Общеразвивающая программа дополнительного образования "НАВИГАТОР"
рабочая программа по теме

Общеразвивающая программа "Навигатор" предназначена для детей в возрасте с 11 до 17 лет и рассчитана сроком на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navigator.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа имеет - Туристско-краеведческая направленность.

        Российский скаутинг, основанный в 1909 году Олегом Пантюховым всей своей столетней историей доказал востребованность его во всех слоях общества. Так к 1917 году численность скаутов-разведчиков достигла 50 000 детей из разных сословий.  В советский период некоторые скауты политизировались и первыми создали пионерские отряды имени Спартака, предложив новой власти красные галстуки, форму и скаутский метод. Оставшиеся лесные скауты подверглись жестоким нападкам и репрессиям со стороны комсомола и НКВД. В 1924 году скаутский метод был выхолощен, а коммунистические отряды скаутов переименованы в пионерскую организацию им. В.И. Ленина. Несколько поколений советских людей вышли из счастливого детства борцов за дело коммунистической парии Советского Союза. Но, после распада пионерской организации в детском общественном движении образовался вакуум. Мы стали свидетелями появления многочисленных неформальных группировок, зачастую носящих выраженный антисоциальный характер. Стало ясно, что детские общественные организации с достаточно четко заявленными педагогическими установками необходимы, и нуждаются в них в первую очередь сами дети – не все, но та часть, которая стремится к активной самореализации в жизни общества. Как и прежде, неполитическая Скаутская организация в сложившейся ситуации позволяет решать одну из важнейших проблем, стоящих перед обществом: дать детям возможность для проявления их активности в полезной для общества деятельности.

       Основная цель скаутского движения – духовное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие детей и молодежи как личностей, ответственных граждан своей страны. Отметим, что в Конституции Всемирной организации скаутского движения содержатся следующие определения: «Скаутское движение является добровольным, неполитическим воспитательным движением для молодых людей, открытым для всех, независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанным основателем движения».

 «Скаутское движение основано на следующих принципах: Долг перед Богом (приверженность духовным принципам, верность религии, которая их выражает, принятие вытекающих из этого обязанностей), Долг перед другими (верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира), Долг по отношению к себе (ответственность за собственное развитие)».

«Скаутский метод — это система прогрессивного самообразования через Обещание и Закон; учебу через практику; членство в малых группах, включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству; прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой». (Всемирная организация скаутского движения. М., 1991. С. 9-11).

      С момента зарождения в начале прошлого века, скаутинг избрал для себя главным ориентиром общечеловеческие ценности, такие как: сознательное служение людям, этическое и духовное совершенствование, забота об окружающей среде, уважение каждого человека в отдельности и самоуважение. Эти ценности  продолжают оставаться путеводной звездой и для сегодняшних скаутов.

      Скаутское движение имеет богатую историю, бережно хранит свои атрибуты и символы, соблюдает особые скаутские церемонии, что делает скаутинг привлекательным для миллионов людей и позволяет им ощущать себя участниками Всемирного скаутского движения. Сегодня скаутинг действует в 262 государствах и насчитывает более 28 миллионов членов. Движение развивается и действует повсюду с учётом национальных, местных условий и потребностей.

Для примера, на одни только скаутские слеты-джамбори в палаточных городах ежегодно собираются до 40000 детей со всех стран мира. В условиях нашего общества, развитие детских общественных организаций является значимым ресурсом воспитания и образования. Опираясь на поддержку общественности, организация скаутов выполняет социальный заказ в этой сфере в условиях современного общества.

     Зародившись в начале прошлого века, система базировалась на философии и достижениях педагогики тех лет. С течением времени она развивалась, и в настоящее время национальная скаутская методика основана на всемирном историческом опыте, достижениях советской и российской педагогики предлагает обществу решение многих проблем. Основополагающие принципы остались неизменными, меняется их понимание, интегрируемое в центральном органе Скаутского движения - Всемирном Скаутском Бюро.

      В основе деятельности скаутской организации лежит скаутский метод. Под термином «скаутский метод» подразумевается педагогическая технология, то есть отработанная система приемов, позволяющих достичь цели. Мировая статистика показывает, что через скаутскую организацию проходит всего около 5% молодежи всех стран, но из них выходит более 80% руководителей крупных фирм, политических партий, лидеров государств, то есть людей,  принимающих решения. Закономерность этих показателей вполне объяснима. Скаутинг настраивает участников на активную жизненную позицию, стремление достичь успеха в избранном виде деятельности, воспитывает самодисциплину, требовательность к себе, учит лидерству.

    Данная программа реализуется путем гармоничного сочетания скаутского метода и различных видов и методов туристско-краеведческой и социально-педагогической работы. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, позволяющих свободно ориентироваться в окружающем пространстве, в частности, жить  в природных условиях не нанося им вреда, нацелена на активный здоровый образ жизни и всестороннее развитие личности подростка на основе широкого овладения теоретическими туристскими знаниями и практическими пешими и водными походными навыками. Программа дает позитивный импульс к познанию мира, изучению языков, стимулирует расширение информационного и виртуального пространства. Предполагает удовлетворение потребностей детей в увеличении круга общения и знакомств, в индивидуальной и командной активности и сплоченности, стремлении путешествовать, узнавать что-либо новое и интересное, в самоуважении и самореализации.

     Новизна программы заключается в реальной интеграции с Уставами российских скаутских организаций и Всемирной скаутской программой «Посланники мира», в высокой технологичности процесса обучения, использовании современных образовательных технологий, базирующихся на основных принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности) в сочетании с эффективным скаутским методом. В программу включены элементы самоорганизации и освоения множества специальностей через обучение в малых группах преимущественно на природе с ранжированием достижений, следуя скаутскому обещанию о самосовершенствовании, используя единую форму одежды и знаки отличия за достижения в развитии. Программа предусматривает применение метода игровых технологий,  метода контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов), в том числе с применением компьютерных программ.

    Актуальность заключается в огромной воспитательной ценности скаутского метода, доказанной столетним опытом детского и юношеского «разведчества», с мотивированным стремлением детей к общечеловеческим ценностям через игру, отказом от асоциального поведения, укреплением их психологического и физического здоровья, развитием коммуникативных и лидерских качеств.

   Педагогическая целесообразность заключается в комплексном воспитании детей с применением скаутского метода, в основе которого лежит игра во всех ее формах и служение, т.е. добровольное следование правилам, с использованием активных методов обучения и развития детей (мастер-классы, тренинги,  викторины, семинары, тренировки, соревнования, экскурсии, походы, лагеря, слёты и т.д.). В данной программе воспитание рассматривается как процесс педагогической поддержки самоопределения и саморазвития подрастающего человека. При реализации программы используются такие педагогические технологии, как самопознание и самореализация, творческое самовыражение, достижение успеха, тренинг личностного роста, саморегуляции, индивидуального развития, развития творческих способностей учащихся.

Отличительной особенностью программы является именно ее комплексность, универсальность, дифференцированность и практическая польза от получаемых навыков в повседневной жизни каждого ребенка. Для повышения самоотдачи участников,  программа может трансформироваться и совершенствоваться.  

    Освоение спортивной составляющей программы дает широкий спектр знаний и навыков в области туризма, возможность совершать пешеходные, лыжные и водные путешествия, подниматься по скалам, участвовать в соревнованиях по технике туризма и ориентированию, рафтингу, гребно-парусному спорту. Гидрографическая система Северо-западного региона представляет исключительные возможности для совершения водных походов. Этот край имеет богатейшую историю. На его территории наши предки неоднократно отражали натиск иноземных завоевателей. Здесь проходил великий торговый путь «из варяг в греки», сражались войска Ивана Грозного и Петра I за выход России к берегам Балтийского моря. Исторические и географические особенности Ленинградской области и Карелии в полной мере способствуют реализации летней части программы в лесу и на воде.

Основная концепция программы заключается в использовании скаутинга для развития индивидуальных психологических и духовных качеств детей, таких как: творчество, благородство, рыцарство, стойкость, самостоятельность, ответственность, лидерство, в процессе коллективной деятельности, где ценна каждая отдельная личность ребенка, где создается атмосфера успешности для каждого учащегося. В программу включаются: участие в лагерях и сборах (слётах) на осенних, зимних, весенних и особенно летних каникулах, однодневные и многодневные походы, экскурсии в краеведческие музеи, храмы, по мере возможности: в университеты, министерства и ведомства, фирмы и компании, производственные предприятия, судоверфи, на корабли и суда и т.д., где темы программы осваиваются на практике.

   Данная программа подразумевает общекультурный уровень освоения.

   Первый год обучения по программе является годом знакомства со скаутским движением. Вследствие этого, программа обучения включает в себя широкий спектр разнообразных тем, позволяющих ребенку увидеть панораму всех видов деятельности в скаутинге и туризма как его части. Это начальный уровень, на котором воспитанники овладевают общими туристскими умениями и навыками, формируется общее представление  о скаутинге и его значении для общества.

Последующие года обучения предоставляют возможность всем воспитанникам проявить себя в скаутской деятельности.

Второй год – это базовый уровень, на котором происходит расширение и освоение основных знаний и умений воспитанников в скаутской подготовке.

Третий год – углублённый, практикоориентированный, где воспитанники уверенно овладевают навыками, применяемыми в различных видах скаутинга и основами допрофессиональной подготовки. Обучения позволяет подняться на новую ступень в скаутской деятельности, на которой школьники готовятся стать организаторами скаутского движения. Освоение ими основ скаутской деятельности становится более профессиональным, а реализуемые проекты приобретают всё большую социальную значимость.

Цель программы 

Способствование гармоничному развитию личности ребенка для достижения им полного интеллектуального, физического, общественного, духовного, эмоционального и творческого потенциала как индивидуума и ответственного гражданина;

Задачи программы:

           Обучающие:

- освоение учащимися основ туризма и спорта: обеспечение безопасности проведения походов, владение снаряжением, организация походов, основы техники пешеходного и водного ориентирования, способы оказания первой медицинской помощи, основы гигиены и экологии;

- научить практическому применению знаний и умений при подготовке и проведении водного и пешего турпохода (разведение костра, строительство убежища, выполнение обязанностей по специальностям участников похода);

- научить организации игр на свежем воздухе;

- познакомить детей с многообразием историко-культурных и духовных центров родного края, его географическим положением и экологическими особенностями;

- сформировать у учащихся представление о взаимосвязи и взаимозависимости явлений в природе, обществе и культуре;

- познакомить детей с историей и традициями  Отечественного и Всемирного скаутинга, законами, принципами и заповедями Всемирной Организации Скаутского Движения;

-  освоение детьми инструментов обработки и передачи информации;

- обучение оформления презентаций и отчетов о походах и важных мероприятиях;

-  познакомить детей с историей родного края;

-  обучить детей правильному использованию компьютера.

- обучить подростков формировать безопасный круг  общения со сверстниками через занятие  общим делом;

Развивающие:

- развитие навыков использование Интернета по тематическому назначению;

- освоения навыков для успешного развития в коллективе;

-  развитие умения  «выживать» в природе каждого участника;

- развитие потребности в интересном, творчески активном, физически здоровом, интеллектуально насыщенном и общественно-полезном досуге, в неформальной обстановке;

-  развитие умений и навыков самообслуживания;

- развитие способностей к самостоятельному поиску информации и принятию решений;

- развитие умения учащихся  устанавливать причинно-следственные связи между приобретёнными знаниями и умением реализовать их на практике.

- развитие мотивации познания природы родного края через краеведческие выезды и экскурсии;

Воспитательные:

- формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме: любознательность, инициативность, самостоятельность, реактивность;

-   совершенствование коммуникативных способностей;

-   воспитание корректного использования Интернета;

-   воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

- воспитание лидерских качеств, способности принимать оптимальные решения и брать ответственность на себя;

- воспитание у подрастающего поколения экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению;

- воспитание чувства прекрасного путем творческого созерцания объектов окружающего пространства и отображение образов через слово, изображение, звуки;

-  воспитание чувства взаимовыручки и взаимопомощи;

- воспитание справедливого и уважительного отношения к равным правам всех членов Организации без различия по полу, расе и вероисповеданию; учитывая индивидуальные особенности каждого и общие интересы Организации;

- воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание толерантного отношения к другим культурам и народам.

Условия реализации программы:

      Принимаются все желающие без дополнительных условий.

      Программа рассчитана на 2 года для учащихся в возрасте 11-17 лет.

      Базовая нагрузка на учебные группы 1 года обучения составляет 6 учебных часов в неделю  216 часов за год;  2 года обучения - 6 учебных часов в неделю 216 часов за год.  Данная нагрузка обосновывается необходимостью ведения интенсивной деятельности на природе: походы, выездные сборы, экспедиции и пр.

      Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских и скаутских мероприятий, лагерей, фестивалей, экскурсий, а также на местности (стадионе, в парке, в лесу, на акватории водоема) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних и летних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных походах, учебно-тренировочных туристских и скаутских лагерях, на соревнованиях и других спортивных                                                                                                  мероприятиях.

      Облегченная нагрузка учебного материала возможна в силу специфики контингента обучаемых, сталкивающихся с трудностями в усвоении материала.  При этом педагог уменьшает время обучения по каждому разделу, исходя из условий реализации образовательной программы.

       Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса и делает возможным сочетание методов коллективной организаторской деятельности и коррекционного тематического планирования.

      В соответствии со скаутским методом (технологией), программа деятельности отряда подразумевает отведение большей части учебных часов на практическое обучение.

   Формы занятий

   Занятия проходят в форме, соответствующей задачам и темам программы:

    встречи, сборы, слеты, джамбори (национальные и всемирные слеты); лекции;  работа с литературой, картами, природными материалами;  демонстрация фото-, видеоматериала;  практические занятия;  экскурсии; общая и специальная физическая подготовка; мини-соревнования по ТПТ; развивающие игры по топографии и ориентированию; игры подвижные, интеллектуальные, психологические и пр.; индивидуальные и групповые консультации; обсуждение и анализ похода, соревнования; туристско-краеведческие мероприятия; тестирование; разработка и участие в социальных скаутских проектах; занятия в социальных сетях и поисковая работа в интернете; подготовка отчетов об участии в мероприятиях; развивающие тренинги.

  1.      Работа с родителями включает в себя информирование об особенностях деятельности объединения, индивидуальное консультирование родителей, совместные мероприятия  с родителями.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№№

Тема.  Раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Братство навигаторов. Скаутская организация. История и традиции.

2

2

4

1.1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

2

1.2

История скаутинга.

1

1

2

2

Ориентирование. 

6

24

30

2.1

План, карта. Понятие о масштабе.

2

8

10

2.2

Компас. Понятие об азимуте.

2

8

10

2.3

Ориентирование по вспомогательным признакам.

2

8

10

3

Туристская подготовка.

10

30

40

3.1

Организация туризма в России.

2

2

4

3.2

Личное и групповое снаряжение в походе и лагере.

2

8

10

3.3

Туристский бивак. Требования к экологической безопасности.  

6

20

26

4

Узлы.

2

8

10

5

Основные навыки техники пионеринга

2

6

8

6

 Зимний лагерь.

4

12

16

6.1

 Организация зимнего лагеря. Лагерь-фестиваль.

2

6

8

6.2

Особенности лыжных походов.

2

6

8

7

 Выживание и здоровье навигаторов.

4

12

16

7.1

Навыки, дающие здоровье и основы здорового образа жизни.

2

6

8

7.2

Школа безопасности.

2

6

8

8

Физическая подготовка и спорт

8

18

26

8.1

Развитие сердечно-сосудистой выносливости.

2

4

6

8.2

Развитие силы и ловкости.

2

6

8

8.3

Основы рукопашного боя по системе Кадочникова.

2

4

6

8.4

Рыцарский турнир

2

4

6

9

Оказание первой медицинской помощи

6

12

14

9.1

Роль и значение первой медицинской помощи.

2

2

4

9.2

Возможные ситуации, требующие оказания первой медицинской помощи.

2

2

4

9.3

Травмы. Первая помощь при получении травм.

2

4

6

10

 Школа выживания.

2

8

10

10.1

 Выживание в городе

1

4

5

10.2

Выживание в городе

1

4

5

11

Общая физическая подготовка

6

18

26

11.1

Общая физическая подготовка.

1

4

5

11.2

Стрельба лежа.

1

6

7

11.3

Особенности водного туризма. Меры безопасности в водном походе.

2

6

8

12

Родиноведение. Родной край.

2

2

4

12.1

Основные события и даты в истории нашей родины – России.

2

2

4

12.2

Санкт-Петербург и Северо-Западный регион  - наш родной край.

2

2

4

13

Итоговое занятие.

1

1

2

ИТОГО:

55

161

216

Содержание программы:

1-й год обучения:

Тема 1.Скаутская организация. История и традиции. Братство навигаторов.

1.1 Вводное занятие. Инструктаж.

 Теория: Знакомство с группой. Перспективные планы для     обучающихся  по данной программе. Инструктаж по охране труда, правилам поведения в помещении и на улице.  

Практика: Презентация для детей и родителей.

1.2. История скаутинга.

Теория: Основоположники скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл, Э.Сетон-Томпсон. История российского скаутинга. О.И. Пантюхов, И. Жуков. Возрождение скаутского движения в России. Организационное строение   РАН/С.  Фундаментальные принципы скаутского движения,  его цели. Значение скаутинга для общества.

 Практика: Знакомство с историей и традициями  Отечественного  и  Всемирного скаутинга, законами, принципами и заповедями Всемирной Организации Скаутского Движения. Изучение правил  поведения в коллективе.

Тема 2. Ориентирование. 

2.1   План, карта. Понятие о масштабе.

Теория: Понятия: план, карта. Условные знаки, цвета карты. Понятие о   масштабе. Топографические карты. Условные знаки карт. Стороны света: север, юг, запад, восток. Определение координаты точек на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты.  

Практика: Работа с картами  различного  масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на  карте. Тренировочные упражнения на определение расстояний, по карте и на  местности. Изучение условных знаков на местности.

          2.2 Компас. Понятие об азимуте.

Теория: Типы компасов. Действия с компасом:  определение  сторон        горизонта, ориентирование карты. Азимут. Определение азимута.  Азимут истинный и магнитный.  Практика: Ориентирование на местности с компасом и картой.  Определение сторон света  на местности. Движение по азимуту.

2.3     Ориентирование по вспомогательным признакам.

 Теория: Понятие: вспомогательные признаки. Вспомогательные  направления по сторонам горизонта. Визуальная топографическая съемка. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Ориентиры линейные,  точечные,  звуковые.  Солнце, луна и звезды как ориентиры.

Практика:  Ориентирование по вспомогательным признакам на местности.

 Изучение топознаков по группам. Изучение различных форм рельефа.  Упражнения на движение по устному описанию ориентиров. Упражнения по определению сторон горизонта по местным  предметам, по солнцу, Луне, Полярной звезде. Обсуждение необходимых действий в случае необходимости восстановления местонахождения. Зачет.

Тема 3. Туристская подготовка.

      3.1 Организация туризма в России.

Теория: Организация туризма в России. Волевые качества и их значение

в походах и тренировках. Дисциплина как основа безопасности. Меры безопасности и правила поведения в туристических походах. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Разрядные нормативы по спортивному туризму,  спортивному ориентированию, туристскому многоборью. Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поисково-спасательном отряде.

Практика: Изучение и обсуждение законов, правил, норм и традиций туризма. Показ значков "Юный турист  России",  "Турист России", нашивок за спортивные достижения. Туристские должности в группе. Выполнение  части обязанностей по должностям под руководством руководителя секции в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

        3.2 Личное и групповое снаряжение в походе и лагере.

Теория: Личное снаряжение для летнего и зимнего похода. Типы рюкзаков,

спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке. Требования к

снаряжению туриста и уход за ним. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение. Походная посуда. Инструменты. Аптечка. Хозяйственный набор. Особенности снаряжения для зимнего похода. Страховочное снаряжение.

Практика: Укладка рюкзаков,  подгонка  снаряжения, уход за снаряжением.  Подготовка  личного  и  общественного  снаряжения. Проведение учебного        похода.

       3.3 Туристский бивак. Требования к экологической безопасности.

Теория:  Основные требования к месту привала и бивака. Выбор места для       палаток,  костра,  определение мест для забора воды и умывания,  туалетов, мусорной  ямы. Правила  поведения в палатке. Экологический этикет. Типы      костров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров.       Правила разведения костра.  

Практика: Организация работы по развертыванию лагеря. Установка        палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и         проникновения насекомых. Заготовка дров. Разжигание костра. Организация        работы по свертыванию  лагеря. Уборка места лагеря перед уходом группы.

      3.4 Питание в походе и лагере. Приготовление пищи на костре.

Теория: Значение правильного питания в походе. Варианты организации          питания. Кухонное оборудование для летних и зимних условий. Правила        хранения и переноса колющих и режущих предметов. Способы  приготовления горячих блюд. Меры безопасности при обращении с кипятком. Типы костров. Меры противопожарной безопасности. Средства пожаротушения. Действия во время пожара.

 Практика: Поход. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в  рюкзаках. Разведение костров. Приготовление пищи на костре. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты  ответственных  по участкам работы. Подготовка и составление отчета о походе.

Тема 4. Узлы.

Теория:  Узлы. Виды узлов. Назначение узлов. Назначение узлов в практике туризма Узлы: коровий, схватывающий, выбленочный, удавка, штыки. Узлы: полуузел, узел проводника, восьмерка, восьмерка-проводник, или фламандская петля. Узлы: встречный, встречная восьмерка, констриктор. Узлы, применяемые при наведении переправ.

Практика:  Практическое применение узлов.

         

Тема 5. Основные навыки техники пионеринга.

Теория: Основные навыки техники пионеринга. Вязание флагштока. Ворота. Забор лагеря и башня.

Практика: Применение полученных знаний на практике. Поход лесного жителя.

Тема 6. Зимний лагерь.

     6.1 Организация зимнего лагеря. Лагерь-фестиваль.

 Теория: Организация зимнего лагеря. Лагерь-фестиваль.

 Практика: Проведение лагеря.

 

      6.2 Особенности лыжных походов.

Теория: Особенности лыжных походов. Меры безопасности в лыжном           походе. Специальное снаряжение для лыжных походов. 

Практика: Организация лыжного похода. Техника движения на лыжах. Зачет.  

Тема 7. Выживание и здоровье навигаторов.

           7.1 Навыки, дающие здоровье и основы здорового образа жизни.

Теория: Навыки, дающие здоровье.  Закаливание.  Систематические занятия  

физическими упражнениями,  как  важное условие укрепления здоровья,            развития  физических  способностей и достижения высоких спортивных         результатов.  Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Сила и выносливость. Общая        характеристика тренировок, походов и путешествий. Факторы выживания в условиях автономного существования. Роль эмоционально-волевой устойчивости человека в условиях автономного существования. 

Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Проработка комплекса физических упражнений на укрепление  мышц рук, ног, спины.

         7.2  Школа безопасности.  Понятие о гигиене.

Теория: Школа безопасности. Правила гигиены. Личная  гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение  водных  процедур. Опасности заражения и меры их предупреждения. Наркотики, меры безопасности. СПИД, меры безопасности. Микробы, меры борьбы с микробами. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.  Ответственность каждого участника перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Опасности в туризме субъективные и объективные.

Практика: Обсуждение полученных знаний. Поход «безопасности».    

Тема 8. Физическая подготовка и спорт.

       8.1 Развитие сердечно-сосудистой выносливости.

Теория: Сердечно-сосудистая система. Дыхание и газообмен. Влияние  различных физических упражнений на укрепление здоровья,  работоспособности. совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

Практика: Упражнения на укрепление и развитие  сердечно-сосудистой     системы.

 

          8.2 Развитие силы и ловкости.

Теория: Значение физической подготовки для развития силы и ловкости.  Практика: Упражнения на развитие силы и ловкости.

           8.3 Основы рукопашного боя по системе Кадочникова.   

Теория: Рукопашный бой. Виды рукопашного боя. Отличие системы             Кадочникова.           

 Практика: Учебный бой по системе Кадочникова.

            8.4 Рыцарский турнир. 

  Теория: Краткая история турниров. Правила проведения турнира.

  Практика: Учебный рыцарский турнир.

Тема 9. Оказание первой медицинской помощи

      9.1 Роль и значение первой медицинской помощи.

Теория: Роль и значение первой медицинской помощи. Вызов служб экстренной помощи. Домашняя и походная аптечки первой помощи.

Практика: Формирование походной медицинской аптечки.  

         9.2 Возможные ситуации, требующие оказания первой медицинской помощи.

 Теория: Возможные ситуации, требующие оказания первой медицинской               помощи. Сердечный приступ. Порядок проведения искусственной              вентиляции легких и непрямом массаже сердца. Травматический шок и                его профилактика. Тепловой удар. Обморок.

 Практика: Проработка учебных ситуаций. Зачет.

       9.3  Травмы. Первая помощь при получении травм. 

Теория: Раны. Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях.             Переломы, вывихи. Правила наложения шин. Первая медицинская помощь             при отморожении и ожогах. Укусы змей и насекомых. Помощь при            несчастном случае на воде. Непрямой массаж сердца. Искусственное            дыхание. Медицинская помощь при отравлениях. Поражения  электрическим током и  молнией. Меры предосторожности. Само- и взаимопомощь при ранениях и ушибах, ожогах и тепловых ударах, пищевых отравлениях, укусах змей и насекомых.

 Практика: Отработка способов оказания первой медицинской помощи: при кровотечениях, при переломах и вывихах, при отморожении и  ожогах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Транспортировка раненых. Поход первой помощи. Зачет.

Тема 10. Школа выживания.

        10.1 Выживание в городе.

Теория: Выживание в городе. Экстремальные ситуации.  Возможные          экстремальные ситуации. Безопасное поведение во время пожара в доме,           квартире. Средства  пожаротушения: подручные и технические.  Типы            огнетушителей правила  их использования.

Практика: Упражнения по использованию различных типов            огнетушителей в быту. Участие в соревнованиях «Пожарный дозор».

         10.2  Выживание в лесу.

Теория: Выживание в лесу.  Способы обеззараживания  питьевой  воды.  Пожары природные и  антропогенные. Безопасное поведение при нахождении вблизи очага пожара в  лесу. Средства пожаротушения:  подручные и технические. Безопасность в  походе. Питание в условиях автономного существования. Способы добычи огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Водопотребление и  водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний. Лекарственные растения и правила их использования. Питание в условиях автономного   существования. Способы добычи огня и приготовление пищи без кухонной   посуды. Водопотребление и водообеспечение.

 Практика: Упражнения по использованию подручных и технических            средств различных типов для тушения пожара в лесу. Участие в   соревнованиях «Маршрут выживания». 

Тема 11. Общая физическая подготовка

          11.1. Общая физическая подготовка. 

Теория: Общая физическая подготовка и основы здорового образа жизни.           Спортивные и подвижные игры.

Практика: Отработка упражнений на развитие выносливости, ловкости,          реакции силы,  быстроты. Полоса препятствий. Зачеты.

          11.2 Стрельба лежа.

 Теория:  Виды оружия. Пневматическое оружие. Техника безопасности при             обращении с огнестрельным оружием. Назначение, технические             характеристики, устройство и принцип работы пневматического оружия,             Практика: Изготовка для стрельбы лежа. Стрельба в учебные мишени.           Зачеты.

           11.3 Особенности водного туризма. Меры безопасности в водном походе.

Теория:  Специальное личное снаряжение туриста для водного похода.           Устройство байдарки. Оборудование байдарки для похода. Лоция реки.            Способы преодоления локальных препятствий на реках в водных походах.           Правила поведения в случае аварии судна в водном походе.

Практика: Водный поход. Техника гребли на байдарке и катамаране. Зачет.

Тема 12. Родиноведение. Родной край.

          12.1 Основные события и даты в истории нашей родины – России

Теория: Государственные символы России. История. Традиции.  Великие имена в истории России.

Практика: День общественной уборки.

          12.2 Санкт-Петербург и Северо-Западный регион  - наш родной край. Теория: Климат. Водная акватория. Полезные ископаемые. Административное  деление. Транспортные магистрали.  Промышленность.  Экономика и культура, перспектива    развития. Памятники истории и  культуры.  Знаменитые земляки. Наиболее   интересные места для проведения походов  и  экскурсий.             Практика: Изучение краеведческой литературы, поиск нужной               информации в интернете. Знакомство с картой своего края.  "Путешествия"              по карте. Посещение музеев и экскурсионных объектов.

Тема13. Заключительное занятие.

Теория: Подведение итогов. Рекомендации воспитанникам.

Практика: Награждения.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема.  Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

1

Вводное занятие. Инструктаж

1

1

2

2.

Устройство гражданского общества

1

1

2

3.

Ориентирование

12

42

54

3.1

Ориентирование на местности по карте и компасу.

4

14

18

3.2

Преодоления препятствий.

4

14

18

3.3

 Особенности группового зимнего похода.

4

14

18

4.

Социально-значимая деятельность

6

12

18

4.1

Социально-значимая деятельность.

3

7

10

4.2

Информационные технологии

3

5

8

5.

Конкурентоспособность

4

8

12

6.

Коммуникации

4

8

12

7.

 Моя история

2

2

4

8.

Физическая подготовка и спорт

8

60

68

9.

Голубая планета

2

2

4

10.

Церемониальная часть

1

1

2

11.

Скаутские специальности

10

26

36

12.

Заключительное занятие.

1

1

2

ИТОГО:

52

164

216

Содержание программы:

2-й год обучения:

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: Планы на год. Инструктаж по охране труда, по правилам безопасности поведения в помещении, на улице, на природе; по технике безопасности при обращении с кипятком, огнем.

Практика: Тестирование на знания.

Тема 2.Устройство гражданского общества

Теория: Устройство гражданского общества. Государственная символика             России. Структура власти в России. Права человека и права ребенка.

Практика: Тестирование на знание устройства гражданского общества.

Тема 3.Ориентирование

3.1 Ориентирование на местности по карте и компасу.

Теория: Ориентирование на местности по карте и компасу.               Ориентирование по объектам природы. Способы ориентирования в  лесной зоне, горах и на воде. Необходимость дисциплины во избежание паники. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Основы техники пешеходного и водного  ориентирования.  

Практика: Тренировочные упражнения на  микроглазомер на картах                разного масштаба. Оценка пройденных расстояний по затраченному                 времени. Имитация ситуации  потери  ориентировки, построение              алгоритма действий восстановления местонахождения. Участие в             соревнованиях по спортивному ориентированию.

3.2 Преодоления препятствий.

Теория: Техника преодоления препятствия по бревну. Техника                преодоления препятствия по навесной переправе. Основная цель                   тренировочных походов –  приспособление  организма к походным                 условиям. Привыкание к нагрузке  (выносливость): постепенность,                систематичность,   использование    разнообразных средств для этого.

Практика: Упражнение  на  развитие  выносливости. Упражнения  на развитие быстроты. Упражнения  для  развития  силы. Упражнения  для развития гибкости, на растягивание и  расслабление мышц.  Поход.   Организация переправы по бревну с самостраховкой.  Использование узлов и   техника их вязания. Использование переправы    по веревке с перилами, навесной переправы.

         3.3 Особенности группового зимнего похода.

Теория: Постановка бивуака в зимних условиях Заготовка растопки. Разведение костра в зимних условиях. Правила поведения. Выбор времени для прохождения снежного участка и выбор безопасного пути передвижения. Страховка при организации переправ и движении по снежникам.

Практика: Многодневный поход. Техника движения на лыжах по сложному  рельефу.

Тема 4. Социально-значимая деятельность

4.1 Социально-значимая деятельность.

Теория: Планирование деятельности скаутского объединения.

Практика: Игровая деятельность.  Лидерский тренинг. Скаутские соревнования.   Коллективная творческая деятельность

4.2 Информационные технологии

Теория:  Выбор проекта. Природоохранная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры.

Практика: Разработка проекта.  Финансирование проекта. Защита проектов. Практика социально-значимой деятельности. День общественной уборки. Уборка окружающей территории мест стоянок в путешествии.

Тема 5. Конкурентоспособность

Теория: Наука управления. Семь законов менеджмента. Развитие эмоционального интеллекта. Управление конфликтами. Самореализация.

Практика: Тестирование. Соревнования, тренинги, специальности направленные на осознание своих возможностей.

Тема 6. Коммуникации

Теория: Правила общения. Общение в группе. Умение преподнести себя.     Умение считывать информацию. Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для безопасности похода. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная дисциплина – важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство. Психология малых групп. Отношения, складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.

 Практика: Поход. Психологические тренинги. Разбор действий каждого участника и группы в целом. Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе.

Тема 7. Моя история

Теория: Я и история. Моя семья, мой род. Моя школа, мой отряд. Мой           народ. Умение рассказывать о себе, о своем деле, о своем народе.

 Практика: Исторический поход.

Тема 8. Физическая подготовка и спорт.

Теория: Требования к физической подготовке, ее место  и  значение  в повышении функциональных возможностей организма. Специальная физическая подготовка - развитие  и совершенствование физических, моральных и волевых качеств. Развитие сердечно-сосудистой выносливости.  Развитие силы и ловкости.

 Практика: Упражнения для рук  и  плечевого  пояса. Упражнения для мышц           шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением.            Упражнения со скалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные               игры и эстафеты. Рукопашный бой по системе Кадочникова. Рыцарский           турнир.

Тема 9. Голубая планета

Теория: Строение планеты. Состав атмосферы. Состав воды. Охрана природы. Экологические проблемы и способы их преодоления. Техногенные экологические катастрофы. Здоровое жилье. Биология и ареалы распространения различных животных и растений родного края. Создание и описание экологических троп и экологических маршрутов.

Практика: Экологический поход. Выявление различных экологических                 нарушений и участие в их ликвидации.

 

Тема 10. Церемониальная часть

Теория: Церемония приема в навигаторы.

Практика: Смотр строя и песни.

Тема 11. Скаутские специальности

Теория: Знакомство со скаутскими специальностями. Изучение скаутской специальности по выбору. Встреча со специалистом. Способы и методы организации спасательных работ в водном походе.

Практика: Экскурсия. Тренинг профессиональных навыков. Тематический лагерь по специальности. Зачет по специальности.

Тема 12. Заключительное занятие

Теория:  Подведение итогов. Рекомендации для воспитанников.

Практика: Награждения.

Методическое обеспечение программы:

         При реализации данной программы возможны следующие формы занятий:

Традиционное занятие – (теоретический материал, практические упражнения);

Соревнование  –  («Маршрут выживания», «Техника пешеходного туризма» и т.д.);

Экскурсия – (посещение музеев города военно-патриотической направленности);

Поход – (летняя оздоровительная кампания – туристические лагеря, степенные, и категорийные походы);

Конкурс – («Я – патриот», «Овеянные славой герб наш и флаг», «По родной стране» и т.д);

      Методы, в основе которых лежит способ  организации занятия:

Словесный  (устное изложение, беседа и т.д.);

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ  практических приемов (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Практический  (вязание различных узлов, укладка костра, приготовление пищи на костре, изготовление туристических приспособлений).

Для проведения теоретических занятий необходимо помещение, оборудованное наглядными пособиями:

- топографические и спортивные карты местности,

- литература для краеведческой работы,

- наглядные пособия (плакаты, видеофильмы) для изучения видов туризма, специального снаряжения и оборудования.

Изучение личного туристского снаряжения (одежда, обувь, лыжный и другой инвентарь, страховочное оборудование) проводится, как правило, на практических занятиях с показом настоящего снаряжения.

Здесь же проводится подготовка к походу или тренировочному выезду: изучаются отчеты о проведенных походах, литература о районе путешествия, осуществляется просмотр фильмов о районе путешествия.

        Наиболее эффективны занятия с просмотром фильмов, снятых в предыдущие годы более старшими воспитанниками.

        Занятия в спортивном зале проводятся для укрепления здоровья занимающихся, развития силы, выносливости. В зале изучаются способы преодоления препятствий.

Подготовка подразделяется на общефизическую и специальную.

Для общефизической подготовки достаточно стандартного спортивного зала школы.

Специальная физическая подготовка требует дополнительного снаряжения (веревки, карабины, страховочные системы и т.д.), а также некоторого переоборудования спортивного зала. Необходимы места крепления веревок, скальных стенок и др.

Начальная стадия изучения технических приемов преодоления препятствий требует довольно продолжительных временных затрат на практическое освоение этих приемов. В спортивном зале это изучение проходит наиболее эффективно, особенно если учитывать нестабильную погоду северо-запада РФ и то, что занятия проводятся в основном в осенне-зимний период.

Практические занятия на местности включают:

         туристские походы,

        тренировочные выезды,

        участие в соревнованиях.

Методика проведения учебных туристских походов основана на четырех основных составляющих:

     физическая подготовка (умение ходить с рюкзаком, преодоление препятствий, лыжная подготовка и т.д.),

     туристские навыки (умение поставить лагерь, разжечь костер, укрыться от непогоды, приготовить пищу в походных условиях и т.д.),

      психологическая подготовка (умение взаимодействовать с коллективом при    

      совместном выполнении различных работ: приготовлении дров, постановке палаток, оказании помощи товарищу и др.),

    основы краеведческих знаний (сведения о природных явлениях, флоре, фауне, истории края и др.)

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

После  обучения  учащиеся должны:

Знать: 

- знать организацию лагеря;

- знать структуру скаутской организации;

- знать символику и основные традиции и заповеди скаутов;

- 12 скаутских законов;

- знать приемы маскировки;

     - знать функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода;

     - знать правила психологии общения в походе;

     - знать символику и основные традиции и заповеди скаутов;

     - самостоятельно подготовить и в качестве инструктора провести  

        многодневный поход, составить отчет о походе;

     - оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваний;

Уметь: 

- уметь делать сообщения о событиях во Всемирной скаутской       организации, в России, в своем регионе.

- рассказать о ежегодных международных событиях у скаутов;

-  ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- разжигать костер в сложных условиях;

- ставить палатки, строить убежище из жердей и веревок;

- оказывать первую помощь пострадавшему;

- уметь передать впечатления от похода, рассказать о маршруте, его цели,

      значимых исторических событиях, связанных с местностью;

- участвовать в оформлении отчета о походе;

- применять полученные навыки на практике;

     - уметь применять туристско-бытовые умения и навыки;

     - ориентироваться на местности при помощи небесных светил;

     - планировать деятельность скаутского объединения;

     - уметь выполнять функции нескольких участников похода (не менее трех)

     - выполнять все операции походного быта;

     - обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;

     - уметь организовать экскурсию или поход выходного дня;

     - уметь организовать игровой досуг для своей группы;

     - вязать 25 туристских узлов;

      - уметь применять приемы маскировки;

      Приобрести навыки: 

-  приобрести первичные туристско-бытовые умения и навыки;

- выполнения общих обязанностей участников похода;

- участия в исторической реконструкции русских сражений;

- участия в скаутском фестивале, джамбори или лагере;

- повышения уровня коммуникативной культуры;

      - участия в организации лагеря;

      - оформления отчета о походе;

      - повышения уровня коммуникативной культуры;

      - участия в исторической реконструкции русских сражений;

      -  свободного  прохода всех  этапов квалификационных соревнований по

            технике    туризма и ориентированию;

      -  организации похода;

      - самостоятельного выступления на районных и городских соревнованиях

            по туризму и спортивному ориентированию;

      - участия в многодневном туристском походе или многодневных сборах.

Формы подведения итогов

Успешность освоения программы отслеживается:

-  в однодневных и многодневных пешеходных, лыжных и водных походах  различных видов сложности

- во время участие в календарном плане районных мероприятий

- по результатам учебных соревнований по технике туризма, технике спасательных работ, по укладке рюкзака и вязке узлов, по ориентированию

- по результатам  соревнований разного уровня, выполнения спортивных нормативов;

-  на основе анализа отчетов о пройденных походах, экскурсиях

-  на основе анализа личных карточек

  Способы  результатов усвоения программы:

  • Зачёты по скаутским программам (специальностям);
  • Учет практической деятельности;
  • Защита ступенек личного роста (скаутских разрядов);
  • Учет прохождения через тренинги;
  • Тестирование;
  • Фиксация результатов участия в различных соревнованиях и конкурсах, близких к учебно-воспитательной программе;
  • Отметка о готовности и участии в социально-значимой деятельности;
  • Ведение личной карточки участника программы;
  • Самостоятельный личный сбор и учет значков и знаков за достижения.
  • Зачеты по медицине, по топографии, технике движения на лыжах, сборке байдарки и технике гребли.
  • Выполнение требований и сдача нормативов на значок «Юный турист».
  • Самостоятельное выступление команды на соревнованиях по ТПТ или спортивному ориентированию.

        Наглядным результатом обучения является прохождение скаутов по ступенькам роста (система рангов от третьего к первому), что позволяет сравнить результативность обучения начинающих и  опытных скаутов с их предыдущим опытом.

    Повышение  физических показателей  в отличие от исходных.

     Воспитанникам, участвовавшим в туристских походах или занявшим призовые места на соревнованиях, в соответствии с руководящими документами туристско-спортивного союза России присваиваются спортивные разряды по спортивным походам или туристскому многоборью соответственно.

      Требования к результатам воспитанников объединения не являются обязательными, но служат ориентиром и стимулом для личных достижений в скаутинге.

Формы поощрения скаутов: 

  1. значки, грамоты и медали за спортивные достижения;
  2. объявление дополнительного «удовольствия»;
  3. отметки в личной карточке скаута;
  4. вручение скаутского галстука организации;
  5. нашивка младшего скаута организации (после испытаний);

   нашивка скаута Всемирной скаутской организации (после испытаний, торжественного обещания и посвящения скаута);

   нашивки за освоение спортивных специальностей.

  1. нашивки за прохождение ступеней роста скаута;
  2. нашивки за участие в скаутских программах и слетах (джамбори);
  3. нашивки за освоение скаутских специальностей;
  4. значки и награды за участие в исторических реконструкциях;

    награды за личные достижения, духовные поступки

    получение звания, в соответствии со ступенями роста достижений;

Тренировочные выезды включают в себя прохождение дистанций по ориентированию, технических дистанций с преодолением препятствий (переправы, подъемы, спуски, преодоление заболоченных участков) и оказанием доврачебной медицинской помощи.

Участие в соревнованиях – важный момент обучения.         Воспитанники имеют возможность сравнить свою подготовленность  с подготовкой других команд. Тренер видит результат самостоятельной работы своих воспитанников, слабые стороны в системе обучения, планирует дальнейшую работу по устранению недостатков и совершенствованию подготовки.

Диагностика достижения воспитательных результатов.

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • умение воспитанников делать жизненный выбор;
  • достижения в различных сферах человеческого бытия;
  • самостоятельные действия учащихся, результаты их самообразования и творческого самовыражения;
  • большое количество мероприятий и проектов, проведенных по инициативе учащихся и самими учащимися.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

  • наличие яркой индивидуальности, самобытности в размышлениях учащихся о жизни и о себе, в их творческих работах;
  • система специальностей, рангов и званий - набор личных достижений воспитанника, его роста как лидера и ответственного человека;
  • результаты тестов на определение ценностных ориентаций учащихся, отношений к себе, людям, миру.

Требования к общей физической подготовке, как основе для развития и совершенствования физических, моральных и волевых качеств:

Регулярные индивидуальные занятия воспитанников. Упражнения для шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Подвижные игры на свежем воздухе. Упражнения для тренировки равновесия. Упражнения с сопротивлением. Упражнения  со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание: постепенное освоение разных способов. Упражнение на равновесие (на гимнастическом бревне, скамейке). Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев. Элементы скалолазания. Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах. Изучение техники поворотов на месте и в движении. Прохождение на лыжах дистанции 3, 5 км на время. Катание с гор. Спуски и подъемы на склонах различной крутизны. Повороты и торможение во время спусков. Ложные падения.

         Требования  к специальной физической подготовке, как основе для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов в туристских походах:

Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, почвенного покрова и растительности. Движение по маркированной трассе. Движение по сильно пересеченной местности и склонам различной крутизны. Прохождение различных элементов полосы препятствий. Наведение переправ. Организация бивака в экстремальных ситуациях. Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдение самостраховки. Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.

Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различным почвенно-растительным покровом. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д. Прохождение различных элементов полосы препятствий, работа со специальным снаряжением (веревки, карабины, жумары и др.) Прохождение отдельных элементов дистанции на скорость, на слаженность командных действий. Скальная подготовка, свободное лазание. Спуски и подъемы с применением специального снаряжения, страховка и самостраховка. Лыжная подготовка, движение по пересеченной местности. Спуски на лыжах в различных стойках. Подъемы по склонам разной крутизны. Торможения, повороты. Прохождение дистанций слалома. Тропление лыжни, движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах и без них. Различные способы страховки и самозадержания. Водная подготовка, способы гребли на туристской байдарке. Прохождение порожистых участков рек, гребля на пологой и крутой волне. Прохождение различных дистанций гребного слалома. Игры с  различными элементами туристской техники. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы.

Словарь терминов.

  •  «Скаутская деятельность» - коллективная деятельность скаутского объединения, включающая в себя такие формы деятельности, как планирование деятельности скаутского объединения, походы выходного дня, скаутский лагерь, социально-значимые проекты, игровую деятельность, лидерский тренинг, скаутские соревнования, коллективные творческие дела, знакомство с информационными технологиями, освоение  навыков организатора, развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств, самореализация в процессе скаутской деятельности.

  • «Скаутские специальности». Скаутское объединение осваивает одну или несколько скаутских специальностей в течение учебного года  по своему выбору. В воспитательной системе «Скауты-разведчики» разработано более 40 скаутских специальностей, зафиксированных в методическом сборнике «Специальности для скаутов» и последующих методических разработках. В соответствии со скаутской методикой, изучение специальностей завершается сдачей зачета специалистам-профессионалам и получением скаутом нашивки за освоение специальности или прохождение квалификационного испытания.

  • «Инструкторская деятельность». Позволяет скаутам подготовиться к переходу на позицию будущих лидеров организации, организаторов скаутских микрогрупп (патрулей). Воспитанники проходят обучение руководству скаутским микроколлективом и получают практику самостоятельной работы с малой группой, состоящей из младших школьников.

  • «Сообщество» Коллектив, в котором свобода каждого не мешает свободе окружающих.

Совершенствующие задачи:

  1. Достижение: приумножить возможности по достижению собственных целей;
  2. Мотивация: научить, как знать чего хотеть, пробудить в себе и в другом скауте желание действовать;
  3. Общение: усовершенствовать навыки общения с друзьями и товарищами, подопечными и руководителями;
  4. Доверие: научить, как и кому доверить выполнение важного поручения;
  5. Свобода: научить, как найти дополнительное время, свободное для жизни;
  6. Убеждение: улучшение способности объяснять и убеждать;
  7. Решительность: передать навык принимать решения в сложных ситуациях;
  8. Лидерство: передать способность вдохновлять и вести за собой других.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ:

«Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом

и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков (навигаторов/скаутов)!»

ЗАКОНЫ РАЗВЕДЧИКОВ:

1.Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.

2.Разведчик честен и правдив.

3.Разведчик помогает ближним.

4.Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.

5.Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.

6.Разведчик вежлив и услужлив.

7.Разведчик друг животных и всей природы.

8.Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.

9.Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.

10.Разведчик трудолюбив и настойчив.

11.Разведчик весел и никогда не падает духом.

12.Разведчик скромен.

Освоение скаутских специальностей может проходить в ходе занятий скаутингом и за пределами программы, т.е. осуществляется в нескольких формах.

Самостоятельная подготовка. Это основной способ освоения специальностей. Главный плюс в свободе выбора источников информации и времени на подготовку.

Взаимообучение. Обучение в ходе общения с друзьями.

Обучение в составе экипажа. Проводится старшим навигатором/скаутом, скаут-инструктором. Обычное занятие, на котором можно узнать все тонкости осваиваемой специальности от человека, получившего недавно необходимые знания и опыт.

Индивидуальное консультирование. Плюс в свободе выбора консультанта и времени общения.

Обучение с помощью специалиста. Максимально качественная информация.

Виды дистанций туристского многоборья.

  • по видам туризма – пешеходный, лыжный, горный, водный, школа безопасности;
  • по дистанциям –  контрольно-туристский маршрут (кросс-поход), туристская полоса препятствий, спасательные работы, ориентирование;
  • по видам препятствий – горные склоны, скалы, ледовые и снежные участки, болота, таежные участки, виды переправ через водные преграды, элементы ориентирования в разных дистанциях;

Виды соревнований

 «Туристская полоса препятствий».

        «Контрольный туристский маршрут».

        «Поисково-спасательные работы».

Техника и тактика прохождения дистанций туристского многоборья.

Прохождение маршрута в ночное время.

Требования к месту бивака:

- жизнеобеспечение: наличие питьевой воды, дров;

- безопасность: удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и др.;

- комфортность: продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.

        Техническое  оснащение занятий:

Для успешного выполнения поставленных задач необходимо иметь основное туристское снаряжение – общественное и личное.

1. палатки «Орион – 4» - 4 шт.,

2. зимняя палатка (шатер) – 1 шт.;

3. байдарки «Вуокса-3» - 3 шт., «Свирь-2» - 2 шт.,

4. коврики-пенки -15 шт.,

5. тент костровой - 2 шт.,

6. костровые принадлежности (тросик, котлы - 5, 6, 7 л) – 1 комплект;

7.  пила цепная – 1 шт.;

8. печь туристская – 1 шт.

8. топор 1 шт.,

9. ножовка 1 шт.,

10. веревка № 10 -  100 м,

11. веревка № 6 -  50 м,

12. веревки для вязания узлов – 15 шт. по 0,5 м.,

13. системы страховочные - 15 шт.;

14. компасы – 15 шт.;

17. компасы жидкостные - 2 шт.

18. карабины – 30 шт.;

16. спасательные жилеты – 15 шт.

      рюкзаки – 15 шт.

19. спальные мешки – 15 шт.

20. тент от дождя – 1 шт.;        

21. пенки-сидушки – 15 шт.

22. Канцелярские принадлежности:

ручки шариковые 15 шт.,

карандаши 15 шт.,

фломастеры 5 уп.,

ватман 5 листов,

бумага А 4 2 пач.,

краски 2 уп.,

кисти 5 шт.

23. Походная аптечка (бинты, бактерицидный пластырь, лейкопластырь в рулоне, жгут, медицинская косынка, йод, зеленка, перекись водорода, нашатырь, активированный уголь, анальгин, супрастин,  витамины, колдрекс) - 2 шт.

Дидактический материал.

Таблицы: 

Топографические и спортивные карты:

Фото- и видеоматериалы 

Список использованной литературы:

Нормативная литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.

3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».

4. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

5. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утверждённая указом президента РФ от 01.06.2012 №761.

6. Конвенции о правах ребенка.

7.  «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»

8. «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмо Министерства образования РФ № 15-Т от 30.08.96г.

Литература для педагога:

1 .  Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., Физкультура и спорт, 1983.

3. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.

4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994. . Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

5. Баленко С.В. Учебник выживания. М., ЭКСМО «Яуза», 2005 .

6. Волович В.Г. Академия выживания. М., «Толк», «Технополюс», 1996.

7.  Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., «Знание», 1990.

 8. Волович В.Г. Человек в экстремальных ситуациях природной среды. – М. «Мысль» 1993.

9.  Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало», 1995.

10. Дрогов И.А. Программа «Юные туристы-спасатели». – М., ЦДЮТК, 200 г.

11. Коннова Л.А. Азбука спасения. – Спб, 1996.

12. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М., ЦДЮТиК, 2002.

13. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1997.    11 14. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М., ЦДЮТиК, 2003.

15. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. 8. Кузьмин Е.М. Туристу-лыжнику. - Петрозаводск, «Карелия», 1988.

16. Кузьмин Е.М. Туристу-лыжнику. - Петрозаводск, «Карелия», 1988.

17. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. М., ЦРИБ «Турист», 1983.

18. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. – М., ЦДЮТиК, 2000.

19. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1998.

20. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М., «Владос», 2000.  

21. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М., «Владос», 2000.

22. Методические рекомендации по обеспечению безопасности в лыжных походах. – М., ЦРИБ «Турист», 1980.

23. Методические рекомендации по начальной военной подготовке: для средних специальных учебных заведений. Сборник №5: Строевая подготовка. – М., 1971.

24. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. - М., «Образование», 1992.

25. Наставление по стрелковому делу: основы стрельбы из стрелкового оружия. – Издание третье, исправленное и дополненное. – М.: Военное издательство, 1984.

22.  Нуримаа В. Спортивное ориентирование. – М., ФСОРФ, 1997.

23.Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.Н.Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

24.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Учебник для общеобразователь-ных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

25. Организация и проведение спасательных работ силами туристской группы.  – М., ЦРИБ «Турист», 1981.

26. Основы медицинских знаний. – Учебное пособие для 10-11 кл.

27.  Рыжавский Г.Я. Биваки. – М., ЦДЮТ., 1995.

27.  Сергеев В.Н. Гигиена и самоконтроль туриста. – М., ЦРИБ «Турист», 1980.

28. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М., ФиС, 1998.

29. Уховский Ф.С. Урок ориентирования. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

30. Физическая подготовка туристов. – М., ЦРИБ «Турист», 1995.

31. Цвилюк Г. Школа безопасности, или Как вести себя в чрезвычайных ситуациях. – М., Образование, 1997.

32. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

33. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: методические рекомендации. - М., ЦРИБ «Турист», 1993.

34. Школа альпинизма. - М., ФиС, 1989.

35. Шорин Ю.П. Советы «Робинзонам». – Кишинев, «Тимпул», 1985.

36. Штюрмер Ю.А. Общественно-полезная работа самодеятельных туристов. - М., ЦРИБ «Турист», 1990.

37. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М., ЦРИБ «Турист», 1992.

38. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., ФиС, 1983.

39. Элбакян Н.Р. Организация поисково-спасательных работ в горах. Методические рекомендации.  М., ЦРИБ «Турист», 1983.

40. Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи. – Мартин Освета. 1976.

  1. Литература для учащихся:

1. Алексеев А.А. Горнообразование и горный рельеф. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.

2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании.- М.: Физкультура и спорт, 1983.

3. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография.- М.: Профиздат, 1985.

4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

5. Баленко С.В. Учебник выживания. М.: ЭКСМО «Яуза», 2005 .

6. Борман А. Грани риска. – М.: ФиС, 1978.

7. Волович В.Г. Академия выживания. М.: «Толк», «Технополюс», 1996.

8. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., «Знание», 1990.

9. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало», 1995.

10. Дрогов И.А. Программа «»Юные туристы-спасатели». – М., ЦДЮТК, 2001 г.

11. Коннова Л.А. Азбука спасения. – Спб, 1996.

12. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М., ЦДЮТиК, 2003.

13. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ЦДЮТиК, 2002.

14. Куликов В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2002.

15. Константинов Ю.С. Программа «Туристы Проводники» - М.: ЦДЮТиК, 2000.

16. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 1997.

17. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

18. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

19. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. – М.: ЦДЮТиК, 2000.

20. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

21. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М.: «Владос», 2000.

22. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. - М.: «Владос», 2000.

23. Методические рекомендации по обеспечению безопасности в лыжных походах. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

24. Нуримаа В. Спортивное ориентирование. – М.: ФСОРФ, 1997.

25. Организация и проведение спасательных работ силами туристской группы.  – М.: ЦРИБ «Турист», 1981.

26. Основы медицинских знаний. – Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Образование, 1997.

27. Отуотер М. Охотники за лавинами. – М.: «Мир», 1980.

28. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.: ЦДЮТ., 1995.

29. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д., Турчина Н.Ю., Шевченко В.А. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

30. Сергеев В.Н. Гигиена и самоконтроль туриста. – М., ЦРИБ «Турист», 1980.

31. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС, 1998.

32. Стуков Г.А. Применение авиации при проведении поисково-спасательных работ. М.: ЦРИБ «Турист», 1988.

33. Уховский Ф.С. Урокт ориентирования. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Физическая подготовка туристов. - М.6 ЦРИБ «Турист», 1995.

34. Цвилюк Г. Школа безопасности, или Как вести себя в чрезвычайных ситуациях. – М.: Образование, 1997.

35. Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

36. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

37. Шибаев А.В. В горах. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

38. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: методические рекомендации. - М.6 ЦРИБ «Турист», 1993.

39. Школа альпинизма. - М.: ФиС, 1989.

40. Штюрмер Ю.А. Общественно-полезная работа самодеятельных туристов. - М.: ЦРИБ «Турист», 1990.

41. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

42. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.: ФиС, 1983.

43. Элбакян Н.Р. Организация поисково-спасательных работ в горах. Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

44. Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи. – Мартин Освета. 1976.

Компьютерные тесты  «Противопожарная безопасность» на CD диске

Тематические сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлен...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...