Воспитательское занятие "Передай добро по кругу"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

 Занятие было использовано для проведения беседы с обучающими воспитанниками 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereday_dobro_po_krugu.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат V вида.

Г. Зернограда, Ростовской области.

Час этики для учащихся 7-8 классах на тему:

«Передай добро по кругу»

                       

                                          « И если кому-то поможет                         .                                              Твоя доброта, улыбка твоя ,                                                               .                                              То день не напрасно был прожит,                                              

                         Значит живешь ты не зря.» 

 

                           

         

                                                                                                                                                                          Подготовила и провела:        

                                         Куприенко С. П.                                                           

                                                         

           

                                      2011 год.

   

                                                                               

             

Цели и задачи:

  • сформировать в сознании детей понятия «доброта» расширить знания о доброте и её роли в жизни каждого человека;
  • формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
  • способствовать расширению нравственного опыта подростков: их познанию себя через познания и понимания своего друга;
  • обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • обучать толерантно, выражать свои негативные чувства (недовольство, обида, огорчение)
  • воспитывать чувство любви уважения к пожилым людям и малышам;
  • сделать общение более непосредственным и свободным;
  • коррекция памяти, мышления и речи.

Форма:

  • беседа с элементами тренинга;
  • групповое обсуждение;
  • анализ поступков;
  • инсценировка;
  • организационно - деятельная игра;

Подготовительный этап:

  • подготовка рассказов по теме;
  • фото - монтаж;
  • оформление игровой комнаты;
  • музыкальное сопровождение;
  • подборка пословиц, поговорок;
  • плакаты о добре;
  • разучивание стихов;

Оборудование:

  • фотомонтаж;
  • выставка книг;
  • памятки, плакаты;
  • стенд пословиц и поговорок;
  • 6 «деревень доброты»
  • магнитофонная запись песен;

Ход беседы

(звучит музыка)

  • Ребята давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закройте глаза.
  • Откройте глаза. Вы почувствовали тепло от рук своих друзей? Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня во время беседы у нас была атмосфера единения, тепла и добра. Беседа так и называется «передай добро по кругу»
  • Садитесь. Доброта. Какое старое словам.  Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

   Ребенок: Прикоснись ко мне добротой,

   И болезни смоет волной,

  И печаль обойдет стороной,          Озарится душа красотой.

       

 

  • Ребята, прочитайте плакаты и подумайте, что такое доброта.
  • Какого человека можно считать добрым?

У каких людей больше друзей - у злых или у добрых? Почему?

  • Можно ли человека заставит быть добрым?
  • Были у вас случаи, когда вас обидели? Какие вы при этом испытали чувства?
  • А вы   обижали других? Что вы испытывали после этого?
  • Я поручила Борису найти в словаре Сергея Ивановича Ожегова, определение слова «доброта»

Борис: добро - всё положительное, хорошее, полезное. Ребенок: В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

Будет добрым пусть всегда!

  • Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца - это сады,

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела – плоды.

  • Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом добрыми словами и добрыми делами.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. А для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе дружно, сообща дерево за деревом мы посадим наш сад

Дерево №1

  • И первое дерево - это дерево добрых слов.

Ребёнок: В жизни немало страниц

        Мрачных, тяжёлых, суровых,        

Хочется дружеских лиц,

Хочется доброго слова.

Вывод отсюда простой,

Это любому понятно:

Маленькой кошке и то

 Доброе слово приятно.

Пусть тишина и покой

 В сердцах поселятся снова!

Пусть на планете земной

Царствует доброе слово!

  • Ребята.  вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось добро» (добродушный, доброта, добросердечный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день, добропорядочный, доброжелательный, добродетельный).
  • Молодцы. А теперь вам такое задание. Вы должны злые, недобрые слова заменить противоположными, добрыми.

Грубость - вежливость

Ненависть - любовь

Обман - доверие

Злость - доброжелательность

Унижение - уважение

Равнодушие-внимательность

  • Вспомните пословиц на эту тему: « доброе слово и кошке приятно»
  • Давайте вспомним слова - комплименты. Встаньте в круг. Этот шарик вы будете передавать друг другу, произнося добрые слова, слова - комплименты.

(Тренинг «комплимент» }.

  • Антон Павлович Чехов писал: « в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
  • А какие положительные качества вы цените в человеке? Подберите к ним антонимы.

Вот весы,  над одной чашей напишем положительные качества, над другой- отрицательные, [двое детей работают у доски)

  • Какой вывод можно сделать? Почему? Чтобы вы посоветовали тем, у кого чаша с отрицательными качествами перевешивает положительную?

Добро и зло всегда идут рядом так же, как любовь и ненависть. Положительные качества не даются человеку от рождения, их надо воспитывать день за днем. И тогда вас все будут любить.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg


'

  • Ребята, обратите внимание на этот стенд. Елена Александровна подобрала нам книги о добре, о добрых делах, о милосердии, о толерантности. Произнесите все вместе это новое слово « толерантность». Это слово обозначает терпимость. Давайте послушаем Елену Александровну.

Библиотекарь: каждый из нас время от времени попадет в конфликтные ситуации: с кем - то ссорится, получает незаслуженное обвинение. Каждый по - своему выходит из подобной ситуации, кто - то «даёт сдачи », кто - то и обижается, плачет. А можно уйти от этого с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

  1. « тебе наступили на ногу и не извинились».
  2. «ты договорился о встречи с другом, а он не пришел»

Решить эти ситуации вам помогут книги (обзор)

  • книга - учитель, книга - наставник, книга - близкий товарищ и друг.

Воспитатель:  у вас у каждого бланки -  вопросники. 15 характеристик, перечисленных в вопроснике, свойственны толерантности личности. Заполните вопросник.

  • Внимание на доску. У меня такой же бланк, как и у вас. Сейчас мы посмотрим, какие толерантные качества характерны для нашей группы.

Поднимите руки, кто отметил у себя 1 пункт, 2 пункт и т. д. (Анализ)


Дерево №2

Наполнили наше дерево добрыми слова, и оно никогда не завянет. А теперь я предлагаю посадить дерево дружбы.

Как вы понимаете слово «дружба»?

Кто твой друг?

Что значит дружить?

Произнесите слово «дружба». Что вам вспоминается Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Не имей 10Оруб, а имей        (друзей)

Человек без друзей, что дерево без....(корней)

Дерево живет корнями, а человек...(друзьями) Старый друг лучше ....(новых двух).

  • А ещё есть немецкая пословица: дружба это дерево, которое следует поливать.
  • Как вы её понимаете?

Ребенок:

Дружба крепкая у нас

Ей гордится наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну а если у кого – то

Приключиться вдруг беда

Огорчаться нет причин:

Мы поможем всем всегда.

Если радость у кого - вместе радуемся мы.



Дерево№3

  • А это дерево- «Дерево хороших поступков». Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - это то, что мы называем счастьем. Заботься о счастье других, мы находим собственное счастье. Доброта, человечность, милосердие, доброжелательность...    Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ - интернатов, к инвалидам, воинам - афганцам. Некоторые родители, даже имея своих детей, берут на воспитание детей сирот. Вот в такой большой и дружной семье живет наша Олеся. Она подготовила фотомонтаж. «Загляните в семейный альбом», (выступление Олеси Сабрековой) (фон - «Загляните в семейный альбом».)
  • Ребята, а проявления героизма - это добрый поступок? Мне припомнился случай, который произошел 20 лет назад.

В Ереване, среди бела дня на глазах у множества людей троллейбус с пассажирами рухнул с высокой дамбы ереванского водохранилища и затонул.

Чтобы организовать спасения, надо было время а его не было. Были считанные минуты. Настоящим чудом было то, что в этот момент на дамбе появилась группа спортсменов, среди которых оказался пловец-подводник Шарваш Карапетян. Он нырнул в воду и выбил стекло в салоне .

Шаварш сумел спасти 20 человек. Он и его товарищи показали, на что способен человек, если знает, что от него зависит многое.

А героизм наших людей во время Великой Отечественной Войны! Вы были на встрече с ветеранами, посвящённому дню освобождения нашего города. И наверняка, запомнили их рассказы о том суровом времени, суровом и героическом. Но душевная теплота, чувство сострадания, милосердия и доброта наполняли смыслом их жизнь. И такими они и остались. Вы видели их глаза. Это глаза бесконечно добрых и поистине человечных людей.

Есть такое золотое слово «сострадание». Что оно обозначает? (это когда чувствуешь боль чужого человека, как свою).

Вы, наверно встречали людей с физическими недостатками, инвалидов. Надо ли проявлять участие в их жизни? Жалеть их и помогать? Как? Нельзя причинять даже самое маленькое страдание ни одному живому существу.

Как вы относитесь к людям, которые обижают животных?

А как вы относитесь к братьям нашим меньшим; ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Я знаю, что у Наташи Ф. есть, что рассказать о своих домашних животных. Давайте её послушаем. (Рассказ Наташи)

Воспитатель: наша русская природа, полна поэзии и красоты, трогает и волнует каждого человека.

Дерево №4

  • Мы с вами согрели добрыми лучами дерево добрых поступков, пусть растет крепким и здоровым.

А следующие дерево-  «дерево семейного счастья». Ребёнок:  В семейном кругу мы с вами растем, основа + основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

  • Ребята, почти у каждого из вас есть родители, которых вы очень любите и которые ради вас готовы на все. Родительская любовь - самая сильная любовь. Она святая.
  • а что значит, для вас почитать родителей?
  • Правильно, надо беречь самых близких вам людей, потому что их нельзя заменить ни друзьями, ни подругами, в самые горькие и трудные дни мы все равно обращаемся к своим родителям. Сейчас Максим прочитает нам памятку «заботливое отношение к родителям», (см. приложение)
  • дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, ненадобен и клад, коли в семье лад.

Итак, сценка «мир в семье всего дороже» (см. приложение).


        

Дерево № 5

-У дерева « Семейное счастье» давние и глубокие корни. У него высокая крона, устремленная вверх в будущее.

( Гимн интерната)

-А это гранатовое дерево под названием « Вместе дружная семья». Мы с вами живем в большом доме, нас много, как зернышек в гранате. Здесь мы живем, учимся, работаем.

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что жить в таком доме и сложно и интересно. И в нем, как нигде, повседневно, ежечасно должна рядом с нами жить доброта. Если вы по-доброму относитесь к друг другу, то эта доброта вернется по кругу к вам. « Поделись с улыбкою своей и она...» Улыбнись мне, а теперь друг другу, а теперь гостям. У вас поднялось настроение?

Давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.

( картинки - настроение на интерактивной  доске)

-Если у человека плохое настроение он может вызвать ссору, конфликт. У вас бывают конфликты? А со взрослыми? А что помогает их разрешить? (шутка, юмор, проявление толерантных чувств.) А что такое толерантность мы знаем.

-Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

  1. Кто - то вас толкнул. Как бы вы отреагировали?
  • будите плакать;
  • дадите « сдачу»;
  • сделаете замечание;
  • промолчите;
  • пожалуетесь воспитателю.
  1. Ваш приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
  • пожалуетесь;
  • будите кричать;
  • попытаетесь отобрать;
  • подеретесь.
  • Посмотрите комикс про осликов, (интерактивная доска).
  • Кто опишет ситуацию?

-Почему ослики сумели договориться?

Правильно, общее решение проблемы ведет к примирению.

Не обижай людей - придет расплата,

Нам счастья не сулит обида чья-то.

  • В нашем гранате есть маленькие- маленькие зернышки. Это малыши. Их много в нашем общем доме, они разные, но мы их любим и окружаем заботой и добротой.

-Как? Почему?

  • Мы передали добро по кругу, и оно к нам вернулось. Встречайте. Наши гости малыши ,и они приготовили нам сюрприз.

(Малыши читают стихи на религиозную тему, крепят на стенде солнышко с лучами -заповедями. Старшие дети дарят им шарики с пожеланиями).

  • Спасибо малышам за сюрприз. Да, действительно, наши дети посещают воскресную школу, где их окружает душевное тепло и сердечная доброта, а еще у них очень добрый, заботливый воспитатель Анастасия Валерьевна. Ей от нас самые добрые слова благодарности.

(уходят).

  • Как вы думаете, судить о человеке надо по их делам или словам?
  • О наших добрых делах в нашем общем доме « Вместе дружная семья». Андрей Ильин оформил фотомонтаж.

( под муз. ( « Виноградную косточку в теплую землю..»).

  • У меня в руках волшебный конверт с сердцем, которое готово любить и хранить в себе добро все 3 года, которые вы будите еще учиться в нашей школе. Опустите в конверт ваши ладошки- пожелания себе, педагогам, друзьям, родителям. Мы откроем егс на выпускном вечере.

(Под музыку « Мы желаем счастья...»  Дети опускают в конверт ладошки. )

  • Мы сегодня посадили сад доброты, наш сад наполнился добрыми поступками и делами. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполните его солнечным светом, добрыми словами и любовью. (Муз. фон усиливается. Дети дарят гостям сердечки, говорят комплименты, добрые слова)

Дети: - Добрым быть совсем непросто,

           Не зависит доброта от роста.

                 Не зависит доброта от цвета,

                    Доброта не пряник, не конфета.

           Только надо добрым- добрым быть

           И в беде друг друга не забыть.

                .            Литература.

        -Карнеги Д. «Как завоевать друзей…»

       - Газеты: «Педсовет» №5 2008; №112006; №3 2005; №11 2004.

     -Давыдова М.А. «Доброе слово, что ясный день». «Праздник в школе»№10                  

  2002г. 

  - Е. К. Лютова,  Г. Б. Менина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» , издательство «Речь» ; Санкт-Петербург, 2002г.

   -Е.М. Аджиева и др. «50 сценариев классных часов».

   -А.М. Байбаков и др. «Классные часы 10-11 классы».Волглград; Учитель    

    2006 г.

    - М.А. Алоева, В. Бейсова «Классные часы и родительские собрания в

     7-9 классах» Ростов-на- Дону, Феникс 2005 г.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

передай добро по кругу

занятие нравственного характера...

передай добро по кругу

Воспитательский час ...

Передай добро по кругу

Программа обучения в Школе Юного добровольца и создания детских добровольческих команд под эгидой РДЮО «Хрустальный мир»...

Воспитательское занятие "Добро и зло в человеке"

Данное занятие способствует формированию у детей с нарушением интеллекта основ личностной самооценки, обощить свои знания о добрых и злых качествах человека, воспитывать желание совершать добрые посту...

Проект "Передай добро по кругу"

Одним из средств восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, а именно формирования у молодежи нравственных чувс...

Воспитательский час«Добру пусть откроется сердце»

Цельвоспитательского часа:Формирование и развитие  нравственных качеств – доброта, сопереживание,   взаимопомощь.Задачи:- расширить знания подростков о доброте и её роли в жизни к...

Воспитательское занятие "Добру откроются сердца!"

Воспитательское занятие "Добру откроются сердца!"...