Мои рабочие программы
рабочая программа на тему

Ефремова Наталья Геннадьевна

Рабочие программы дополнительного образования экологической направленности  для работы объединений "Декоративное цветоводство"для 5-7 классов средней школы и "Декоративное цветоводство для маленьких"для 2-4 классов начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа рассмотрена

на заседании Педагогического совета

Протокол №

«Утверждаю»

Приказ №___ от _______201 г.

Директор

_____________  

Дополнительная образовательная программа

 «ДЕКОРАТИВНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО»

Рекомендована для детей 10-13 лет

Направленность: эколого-биологическая

Уровень: основное общее образование       

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

первой категории

Ефремова Н.Г.

Тула, 200


      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

На вопрос, что такое цветоводство, можно ответить, что это выращивание цветочно-декоративных растений и расширение их ассортимента. Красивое не может быть бесполезным, а полезное не бывает безобразным. Древняя эта истина полностью применима к одному из удивительных созданий природы – цветам.

Они не только красивы и украшают, но и лечат.

Поистине – прекрасны и полезны, будь то цветы полевые или садовые, оранжерейные или комнатные. Но с течением времени сотни растений стало возможным назвать уже не только творением природы, но и рук человеческих – достаточно вспомнить выведенные сорта роз, тюльпанов, гвоздик, сирени, лилий и др.

А то, что прекрасно и достойно восхищения, как правило, бывает воспето в произведениях искусств. И цветы в данном случае едва ли не самые часто встречаемые «герои» в прозе и поэзии, в музыке и живописи.

Разведением цветов занимались еще древние – достаточно вспомнить хотя бы знаменитые «висячие сады Семирамиды» или «Долину роз Соломона», росписи в египетских пирамидах или стихи персидских поэтов, китайские мифы, или легенды Древнего Рима.

Что касается России, то уже сами по себе былины, сказки и народные песни свидетельствуют о том интересе, который проявляется нашими предками к садоводству и цветоводству.

Свидетельств о прекрасных российских садах, парках, цветниках и оранжереях великое множество, что говорит не только об эстетической стороне дела, но и о глубоких знаниях отечественных садоводов и цветоводов. Четыре сотни лет назад Москва уже славилась диковинными розами, ирисами, гвоздиками, пионами, тюльпанами…

С течением времени культура усовершенствовалась, чему во многом способствовали и устремления Петра Великого, решившего привить в России европейские достижения.

АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Режим сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому назрела необходимость в дальнейшем развитии цветоводства и зеленых зон.

Парки, сады, аллеи, бульвары – это своеобразные артерии, очищающие загрязненный воздух города, создающие благоприятный микроклимат и оздоровляющие окружающую среду.

Когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений.

Работа с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться ухаживать, выращивать цветочно-декоративные растения, но и изучать этикет, обряды, легенды о цветах, умение дарить цветы, принимать участие в праздниках, играх, которые способствуют «погружению» их в удивительный мир нашей культуры.

По уровню освоения программа общеразвивающая, т.к. способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческого, эстетического вкуса.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Актуальность программы:

Важное направление в развитии личности  является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за декоративными растениями.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «декоративное цветоводство».

Сейчас декоративное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении и на улице растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же как с помощью декоративных растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом учащиеся узнают, изучая данный курс.

Эта программа включает углубленное изучение теоретического и практического материала.

Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных помещений и рабочих.

Цель программы «Декоративное цветоводство»:

   1.Создать условия для расширения полученных знаний на уроках по окружающему миру о декоративных растениях и подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на практические работы.

   2. Сформировать интерес к цветоводству.

   3.Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Задачи:

   1.Сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение практических работ и наблюдений за декоративными растениями.

   2.Обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно проводить практические работы.

2. Ухаживать за декоративными растениями.

3. Уметь пересаживать растения и знать виды вегетативного и семенного размножения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа «Декоративное цветоводство» помогает расширить свои знания по многим вопросам ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, увериться в возможности управления ростом и развитием растений.

Возможность выращивания цветочно-декоративных растений на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на занятиях делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с обучающимися.

Материал данной программы формирует реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, воспитывается эстетическое отношение ко всему живому.

Цель: раскрыть роль цветочно-декоративных культур в формировании здоровой окружающей природной среды и становлении эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ ДЕТЕЙ

По данному курсу обучается три группы детей.

Первый год обучения – одна группа численностью 12 человек. В этой группе обучаются дети от 12-13 лет. В этом возрасте учащиеся овладевают доступными способами и навыками учебной деятельности.

Второй год обучения – одна группа 12 человек 13-14 лет.

Усваивая учебный материал, обучающиеся учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умениями, формулировать суждения и умозаключения, делать выводы и проводить анализы.

Все это способствует развитию навыков систематизации, классификации и конкретизации.

Третий год обучения – одна группа – 12 человек 14-15 лет. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. Развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на три года обучения.

1 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа)

2 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа)

3 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Приобщение детей к занятиям по цветоводству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу используются беседы, диалоги с обучающимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины. На занятиях показывается большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, проводится просмотр видеофильмов по цветоводству. Особое место занимают экскурсии по городу в парк им. Белоусова, где дети знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений и видами цветочного оформления.

Практические занятия строятся от простого к сложному и предполагает расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений.

ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Образовательные:

  1. Формирование специальных знаний по предмету (знакомство с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого грунта, их биологическими особенностями, умение проводить простейшие опыты и наблюдения).
  2. Приобретение практических знаний, умений и навыков.

Воспитательные:

  1. Формирование художественного вкуса.
  2. Формирование внимания, уважения к людям труда, культуры поведения и общения в коллективе.

Развивающие:

  1. Пробуждение творческой активности ребенка.
  2. Расширение кругозора.
  3. Раскрытие индивидуальных способностей.

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Образовательные:

  1. Формирование более углубленного изучения многолетних цветочно-декоративных растений.
  2. Закрепление знаний учащихся, полученных ими на уроках ботаники; пробуждение интереса к изучению жизни растений.

Воспитательные:

  1. Формирование любви и уважения к живой природе.
  2. Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.
  3. Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

  1. Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.
  2. Развитие проектных способностей на основе полученных знаний.

ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Образовательные:

  1. Формирование специальных знаний по предмету (использование комнатных растений для озеленения интерьеров с учетом их биологических особенностей; знакомство с историей садов и парков мира; многолетников в озеленении городов).
  2. Приобретение практических знаний и умений самостоятельно проектировать виды цветочных оформлений.

Воспитательные:

  1. Формирование умения нравственно-эстетической оценки окружающей действительности.
  2. Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области цветоводства.

Развивающие:

  1. Раскрытие творческих способностей детей.

Развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявления общего, особенного, единичного).

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методы определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, формированием его личных качеств (любовь и уважение к традициям своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т.д.)

        На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  1. Беседы в форме «вопрос-ответ».
  2. Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса.
  3. Итоговые занятия.
  4. Работа с карточками по индивидуальному занятию.
  5. Тестирование.

     6. Участие в школьных, районных и городских мероприятиях.

     7.Учасиие в различных конкурсах эколого-биологической направленности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Оранжерея школы. Кабинет.
  2. Кабинет.
  3. Папки-накопители по темам.
  4. Таблицы.
  5. Литература.
  6. Раскладушки по темам.
  7. Раздаточный материал.
  8. Игровой материал.
  9. Коллекции, муляжи.
  10. Слайды, видеофильмы.
  11. Микроскопы.
  12. Лупы.

13.Оборудование и инвентарь в оранжерее: инструменты, сетки для просеивания земли, лейки, горшочки, ящики для выращивания рассады, колышки для пикировки, земляные смеси, виды удобрений.

14.Учебно-опытный участок, цветники школы (коллекция многолетних цветочно-декоративных культур).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

Вводное занятие

2

2

Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений, применяемых в озеленении

14

4

10

Мир комнатных растений и их роль в жизни человека

14

4

10

Уход за комнатными растениями

8

4

4

В мире интересного

10

10

Подкормка и размножение комнатных растений

6

-

6

Подготовка семян к посеву

8

-

8

Выращивание цветочной рассады

10

-

10

Итого:

72

24

48


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

  1. Вводное занятие.
  1. Значение цветочно-декоративных растений при оформлении парков, скверов, школьных дворов. Примеры лучших школ своего района. Знакомство с планом работы кружка на год.

  1. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений, применяемых в озеленении.
  1. Понятие о цветочно-декоративных растениях: многолетники, двулетники и однолетники. Однолетники, используемые для школьных цветников: настурция, бархатцы, цинния, петуния, клещевина, лаватера, ипомея, однолетние георгины, душистый горошек. Разнообразие этих растений по внешнему виду, по времени цветения и аромату. Роль человека и его знаний в создании новых сортов цветочно-декоративных растений.
  2. Экскурсия по участку, знакомство с цветочно-декоративными растениями участка. Сбор растений для засушивания. Игра: «Собери букет» (называются определенные цветы). Гербаризация собранных растений.
  3. Экскурсия по городу «Нет города краше, чем Тула наша». Знакомство с историей города, красотой (фонтан, цветочно-декоративное оформление улиц, скверов). Вспомнить название цветов, которые используются в оформлении города. Познакомиться с новыми.
  4. Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город». Отметить, какие изменения происходят в убранстве города (много новых скверов, фонтанов, красивых клумб). Можно сделать описание цветочно-декоративных растений, используемых в оформлении клумб, газонов.                          
  5. Практическая работа. Работа с книгой – выписка кратких сведений об отдельных однолетниках по следующей форме:

№ п/п

Название растений, Родина, местообитание

Высота растений

Способы выращивания

Сроки высева

Сроки цветения

Биологические особенности

Краткие сведения по уходу за растениями

        Составление списка растений для школьного цветника.

  1. Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений (величина, форма, окраска и др. особенности) Признаки созревания семян, техника сбора семян. Сбор семян на участке.
  2. Составление коллекций из семян однолетних цветочно-декоративных растений. Изучение строения семени. Хранение семян.

  1. Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.
  1. Значение комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническая, эстетическая). Познакомить кружковцев с историей комнатного цветоводства. Развитие комнатного цветоводства в наши дни. Использовать отрывки из научно-популярной литературы.
  2. Комнатные растения тропических лесов. Тропические леса – древнейшие на Земле растительные сообщества. Жизненные формы: деревья, кустарники, травянистые растения: сопутствующие растения лианы, эпифиты. Экологические и морфологические особенности растений тропических лесов. Практические занятия – уход за этими растениями (полив, мытье, рыхление).
  3. Комнатные растения субтропиков. Условия роста растений в субтропиках:влажность, температура воздуха, почва. Знакомство с представителями этой группы. Биологические особенности этой группы. Уход и размножение.
  4. Комнатные растения пустынь и полупустынь. Условия роста растений в пустыне – температура воздуха, влажность, почва. Приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни в пустыне. Знакомство с представителями этой группы. Размножение. Уход в комнатных условиях. Практическая работа: Уход за растениями.
  5. Экскурсия в оранжерею. Познакомить обучающихся с разнообразием комнатных растений в оранжерее. Определить растения тропических лесов, субтропиков, пустынь и полупустынь. Дать краткую характеристику этих растений. Назвать правила ухода. Игра «Угадай, что за растение».
  6. Тема: «Как узнать в лицо земного друга». Работа с определителями. Познакомить учащихся с некоторыми приемами определения комнатных растений.

     Работа с журналами: «Цветоводство», справочниками, научно-

     популярной литературой. Практическая работа: Оформление паспортов.

  1.  Проведение первичной работы по систематизации школьной коллекции комнатных растений. Демонстрация образцов этикеток и паспортов.

  1.  Уход за комнатными растениями.
  1. Тема: «Мы тоже живем».

Познакомить детей с основными физиологическими процессами, происходившими в организации комнатных растений (дыхание, питание, опыт «Испарение воды листьями»).

  1. «Понемногу, но каждый день».

Дать ребятам представление о причинах систематического ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, опрыскивание, удаление сухих листьев, содержание растений в чистоте).

Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

  1. Вредители комнатных растений и основанные методы борьбы.

Познакомить с вредителями комнатных растений, с мерами профилактики и способами устранения.

Практическая работа: Выявление вредителей комнатных растений. Работа с микроскопами, лупами. Зарисовка.

  1. Тема: Нежелательные явления в развитии растений. Определить, какие нежелательные явления бывают в развитии растений, их причину и способы борьбы с ними (вянущая листва, листья желтеют и опадают, сбрасывание бутонов, загнивание листьев и стеблей и т.д.)

Практическая работа: Влияние поливки теплой (25°-30°) водой в течение некоторого периода на рост и развитие растения.

  1. В мире интересного.
  1. Цветы и искусство (легенды и придания о цветах, стихотворения, картины художников, искусство дарить цветы).
  2. Символика и язык цветов.

Цветы являются неизменным спутником нашей жизни. Цветы обладают волшебным даром выражать многообразие человеческих чувств и взаимоотношений.

  1. Цветы и солнце. Показать, как цветы реагируют на изменение направления солнечного света, как по цветам можно определить время.
  2. История возникновения букета.  Букеты для подношения, вазовые букеты.  Япония - страна, где искусство составление букетов развивалось столетиями.
  1. Проведение конкурса на лучшую сказку о цветах, стихотворения о цветах, интересного рассказа.

  1.  Подкормка и размножение комнатных растений.
  1. Тема: Подкормка комнатных растений. Практическая работа. Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития растений. Подкормка, как добавочное питание. Правила, сроки  и количество подкормок. Составление календаря подкормок. Проведение первой подкормки.
  2. Практическая работа. Вегетативное размножение комнатного растений (листьями, делением корня, детками, усами). Практическая работа по черенкованию комнатных растений. (Познакомить с основными правилами черенкования). Игра: Опиши, как размножается данное растение».
  3. Пересадка и перевалка комнатных растений. Отбор растений нуждающихся в перевалке, в пересадке. Приготовление земляных смесей. Отличие пересадки от перевалки. Дальнейший уход.

  1. Подготовка семян к посеву.
  1. Тема: Определение процента всхожести семян, предназначенных к посеву. Условия, необходимые для определения всхожести: количество семян, температура, влажность, сроки.
  2. Тема: Способы управления развитием растений путем различных воздействий на семена: намачивание, воздушно-сухой обогрев, яровизация, посев крупными семенами. Значение каждого проведенного мероприятия.

  1. Выращивание цветочной рассады в оранжерее.
  1. Тема: Значение выращивания рассады в помещении, как одного из методов, позволяющих ускорить зацветание растений. Дать понятие о важности создания комплекса условий, необходимых для выращивания хорошей рассады: освещение, температура, состав и влажность почвы, закаливание растений.
  2. Практическая работа: Правила подготовки ящиков для посева. Земля используется для выращивания рассады легкая и питательная. Способы посева: разбросной и рядовой. Глубина заделки семян в зависимости от их величины.
  3. Практическая работа: Правила ухода за посевами, поливка, прополка, рыхление междурядий. Значение пикировки для развития корневой системы. Правила проведения пикировки. Величина всходов годных к пикировке.  
  4. Практическая работа: Правила ухода за распикированными семенами: Поливка, прополка, рыхление почвы, закаливание. Пикировка рассады бархатцев.
  5. Практическая работа: Вести наблюдения по заложенным опытам.
  1. Влияние густоты посева на развитие всходов.
  2. Влияние пикировки на развитие корневой системы.
  3. Влияние солнечного освещения на развитие рассады.

     Оформление данных опытов.          

 Подготовка почвы для цветочно-декоративных растений.

Тема: Питание растения из почвы.

  1. Осенняя и весенняя перекопка почвы: разница результатов и причины этого. Внесение удобрений: время, количество, заделка. Виды удобрений. Значение всех этих мероприятий для роста и развития растений.
  2. Практическая работа: Определение весенней «зрелости почвы». Весенняя перекопка и разравнивание поверхности почвы граблями. Удаление корневищ сорняков.
  3. Итоговое занятие. Высадка рассады в цветник. Значение своевременной и правильной высадки рассады на клумбы для дальнейшего развития растений. Правила посадки. Уход за растениями.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе реализации

 программы первого года обучения

 Учащиеся должны знать:

  • комнатные растения тропических лесов (бальзамин, колеус, монстера, бегонии, фикус, традесканция, циперус);
  • растения субтропиков (папоротник, пеларгония, фуксия, узумбарская фиалка, инжир, гибискус);
  • растения пустынь и полупустынь (опунция, алоэ, цереусы, молочаи) и их биологические особенности;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • размножение комнатных растений черенками, листьями, отводками, детками;
  • основных вредителей комнатных растений методы борьбы сними;
  • правила паспортизации комнатных растений;
  • видовое разнообразие однолетних цветов, используемых для озеленения (настурция, бархатцы, петуния, цинния, астры и т.д.) и их биологические особенности;

Учащиеся должны уметь:

  • определить необходимость перевалки и пересадки комнатных растений;
  • производить текущий уход за комнатными растениями;
  • производить наблюдения за ростом и развитием комнатных растений;
  • распознавать семена однолетних цветов;
  • правильно подготовить семена к посеву;
  • подготовить емкости для посева;
  • правильно осуществить посев и сделку семян, пикировку всходов;
  • ухаживать за распикированными сеянцами;
  • провести осеннюю и весеннюю обработку почвы;
  • грамотно высадить цветочную рассаду в грунт;
  • организовать уход за растениями в течение всего вегетационного периода.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

Вводное занятие

2

2

-

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений

20

10

10

Подготовка многолетников к выгонке

8

2

6

Озеленение учебно-опытного участка

10

8

2

Выгонка цветочно-декоративных растений

8

2

6

Выращивание рассады многолетников в условиях оранжереи

8

-

8

Вегетативное размножение многолетников

10

2

8

Весенние работы на учебно-опытном участке

6

-

6

Итого:

72

26

46

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

  1. Вводное занятие.
  1. Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать обучающиеся. Экскурсия по участку ОЭБЦу. Знакомство с озеленением участка центра.

  1. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.
  1. Зеленые насаждения и их функции. Влияние на состав атмосферы. Экскурсия в парк им. Белоусова (знакомство с зелеными насаждениями парка с многолетними цветами)
  2. многолетние цветочно-декоративные растения и их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками (использование иллюстраций, живых экземпляров)
  3. Практическая работа. Сбор семян многолетников. Знакомство с семенами (окраска, величина, форма). Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.
  4. Практическая работа. Наблюдение за осенним цветением многолетников. Сбор цветов многолетников для гербария, засушивание – правила закладки цветов в гербарные прессы.

  1.  Подготовка многолетников к выгонке.
  1. Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки. Значение выгонки. Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержаний растений до выгонки.
  2. Практическое занятие. Выбор растений многолетников для выгонки. Выкапывание растений из грунта и пересадка их на грядку.
  3. Практическое занятие. Посадка луковиц в горшки или ящики. Внесение посаженных растений в помещение с пониженной температурой воздуха.
  4. Практическое занятие. Уход за растениями. Наблюдение за состоянием растений, подготовляемых к выгонке. Проведение опытов по выяснению лучших способов подготовки многолетников к выгонке.

  1.  Озеленение учебно-опытного участка.
  1. Значение озеленения учебно-опытного участка школы. Знакомство с правилами составления проектов озеленения (измерение площади), черчение плана, подбор и расчет посадочного материала.
  2. Знакомство с посадочным материалом, используемым для озеленения: а) деревья б) кустарники в) вьющиеся растения г) цветочно-декоративные растения (многолетники, двулетники, однолетники) д) газонные травы. Иллюстрации, журналы «Наш сад», «Цветоводство».
  3. Виды цветочного оформления. Газоны, клумбы, вазоны, вертикальное озеленение, группы из многолетних цветов. Правило «золотого деления» (распределение растений по высоте).
  4. Способы размножения многолетников – вегетативное и семенное. Значение вегетативного размножения растений – сохранение сорта, получение цветущих растений в первый год и возможность получения большого количества растений от одного куста. Способы вегетативного размножения в соответствии с биологическими особенностями (клубнями, делением куста, делением корневища, луковицами, черенками, чешуйками). Лучшие сроки для вегетативного размножения.
  5. Семенное размножение многолетников как наиболее простой и доступный способ выращивания и внедрения в цветники. Многолетники, размножающиеся семенами: цветут в год посева; цветут через год после посева. Сроки посева: под зиму и ранней весной. Правила посева: расстояние, глубина заделки, этикетаж.
  6. Практическая работа. Подготовка почвы для питомника многолетников. Посев семян на рассадную грядку.
  7. Практическая работа. Изучение строения луковиц различных растений. Высадка луковиц нарциссов и тюльпанов в грунт.
  8. Розы нашего края. Происхождение и краткая характеристика садовых роз. Использование их в озеленении. Разнообразие сортов.
  9. Размножение роз. Уход за розами. Практическая работа. Изготовление наглядных пособий по размножению роз. Зарисовка и запись в дневниках.    
  10.  Практическое занятие. Составление таблиц гармоничного сочетания колеров. Составление эскизов клумб, рабаток, партеров.
  11.  Итоговое занятие. Организовать встречу с любителями-цветоводами. Обмен семенами, опытом озеленения участков.    

  1. Выгонка цветочно-декоративных растений.
  1. Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. Особенности ухода за такими растениями.
  2. Практическое занятие. Уход за выгоночными растениями. Наблюдение за ростом и цветением выгоночных растений. Зарисовки, записи в дневниках.
  3. Практическое занятие. Проведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями. Оформление опытов.
  4. Итоговое занятие по выгонке цветочно-декоративных растений. Работа с литературой. Выяснить какие еще растения можно использовать для выгонки, описать данные растения и ход выгонки.  

  1.  Выращивание рассады многолетников в оранжерейных условиях.

1. Практическое занятие. Правила подготовки. Ящик для посева. Земля, используемая для рассады: легкая и питательная. Сроки  посева семян у различных многолетников.

  1. Вегетативное размножение многолетников.
  1. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.
  2. Практическое занятие. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Правила посадки поделенных частей растений. Посадка.
  3. Практическое занятие. Черенкование флоксов и георгинов. Изучение различных способов черенкования. Высадка черенков и правила ухода за ними.
  4. Практическое занятие. Размножение пионов зелеными черенками. Закладка опытов. Наблюдение за укоренением черенков, ростом и развитием растений.
  5. Итоговое занятие. Практическое занятие. Изготовление наглядных пособий: гербариев, зарисовок по вегетативному размножению растений.

  1. Весенние работы на учебно-опытном участке.
  1. Практическое занятие. Перенесение плана озеленения на учебно-опытный участок: разбивка клумб, рабаток, отбивка дорожек. Весенний уход за многолетниками.
  2. Практическое занятие. Высадка рассады многолетников в грунт. Подготовка почвы. Правила высадки. Уход.
  3. Итоговое занятие. Анкетирование  «Что нового я узнал и чему научился на занятиях в объединении».


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе реализации

 программы второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  • многолетники, используемые для озеленения участков, их биологические особенности;
  • влияние факторов внешней среды на многолетники;
  • размножение многолетних цветов;
  • виды цветочного оформления;
  • особенности выращивания многолетников и правила ухода за ними;
  • основные средства и приемы составления композиции цветника;
  • основные грунтовые смеси, используемые для внутренних интерьеров;
  • лечебные свойства декоративных культур.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать семена многолетних цветов, отличать многолетники
    по внешнему виду;
  • размножать многолетники вегетативным способом и с помощью
    семян;
  • ухаживать за многолетниками;
  • проводить фенологические наблюдения за многолетними растениями;
  • описать разные виды многолетников;
  • составить календарь цветения многолетников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название тем

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Вводное занятие

2

1

1

История садов и парков

18

12

6

Парк и город

8

4

4

Практикум

10

-

10

Зеленые друзья и гармония в доме

8

6

2

Приемы декоративного оформления

12

8

4

Весенний практикум на учебно-опытном участке

14

-

14

Итого:

72

31

41


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения, мероприятиями, целями и задачами. Экскурсия по центру.

  1. История садов и парков.
  1. Что такое парк? Кто создает парки, потребность в создании парков. Александровский сад и его история.
  2. «Висячие сады Семирамиды». Особенности этого сада. Висячие сады в наше время. Использование иллюстраций. Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
  3. Парки древней Персии и Египта. История возникновения этих парков, особенности. Растительность этих парков. Решение кроссворда. Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
  4. Парки древней Греции и Рима. Регулярный стиль этих парков. Философские сады. Мифы и легенды о растительности этих садов. Сделать рисунок по легенде, которая больше всего понравилась детям.
  5. Французские парки. Самый роскошный парк Франции-Версальский. Особенности регулярного стиля. Поэты о Версальском парке (Карамзин, Гюго).
  6. Петергофский парк. История его создания. Решение кроссворда. Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
  7. Парки Китая и Японии. Их отличительные черты. Сочетание растений разной окраски. Определение пейзажного стиля. Древнейшее искусство японских садоводов выращивать маленькие «карликовые деревья» (бонсай)
  8. Пейзажные парки Европы. Особенности этих парков. (Воронцовский в Алупке, Павловский и Царскосельский под Петербургом).
  9. Итоговое занятие по данной теме. Ответы на вопросы. Работа с таблицами по определению пейзажного и регулярного стиля. Легенды и предания о растениях, используемых в озеленении парка.

  1. Парк и город.
  1. Значение парков, садов и скверов для города. Парк и воздух; парк и городской шум; парк и геология. Нарисовать два рисунка микрорайонов, один достоин премии, а другой – выговора – объяснить свое решение.
  2. Парк и животные. Практическая работа. Подкормки птиц. Виды кормушек.
  3. Охрана растений и животных парка. Знакомство с охраняемыми растениями. Разгадывание кроссворда «Охраняемые растения».
  4. Итоговое занятие по данной теме.
  1.   Угадай цветок по описанию.
  2.   Проверочные вопросы.
  3.   Работа с рисунками.

  1. Практикум.
  1. Практическое занятие. Определить по таблицам, какие деревья растут в наших парках. Определить, определить какие деревья относятся к лиственным, какие к хвойным. Определить, какие птицы обитают в парках. Сделать записи и зарисовки в дневники.
  2. Экскурсия в парк. Сделать фотографии растений, птиц, видов оформления парка (группы, одиночные посадки, партеры, солитеры и т.д.).
  3. Красота парка – случайна ли она? Определенные законы парковой красоты. Главные приемы, которые использует ландшафтный архитектор при озеленении парка (солитер, аллея, группы, одиночные посадки). Зарисовать в дневниках.
  4. Создай свой сквер у школы. Конкурс на план сквера или участка у школы. Описать какие цветы, деревья, кустарники будут расти в вашем сквере.
  5. «Висячий сад» на вашем балконе. Описать, какое оборудование нужно для вашего сада, выбор вьющихся растений. Уход. Наблюдения.

  1. «Зеленые друзья» и гармония в доме.
  1. Знакомство с комнатными растениями, которые укрепляют и восстанавливают гармонию в доме (хлорофитум, фикус, традесканция и др.). Работа с литературой. Журналы «Цветоводство», «Цветок».
  2. Микроклимат помещений и подбор растений для интерьера. Требования растений к температурному режиму. Зеленые растения – «дети солнца» (световой режим). Светолюбивые и тенелюбивые растения. Работа с литературой.
  3. Размещение комнатных растений в интерьере и основные приемы составления композиций. Формы цветочниц, формы цветочных контейнеров, различные формы настенных ваз. Вертикальное озеленение.
  4. Практическая работа: Работа с литературой. Подбор комнатных растений для озеленения своего дома в соответствии с их биологическими особенностями. Составление композиций.

  1. Приемы декоративного оформления.
  1. Принципы создания декоративных посадок и цветочных композиций. Значение цвета в художественном решении декоративной цветочной композиции. Цвета первичные или основные; дополнительные теплые, холодные, нейтральные, постельные.
  2. Создание цветочных сочетаний. Практическая работа. Оформление наглядных пособий.
  3. Одиночные посадки, групповые посадки и их разновидности. Использование иллюстраций, таблиц. Работа с карточками. Определить форму кроны деревьев.
  4. Модульный цветник. Рабатка. Практическая работа «Подбор однолетних растений для модульного цветника и рабатки»
  5. Практическая работа «Создание цветника» (Подготовка чертежа с указанием всех видов растений и расстояний между ними.)
  6. Газон. Неповторимые достоинства газонов. Нормы высева семян газонных трав. Этапы создания газона. Уход за газоном.

  1. Весенний практикум на учебно-опытном участке.
  1. Основные способы обработки и подготовки почвы. (Перекопка, техника перекопки, разравнивание, рыхление, мульчирование.)
  2. Разбивка газонов. Практическая работа.
  3. Разбивка клумбы. Высадка цветочно-декоративных растений на клумбе.
  4. Виды удобрений. Подкормка многолетних цветов.
  5. Уход за газоном и растениями высаженными на клумбе.
  6. Экскурсия в совхоз «Декоративные культуры».
  7. Итоговое занятие.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе реализации

 программы третьего года обучения

Учащиеся должны знать:

  • экологические группы комнатных растений;
  • значение комнатных растений для современного человека;
  • экологические факторы роста растений;
  • современный ассортимент роз, многолетников, применяемых в
    озеленении;
  • историю садов и парков, значение их для человека;
  • деревья и кустарники, применяемые в озеленении городов, садов,
    парков.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно ухаживать и размещать комнатные растения в данном
    помещении;
  • самостоятельно выдавать паспорта комнатным растениям;

  • самостоятельно работать со специальной литературой;
  • вести учебно-исследовательскую работу;
  • составлять эскизы цветочного оформления и внедрять их в жизнь,
  • сажать деревья и кустарники;


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1.Баранова MB. Лилии. - Л.: А гром ром из дат, 2000.

  2.Верзилин Н.М. Внеурочные работы по биологии. Учпедиздат, переизда-   ние  – 2000.

  3.Вечнозелёные друзья наши. Приусадебное хозяйство, 2007, №6, стр.61.

  4.Герасимов С.О. Комнатное цветоводство. М.Нива России – 2003.

  5.Глинкин В.А. Искусство современному интерьеру – школьнику.   М.Просвещение – 2004.

  6.Журкова Е.Н. Комнатные растения. Справочная книга для учителя.    М.Просещение – 2008.

  7.Захлебный А.К. Экологическое воспитание школьника во внеклассной работе. М.Просвещение – 2004.

  8.Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения. Книга для учителя. М.Просвещение – 2000.

  9.Сосновский И.П. Уголок природы в школе. М.Просвещение – 2001.

  10.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.

  11.Чурикова А. А. Учебная книга цветоводства.

  12.Федорук AT. Справочник цветовода. - Минск: Урожай, 2004.

  13.Шклярова М.М. Лианы и ампельные растения в интерьере. - 2005.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Верзилин Путешествие с комнатными растениями. - Л.: Изд-во «Детская литература», переиздание, 2000.
  2. Дилакторская Н. Упрямая луковица. - Л.: Изд-во «Детская литература», 2001.
  3. Глинкин В.А. Искусство современному интерьера– школьнику. М.Просвещение – 2004.

4.  Залеская Л.С. Растение в городе. М.Просвещение – 2007.

5. Зиновьева Н.Ф. Комнатное цветоводство. Ташкент – 2008.

Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Л.Наука – 2003.

6.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.

7. Хессайон Д. Всё о комнатных растениях. Перевод с английского – 2000.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

На   занятиях  школьники  знакомятся с  разнообразием декоративных и комнатных растений, их географическим месторасположением и историей появления в наших домах, их биологическими особенностями.

Рассматриваются растения различных климатических зон, изучаются разделения по экологическим группам.

В основу занятий положены практические работы. Учащиеся приобретают навыки по выращиванию и размножению комнатных растений и декоративных культур, правильному уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы.

В теоретических сведениях даются биологические обоснования проводимым работам и технике их выполнения.

Главное внимание на занятиях должно уделяться изучению агротехники цветочно-декоративных растений, работе по озеленению, составлению композиций из цветов, постановке опытов, а так же изучению и охране природы. Занятия призваны повышать уровень экологического воспитания учащихся, способствовать развитию нравственных и эстетических норм. Одновременно на занятиях объединения у ребят вырабатывается способность к анализу, самостоятельной работе.



Предварительный просмотр:

Программа обновлена и рассмотрена

на заседании Педагогического совета

Протокол №.

«Утверждаю»

Приказ №___ от _______20__ г.

Директор

_____________

Дополнительная образовательная программа

 «ДЕКОРАТИВНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО ДЛЯ
МАЛЕНЬКИХ»

Рекомендована для детей 7-10 лет

Направленность: эколого-биологическая

Уровень: начальное общее образование 

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Первой категории

Ефремова Наталья Геннадьевна

Тула, 20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальная часть программы.

Цветы украшают нашу жизнь. Ими отмечают все торжественные события нашей жизни. И на общественных празднествах с древних времен до наших дней всегда обилие цветов. Польза цветов – в их красоте. А красота людям необходима.

В России уже с XV века были известны частные сады, принадлежавшие знати. Большая часть экзотических растений пришла к нам при Петре I. Через постоянных поставщиков из Германии и Голландии Петр I завозил большое количество деревьев, кустарников и цветов. При нем были основаны и первые ботанические сады в Москве, в Петербурге.

Цветы являются не только творением природы, но и творением рук человеческих. Разводя растения с самыми крупными и красивыми цветками, еще в глубокой древности, люди получили много интересных форм.

Актуальность и педагогическая целесообразность

данной программы.

Важное направление в развитии личности  является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за декоративными растениями.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Декоративное цветоводство для маленьких».

 Эта программа включает углубленное изучение теоретического и практического материала.

Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных и рабочих помещений.

Сегодня, когда расстраиваются большие города, увеличивается большое количество транспорта, ухудшается экологическое состояние природной среды, назрела необходимость в дальнейшем развитие цветоводства и зеленых зон.

Парки, сады, аллеи, бульвары – это своеобразные артерии, очищающие загрязненный воздух города, создающие благоприятный микроклимат и очищающие окружающую среду.

Опыт с детьми показывает, как вредно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому, сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

По данной программе дети имеют возможность не только изучать цветочно-декоративные растения, приобретать навыки и умения по уходу и выращиванию их, заниматься экспериментально-исследовательской работой, но и изучать этикет, обряды, легенды о цветах, принимать участие в праздниках, играх, которые способствуют погружению их в удивительный мир нашей культуры.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Характеристика детей по курсу.

По данному курсу обучаются группы детей:

Первый год обучения группы численностью 12 человек. В этой группе дети от 7 лет.

Второй год обучения – группы 12 человек  от 8 лет. Каждая группа состоит из мальчиков и девочек.

В этом возрасте дети овладевают доступными способами и навыками учебной деятельности.

Усваивая учебный материал, кружковцы учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умениями и навыками, логически мыслить, делать выводы и проводить анализы.

Цели и задачи образовательного процесса.

Целью данной программы является расширение знаний детей о комнатных растениях, о цветочно-декоративных растениях, познакомить с условиями жизни растений.

Сформировать правильное понятие о единстве растения с условиями его жизни и о возможности направленного управлять ростом и развитием растений.

Задачи I года обучения.

Образовательные. Формирование специальных знаний по предмету (знакомство с комнатными растениями, с разнообразием цветочно-декоративных растений, учить проводить простейшие опыты и наблюдения). Приобретение практических знаний, умений и навыков по уходу за комнатными растениями и растениями открытого грунта.

Воспитательные. Формирование реалистического понимания явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

Развивающиеся. Пробуждение творческой активности ребенка, расширение кругозора, раскрытие индивидуальных способностей. Раскрепощение ребенка.

Задачи II года обучения

 Образовательные. Формирование специальных знаний по предмету: пробуждать интерес к исследовательской работе, умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями, пробуждать интерес к изучению жизни растений и проведению общественно-полезной работы по выращиванию цветочно-декоративных растений в цветнике и на окнах школьных помещений, а также на приусадебных участках своих родителей.

Воспитательные. Формировать потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе. Формирование культуры делового и дружественного общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи.

Развивающиеся. Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.

Основанием для доработки программы послужили следующие документы:

  1. Закон об образовании РФ
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 10.03.2009 г.)
  4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений образования (от 03.04.2003 г.)
  5. Приказ Министерства образования РФ № 1276 от 03.05.2000г.
  6. Устав школы.

Программа была разработана в 2007 году. В процессе работы по ней программа дорабатывалась и дополнялась. Обновлённый вариант программы был утверждён в 2010 году.

Продолжительность освоения образовательной программы

Программа рассчитана на два года обучения.

1 год – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу)

2 год – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу)

Формы и методы проведения занятий.

Приобщение детей к изучению цветочно-декоративных растений, к общественно-полезному труду немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с обучающимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины. Особое место занимают экскурсии в природу, в парки, по городу.

В первый год обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, частично-поисковые (в форме игры, конкурса).

Второй год обучения имеет более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков. Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом. Юные цветоводы участвуют в различных мероприятиях, акциях и конкурсах эколого-биологической направленности.

Формы подведения итогов реализации образовательной
программы и критерии оценки.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, формирования его личных качеств.

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний.

  1. Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.
  1. Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес детей и обеспечить дух соревнования.

Итоговые занятия.


Ожидаемые результаты.

За первый год обучения дети должны знать:

  • название распространенных комнатных растений;
  • описание внешнего вида, отличительных особенностей растений;
  • название надземных и подземных частей растения;
  • о роли света, тепла и влаги в жизни растений;
  • некоторые растения наших садов и их особенностей.

Должны уметь:

  • ухаживать за комнатными растениями;
  • вести наблюдения за ростом и развитием растений;
  • черенковать растения и ухаживать за черенками;
  • уметь ухаживать за цветочной рассадой.

За второй год обучения дети должны знать:

  • особенности некоторых видов растений пустынь, тропических лесов, субтропиков;
  • распространенных вредителей комнатных растений;
  • условия, необходимые для выращивания комнатных растений;
  • некоторые виды цветочно-декоративных растений учебно-опытного участка.

Должны уметь:

  • определить созревание семян по определенным признакам;
  • различать семена цветочно-декоративных растений по внешнему виду;
  • правильно поливать комнатные растения;
  • вести самостоятельно уход за комнатными растениями;
  • угадывать цветочно-декоративное растение по описанию.


Методическое обеспечение программы

  1. Кабинет при школьной оранжереи.
  2. Папки-накопители по темам.
  3. Таблицы.
  4. Иллюстрации.
  5. Презентации.
  6. Раскладушки по темам.
  7. Раздаточный материал.
  8. Игровой материал.
  9. Коллекции, муляжи.
  10. Увеличительные материалы.
  11. Гербарный материал с участка.
  12. Учебная оранжерея.

Оборудование и инвентарь:

  • сетка для просеивания земли;
  • лейки;
  • горшочки;
  • ящики для выращивания рассады;
  • земляные смеси;
  • виды удобрений;
  • колышки для пикировки
  1. Учебно-опытный участок школы (коллекция многолетних цветочно-декоративных культур).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

I.

Вводное занятие. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека. Экскурсия по территории школьного двора

1

1

-

II.

Нет города краше, чем Тула наша

4

1

3

III.

Осенние работы в школьном цветнике

6

-

6

IV.

Зеленые друзья наших домов

10

5

5

V.

Уход за комнатными растениями

5

2

3

VI.

Чудесная лаборатория

6

5

1

VII.

Волшебный мир семян

5

2

3

VIII.

Размножение комнатных растений

5

2

3

IX.

От игр к знаниям

6

4

2

X.

Жизнь комнатных растений весной

8

1

7

XI.

Весенние работы в оранжерее и на участке

16

1

15

Итого:

72

24

48


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека. Экскурсия по школьному двору.

  1. Нет города краше, чем Тула наша.
  1. Знакомство с историей города, с красотой города (фонтаны, цветочно-декоративное оформление улиц, скверов и др.).
  2. Экскурсия по Пролетарскому району: «цветочно-декоративное оформление улиц Пролетарского района».

3.   Знакомство с цветочно-декоративными растениями, с видами цветочного оформления (вазоны, клумбы, газоны).

   4.Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город».

  1. Осенние работы в цветнике.
  1. Знакомство с цветочно-декоративными растениями осени. Стихотворения. Легенды о цветах. Игра «Собери букет».
  2. Практическая работа по сбору семян цветочно-декоративных растений. Признаки созревания семян. Техника сбора.
  3. Практическая работа на участке. Уборка увядших соцветий. Пересадка однолетних растений в горшке для продолжения цветения живой природы.
  4. Практическая работа. Сбор цветочно-декоративных растений для гербария. Засушивание цветочных растений для композиций панно. Правила засушивания.
  5. Практическая работа. Сбор, сушка, обработка и расфасовка семян.
  6. Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений (календула, настурция, астры, бархатцы, однолетние георгины). Оформление коллекций семян.

  1. Зеленые друзья наших комнат.
  1. По тропическим лесам. Плакса из тропических лесов Амазонки. Резиновое дерево индийский джунглей (фикус). Такие разные бегонии.  Практическая работа. Показать, почему фикус называют резиновым деревом.
  2.  «Щучий хвост» в цветочном горшке. Практическая работа по размножению королевской бегонии, традесканции и сансевьеры.
  3. «Ванька» из Занзибара. Папирус из Египта. Практическая работа «Что можно сделать с бальзамином» (получение краски, показать, как «Ванька» плачет).
  4. Путешествие по субтропикам. «Журавлиный нос» (виды герани). Игра «Угадай растение по описанию».
  5. Золотое или колбасное дерево (аукуба). Царица цветов – роза. Легенды о розах. Игра «большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, подобрать растения с маленькими похожими по форме). «Что изменилось» (переставить растения).
  6. По далеким пустыням. «Зеленые ежики» (Кактусы – карлики и великаны). Чтение стихотворений. Легенды о кактусах.
  7. Уход за кактусами. Размножение кактусов. Просмотр диапозитивов «Кактусы».
  8. Лекарственные растения. Столетник – наш лекарь. Виды алое в школьной оранжерее.
  9. Итоговое занятие. Экскурсия в оранжерею.
  10. Занимательные часы юного цветовода. Викторина «Загадки о комнатных цветах». Игра «Один и много». Игра «Найди растение, похожее на траву или дерево».

  1. Уход за комнатными растениями.
  1. Практическая работа «Мытье комнатных растений».
  2. Сложная процедура – полив растений (поливка правильная и неправильная, время поливки). Практическая работа «Как определить нуждается растение в поливе или нет».
  3. Вредители комнатных растений. Практическая работа «Растениям тоже нужен доктор».

4.  Как разместить зеленых друзей. Паспортизация комнатных растений (схематично).

    5.Итоговое занятие «Поможем зеленым друзьям».

  1. Чудесная лаборатория.
  1. Цветочные часы (шиповник, мак, ноготки, вьюнок, бархатцы). Загадки. Рассказы об этих цветах.
  2. Цветы – барометры (мальва, акация, клевер, кислица, белокрыльник). Знакомство с этими интересными цветами, рассказы о том, как по этим цветам можно определить погоду. Игра «Опиши то растение, которое предсказывает погоду».
  3. Цветы – акробаты (плющ, душистый горошек, вьюнок). Для чего людям нужны растения.
  4. Как цветы встречают друзей и врагов. Знакомство с насекомыми, которые являются друзьями цветов; врагами цветов.
  5. Изобретатели цветов. Показать детям, как можно и нужно управлять растением. Игра «Найди свою пару» (к садовому цветку подобрать дикого родственника).
  6. Проведение конкурса на лучший рассказ, сказку о цветах.

  1. Волшебный мир семян.
  1. Семена – продолжатели жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян.
  2. Путешествие семян. Растения – артиллеристы. Пловцы и водолазы. Растения - домоседы.
  3. Значение подготовки семян к посеву: очистки семян, определение процента всхожести.
  4. Практическая работа. Влияние различных температур на прорастание семян у различных однолетников. Влияние предпосевного намачивания на ускорение прорастания семян.
  5. Итоговое занятие. Игра «Угадай растение по семени и наоборот». Загадки о цветах.

  1. Размножение комнатных растений.
  1. Размножение комнатных растений черенками. Растения размножаются черенками.
  2. Правила черенкования. Практическая работа по черенкованию комнатных растений.
  3. Размножение комнатных растений листьями, частью листа, знакомство с этими растениями. Практическая работа. Размножение комнатных растений листьями, частью листа.
  4. Размножение кактусов. Живородящие растения. Практическая работа по размножению кактусов.
  5. Практическая работа. Посадка укоренившихся черенков, листьев. Игра «Назови, как размножается данное растение». Дальнейшее наблюдение и уход.

  1. От игры к знаниям.
  1. Викторина «Комнатные растения – друзья человека».

2. Загадки на тему «Мир зеленых растений».

   3. Конкурс на лучший рисунок «Мой любимый цветок».

   4. Игры «Кто быстрее соберет цветок», «Кто быстрее ответит», «Редкие цветы», «Букет цветов».

5.Рассказы о цветах «Что самое главное», «Карлики и великаны»

6.Практическая работа «Знакомство с увеличительными приборами» «Чудесная лаборатория».

  1. Жизнь комнатных растений весной.
  1. Значение перевалки и пересадки комнатных растений, как улучшение условий для питания растений. Правила пересадки и перевалки комнатных растений: сроки, величина горшка, удаление старой земли и отмерших или больных частей корня, поливка.
  2. Знакомство с землями, применяемыми в цветоводстве – дерновая, листовая, перегной, песок.
  3. Цветочная посуда – горшки, поддонники, плошки, ящики, кадки, лейки, опрыскиватели.
  4. Практическая работа. Подготовка земли, песка, горшков. Пересадка комнатных растений.
  5. Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития комнатных растений.
  6. Виды удобрений. Практическая работа. Подкормка комнатных растений.
  7. Опыт: Влияние света на рост и развитие черенков.
  8. Итоговое занятие. Работа с карточками по теме «Комнатные растения весной».

  1. Весенние работы в оранжерее и на участке.
  1. Экскурсия по учебной оранжерее. Рассказать о значении выращивания рассады, как одного из методов, позволяющих ускорить зацветание растений.
  2. Выращивание цветочной рассады.

       3.Условия, необходимые для выращивания рассады. Игра «Определи, какого условия не хватает».

4. Правила подготовки ящиков для посева. Земля, используемая для выращивания рассады. Практическая работа «Наполнение ящиков».

5.Способы посева: разбросной и рядовой. Глубина заделки семян.

6. Практическая работа. Посев семян георгин, настурции, бархатцев.

7.Наблюдение за сеянцами. Уход.

8. Практическая работа по уходу за сеянцами.

9.Пикировка рассады. Значение пикировки. Правила пикировки. Пикировка.

10.Уход за распикированной рассадой. Рыхление, полив, прополка.

11.Итоговое занятие по данной теме:  «Мы - юные агрономы».Знакомство с первоцветами.

12.Весенние работы на участке (сбор мусора, весенняя обработка почвы).

      13. Жизнь комнатных растений весной. Праздник «День Цветка».

14. Высадка рассады в цветник. Подготовка почвы. Правила посадки рассады цветочно-декоративных растений.

15. Экологические игры: «Краски лета», «Хоровод  лепестков», «Легенды о цветах». Загадки. Викторины.

16. Итоговое занятие. Анкетирование.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

I.

Вводное занятие.

1

1

-

II.

Осенние работы в цветнике.

8

-

8

III.

Мир комнатных растений.

6

6

-

IV.

Почва – необходимое условие для выращивания комнатных растений.

4

1

3

V.

Влияние среды и ухода на рост и развитие растений.

5

2

3

VI.

В мире интересного.

11

6

5

VII.

Жизнь комнатных растений в зимний период.

7

2

5

VIII.

Проведение лабораторных работ по цветоводству.

5

1

4

IX.

Размножение комнатных растений.

5

2

3

X.

Подготовка семян к посеву.

6

-

3

XI.

Выращивание цветочной рассады.

8

4

4

XII.

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения и высадка рассады в цветник.

8

1

7

Итого:

72

27

45


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие.
  1. Беседа. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Озеленение наших городов.

  1. Осенние работы в цветнике.
  1. Знакомство с разнообразием цветущих растений в цветнике осенью. Экскурсия по участку школы.
  2. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора, первичная обработка, условия хранения.
  3. Практическая работа. Посадка однолетних цветущих растений в горшки для продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений.
  4. Практическая работа. Сбор растений цветника для учебного гербария.
  5. Засушивание цветочных растений для композиций панно.
  6. Практическая работа. Оформление гербария.
  7. Оформление коллекции семян цветочно-декоративных растений.
  8. Практическая работа на участке. Удаление отцветших остатков цветочно-декоративных растений на участке.

Осенняя обработка почвы. Правила осенней обработки почвы.

  1.  Мир комнатных растений.
  1. «Откуда эти пришельцы?» История комнатного цветоводства. Комнатное цветоводство в наши дни.
  2. Многообразие комнатных растений. Экскурсия в оранжерею.
  3. Экологическая игра – «Путешествие по тропическим лесам». Знакомство с особенностями цветочно-декоративных растений тропических лесов.
  4. Экологическая игра – «Путешествие по субтропикам». Знакомство с особенностями цветочно-декоративных растений субтропиков – занимательный материал.
  5. Экологическая игра – «Путешествие по далеким пустыням». Знакомство с комнатными растениями пустынь – занимательный материал.
  6. Условия, необходимые для выращивания комнатных растений (свет, тепло, влага, воздух, почва).

  1. Почва – необходимое условие для выращивания комнатных растений.
  1. Виды почв и их характеристика. Практическая работа по определению почвы.
  1. Влияние почвы на рост и развитие растений. «Земляная кухня».
  2. Практическая работа. Влияние почвы разного состава на рост и развитие растений (растения должны быть одного возраста, роста и одинаковой силы развития).
  3. Практическая работа. Влияние состава почвы на рост и развитие традесканции.

  1. Влияние среды и ухода на рост и развитие растений.
  1. Практическая работа. Влияние на развитие комнатных растений температуры воздуха.
  2. Практическая работа. Влияние поливки на растения в осенний период (традесканция).
  3. Практическая работа. Влияние освещенности на рост и развитие растений.
  4. Влияние ухода на развитие комнатных растений.
  5. Итоговое занятие по теме.
  6. Игра: «Угадай, что нужно?».

  1.  В мире интересного.
  1. Почему цветут цветы? (Строение цветка, пыльца-путешественница, крылатые почтальоны)
  2. Практическая работа с микроскопом «Как попасть в чудесную лабораторию?».
  3. Расселение без семян (черенками, прививкой, листьями и т.д.).
  4. Лекарственные комнатные растения.
  5. Практическая работа. Организация выставки «Лекарство на наших окнах».
  6. Легенды и предания о комнатных цветах.
  7. Искусство дарить цветы. Цветы в поэзии.
  8. Проведение конкурса на лучший рассказ, сказку «Мой любимый цветок».
  9. Проведение конкурса рисунков на тему: «Зеленые друзья наших комнат».
  10. Целебная клумба. Лекарственные растения наших участков.
  11. Оформить выставку рисунков «Лекарственные цветочно-декоративные растения наших участков».
  12. Итоговое занятие «Загадки растительного мира» (викторина, загадки, стихотворения о цветочно-декоративных растениях).

  1.  Жизнь комнатных растений в зимний период.
  1. Практическая работа. Текущий уход за комнатными растениями (рыхление почвы, мытье горшков, удаление пожелтевших листьев и т.д.)
  2. Кактусы в зимний период.
  3. Практическая работа. Осмотр растений. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, замеченных на растениях.
  4. Практическая работа. Проведение простейших методов борьбы с вредителями.
  5. Значение паспортизации комнатных растений. Практическая работа по паспортизации комнатных растений (схематично).

  1.  Проведение лабораторных работ по цветоводству.
  1. Экскурсия в оранжерее. Рост и развитие комнатных растений оранжереи в зимний период.
  2. Итоговое занятие по данной теме.
  3. Как из финика вырастить пальму. (Проверить способы, влияющие на прорастание семян – обливание горячей водой, подпиливание).
  4. Как из бальзамина получить желтую краску и как изменить окраску листа бегонии.
  5. Что можно сделать с пеларгонией. Духи из листьев.
  6. Путешествие под микроскопом (лаборатория зеленого листа).
  7. Дикие растения на наших окнах (ночная фиалка, луговой чай, ландыш, гусиный лук).

  1. Размножение комнатных растений.
  1. Размножение комнатных растений черенками. Растения, размножающиеся черенками. Игра: «Как размножается данное растение?».
  2. Правила черенкования. Практическая работа по черенкованию.
  3. Размножение комнатных растений листьями, частью листа, знакомство с данными растениями. Практическая работа «Размножение комнатных растений листьями и частью листа».
  4. Посадка укоренившихся черенков и листьев. Уход. Игра: «Назови, как размножается данное растение».
  5. Итоговое занятие по данной теме. Отбор прижившихся черенков, листьев. Проводить дальнейшие наблюдения за данными растениями.

  1. Подготовка семян к посеву.
  1. Значение подготовки семян к посеву. Очистка семян, определение процента всхожести.
  2. Практическая работа по определению всхожести семян. Условия, необходимые для определения процента всхожести.
  3. Подведение итогов по определению всхожести семян, предназначенных к посеву.

  1. Выращивание цветочной рассады.
  1. Значение выращивания рассады в помещении, как одного из методов, позволяющих ускорить зацветание растений.
  2. Условия, необходимые для выращивания рассады. Игра: «Определи, какого условия нет?».
  3. Правила подготовки ящиков для посева. Земля, используемая для выращивания рассады. Практическая работа. Набивка ящиков.
  4. Способы посева: разбросной и рядовой. Глубина заделки семян. Практическая работа. Посев семян георгина, настурции, петуньи.
  5. Сроки высева семян у различных видов однолетних.
  6. Правила ухода за посевами. Правила проведения пикировки. Практическая работа. Пикировка георгинов, бархатцев.
  7. Правила ухода за распикированными сеянцами. Практическая работа: Прополка, рыхление, полив.
  8. Итоговое занятие. Игра: «Мы – юные агрономы».

  1. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения и высадка рассады в цветник.
  1. Понятие о почве. Питание растений из почвы. Практическая работа: Весеннее определение «зрелости» почв.
  2. Весенняя обработка почвы. Практическая работа. Борьба с сорняками.
  3. Удаление корневищ пырея, осота и других сорняков.
  4. Практическая работа. Высадка рассады в грунт. Подготовка ямок, внесение перегноя и полив.
  5. Практическая работа. Проведение текущего ухода за высаженной рассадой. Полив, рыхление, прополка.
  6. Практическая работа. Засушивание и зарисовка отдельных экземпляров высаживаемых растений.
  7. Практическая работа. Посев семян однолетних цветов в грунт.
  8. Итоговое занятие.


ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДОВАНАЯ ПЕДАГОГУ

  1.Баранова MB. Лилии. - Л.: А гром ром из дат, 2000.

  2.Верзилин Н.М. Внеурочные работы по биологии. Учпедиздат, переизда-   ние  – 2000.

  3.Вечнозелёные друзья наши. Приусадебное хозяйство, 2007, №6, стр.61.

  4.Герасимов С.О. Комнатное цветоводство. М.Нива России – 2003.

  5.Глинкин В.А. Искусство современному интерьеру – школьнику.   М.Просвещение – 2004.

  6.Журкова Е.Н. Комнатные растения. Справочная книга для учителя.    М.Просещение – 2008.

  7.Захлебный А.К. Экологическое воспитание школьника во внеклассной работе. М.Просвещение – 2004.

  8.Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения. Книга для учителя. М.Просвещение – 2000.

  9.Сосновский И.П. Уголок природы в школе. М.Просвещение – 2001.

  10.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.

  11.Чурикова А. А. Учебная книга цветоводства.

  12.Федорук AT. Справочник цветовода. - Минск: Урожай, 2004.

  13.Шклярова М.М. Лианы и ампельные растения в интерьере. - 2005.


ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДОВАННАЯ УЧАЩИМСЯ

  1. Верзилин Путешествие с комнатными растениями. - Л.: Изд-во «Детская литература», переиздание, 2000.
  2. Дилакторская Н. Упрямая луковица. - Л.: Изд-во «Детская литература», 2001.
  3. Глинкин В.А. Искусство современному интерьера– школьнику. М.Просвещение – 2004.

4.  Залеская Л.С. Растение в городе. М.Просвещение – 2007.

5. Зиновьева Н.Ф. Комнатное цветоводство. Ташкент – 2008.

Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Л.Наука – 2003.

6.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.

7. Хессайон Д. Всё о комнатных растениях. Перевод с английского – 2000.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

На   занятиях  школьники  знакомятся с  разнообразием декоративных и комнатных растений, их географическим месторасположением и историей появления в наших домах, их биологическими особенностями.

Рассматриваются растения различных климатических зон, изучаются разделения по экологическим группам.

В основу занятий положены практические работы. Учащиеся приобретают навыки по выращиванию и размножению комнатных растений и декоративных культур, правильному уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы.

В теоретических сведениях даются биологические обоснования проводимым работам и технике их выполнения.

Главное внимание на занятиях должно уделяться изучению агротехники цветочно-декоративных растений, работе по озеленению, составлению композиций из цветов, постановке опытов, а так же изучению и охране природы. Занятия призваны повышать уровень экологического воспитания учащихся, способствовать развитию нравственных и эстетических норм. Одновременно на занятиях объединения у ребят вырабатывается способность к анализу, самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...