ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья

Борисова Ирина Александровна

В данной статье описаны  эффективные техники арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borisova_i.a.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

БОРИСОВА И.А.

педагог-психолог:  ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Данные статистики всех стран мира говорят о том, что число детей с интеллектуальной  недостаточностью с каждым годом увеличивается, поэтому  этой проблеме  уделено особое внимание. В связи с этим обстоятельством становится актуальным вопрос создания условий для реализации максимальной коррекции когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития, которая поспособствует их благополучной адаптации  в  социуме.

           Современная тенденция образования подразумевает полное приобщение детей с нарушением интеллекта к общественной жизни с помощью инклюзивного образования, благодаря которому они будут иметь возможность полномерно обучаться и развиваться в условиях общеобразовательной школы. Для того,  чтобы реализовать данные цели, психологической службе образовательной сферы необходимо создать обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения этих детей.

 Процесс обучения детей с нарушением интеллекта отличается сложностями. Потребности в познании у таких детей гораздо меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. По причине отстающего в развитии восприятия,  в обучении они проявляют замедленный темп узнавания, часто путают графически похожие символы, буквы, слова, имеющие сходство в звучании.

Внимание детей с нарушением развития  когнитивной сферы отличается быстрой истощаемостью, неустойчивостью, недоразвитием произвольности, нарушением концентрации и переключаемости.     Развитие познавательной сферы подразумевает недостаточность показателей всех уровней мыслительной деятельности. Затруднены такие операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстракция.  Мотивация мышления снижена. Память характерна недостаточностью объема, непроизвольностью, обычно обучающиеся с таким отклонением в развитии запоминают яркое, необычное, только то, что привлекает их внимание.  

У детей с данным психическим недоразвитием зачастую происходят нарушения в физическом развитии: трудности артикуляции, двигательной моторики, а также изменения во внешности, а именно  искажение  формы черепа, размера конечностей, появление грубости в чертах лица. Неполноценное развитие  высших психических функций урезают возможность нормального общения с ровесниками и взрослыми. Часто такие дети проявляют конфликтность, агрессивность, отличаются внушаемостью, поэтому для них присущи проблемы в социальной адаптации.

Навыки предметной деятельности и коммуникативные навыки  у детей с интеллектуальной  недостаточностью  могут быть не сформированы, если оставить без внимания процесс их развития. Таким детям необходимо постоянное присутствие предметной и игровой деятельности с ровесниками,  ее отсутствие может отрицательно отразиться на социальной адаптации.

Согласно современным представлениям, чем раньше будет организована коррекционная работа с  ребенком, имеющим когнитивные нарушения, тем более благоприятным будет прогноз. Для данных, труднообучаемых детей характерен низкий интерес к предметному миру, любознательность не возникает,  они не проявляют любопытства, не имеют тяги к игре. В связи с этим необходимо стимулировать их интерес к окружающим объектам. Для детей с нарушениями интеллекта в более значимой мере, чем для нормально развивающихся сверстников, важны яркие цвета и приятная тактильная поверхность. Следует периодически, целенаправленно снова и снова обращать внимание ребенка на потенциальные объекты для исследования, предлагая им те или иные предметы по мере угасания их интереса к ним.

Будущее ребенка с психическим недоразвитием в большей мере зависит от максимально эффективной коррекционной работы. Благодаря системе психолого-педагогических мероприятий, ребенок может успешно адаптироваться в социуме.

Коррекционно-развивающая работа с труднообучаемыми детьми является психолого-педагогическим воздействием с помощью специальных методов и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, а также регуляцию эмоционально-волевой сферы, которая подразумевает  сохранение и укрепление психического здоровья ребенка и повышение его адаптационных возможностей.  Для достижения максимально положительных результатов данной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности  и возможности каждого ребенка.  

Атмосфера на занятии должна быть комфортной,  доброжелательной, необходимо чтобы эмоциональное состояние каждого обучающегося располагало его к деятельности. В ходе коррекционной работы с ребенком важно использовать метод создания ситуации успеха, не стоит подбирать слишком сложные задания.     Дети с данным недостатком развития не способны длительное время удерживать  внимание на одном виде деятельности, отличаются быстрой утомляемостью, поэтому необходимо включать в занятия упражнения  на релаксацию.

В начале коррекционной работы  необходимо установить контакт с ребенком, не сразу переходить к заданиям, поговорить на отвлеченные темы, которые помогут определить настроение ребенка, а ему, в свою очередь, расслабиться. Говорить нужно четко, не торопясь, спокойным тоном. Необходимо помнить, что повышенный тон будоражит возбудимых обучающихся.

Дети с недоразвитием интеллекта  склонны к подражательности, поэтому своим поведением педагог может попытаться установить эталон поведения и общения. По итогу работы, анализируя прошедшее занятие с обучающимся, следует уделять больше внимания позитивным моментам, не зацикливаться на незначительных поведенческих нарушениях, не стоит забывать о вербальных поощрениях.

Так как труднообучаемые дети имеют недоразвитие познавательных интересов, не испытывают потребности в познании, их нужно постоянно заинтересовывать. Для этого используются нестандартные методики психокоррекции, одной из которых является арт-терапия. Она  представляет собой  методику развития при помощи художественного творчества, а также является эффективным способом психологической помощи, построенном на творчестве и игре. Данная техника  способствует гармоничному развитию личности через самовыражение  и предотвращению психологического напряжения. Упражнения данной методики позволяют также развивать мелкую моторику, коммуникативные навыки, образное мышление, способности к различным видам творчества.

Для проведения коррекционной работы с обучающимися можно использовать различные виды арт-терапии:

- Цветотерапия - вид терапии, при котором используют влияние цветовой палитры на психоэмоциональное состояние;

- Сказкотерапия - позволяет корректировать детские проблемы психологического характера с помощью сказок, героем которых является он сам, сценарий предполагает, что определенные трудности обучающийся обязательно преодолеет;

- Песочная терапия - игра с использованием песка и фигурок, с помощью которых ребенок проигрывает ситуации, волнующие его, освобождается от напряжения, создавая собственный мир из песка;

-Терапия водой - один из самых приятных способов воздействия,  вода всегда являлась любимым объектом для исследования у детей.  Данный вид терапии можно использовать для познавательного, речевого развития и обогащения опыта ребенка, испытывающего трудности в адаптации;

- Игротерапия, данный  вид предполагает корригирующее воздействие на детей с помощью игр. Его плюсы в том, что игра в большей мере влияет на развитие личности ребенка, помогает развивать  коммуникативные навыки. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

- Музыкотерапия - способ, предполагающий укрепление здоровья детей, доставляющий им удовольствие, способствующий развитию фантазии. Отмечено, что музыка благоприятно воздействует на гиперактивных  детей;

- Имаготерапия, в основе которой лежит театрализация. Роль ребенка может быть исполнена как самостоятельно, так и с помощью игрушек. Данный вид арт-терапии способствует укреплению и обогащению эмоциональной сферы, развивает способность общаться и творческий потенциал;

- Изотерапия - рисование с помощью красок, цветного песка, пластилина. Отдельно хочется выделить технику рисования по воде «Эбру». Это техника живописи красками по воде со специфической консистенцией, созданной благодаря специальным загустителям, безопасным для здоровья ребенка. При желании можно перенести получившийся рисунок с воды на бумагу. Этот способ рисования имеет большое значение  в коррекционной работе с детьми имеющими нарушения в развитии.  Для рисования карандашами красками необходима сформированность определенных навыков, в следствии этого, иногда такие дети проявляют отсутствие желания заниматься этим видом деятельности. Заинтересованность ребенка  резко возрастает, когда перед ним открывается живой мир на воде, где, с помощью палочки,  он  способен сам творить чудеса. Совсем недолгий контакт с водой поможет выплеснуть  свои эмоции и отразить свое настоящее настроение. Данная техника оказывает положительное влияние на развитие координации, мелкой моторики, что отражается на совершенствовании речевой зоны коры головного мозга, развиваются психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение.  Этот способ рисования привлекает внимание детей своей необычностью, они задают вопросы педагогу, друг другу, рассказывают о своих эмоциях, это способствует активизации словаря, что немало важно для детей, имеющих отклонение в интелеектуальном развитии.

Эффективность коррекционной работы  с использованием методики атр-терапии доказана положительной динамикой развития познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также улучшением психо-эмоционального состояния. Дети на занятиях зачастую открывают в себе творческие способности и продолжают заниматься различными видами творчества.

Список используемой литературы:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
  2. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
  3. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
  4. Кузнецова, Оксана Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы / Оксана Кузнецова. - М.: Владос, 2018. - 965 c.
  5. Развитие логической памяти у детей. - М.: Педагогика, 2019. - 256 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ - терапия – эффективное средство развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в област...

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта.  Составитель:ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогикии специальной психологии Красноярского краевого ИПК ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

Коррекционное занятие с детьми с интеллектуальной недостаточностью Ступеньки к самостоятельности

Коррекционное занятие основано на имеющемся опыте детей, их интересу к мультфильму Маша и Медведь. Задания ориентированны на коррекцию навыков самообслуживания, ориентировку в помещении (знакомом...

Использование альтернативных средств коммуникации в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГАРДЕНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может...