Здоровьесбережение на уроках математики
материал на тему

Протченко Анна Семеновна

Некоторые вопросы по здоровьесбережению в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках математики.

«Если вы хотите научиться плавать,

то смело входите в воду,

 а если хотите научиться решать задачи

- решайте их.»

Д.Пойа. Математическое открытие.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой». С первых шагов, главным даром  природы было, есть и будет здоровье. Ведь, встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.  Поэтому проблема здоровья лицеистов в нашем учреждении тоже актуальна. Учителя, входящие в состав НМО физмат блока, отчетливо понимают, что именно на изучение наших дисциплин выделено большее количество часов, именно на наших уроках и дополнительных занятиях учащиеся проводят большую часть учебного времени (углубленное изучение математики, расширенное – информатики, профильное – физики). Поэтому именно мы в большей степени ответственны за здоровье лицеистов и благоприятный психологический климат в классе, на уроке, в лицее.

Профилактику утомления глаз, перегрузку суставов кистей, скелетно-мышечных нарушений можно осуществлять с помощью проведения физкультминуток,  минут релаксации, эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата в классе.  Но специфика моего предмета не позволяет напрямую осуществлять пропаганду ЗОЖ, поэтому тема проекта: ЗОЖ языком математики.

Цель проекта: пропаганда ЗОЖ среди лицеистов

Задачи проекта:

  • Систематизация  подобранного материала по направлениям ЗОЖ;
  • Создание подборки физминуток, упражнений для профилактики утомления глаз, для профилактики нарушений осанки.
  • Применение накопленного материала на уроках.

Этапы реализации:

  1. Мотивационный: необходимость сохранения здоровья детей в образовательном процессе, в том числе и на математике.
  2. Проектно – деятельностный:  набор материала, подбор задач, физкультминуток, отрывков из мультфильмов, систематизация материала, классификация по разделам.
  3. Практический:  применение на уроках

Дети приучены внимательно читать условие задач, а следовательно происходит запоминание, акцент на ценности здорового образа жизни. Обращаю внимание на развитие нашей памяти, разных её видов, а именно: зрительной, слуховой. (Акцентирую на сведения, полученные на уроках анатомии) Прошу учащихся старших классов освежить знания по теме «Память».

Формированию правильной осанки учащихся на каждом уроке уделяется внимание не только на физминутках, но и в течение всего урока. Упражнения учащиеся предлагают сами. Презентации находят в интернете, демонстрируют их одноклассникам, что позволяет разнообразить такие драгоценные минуты урока.

Эти физминутки можно и нужно направить  на создание и поддержку благоприятного климата в классе. В 11 классе можно продемонстрировать их работы в младших классах, показать их фото. Дети с удовольствием смотрели кадры и далее продолжали с новыми силами решать математические задачи. Это очень сближает  учащихся класса.

Хорошая психологическая обстановка в классе способствует лучшему усвоению материала.  Продумывая информационно-содержательную части задач можно сформулировать задачи, которые носят универсальный характер, т.к. способствуют формированию УУД:

  • умение анализировать материал;
  • умение выделять необходимую информацию;
  • коммуникативные умения;
  • умение оценивать содержание;
  • умение оценивать правильность выбора;   умение владеть основами самооценки, самоконтроля, осуществления осознанного выбора;

Ожидаемые результаты:  от применения этих упражнений:

 Формирование у лицеистов бережного отношения к своему здоровью;

Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни;

Повышение интереса к решению текстовых задач;

Проблемы:

1.недостаток времени;

2.несовпадение желаемого эффекта с реальностью жизни.

Новизна: что нового представлено в моем проекте:

Проект направлен на формирование предметных и метапредметных связей, личностное развитие  лицеистов, универсален в использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...

Презентация "Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения"

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умств...

Проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики.

В данной статье раскрывается проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики....

Программа здоровьесбережения на уроках математики

План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда  - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

Методические рекомендации по здоровьесбережению на уроках математики.

Рекомендации по здоровьесбережению ребёнка на уроках математики и во внеурочное время. Задачи на соблюдение гигиены школьника....