урок по обществознанию
материал на тему

правовое государство: основные признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu.docx63.07 КБ
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 класс

ТЕМА:   ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: основные признаки

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.

ПРИНЦИПЫ УРОКА: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к обществоведческим дисциплинам, правовой культуре; расширение общего кругозора 9-классников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

  • Обучающая: познакомить с содержанием статей Конституции РФ; узнать, что такое правовое государство и его признаки.
  • Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в малой группе.
  • Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к правовой культуре общества,  атмосферы свободного выбора и доверительности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Конституция РФ, учебное пособие «Введение в обществознание», компьютер, мульти-проектор, слайд-фильм (эл. конспект урока), плакат со словами эпиграфа:

«Законодательство стремится поставить

свободу личности в те границы, в которых

она, подчиняясь общим законам, совместима

со свободой каждой другой личности»

И. Кант

понятия: 

Общество

Сферы деятельности общества

Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство  конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  1. Приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
  5. Организация внимания.

«Отечество - наш дом.

Россия без нас проживет, а мы без нее нет.

Судьба России – это наша судьба, со всеми трудностями, неудачами, успехами…»

  1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  1. Вступительная беседа с классом.
  2. Постановка задачи урока.

Сегодня на уроке Вы узнаете о том, что такое правовое государство, каковы его признаки, вы также сможете понять, как строится правовое государство в соответствии с Конституцией РФ, а по окончании урока Вы сможете охарактеризовать правовое государство и его особенности в нашей стране.

  1. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи  Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека.

Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.

-Как вы понимаете слова «гражданское правосознание»? Что значит правосознание?

Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

-Что значит быть ответственным?

Каковы же основные признаки правового государства?

1.        Важным признаком для правового государства является верховенство права.

Оно выражается в России главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам (основной Закон государства).

Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции.

В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

Задание классу - прочитать статью 15 Конституции РФ (она состоит из 4 пунктов) и подумать над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Это пункты 2 и 4.)

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина.

Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

2.         Немаловажным признаком правового государства является открытость основного Закона каждому члену государства, при соблюдении принципа   гласности права. 

В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

3.        Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов.

Признак правового государства справедливость закона. При этом высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. 

-С какими правами вы знакомы?

В правовом государстве эти права и свободы, основаны  на естественном праве и закреплены в Конституции, гарантируются государством.

Далее (исходя из возможностей урока, класса) делается краткий обзор содержания гл. 2.  Следует заранее  продумать, что именно выделить в статьях, закрепляющих права человека и гражданина. Нужно  отметить, что каждое из рассмотренных прав — это «кусочек» нашей свободы и, чем шире круг прав, тем шире наша свобода. Важно подчеркнуть мысль: что этот круг не может быть беспредельным, что и закреплено в статье 55 (п. 2).   Обратить внимание, что в нашей Конституции прямо указано на три обязанности граждан: платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество (статьи 57, 58, 59).

Как видим, Конституция РФ  пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству.

За личностью признаются неотъемлемые права;

неприкосновенность человека обеспечивается законом.

4.        Правовое государство, в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей.

Он  включает три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. 

Каждая из них имеет строго очерченные полномочия.

Схема № 1

Государственная власть РФ

Однако они  уравновешивают и сдерживают друг друга.

Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

При наличии времени можно более подробно ознакомиться с устройством государственной власти: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п, 1), 111 (п. 1).

  1. Т.О. важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. 

Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путем волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации.

Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

 То есть гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, духовных и т.д.; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти.

Важным условием существования гражданского общества является свобода (мысли, слова, деятельности).

-Что значит быть для вас свободным?

Свободу можно определить как всегда открытую перед человеком возможность активной деятельности для реализации заложенных в нем природных способностей.

  1. Следующим важным признаком правового государства является принцип  независимости суда.

Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ; о нем говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

  1. Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения.

Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.

Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан.

Жители страны должны знать о ее законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

  1. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Является ли правовым государство, в котором существует верховенство права, если законы в этом государстве ущемляют права граждан?

Как граждане могут способствовать развитию правового государства?

Вывод:

Схема № 2

Правовое государство – главное условие функционирования

 гражданского общества.

Гражданское общество _                    и                        Правовое государство

Обеспечивает

Права человека                           и                       Права гражданина

Защищает

через верховенство ЗАКОНА

Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они И.Канту, известному философу.

«Законодательство стремится поставить

свободу личности в те границы, в которых

она, подчиняясь общим законам, совместима

со свободой каждой другой личности»

-Что вам открылось в этих словах?

 Вывод. Вот для того, чтобы такое действие оказывала на нас Конституции, мы и учились на этом уроке быть Гражданами своей страны. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в политическую лабораторию государства. Но когда-нибудь двери в рабочий кабинет политики широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся проникать в тайну каждого слова Конституции, научимся сопереживать друг другу, понимать друг друга.

А. Б. Венгеров современный российский юрист

Верховенство закона — несущая конструкция правового государства.

Правовое государство — это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение — эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя.

Верховенство закона — ...несущая конструкция правового государства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща административно-бюрократическому государству.

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации (по возможности рассмотреть материал с использованием текста Конституции РФ)

В самой первой статье Конституции указывается, что Россия - это правовое государство, т.е. государство, в жизни которого соблюдается верховенство конституционности и законности во всех сферах общественной жизни (ст. 4, часть 2; ст. 15, часть 1).

В таком государстве признаются и гарантируются Конституцией и законами основные, неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы (ст. 2,17,18), сами же граждане несут перед  государством определенные в Конституции обязанности (ст. 57; 58; 59).

Граждане государства равны перед законом (ст. 19; 46 часть 1), в государстве уважаются права меньшинств (ст. 5, часть 3; 26), допускается идеологическое, политическое многообразие (ст. 13).

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ (ст. 3), который осуществляет ее как непосредственно (референдум, выборы), так и через органы государственной власти и местное самоуправление (ст. 3, часть 2).

Органы государственной власти, должностные лица в отправлении своих функций действуют в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами (ст. 3, часть 4; 15, часть 2; 18). Необходимость в открытости деятельности органов государственной власти приводит к возрастанию роли прессы и электронных средств массовой информации в правовом государстве.

Состав органов власти периодически сменяется (ст. 81, часть 1; 96, часть 1; 116), за исключением судебной власти (ст. 120, часть 1; 121; 122). В правовом государстве реализуется принцип разделения властей (ст. 10), разграничение предметов ведения и полномочий между центральными органами власти и местными органами (ст. 5, части 2,3,4; 11;12).

Таким образом, в Основном законе нашей страны содержится целый ряд положений, определяющих характер Российской Федерации как правового государства.

Означает ли это, что Россия - правовое государство?

Принятие Конституции и ряда шагов по созданию такого государства не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Иными словами, наш парламент - Федеральное Собрание - должен еще принять и проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными.

Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до рабочего, артиста, ученого... Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Вопросы по теме урока:

Что такое государство?

Что значит правовое государство?

Каковы признаки правового государства?

Что дает разделение властей, почему этот принцип считается выдающимся достижением человечества в организации государственной власти?

Ответы учащиеся дают с опорой на текст пособия (текста учебника).

Какие государства в мире, по вашему мнению, являются правовыми?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Какие государства в мире не являются правовыми?                                                                                                                                                                                                      

Является ли Россия правовым государством?

Что нужно для развития правового государства в России?

V.        ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.

Чьё выступление на уроке вам показалось особенно интересным?

Эти ученики получают оценку «отлично». Им предлагается к следующему уроку повторить параграфы 37, 38 и подготовиться к выступлению в классе.

А кто ни разу не ответил сегодня?

Вам задание: напишите эссе по теме «Роль граждан в государстве.

Спасибо за урок. Всего вам хорошего.

Задания на развитие самостоятельного мышления

1. Прочитайте следующие высказывания. Сравните их. Согласны ли Вы с авторами? Каким Вам представляется отношение к праву у русского народа, у граждан РФ?

И.А. Ильин (1882-1954), русский философ, написавший: «Человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (эаконопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства...» (1950);

Н.А. Бердяев, русский философ: «Демократия неблагоприятна появлению сильных, ярких, творческих личностей, она создает нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить ее себе...» (1918);

Б.А. Кистяковский (1868-1920), русский социолог, правовед: «...Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.»(1916).

Напишите эссе «Роль граждан в государстве», ответив на вопросы:

Должны ли граждане ждать, что государство защитит их права, или должны бороться за них? Как это можно сделать?

Литература, которую Вы могли бы прочитать для расширения своих знаний:

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1997.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1939 г.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право народов, а также принципы публичного права. - М., 1957 г.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996. Конституционное право. Под ред. А.Е.Козлова. - М., 1997.

Локк Дж. Сочинения. Т.З. - М., 1988 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Маликова Л.И. Право и подросток. - М., 1996.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1996 г. Русская философия права. - Спб., 1997 г.

Судебники XV - XVIII веков. - М., 1952 г.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.1997 г.



Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 класс

ТЕМА:   ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: основные признаки

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.

ПРИНЦИПЫ УРОКА: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к обществоведческим дисциплинам, правовой культуре; расширение общего кругозора 9-классников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

  • Обучающая: познакомить с содержанием статей Конституции РФ; узнать, что такое правовое государство и его признаки.
  • Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в малой группе.
  • Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к правовой культуре общества,  атмосферы свободного выбора и доверительности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Конституция РФ, учебное пособие «Введение в обществознание», компьютер, мульти-проектор, слайд-фильм (эл. конспект урока), плакат со словами эпиграфа:

«Законодательство стремится поставить

свободу личности в те границы, в которых

она, подчиняясь общим законам, совместима

со свободой каждой другой личности»

И. Кант

понятия: 

Общество

Сферы деятельности общества

Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство  конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  1. Приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
  5. Организация внимания.

«Отечество - наш дом.

Россия без нас проживет, а мы без нее нет.

Судьба России – это наша судьба, со всеми трудностями, неудачами, успехами…»

  1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  1. Вступительная беседа с классом.
  2. Постановка задачи урока.

Сегодня на уроке Вы узнаете о том, что такое правовое государство, каковы его признаки, вы также сможете понять, как строится правовое государство в соответствии с Конституцией РФ, а по окончании урока Вы сможете охарактеризовать правовое государство и его особенности в нашей стране.

  1. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи  Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека.

Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.

-Как вы понимаете слова «гражданское правосознание»? Что значит правосознание?

Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

-Что значит быть ответственным?

Каковы же основные признаки правового государства?

1.        Важным признаком для правового государства является верховенство права.

Оно выражается в России главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам (основной Закон государства).

Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции.

В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

Задание классу - прочитать статью 15 Конституции РФ (она состоит из 4 пунктов) и подумать над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Это пункты 2 и 4.)

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина.

Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

2.         Немаловажным признаком правового государства является открытость основного Закона каждому члену государства, при соблюдении принципа   гласности права. 

В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

3.        Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов.

Признак правового государства справедливость закона. При этом высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. 

-С какими правами вы знакомы?

В правовом государстве эти права и свободы, основаны  на естественном праве и закреплены в Конституции, гарантируются государством.

Далее (исходя из возможностей урока, класса) делается краткий обзор содержания гл. 2.  Следует заранее  продумать, что именно выделить в статьях, закрепляющих права человека и гражданина. Нужно  отметить, что каждое из рассмотренных прав — это «кусочек» нашей свободы и, чем шире круг прав, тем шире наша свобода. Важно подчеркнуть мысль: что этот круг не может быть беспредельным, что и закреплено в статье 55 (п. 2).   Обратить внимание, что в нашей Конституции прямо указано на три обязанности граждан: платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество (статьи 57, 58, 59).

Как видим, Конституция РФ  пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству.

За личностью признаются неотъемлемые права;

неприкосновенность человека обеспечивается законом.

4.        Правовое государство, в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей.

Он  включает три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. 

Каждая из них имеет строго очерченные полномочия.

Схема № 1

Государственная власть РФ

Однако они  уравновешивают и сдерживают друг друга.

Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

При наличии времени можно более подробно ознакомиться с устройством государственной власти: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п, 1), 111 (п. 1).

  1. Т.О. важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. 

Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путем волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации.

Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

 То есть гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, духовных и т.д.; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти.

Важным условием существования гражданского общества является свобода (мысли, слова, деятельности).

-Что значит быть для вас свободным?

Свободу можно определить как всегда открытую перед человеком возможность активной деятельности для реализации заложенных в нем природных способностей.

  1. Следующим важным признаком правового государства является принцип  независимости суда.

Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ; о нем говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

  1. Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения.

Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.

Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан.

Жители страны должны знать о ее законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

  1. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Является ли правовым государство, в котором существует верховенство права, если законы в этом государстве ущемляют права граждан?

Как граждане могут способствовать развитию правового государства?

Вывод:

Схема № 2

Правовое государство – главное условие функционирования

 гражданского общества.

Гражданское общество _                    и                        Правовое государство

Обеспечивает

Права человека                           и                       Права гражданина

Защищает

через верховенство ЗАКОНА

Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они И.Канту, известному философу.

«Законодательство стремится поставить

свободу личности в те границы, в которых

она, подчиняясь общим законам, совместима

со свободой каждой другой личности»

-Что вам открылось в этих словах?

 Вывод. Вот для того, чтобы такое действие оказывала на нас Конституции, мы и учились на этом уроке быть Гражданами своей страны. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в политическую лабораторию государства. Но когда-нибудь двери в рабочий кабинет политики широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся проникать в тайну каждого слова Конституции, научимся сопереживать друг другу, понимать друг друга.

А. Б. Венгеров современный российский юрист

Верховенство закона — несущая конструкция правового государства.

Правовое государство — это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение — эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя.

Верховенство закона — ...несущая конструкция правового государства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща административно-бюрократическому государству.

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации (по возможности рассмотреть материал с использованием текста Конституции РФ)

В самой первой статье Конституции указывается, что Россия - это правовое государство, т.е. государство, в жизни которого соблюдается верховенство конституционности и законности во всех сферах общественной жизни (ст. 4, часть 2; ст. 15, часть 1).

В таком государстве признаются и гарантируются Конституцией и законами основные, неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы (ст. 2,17,18), сами же граждане несут перед  государством определенные в Конституции обязанности (ст. 57; 58; 59).

Граждане государства равны перед законом (ст. 19; 46 часть 1), в государстве уважаются права меньшинств (ст. 5, часть 3; 26), допускается идеологическое, политическое многообразие (ст. 13).

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ (ст. 3), который осуществляет ее как непосредственно (референдум, выборы), так и через органы государственной власти и местное самоуправление (ст. 3, часть 2).

Органы государственной власти, должностные лица в отправлении своих функций действуют в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами (ст. 3, часть 4; 15, часть 2; 18). Необходимость в открытости деятельности органов государственной власти приводит к возрастанию роли прессы и электронных средств массовой информации в правовом государстве.

Состав органов власти периодически сменяется (ст. 81, часть 1; 96, часть 1; 116), за исключением судебной власти (ст. 120, часть 1; 121; 122). В правовом государстве реализуется принцип разделения властей (ст. 10), разграничение предметов ведения и полномочий между центральными органами власти и местными органами (ст. 5, части 2,3,4; 11;12).

Таким образом, в Основном законе нашей страны содержится целый ряд положений, определяющих характер Российской Федерации как правового государства.

Означает ли это, что Россия - правовое государство?

Принятие Конституции и ряда шагов по созданию такого государства не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Иными словами, наш парламент - Федеральное Собрание - должен еще принять и проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными.

Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до рабочего, артиста, ученого... Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Вопросы по теме урока:

Что такое государство?

Что значит правовое государство?

Каковы признаки правового государства?

Что дает разделение властей, почему этот принцип считается выдающимся достижением человечества в организации государственной власти?

Ответы учащиеся дают с опорой на текст пособия (текста учебника).

Какие государства в мире, по вашему мнению, являются правовыми?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Какие государства в мире не являются правовыми?                                                                                                                                                                                                      

Является ли Россия правовым государством?

Что нужно для развития правового государства в России?

V.        ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.

Чьё выступление на уроке вам показалось особенно интересным?

Эти ученики получают оценку «отлично». Им предлагается к следующему уроку повторить параграфы 37, 38 и подготовиться к выступлению в классе.

А кто ни разу не ответил сегодня?

Вам задание: напишите эссе по теме «Роль граждан в государстве.

Спасибо за урок. Всего вам хорошего.

Задания на развитие самостоятельного мышления

1. Прочитайте следующие высказывания. Сравните их. Согласны ли Вы с авторами? Каким Вам представляется отношение к праву у русского народа, у граждан РФ?

И.А. Ильин (1882-1954), русский философ, написавший: «Человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (эаконопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства...» (1950);

Н.А. Бердяев, русский философ: «Демократия неблагоприятна появлению сильных, ярких, творческих личностей, она создает нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить ее себе...» (1918);

Б.А. Кистяковский (1868-1920), русский социолог, правовед: «...Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.»(1916).

Напишите эссе «Роль граждан в государстве», ответив на вопросы:

Должны ли граждане ждать, что государство защитит их права, или должны бороться за них? Как это можно сделать?

Литература, которую Вы могли бы прочитать для расширения своих знаний:

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1997.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1939 г.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право народов, а также принципы публичного права. - М., 1957 г.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996. Конституционное право. Под ред. А.Е.Козлова. - М., 1997.

Локк Дж. Сочинения. Т.З. - М., 1988 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Маликова Л.И. Право и подросток. - М., 1996.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1996 г. Русская философия права. - Спб., 1997 г.

Судебники XV - XVIII веков. - М., 1952 г.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....