Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГАРДЕНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
    статья

    С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

    Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.

    Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

    Кроме перечисленных инновационных технологий, существует инновационная технология - гарденотерапия, на которой остановлюсь подробнее.

    Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями. В Древнем Египте, людям, отстающим в развитии, прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.

    (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.)

    Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки.

    Направления деятельности гарденотерапии

    • «Комнатное цветоводство», где используются дидактические игры: «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?», «Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка»,«Чего Не Стало?»
    •  «Путешествие в природу.» Лекарственные растения - аптека под ногами. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения. Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем».
    •  «Букеты и приветы» Художественный труд с природным материалом. Экскурсии с целью сбора природного материала. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, и другие виды творческой рукотворной деятельности.

    Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе.

    Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально- волевую сферу.

    Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного

    сопереживания, соучастия, эмпатии (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.

    Гарденотерапия рассчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах – интеллектуальной и физической. В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

    В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям. В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки.

    Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков.

    Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры) При использовании гарденотерапии в работе с детьми,

    одним из важных элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

    Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ.

    Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

    Мир комнатных растений

    Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками. Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами?

    Какие искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стекла окон. Мы с удовольствием наблюдаем за их ростом и радуемся, когда наши прекрасные зеленые растения цветут. В эти минуты окончательно забывается вся дневная суета и проблемы, отдыхаешь душой и узнаешь что-то для себя новое. Растения переносят нас в детство, напоминают об ароматах лета.

    Зеленый мир комнатных растений заинтересует и ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Но не каждый ребенок обращает внимание на растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И привлечь к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

    Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений.

    Только с помощью взрослых ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

    Ребенок будет больше интересоваться растениями, если узнает от взрослых об их происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов (у таких растений широкие листья, яркая зеленая окраска) – их следует обильно поливать и опрыскивать, ведь они плохо переносят комнатный воздух. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли «запасать» ее в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто.

    Интересны опыты с комнатными растениями, можно их размножить листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом легко и надежно укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс, металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5—15 растений. Положите лист на стекло и лезвием перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, поместите лист на чистый влажный песок в какой-нибудь лоточек и накройте стеклом. Не забывайте поливать и ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Первые побеги появляются через 20 дней. Еще через месяц каждое растение можно пересаживать в отдельный горшок. Перечень исследований можно продолжить. А можно и придумать вместе с детьми разнообразные игры с живыми растениями.

    Игра «Какого растения не стало?»: на столик выставляется три, четыре растений. Ребенок их запоминает. Взрослый предлагает закрыть глаза и убирает одно из растений. Малыш открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

    Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Какое растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

    Игра «Найди по описанию»: взрослый загадает растение, рассказывает о нём, не называя его. А ребенок по рассказу называет это растение.

    Список литературы

    1.Васильева И.И., Иванова О.Л. Фантазии цвета. Ектб., 2009

    2.Иванова И.В., Орлова Е.Е. «Цветоводство»

    Экспериментальная авторская программа начальной профессиональной подготовки для сельских лицеев и школ. – М., 2011

    3.Изобразительное искусство и художественный труд, 1-8 классы. – М.., 2005.

    4.Корецкая Т.Л., Моисеев А.П. Комнатные растения (универсальный справочник).

    5. Пивоварова И.Б. Изобразительное искусство, 2008.

    6.Ровнова З.А., Устинова Е.В. Творческая реабилитация детей с ОВЗ средствами изодеятельности, Ектб., 2010

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл olya_statya.docx21.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГАРДЕНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

    С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

    Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.

    Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

    Кроме перечисленных инновационных технологий, существует инновационная технология - гарденотерапия, на которой остановлюсь подробнее.

    Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями. В Древнем Египте, людям, отстающим в развитии, прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.

    (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.)

    Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки.

    Направления деятельности гарденотерапии

    • «Комнатное цветоводство», где используются дидактические игры: «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?», «Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка»,«Чего Не Стало?»
    •  «Путешествие в природу.» Лекарственные растения - аптека под ногами. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения. Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем».
    •  «Букеты и приветы» Художественный труд с природным материалом. Экскурсии с целью сбора природного материала. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, и другие виды творческой рукотворной деятельности.

    Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе.

    Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально- волевую сферу.

    Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного

    сопереживания, соучастия, эмпатии (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.

    Гарденотерапия рассчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах – интеллектуальной и физической. В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

    В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям. В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки.

    Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков.

    Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры) При использовании гарденотерапии в работе с детьми,

    одним из важных элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

    Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ.

    Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

    Мир комнатных растений

    Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками. Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами?

    Какие искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стекла окон. Мы с удовольствием наблюдаем за их ростом и радуемся, когда наши прекрасные зеленые растения цветут. В эти минуты окончательно забывается вся дневная суета и проблемы, отдыхаешь душой и узнаешь что-то для себя новое. Растения переносят нас в детство, напоминают об ароматах лета.

    Зеленый мир комнатных растений заинтересует и ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Но не каждый ребенок обращает внимание на растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И привлечь к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

    Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений.

    Только с помощью взрослых ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

    Ребенок будет больше интересоваться растениями, если узнает от взрослых об их происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов (у таких растений широкие листья, яркая зеленая окраска) – их следует обильно поливать и опрыскивать, ведь они плохо переносят комнатный воздух. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли «запасать» ее в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто.

    Интересны опыты с комнатными растениями, можно их размножить листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом легко и надежно укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс, металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5—15 растений. Положите лист на стекло и лезвием перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, поместите лист на чистый влажный песок в какой-нибудь лоточек и накройте стеклом. Не забывайте поливать и ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Первые побеги появляются через 20 дней. Еще через месяц каждое растение можно пересаживать в отдельный горшок. Перечень исследований можно продолжить. А можно и придумать вместе с детьми разнообразные игры с живыми растениями.

    Игра «Какого растения не стало?»: на столик выставляется три, четыре растений. Ребенок их запоминает. Взрослый предлагает закрыть глаза и убирает одно из растений. Малыш открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

    Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Какое растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

    Игра «Найди по описанию»: взрослый загадает растение, рассказывает о нём, не называя его. А ребенок по рассказу называет это растение.

    Список литературы

    1.Васильева И.И., Иванова О.Л. Фантазии цвета. Ектб., 2009

    2.Иванова И.В., Орлова Е.Е. «Цветоводство»

    Экспериментальная авторская программа начальной профессиональной подготовки для сельских лицеев и школ. – М., 2011

    3.Изобразительное искусство и художественный труд, 1-8 классы. – М.., 2005.

    4.Корецкая Т.Л., Моисеев А.П. Комнатные растения (универсальный справочник).

    5. Пивоварова И.Б. Изобразительное искусство, 2008.

    6.Ровнова З.А., Устинова Е.В. Творческая реабилитация детей с ОВЗ средствами изодеятельности, Ектб., 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов сказкотерапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

    В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов сказкотерапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников....

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

    Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

    Наука о движении и ее особенности в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    АннотацияСтатья посвящена применению Кинезиологии в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.При работе с различными группами...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

    Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...

    Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...