Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.
    статья по теме

    Георгиева Татьяна Григорьевна

    В данной статье представлен обзорный материал  по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Благоевская средняя общеобразовательная школа»

    Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.

    Автор: Георгиева Татьяна Григорьевна

    учитель химии и экологии

    п.Благоево

    Удорский район

    Республика Коми.

    п.Благоево

    2014г

    Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым

    Жан Жак Руссо

        На сегодняшний день проблема здоровья детей, как будущего нации, как никогда актуальна. От чего зависит сегодня здоровое развитие ребенка? В основном, здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие, определяется средой, в которой ребенок живет. У детей 6-17 летнего возраста такой средой является система образования, в которой он проводит до 70% времени бодрствования.

        По данный Института возрастной психологии РАО, традиционная школьная среды порождает ряд факторов риска разрушения здоровья ребенка, таких как:

    1. Стрессовая педагогическая тактика.
    2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника.
    3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
    4. Интенсификация учебного процесса и т.д.

         Исходя из представленных данных, можно сказать, что традиционная организация процесса обучения создает у школьника постоянные стрессовые перегрузки, приводящие к «сбою» механизмов саморегуляции физиологических функций и способствует развитию хронических болезней.   Следовательно, современному педагогу необходимо в корне изменить само представление о процессе обучения, закладываемое в педагогических ВУЗах, на основе устаревших методик преподавания.

    В основу современного образования, согласно содержанию ФГОС, заложен принцип здоровьесбережения, как технологии обучения.  Технологию, в применении к данной проблеме, можно рассматривать, как здоровьесберегающую деятельность, которая по-новому формирует отношения между образованием и воспитанием. Теперь воспитание находится в рамках человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, который направлен на сохранение, укрепление и приумножение здоровья ребенка.

        Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие следующим критериям:

    • Почему и для чего? – четкое и однозначное определение целей и задач обучения;
    • Что? – целесообразный отбор и структура содержания образования;
    • Как? – оптимальная организация образовательного процесса, с учетом физиологических и психических особенностей учащихся;
    • С помощью чего? – оптимальный подбор методов, средств и приемов обучения;
    • Кто? – реальный уровень квалификации учителя
    • Так ли это? – объективная оценка результатов обучения, корректировка.

       Профессор Н.К.Смирнов определили здоровьесберегающие технологии, как совокупность психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию собственного представления о здоровье, как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.   Какие же технологии, методы, приемы, по мнению педагогов и психологов, помогут оптимально реализовать принцип здоровьесбережения в современной школе?

    Прежде всего – это технологии, направленные на личносто-ориентированнное образование, на основе  системно-деятельностного подхода.

    Попробуем перечислить некоторые из них.

       Технологии сотрудничества. К спектру таких технологий, несомненно, можно отнести методы проектной и исследовательской деятельности; технологии группового обучения.  Основной идеей здесь является снятие стрессового состояния у учащихся через совместную, групповую деятельность, направленную на достижение какого-либо результата. При выполнении совместных проектов и исследований, работе по решению проблемы в группе, срабатывает принцип «С миру по нитке», где каждая выдвинутая гипотеза может оказаться истиной. Следовательно, появляется шанс реализации латентных способностей у учащихся, повышается уровень самооценки, появляется чувство уверенности в своих силах, что способствует формированию у ребенка положительного настроя на процесс обучения, как способ самореализации. К тому же, тематика поставленных проблем может также содержать идею ценности здоровья.  Так, например, при изучении на уроках темы «Спирты» можно рассмотреть свойства спиртов в ракурсе воздействия на живые организмы.

       Реализация проектов во внеурочной деятельности расширяет возможности для формирования у ученика сознания значимости собственного здоровья через тематику проектов.  В спектре предмета химия это могут быть работы по здоровому питанию, содержанию загрязняющих веществ в природных водах, воздействию современных синтетических материалов на качество жизни и многое другое.  

        Технологии проблемного и эвристического обучения. Здесь мы можем рассмотреть такие варианты, как метод мозгового штурма, метод синектики, технологию ТВУ (технология встречных усилий) и т.д.  Основная идея этим методов, приемов, технологий – постановка проблемы, решение которой требует от ученика активизации своих внутренних мыслительных процессов, поиск решения проблемы через призму собственного восприятия, личностного опыта.

        Не стоит обходить стороной технологию диалогового обучения, или так называемого проблемного диалога. «В споре рождается истина» - гласит народная мудрость. Во время диалога ученика с учеником, ученика с учителем создается благоприятный психологический микроклимат в классе. Ребенок раскрепощается, вступает в спор, учится отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, проанализировав представленные факты.

    Применение перечисленных технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать:

    • благоприятный микроклимат в классе;
    • оптимальные условия для самореализации способностей учащихся и их самовыражения;

    учесть:

    • особенности класса в целом и каждого учащегося в частности;

    предупредить:

    • перенагрузки у учащихся через разнообразные формы работы – коллективной и индивидуальной деятельности.

         Курс химии играет немаловажную роль в формировании у учащихся общих знаний о здоровье. Она служит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе очень важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула – клетка – организм».  Изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья. Химические знаний позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека, посредством исследовательской, экспериментальной  и проектной деятельности. Умение решать химические задачи позволяет определить содержание биологически активных веществ как в организме, так и в продуктах питания, оценить степень риска влияния производства на окружающую среду и здоровье человека.

        Как мы видим, существуют различные методы сохранения и укрепления психического и физического здоровья ученика в процессе обучения. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность:

    • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учетом их индивидуальных психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления) и индивидуального темпа работы;
    • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определенные сроки с определенным уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья ученика и учителя;
    • осуществлять непрерывную связь с теорией деятельностного подхода в обучении;
    • организовывать самостоятельную работы учащихся, научить их работать со справочным материалом.

    Библиографический список:

    1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3
    2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М.  Педагогика нового времени. Современный урок. Альтернативные уроки/Учитель. – 2007.-часть 4.
    3. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11
    4.    Погребняк, Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.

       

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии

    По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...

    Интернет-технологии как фактор повышения мотивации к обучению английского языка

    Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность измени...

    Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению

    За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...

    Выступление на тему «Новые педагогические технологии, как фактор повышения мотивации к уроку»

    Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

    Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"

    Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо:...

    Здоровьесберегающие технологии, как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся

    Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны ...

    «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации школьников к обучению».

    В этой статье указывается о здоровьезберегающих технологиях,которые применяются в ГБОУ СОШ №556.Главная цель физического воспитания научить ребенка быть здоровым. Особую актуальность представляет здор...