны, необходимо видеть в ней составляющие элементы этики педагога, художника, администратора, с другой стороны, рассматривать её как целостное, единое, качественно одноразовое явление.

Как педагог руководитель выполняет воспитательную функцию. Это требует наличия таких нравственных качеств, как выдержка, гуманизм, доверие, уважение к участнику. Если представить в самом общем виде некоторые нравственные важнейшие положения и принципы, которым должны следовать руководитель в своей повседневной практике, то некоторый взгляд их можно сформулировать следующим образом:

  • не повторять критические замечания участнику о допущенных промахах, которые он исправил;
  • без нужды не вмешиваться в действие участников, предоставлять им возможность проявить себя, самостоятельность в решении задач коллектива;
  • соблюдать в разговоре, объяснениях краткость, не подавлять своими знаниями и опытом, чаще говорить «мы», нежели «я», «наше», чем «моё»;
  • согласовать интересы каждого и всех, сегодняшние и на отдалённую перспективу;
  • не игнорировать знаний о жизни, интересах отдельного участника, но не выставлять их на показ и не использовать в личных интересах;
  • помнить о том, что изъяны, несовершенство руководителя отражаются на участниках. Заметив в них недостатки, посмотреть, не проявление ли это твоего влияния;
  • уметь выслушивать, говорить;
  • воспитывать в себе терпение и терпимость к слабостям и несовершенству человека;
  • быть всегда ровным и дружелюбным;

научиться благодарить участников не только за хорошую работу, но и за хорошее отношение к знаниям, за желание выполнить порученное, не забывая, что для этого они тратят личное время;

  • уметь поощрять, убеждать, помогать;
  • помнить: чтобы участник оставался в коллективе, есть одно средство - уважать его;

Чтобы он покинул коллектив - сотни причин.

Эти рекомендации определяют тип отношений между людьми и будут полезны руководителю любого коллектива.

Существует мнение, что отношения в творческом коллективе не терпят строгой регламентации.

Практика же свидетельствует о том, что если речь идёт о формировании подлинного коллектива, воспитании каждого его члена и предоставлении максимально благоприятных условий для творчества, проявления индивидуального потенциала, то соблюдение этических норм является одним из основных условий выполнения стоящих задач.

К.С. Станиславский писал: «Чтобы урегулировать между собой работу многих творцов и сберечь свободу каждого из них в отдельности, необходимы нравственные начала, создающие уважение к чужому творчеству, поддерживающие товарищеский дух в общей работе, оберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дурные инстинкты каждого из коллективных работников в отдельности.

Эти нравственные начала создаёт артистическая этика, приспособленная к условиям нашего искусства». Причём великий реформатор театра неоднократно подчёркивал, что роль этических начал в области искусства велика, их требования должны граничить, подчас, в силу необходимости, с военной дисциплиной.

Эти положения К.С.Станиславского имеют прямое отношения к театральным коллективам, в которых все основано на выполнение не только профессионально - творческих функций, но и на строгом следовании определённым нравственно - педагогическим идеям и принципам. Руководитель театрального коллектива должен постоянно помнить о повышенной роли, именно этических начал в своей работе, поведении. Специфика театрального творчества, в частности, в том, что она постоянно предполагает в участниках желание показать себя, быть на людях, получить высокую оценку своего труда, своего таланта, выделиться. Всё это может приводить к проявлению индивидуализма, желанию блеснуть перед коллегами, обратить любой ценой на себя внимание. Рождается нездоровое соперничество в коллективе, коллектив лихорадит, его внутренняя энергия направляется не на решение распрей, ссор, нравственных инцидентов.

Чтобы этого не происходило в коллективе, в нём должна быть создана высокая нравственная атмосфера, утверждающая подлинно этические нормы отношений, прежде всего между участниками. «Взаимное уважение, доверие, желание помочь товарищу, умение быть тактичным, бережное отношение друг к другу - всё это входит в понятие своеобразной гигиены творческого труда. Все это составляет этику актёра. Ничего не сделаешь в искусстве, если не подготовить основу нового театра - мораль и этику подлинных художников театра.

«Этика - основа основной работы в театре, краеугольный камень любого театра. Но, к сожалению, она часто уходит из поля зрения режиссёров. Считается, что вопросы морально-этического воспитания актёра можно полностью передоверить общественным организациям, но ведь это - долг режиссёра в первую очередь». (Попов А.)

Одним из важнейших качеств, обеспечивающих решение этой задачи применительно к деятельности любого жанра коллектива, является такт руководителя, как комплекс профессионально необходимых руководителю качеств и черт, обеспечивающих выполнение им своих обязанностей на должном нравственно-этическом уровне.

В основе такта лежит комплекс психолого - физиологических качеств личности. Каждому из этих качеств присущи свои границы и формы проявления.

Функциональная специфика такта: речевая культура, форма общения, поведения. Например, репетиционная работа допускает более свободные нерегламентированные формы обращения, подчёркивания, остановки внимания на допущенных ошибках или невыполненных требованиях. Существует определённый лексический багаж руководителя, характерный для каждого вида организации творческого процесса. Художественно - педагогический такт: направлен на обеспечение участников благоприятными условиями для творчества, для раскрытия их индивидуальности и удовлетворение духовно - эстетических потребностей. Художественно - педагогический такт - это высокоразвитое чувство соответствия нравственных отношений, поступков сложившейся обстановке, интересам участников. Данный тип такта проявляется в обычных отношениях с участниками, т.е. в повседневном общении вне художественной деятельности.

Особо следует сказать об этической способности руководителя утверждать своей деятельностью прогрессивные тенденции в искусстве, бережно относиться к накопленному духовному богатству народа в области фольклора, художественного творчества, развивать эти ценные основополагающие традиции. Для этого ему необходимо обладать особым чутьём художника, иметь глубокие познания в области искусства, т.е., выступать художественным авторитетом. Но для проведения определённой художественной линии, её реализации в деятельности коллектива недостаточно. Убедить участников в правильности своей трактовки произведения, своего видения его образности, содержания можно лишь в том случае, если тактично, ненавязчиво, в определённом смысле, естественно, внушить исполнителям задуманное, сделать его их собственной исходной программой.

Художественный такт подразумевает, с одной стороны, внимательное, грамотное в эстетическом отношении прочтение произведения искусства; с другой стороны, выступает как личностная черта, проявляющаяся в совместной работе над произведением искусства. Её основной стержень составляет умение:

а)        навязывать своё видение произведения;

б)        переориентировать художественные вкусы и устремления исполнителей;

в)        обобщать, анализировать мнения участников;

г)        вырабатывать коллективную позицию (в её основе может лежать позиция самого руководителя).

Художественный такт важен для эстетического воспитания и развития эстетического вкуса у участников. Но, как известно, вкус - дело сугубо индивидуальное. Он не терпит жёсткой регламентации, навязывания чужих позиций и представлений. Руководитель в этой ситуации должен уметь тактично сформировать или переформировать сложившийся вкус, направит его на социально-ценные ориентиры. Нельзя не заметив, что тактичность в этом случае принимает подлинную глубину и основывается на уважении к участнику. Опыт лучших руководителей показывает, что это чувство, подкрепляемое гуманистическими устремлениями, чуткостью, постоянной заботой об участниках, играет огромную роль в установлении подлинно дружеских отношений в коллективе, даёт возможность каждому почувствовать себя личностью. Чувство это должно опираться на уважительное и в то же время требовательное отношение к тому, что делает участник. Суть такой системы воспитания разработанной А.С.Макаренко, сводится к следующему: «... Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В сферу профессиональной этики руководителя театрального коллектива входит и овладение им внешними атрибутами культуры поведения, и умения одеваться со вкусом, держать себя не только на сцене, но и в повседневном быту, на репетиции. Его внешне привлекательные манеры, сдержанная речь могут сыграть огромную роль в формировании культуры поведения и у участников. Промахи, развязанность, пренебрежительный тон отрицательно влияют на коллектив. Профессиональная этика руководителя заключается и в том, чтобы не разделять свою деятельность, своё поведение на служебное и внеслужебное. Он находится, особенно в небольших городах, районных и городских посёлках, сёлах, всегда в центре культурной жизни, является её активным организатором. Поэтому профессиональная этика руководителя театрального коллектива охватывает нравственный аспект деятельности не только на репетиции, концерте, в сфере неформального общения, в повседневном быту, тогда, возможно, и не следят за его движениями, поступками, разговором, мимикой строгие, придирчивые глаза участников и слушателей. Всё это обязывает предъявлять к себе высокие требования.

Руководитель обязан помнить о том, что как работник искусства он отвечает за нравственный облик, эстетическую и поведенческую кулыуру участников театрального коллектива. В этом - смысл профессиональной этики руководителя театрального коллектива.

Для того чтобы стать мастером своего дела, недостаточно обладать профессиональной направленностью и профессиональными способностями, необходимо развитие профессионально важных свойств характера. Для работников культуры такими обязательными свойствами являются внимательность к людям, общительность, доброта, гуманность, тактичность.

Характер взаимосвязан с темпераментом и способностями личности. Именно влияние темперамента можно объяснить то, что трудолюбие холерика энергично, страстно, а флегматика - спокойно, методично. Характер проявляется в воле и в системе отношений человека:

  • к другим людям (общительность или замкнутость, чуткость, внимательность или равнодушие);
  • к делу (ответственность, инициативность, трудолюбие или недобросовестность, пассивность, лень);
  • к самому себе (скромность, самокритичность или самовлюблённость, самоуверенность).

Волевые черты характера определяют силу или слабость характера. Работнику культуры в процессе организаторской, педагогической, художественно - творческой деятельности необходимо уметь выявлять черты характера людей, с которыми он работает (участников коллективов, учеников), и учитывать их в организации общения, межличностных отношений, осуществлении индивидуального подхода.

Для профессионала - мастера необходимы развитые волевые черты характера: целеустремлённость, решительность, настойчивость и др. Творческой личности свойственны готовность рисковать и способность к риску, самостоятельность, вера в свои силы, уверенность в успехе. Творческий человек проявляет терпимость к мнению других, но вместе с тем является нонконформистом, у него развита критичность. Индивидуальными особенностями характера творческой личности являются относящиеся к чувствам оптимизма, жизнерадостность и одновременно агрессивность.

Формирование мастерства требует трудолюбия, самокритичности. Путь формирования профессионально важных черт характера - самовоспитание.

Глава II. Диагностика профессионально значимых качеств педагога-режиссёра.

Тест: Взаимоотношения.

Даётся серия утверждений, характеризующих ваши отношения с людьми, с которыми вы общаетесь. Дайте ответ на каждое утверждение, пользуясь шкалой:

Именно так - 4 балла;

Почти так - 3 балла;

Кажется так - 2 балла;

Вряд ли так - 1 балл.

  1. Мой собеседник смотрит на предмет обсуждения всесторонне и не упорствует. Мой собеседник считает меня достойным уважения.
  2. Когда мы обсуждаем различные точки зрения, мы вникаем в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
  3. Я уверен, что мой собеседник понимает мои намерения, по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
  4. Мой собеседник всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
  5. Мой собеседник чувствует в ходе беседы, когда нужно слушать, а когда говорить.
  6. Я уверен, что при обсуждение конфликтной ситуации я проявляю сдержанность.
  7. Я чувствую, когда мой собеседник может заинтересоваться предметом моего сообщения.
  8. Мне нравится проводить время в беседах с моим собеседником.
  9. Когда мы с собеседником приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас надо делать.
  10. Если обстановка требует, то мой собеседник готов продолжать обсуждение проблемы до выяснения.
  11. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего собеседника.
  12. Я верю обещаниям моего собеседника.
  13. Оба, я и мой собеседник, стараемся угодить друг другу.
  14. Мой собеседник обычно говорит по существу, без лишних слов.
  15. После обсуждения со своим собеседником различных точек зрения я чувствую, что это идёт мне на пользу.
  16. Даже будучи расстроенным, я избегаю слишком резких выражений.
  17. Я стараюсь искренне понять моего собеседника.
  18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего собеседника.
  19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
  20. После стычки с собеседником мы обычно стареемся быть внимательными друт к другу, и забываем обиды.

Посчитайте три суммы баллов по группам:

  1. группа (взаимная поддержка) - 2,5,9,12,14,18,20;
  2. группа (слаженность в общении) - 1,4,6,8,13,15,19;
  3. группа (улаживание конфликта) - 3,7,10,11,16,17,21.

По каждой группе можно максимально получить 28 баллов (7*4 =

28).

21 балл и более, набранный по конкретной группе, принимается за

норму. Если же число баллов по какой-то группе менее 21, это симптом неблагополучия.

Например, если вы набрали 17-19 баллов по первой группе (взаимная поддержка), то вам следует изменить процедуру общения с вашим собеседником.

Если такое же количество баллов набрано во второй группе (слаженность в общении), это симптом того, что само общение проходит в неблагоприятной обстановке (в спешке, при отсутствии насущных проблем для обсуждения и т.д.).

Что касается третьей группы (улаживание конфликта), то такой показатель будет указывать на тот факт, что слабо принимаются усилия для достижения взаимопонимания.

Лидер ли вы?

Чтобы это узнать, попробуйте ответить на вопросы («да» или «не- знаю») не раздумывая.

1 .Ещё в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.

  1. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.
  2. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4.Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.

  1. Согласен с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.
  2. Не все, возможно, догадываются, что брать всё на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие близких мне людей.
  3. По - моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с «железной рукой».
  4. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.
  5. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.
  6. Не умею и не хочу открываться до конца ни пред кем.
  7. Мне приятны мечты о «тихой пристани».
  8. Думая, что подчинённому необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.
  9. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден просить о чём-то.
  10. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждёт от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, всё и так ясно.
  11. Мне кажется, что мой характер отца (матери), который (ая) был (а) опорой в семье.

Подсчитываем баллы: за каждый ответ «да» вы получаете по 10 баллов, за каждое «незнаю» - по 5 баллов.

Отрицательные ответы - 0 баллов.

Итак, подсчитываем сумму.

Результаты.

150-100 баллов: ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что всегда знает, как должно быть. И какому поведению , вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте ваших подчинённых говорит: дай передохнуть!

99-50 баллов: гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет - вот ваши главные достоинства. Если необходимо

  • руководите, если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 баллов: ваши ответы характерны для «психологического ума». Вы способны проглотить любой упрёк, даже если это и необязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в других недостающие вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для вас жизнь.

Тест. Самооценка.

Подумайте над предлагаемыми утверждениями, указав в четырёхбальной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом:

Очень часто - 4 балла;

Часто - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Редко - 1 балл;

Никогда - 0 баллов.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.
  3. Я беспокоюсь о своём будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупо.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень много.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь понапрасну.
  24. Я чувствую себя неловко, когда входу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  26. Я чувствую себя скованно.
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  28. Мне кажется, что со мной должна ссучиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в соей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждёт от меня общественность.

Результаты:

Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что вы в основном уверены в своих действиях;

От 26 до 45 - средний уровень самооценки;

От 46 и выше - низкий уровень самооценки (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение в правильности своих действий).

Анкета.

  1. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
  • слушать музыку;
  • заниматься спортом;
  • ходить в кино;
  • заниматься бизнесом, подрабатывать;
  • заниматься коллекционированием (чего?);
  • ходить на дискотеки;
  • побольше общаться с друзьями, тусоваться;
  • проводить свой досуг с родителями;

-ничем;

  • другой ответ...
  1. Какие секции, кружки тебя больше интересуют?
  • спортивные (какие?);
  • музыкальная школа;
  • кружки технического творчества (какие?);
  • я не знаю, какие и где работают кружки, секции;
  • у меня нет желания ходить туда;
  • таких кружков в нашем городе нет;
  • другой ответ...
  1. Хотел (а) ли ты устроиться на работу в свободное от учёбы время, чтобы зарабатывать деньги?
  • уже работаю (где?);
  • пытался (ась), но не смог (а);
  • хотел (а) бы, но не знаю, как это делать;
  • не хочу.
  1. Какие жизненные цели ты ставишь перед собой?
  • получить престижную работу;
  • побольше заниматься укреплением своего здоровья;
  • побольше развлекаться;
  • много путешествовать;
  • быть хорошим товарищем, другом;
  • иметь любимую работу;
  • что ещё?
  • у меня вообще нет никаких целей.
  1. Где ты ищешь ответы на интересующие тебя вопросы?
  • в литературе, искусстве;
  • в религии;
  • в семье, у родителей, близких родственников;
  • в журналах, газетах, публикациях;
  • в беседах со старшими (учителями, тренерами, знакомыми);
  • в разговорах со сверстниками (друзьями);
  • где ещё?
  • меня ничего не тревожит.
  1. Какие проблемы в настоящее время тревожат тебя больше всего?
  • политическая и экономическая ситуация в стране;
  • взаимоотношения с родителями;
  • отношения с друзьями;
  • отношения с учителями;
  • отсутствие модной одежды, обуви;
  • где и как взять деньги;
  • поступление в вуз, колледж;
  • где ещё?
  1. Какие газеты и журналы ты читаешь?
  2. Что по-настоящему дорого, значимо для тебя, чего ты не отдашь ни за какие коврижки?
  3. Кто        или что по - твоему, может помочь тебе приблизиться в твоей мечте?
  4. За что тебе иногда хочется выпороть взрослых?
  5. Где и как ты проводишь время в компании своих сверстников?
  • дома у кого-то из друзей;
  • на улице;
  • в кафе, баре, дискотеке;
  • в подъезде, подвале, на чердаке;
  • где ещё?
  1. Есть ли у тебя потребность иметь место для встреч, общения со сверстниками, где бы можно было обсуждать насущные проблемы, спорить, вести дискуссии?

Тест на объективность оценивания других людей.

  1. По-вашему те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

а)        вежливы, приятны в общении - 2

б)        строго воспитаны - 4

в)        просто скрывают истинный характер - 1

  1. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не сорится. По- вашему:

а)        они счастливы - 2

б)        равнодушны друг к другу - 1

в)        у них нет доверия друг к другу - 4

  1. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты. Вы решите, что:

а)        он остряк -1

б)        он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из неприятного состояния - 2

в)        хочет произвести на вас приятное впечатление — 4

  1. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что:

а)        волнуется - 4

б)        неискренен - 1

  1. Вы решили получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

а)        пригласить его в какую-нибудь компанию - 1

б)        понаблюдаете его в деле - 2

  1. Кто-то в ресторане даёт больше чаевые. Вы убеждены:

а)        он хочет произвести впечатление - 4

б)        ему нужно расположить официанта - 1

в)        это от щедрости души - 1

  1. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

а)        он скрытничает - 2

б)        он слишком робок - 4

в)        он боится быть непонятым - 1

  1. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

а)        глуповатость -1

б)        упрямство - 2

в)        нельзя сказать о человеке что-либо конкретное - 4

  1. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза:

а)        у него комплекс неполноценности -1

б)        он неискренен - 4

в)        он слишком рассеян-2

  1. Человек с высоким достатком всегда покупает дешёвые вещи. Вы думаете:

а)        он бережлив - 4

б)        он скромен - 2

в)        он скряга - 1

35 баллов и более. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Более того, вы можете сразу же сообщить ему своё мнение, так как уверены, что не ошиблись. Но даже если и так, задумайтесь: следует ли так прямолинейно делиться своим мнением.

От 26 до 34 баллов. Вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих. У вас действительно есть психологическое чутьё, и для вас не составляет проблемы угадать характер человека. Из вас вышел бы отличный психолог. Вы не позволяете себе принимать на веру чужое мнение. Предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. И если вы поймёте, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

От 16 до 25 баллов. Вы, как правило, не бываете, уверены в своём мнении, легко принимаете чужую точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется. Старайтесь больше доверять себе.

15 баллов и меньше. Вы нередко готовы поверить, кому бы то ни было. О людях судите преимущественно по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка далека от истины, вы недоумеваете и теряетесь. Ваше первое впечатление бывает поверхно-

стным и неточным, поэтому вам следует внимательнее присматриваться к людям и не торопиться с оценкой.

Способы самосовершенствования руководителя —

«Тринадцать ступеней наверх».

Упорно трудиться и достигать хороших результатов недостаточно для продвижения по службе. Скрытое честолюбие - хорошее качество, но гораздо важнее добиться, чтобы вас заметили. Для этого вам необходимо создать себе репутацию надёжного и активного работника.

1 .Ставьте перед собой цели и делайте всё, чтобы достичь их. Планируйте свою жизнь. Кем вы будете через год, через пять, а то и через десять лет. На какой должности, с какой зарплатой, какие у вас будут привилегии, кто будет вашим клиентом. Постарайтесь учесть всё. Конечно, цели должны быть реальными, но целиться надо как можно выше. Потом переходите к достижению поставленных целей. Обсудите свою возможную карьеру с шефом, узнайте, какие у него/неё на вас планы, и обговорите наиболее приемлемый для вас обоих.

  1. Будьте        честолюбивы и показывайте это. Пусть нужные люди знают, что вы хотите сделать карьеру. Если есть должность, на которую вы, как вам кажется, можете претендовать, скажите об этом шефу. Не упускайте шанс только из-за того, что ваше начальство не знает о вашем желании подняться. Если вы хотите работать над какой-то определённой темой, не ждите, пока вас пригласят - скажите об этом сами. Вашу активность заметят, и, даже если вы и не получите то, чего хотели, в этот раз, вас вспомнят, когда подойдёт следующая тема или откроется вакансия.
  2. Научитесь        добиваться понимания. Умение общаться - основа для продвижения вверх, но нужно помнить, что это улица с двусторонним движением. Вы знаете, чего от вас ждёт начальство? А начальство знает, чего вы ждёте от него? Первый шаг к успеху - это налаживание взаимопонимания, причём со всеми - коллегами, клиентами, подчинёнными, начальством. Ошибки чаще всего возникают не понимания, а это означает плохой контакт между говорящими. Поэтому вы должны точно знать, чего вы хотите от собеседниками если это нужно, даже изложить это письменно. А если вы что □ то не понимаете, прямо скажите об этом.
  3. Разговаривайте со своим начальником. Заведите разговор о чем-нибудь постороннем. Поговорите о спорте, обсудите хороший фильм, который вы хотите посмотреть, и который может понравиться вашему шефу. Такие беседы упростят ваши отношения с шефом, сделают их более доверительными, а, следовательно, вам будет легче обсуждать с ним и ваши собственные дела.
  4. Говорите так, чтобы вас услышали. Если у вас есть какая-то идея, скажите о ней кому-нибудь. Не исключено, что ваша мысль дополнит чьё-то предложение, или даже будет противоречить ему. Это не беда, не бойтесь высказывать своё мнение о предложениях других, однако помните, что критика должна быть конструктивной.
  5. Гордитесь своей работой. Примите хорошее правило: «Если работу стоит делать, то её стоит делать хорошо». Внимательно относитесь ко всему, что вы делаете. Не сдавайте небрежных отчётов и не опаздывайте на собрания. Ваши бумаги должны быть в полном порядке, чистыми, ясно написанными, а работа сделана полно и аккуратно. Для этого стоит потратить на неё немного больше времени. Люди ценят ваш труд и хорошую работу, поэтому вложите максимум своих возможностей.
  6. Будьте аккуратны. Если у вас беспорядок на столе, это необязательно значит, что вы несобранны, но если у вас беспорядок в блокноте, где вы записываете встречи, или у вас репутация человека, который вечно засовывает куда-то важные документы, это не пойдёт на пользу вашей карьере. Подтянитесь. Приведите в порядок свою документацию, просмотрите базы данных, разберитесь на столе, наконец. Если вы с трудом запоминаете, что вам нужно сделать, составьте список дел и положите его на видном месте.
  7. Больше оптимизма. Хорошо, если вам нравится ваша работа. Исследования показали, что люди, которым нравится работа, скорее добьются успеха, потому что у них положительный настрой. Если вам что-то не нравится, попробуйте это изменить.
  8. Работайте над собой. Если вы ещё не умеете обращаться с компьютером, запишитесь на курсы или попросите какого-нибудь терпеливого коллегу позаниматься с вами. Научитесь работать с программой подготовки текста, а если вы работаете с таблицами, освойте соответствующую программу. Если знание иностранного языка нужно вам в работе, пойдите на вечерние курсы, или купите аудиокурсы, чтобы слушать кассеты по дороге на работу и с работы и т.д.
  9. Следите за своим внешним видом. Хорошо сшитый костюм, несомненно, принесёт вам больше пользы, чем неряшливый внешний вид и небрежная одежда. Понятно, что, если вы имеете дело с клиентами, к вам отнесутся с большим доверием, если ваш внешний вид будет опрятным и аккуратным. Обращайте больше внимания на свою осанку и походку. Эти факторы могут оказаться решающими для клиента, когда он будет принимать решение.
  10. Не забудьте о жестах. Следите за своими руками и ногами. Доказано, что движения имеют не меньшее значение, чем слова. Если вы скрестили руки или ноги во время разговора, ваш собеседник почувствует флюиды отрицания, исходящие от вас, и это вызовет у него раздражение. В тоже время вы сами должны постоянно следить за движениями собеседника, чтобы определить его настроение.
  11. Рсширяйте        сеть знакомств. Очень большое значение имеют ваши связи с людьми, работающими в вашей отрасли, будь то в вашей фирме,

или за его пределами. Это - постоянно источник информации о том, что происходит вокруг, что нового, что устарело, кто есть кто в вашем мире. По этой сети вы узнаете об открывшихся вакансиях, так что не надо недооценивать значение связей.

  1. Набирайте очки после работы. Если вы не боитесь переработать, дополнительные задания могут оказаться полезными. Они обогатят ваш опыт и помогут быстрее продвинуться вверх по службе. Не обязательно, чтобы это была сверхурочная работа, вы можете помочь другу.

Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Основная задача руководителя театрального коллектива, преподавателя - помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

Решить поставленную задачу помогают участникам творческих коллективов их руководители. При этом более высоких результатов добиваются те руководители - педагоги, которые умеют организовать не только рабочий, учебный процессы, но и умеют организовать неформальное общение с участниками.

В сельских Домах культуры в наши дни участниками театральных коллективов являются дети и подростки. У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влиянием. Остро встаёт вопрос организации досуга детей. Необходимо отвлечь их внимание от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время.

Создать что-то новое в воспитательной работе очень сложно. Задача заключается в том, чтобы организовать интерес дела, используя положительный педагогический опыт. Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми и подростками обладает творческая работа руководителя театрального коллектива.

Внедрение новых подходов, новой методики или её составляющих, а так же внесение определённых коррективов в сложившуюся практику - дело не простое. Сложность его связана с необходимостью изменения (большего или меньшего) организационных форм воспитательной работы.

Значительно проще и легче работать по однажды отработанной методике, освоенной канве, используя традиционные методы. Но время не стоит на месте и требуется всё новые формы работы.

Поиски нового должны происходить под знаком ярко выраженного внимания роли воспитательною аспекта во всей его деятельности театрального коллектива. Задача руководителя - придать ей целевую педагогическую, воспитательную направленность. Дело это непростое. Оно связано с сознательной и органической увязкой любых начинаний, любых мероприятий с воспитанием гражданской, нравственной и эстетической культуры личности.

Нужна чётко сформулированная, продуманная и планомерно реализуемая практически система педагогических мер, направленных на осуществление воспитательных задач. Система эта должна предусмотреть:

  • стратегию педагогически целесообразных путей реализации воспита-
  • общую и частную тактики (методики) работы с коллективом и отдельными участниками;
  • конструирование основных и вспомогательных форм, методов, средств воспитательного воздействия с учётом особенностей творческой и организационной структуры театрального коллектива. Без этого нельзя говорить об управлении театральным коллективом, педагогическим процессом, о его совершенствовании, эффективности и актуальности. Разрабатывая план репетиции, образовательной работы, концертного выступления, руководитель должен предусмотреть, заложить в него педагогическую нагрузку. Художественная деятельность становится той питательной средой, которая помогает реализации самых разнообразных воспитательных задач. Но чтобы занятие не превратилось в «натаскивание», «тренинг», оно должно быть содержательным, открывать всё новые и новые грани, не только разучиваемого произведения, но искусства, художественной культуры в целом, богатства духовной жизни общества.

Каждая встреча руководителя с коллективом не должна быть похожа на предыдущую. В театральной деятельности должна быть не только непосредственная работа, должны организовываться различные мероприятия развлекательного характера, где общение не рекомендуется определёнными рамками.

Цель различных методов, применяемых в театральной работе - рациональная организация всей деятельности в интересах воспитания. Для всех видов деятельности проводится тщательный отбор материалов. Важна его актуальность и значимостъ для коллектива.

Готовясь к театральным постановкам, работает не только руководитель, но и весь коллектив работает с дополнительной литературой, самостоятельно познаёт новое, находят необычные приёмы и факты. Педагогическая профессия требует комплекса определённых качеств и свойств. Особое их сочетание необходимо руководителю театрального коллектива, который сочетает в своей работе функции организатора, администратора, педагога, психолога, художественного руководителя и многое другое. Задатки, способности к этим видам деятельности - дар природы. Их развитие и умение полностью зависят от выучки, желания овладеть мастерством, культурой, специальными качествами художника-педагога. Руководитель, профессионально обязан усвоить необходимый объём знаний применительно к сфере своей деятельности и уметь пополнять их в процессе практики. Без этого он не может сочетаться профессионалом, подлинным мастером своего дела. Только такая постановка вопроса отвечает сегодняшнему уровню развития театрального творчества, обеспечивает выполнение им возложенных обществом сложных и ответственных задач по формированию личности.

В моей работе была поставлена цель описать и раскрыть все качества руководителя: профессиональные и личные и эта цель достигнута благодаря исследованиям.


Список литературы.

  1. Каргин А.С. Воспитательная работа в художественном самодеятельном коллективе: Учеб. пособие для студентов культ. - просвет. Фак. вузов культуры и искусств. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Савченко Е.Г., Смирнова М.И., Кузнецова Т.А. Программы кружков внешкольных учреждений (Кружки по художественному воспитанию детей) Сборник. - М.: Учпедгиз, 1960.
  3. Рубина Ю.И. и др. Театральная самодеятельность школьников: Основы пед. руководства. Пособие для учителей и руководителей театр, коллективов - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1983.
  4. Мир школьных праздников: 5-11 классы: Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий/ Сост. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005.
  5. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы). - М.: ВАКО,2005.
  6. Пидкасиистый Педагогика.
  7. Подласный И.П. Педагогика.
  8. Антонова Этика и психология профессиональной деятельности.
  9. Смирнов. Педагогические технологии и системы.

Учимся взаимопониманию.

Форма: Игра - экспромт.

Цель: Создать атмосферу заинтересованности по отношению друг к

другу-

Подготовительная работа: Руководитель делит коллектив на микрогруппы с учётом коммуникабельности, терпимости, подвижности, готовит необходимые канцелярские принадлежности.

Содержание занятия.

I вариант

Коллектив делится на 4 микрогруппы.

Цель занятия: Создать условия для лучшего знакомства друг с другом. Ведущий: Каждый из вас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - театральный коллектив. Сейчас вы будете работать в группах, выполните определённые задания. А затем, проанализировав результаты, мы узнаём, что представляет из себя наш коллектив. Задание. Вам нужно составить коллективный портрет вашей микрогруппы. Для этого вы ответите на вопросы:

  • какой у вас возраст?
  • какой у вас совместный рост, вес?
  • Перечислите цвет глаз каждого члена группы? Цвет волос?
  • на каких музыкальных инструментах вы умеете играть?
  • Какие музыкальные группы любите слушать?
  • На какую тему любите читать художественную литературу?
  • какими видами спорта занимаетесь?
  • сколько братьев и сестёр у каждого из вас?

(На работу даётся 3-5 минут).

Группы по очереди представляют групповые портреты. Это бывает интересно, забавно и увлекательно. Такое задание создаёт в коллективе доверительные, доброжелательные отношения.

При его выполнении дети легко рассказывают о себе и вступают в контакт, даже малоразговорчивые ч малокоммуникативные.

Выявление особенных черт каждой группы:

  • У каждой группы больше дома представителей животного мира?
  • Какие цветы растут у вас в доме?
  • Какие фильмы посмотрели дети каждой группы?

Ведущий: Итак, у нас появились первые рекордсмены. Продолжим опрос членов группы.

  • Назовите самую короткую фамилию в вашей группе?
  • Кто живее на улице с самым длинным названием?
  • Назовите любимый род театральных занятий?
  • У кого день рождения раньше всех в году?
  • В какое время года в вашей группе больше именинников?

-м-

  • Назовите ваш любимый предмет в школе?
  • Назовите любимого преподавателя всей группы?
  • А теперь изобразите на месте ватмана дружеский шарж, на свою группу.

При подведении итогов руководитель сообщает, что не получилось у каждой микрогруппы, называет общие черты, а в завершение прелагает создать портфолио коллектива, в которой складывать самые интересные, смешные фотографии, сочинения стихи, поделки. Открыть портфолио лучше на последнем занятии перед каникулами. Кто-то из коллектива должен быть ответственным за ведение портфолио.

Вариант II.

Самопрезентация может иметь иную форму.

Например, можно начать занятие с упражнения «Оригинальное знакомство». Участники образуют круг, им необходимо по очереди называть своё имя и продемонстрировать любой сопровождающий имя жест. Игра или представление происходит по принципу «снежного кома», т.е. каждый последующий участник перечисляет имена и демонстрирует жесты предыдущих участников игры, т.н., если ребёнок по счёту четвёртый, то повторяет имена и движения 1,2,3 участника, а затем называет своё имя и показывает свой жест.

Далее можно перейти к упражнению « Сходства».

Участники объединяются в небольшие группы, и за 10-15 минут должен узнать друг о друге как можно больше, черты сходства, присущие многим из них, зачитывают. Побеждает команда, которая выявила больше количество сходства.