Главные вкладки

    Статья по теме:
    Использование элементов гарденотерапии в реабилитации детей с ОВР

    Хамматова Фаина Сафуановна

        Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями.

    Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_gardeno.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование элементов гарденотерапии в реабилитации детей с ОВР

    Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями.

    Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу.

              Для детей с ограниченными возможностями, живущих в городе, занятия гарденотерапией -  это уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся внимательными по отношению  к окружающим, доброжелательными и  уравновешенными.

    Выделяют следующие направления деятельности:

    -Огородническая, где  дети  знакомятся с различными видами семян овощных культур, сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,  зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.

    -Комнатные растения,  где дети получают навыки ухода  и содержания комнатных растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их содержания.

    В рамках проекта  «Наши зеленые друзья» в кабинете гарденотерапии проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, где их знакомят мнообразием растительного мира, со строением растений, формируют навыки ухода за ними. Дети под руководством воспитателя проводят наблюдения и эксперименты.

    Работа с растениями позволяет преодолеть негативные переживания, комплексно воспитывает в детях уверенность в себе, значимость.

    Весной дети участвуют в выращивании рассады цветочных, овощных культур, в дальнейшем высаживают их в теплицы и в цветники. Все лето совместно с воспитателем  с удовольствием трудятся, ухаживают за овощными культурами: выращивают помидоры, огурцы, укроп и др. В цветниках расцветают бархатцы, петунии, астры и др.

    Наблюдая и ухаживая за растениями в течение садово-огородного сезона, дети получают знания об этапах развития культуры, приобретают навыки работы с инвентарем, умение трудиться сообща. Воспитываются такие качества, как отзывчивость, взаимовыручка, ответственность.

    Социальным эффектом данного направления работы с детьми является экологическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание детей. Приобретая навыки ухода за растениями, дети смогут их использовать в повседневной жизни, в быту и при выборе будущей профессии.

    Коррекционные возможности гарденотерапии проявляются в:

    -Развитии познавательной активности;

    -Коррекции эмоциональной сферы;

    -Расширении функциональных возможностей кистей рук;

    -Развитии элементов трудовых навыков.

    Посильная интересная работа доставляет детям радость, повышается их социальная и личностная значимость, расширяется круг общения, обогащается социальный опыт, развивается эмоционально-волевая сфера.

                                                                       Воспитатель Хамматова Ф.С.

    «Мир комнатных растений»

    Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками. Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами? Какие искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стекла окон.

    Мы с удовольствием наблюдаем за их ростом и радуемся, когда наши прекрасные зеленые растения цветут. В эти минуты окончательно забывается вся дневная суета и проблемы, отдыхаешь душой и узнаешь что-то для себя новое. Растения переносят нас в детство, напоминают об ароматах лета.

    Зеленый мир комнатных растений заинтересует и ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

    Но не каждый ребенок обращает внимание на растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И привлечь к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

    Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную форму жизни, начинает видеть в растении особое  живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

    Ребенок будет больше интересоваться растениями, если узнает от взрослых об их происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов (у таких растений широкие листья, яркая зеленая окраска) – их следует обильно поливать и опрыскивать, ведь они плохо переносят комнатный воздух. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли «запасать» ее в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто.

    Интересны опыты с комнатными растениями, можно их размножить листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом легко и надежно укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс, металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5—15 растений. Положите лист на стекло и лезвием перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, поместите лист на чистый влажный песок в какой-нибудь лоточек и накройте стеклом. Не забывайте поливать и ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Первые побеги появляются через 20 дней. Еще через месяц каждое растение можно пересаживать в отдельный горшок. Перечень исследований можно продолжить. А можно и придумать вместе с детьми разнообразные игры с живыми растениями.

    Игра «Какого растения не стало?»: на столик выставляется три, четыре растений. Ребенок  их запоминает. Взрослый предлагает закрыть глаза и убирает одно из растений. Малыш открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

    Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Какое растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

    Игра «Найди по описанию»: взрослый загадает растение, рассказывает о нём, не называя его. А ребенок по рассказу называет это растение.

    Можно задавать вопросы: «Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?», «На что похожи листья фиалки? На что похожи листья фикуса» и т. д.

    Усвоенное в результате наблюдений вызывает новые вопросы: что? как? почему? Не торопитесь отвечать, лучше помогите ребенку самостоятельно найти ответ. И обязательно похвалите за догадливость. Успехов вам и все новых и новых открытий!

    Хамматова Фанзалия Сафуановна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»

           Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабо...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ –ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    использование ИКТ –технологий в обучении детей с ОВЗ...

    Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

    В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

    Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

    Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

    «Возможность использования метода проектов в обучении детей с множественными нарушениями»

    В статье представлен  опыт работы по проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста С ТМНР. Материалы представлены в формате презентации....

    Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

    Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...