Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
статья на тему

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsii_posledniy.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра олигофренопедагогики

Научно-практическая конференция

«Образование лиц с проблемами интеллектуального развития:
истоки и современность»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, № 7 Кировского района»

Доклад на тему:

«Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми
с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома»

Докладчики:

Л. В. Иващенко – учитель-логопед
Н. Е. Пояркова – учитель-логопед
С. П. Быкова – учитель-логопед
Я. М. Канцер – заместитель директора по УВР

11 декабря 2015 г.


Тема: Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома.

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира»

Е. И. Тихеева

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, их интеллектуального развития требует от педагогов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы.

Известно, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий:

  • здоровье ребёнка;
  • благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для познавательного речевого, эмоционального развития;
  • желание и интерес ребёнка к окружающему.

Нормально развивающийся ребёнок обладает значительными потенциальными возможностями. Он активно разворачивает свою собственную программу развития. У детей с проблемами в умственном развитии дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу они без специальной коррекционной помощи взрослого не в состоянии.

В нашем учреждении воспитываются дети с умственной отсталостью лёгкой и умеренной степени в возрасте от 3 до 18 лет.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. У этой категории детей могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.) Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер и имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

Особенности организации учебно-воспитательной работы с данной категорией детей в условиях детского дома.

Основным предметом деятельности нашего учреждения является воспитание и содержание воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе полного государственного обеспечения.

Виды деятельности, которые осуществляет наше учреждение:

  • Круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей.
  • Уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах.
  • Создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот.
  • Осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей.
  • Оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии.
  • И другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

Основные направления коррекционно-педагогического процесса

  • В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
  •   Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

       Содержание и методы  коррекционно-воспитательной работы  предполагают  комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание  различных   недостатков психики детей с умственной отсталостью, усугубляющих их интеллектуальную, физическую  и  социальную несостоятельность.

Основная задача  в работе  с детьми, имеющими  проблемы в интеллектуальном развитии  – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем детском доме функционируют шесть разновозрастных групп детей. Дети поступают к нам на основании заключения ЦПМПК Санкт-Петербурга, которая  выявляет отклонения в развитии, определяет их степень, характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития разной степени выраженности с множеством сопутствующих нарушений как поведенческого характера, соматического состояния, психо-неврологического статуса и т.д.  Подавляющее большинство составляют  дети, у которых процессы возбуждения доминируют над процессами торможения - дети с гипердинамическим синдромом,  другие вялые, апатичные, мало реагирующие на происходящее вокруг. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития - тотальное нарушение всех психических функций вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса (в том числе и  коррекционно-развивающей работы) предполагают планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах личности или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на их развитие.

При поступлении детей в детский дом, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и др.) прежде всего, знакомятся со следующими документами:

  • заключением ЦПМПК;
  • медицинскими картами, т.к. изучение медицинской  документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины  и характер интеллектуальной недостаточности;
  • с педагогической характеристикой;
  • социальная справка (социальный анамнез развития ребёнка).

Проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей – входную диагностику.  Основная роль при проведении  диагностики детей дошкольного возраста отводится  учителю-дефектологу.    Он диагностирует: познавательное, речевое, социальное развитие, игру. В своей работе использует следующие диагностические методики:

  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Стребелевой
  • «Психолого-педагогическое обследование детей»
    Авторы: С. Д. Забрамная, О. В. Боровик

Психолого-педагогическое обследование детей проводят и другие специалисты нашего учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, руководитель  по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования  и воспитатель. Медицинские работники учреждения знакомятся с результатами диспансеризации и  медицинской картой развития ребенка.    

Психолого-педагогическая служба осуществляет психолого-педагогическое  обследование вновь поступивших детей и  ежегодную диагностику каждого воспитанника в начале учебного года. Его цель – определить качество усвоения программного материала детьми.  В рамках проводимого обследования определяется уровень актуального развития: фиксируется двигательные, коммуникативные и речевые возможности ребёнка, особенности его мышления, сенсорно-перцептивного и эмоционального развития, поведенческие реакции, сформированность навыков самообслуживания, предметно-практической деятельности, умение выполнять просьбы и др., а также его потенциальные возможности.              

Результаты обследования докладываются на внутреннем психолого-медико-педагогическом консилиуме, в процессе которого обсуждается индивидуальная траектория развития (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут) и даются рекомендации специалистам для разработки (корректировки) индивидуальной коррекционно-образовательной программы и её реализации в течение года. Результаты служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия  и медицинского сопровождения.

Обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта:  

  • «Диагностика – развитие – коррекция»: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова;
  • «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» / Е. А. Екжанова и Е. А. Стребелева.    

Программный  материал в них распределен по 3-4 этапам обучения.  Вместо традиционного распределения материала по годам обучения, программное содержание представлено в виде постепенно усложняющихся  этапов. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные. Если ребёнок поступил в наше учреждение в старшем дошкольном возрасте и не получал своевременной квалифицированной психолого-педагогической поддержки,  то отклонения «вторичного» характера принимают достаточно устойчивые формы и увеличивается отставание от сверстников в сроках становления психомоторных функций и овладения опытом деятельности. Поэтому при планировании коррекционно-развивающей работы, специалисты ориентируются не на возраст воспитанника, а на  уровень развития, умения и навыки конкретного ребёнка. Таким образом, работа ведётся по этапам и перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы предыдущего этапа.

Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования определяет основные направления разностороннего развития детей. Среди основных направлений названо социально-личностное направление развития дошкольника. Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребёнка, его личностного самоопределения.

Коррекционно-развивающая работа строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  а также спецификой самих образовательных областей. Психолого-педагогическая работа реализует содержания следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».  Основной образовательной областью является «Социализация». Содержание образовательной области «Социализация» самым тесным образом связано с содержанием всех образовательных областей на всех этапах обучения. Таким образом, вся коррекционно-воспитательная  работа направлена на обогащение социального опыта детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью, которая в дальнейшем поможет им в социализации и интеграции в общество.

Вся деятельность учреждения (включая режим дня, учебный план, сетку занятий) осуществляется  в соответствии с  Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования и  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» (СанПиН 2.4.3259-15)

Учебный план  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с лёгкой и умеренной умственной отсталостью) содержит:

  • базисные компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между специалистами.

Учитель-дефектолог, логопед проводит все занятия по познавательно-речевому развитию (формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, конструктивных умений, ознакомление с окружающим, развитие речи, развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, обучение грамоте и т.д.) Задачи познавательно-речевого развития решаются в процессе игры (организованной в форме занятия или свободной деятельности) и в процессе занятий.

Воспитатели организуют практическую деятельность детей, направленную на художественно-эстетическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью (виды творческой деятельности: изобразительная, театрализованная и художественно-речевая), социально-личностное развитие (формирование у ребёнка социальных представлений,  образа «Я» и «Я-сознания», взаимодействие со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности), а также формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Задачи социально-личностного развития решаются в повседневной жизни, в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, в процессе организованных и свободных занятий, а также в коррекционно-образовательной работе по развитию речи в режимные моменты.

Физическое развитие и забота об укреплении здоровья детей - главная задача инструктора по физической культуре, работа которого проводится комплексно, системно, согласованно с врачом и его рекомендациями. Занятия  по физическому  воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры, направленные  на развитие внимания  памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.

В рамках обеспечения реализации права воспитанников на получение дополнительного образования в учреждении активно работают студии и мастерские дополнительного образования: студия изобразительной деятельности, мастерская рукоделия, спортивная секция, кружок хореографии, кружок домоводства.

Воспитанники, занимающиеся в мастерских, не только приобретают трудовые навыки, но и активно принимают участие во всероссийских конкурсах, городских конкурсах, в детских фестивалях творчества, в спортивных соревнованиях. Участвуют в культурно-развлекательных мероприятиях, в выставках художественных работ и работ декоративно-прикладного творчества, на площадках Санкт-Петербурга и других регионов нашей страны и за рубежом (Сочи, Евпатория, Великий Устюг, Италия), организуемых государственными учреждениями и благотворительными фондами, из которых хочется особо отметить благотворительный фонд «Шаг навстречу». Работы наших воспитанников участвуют в конкурсах наряду с работами детей без отклонений в развитии. Это говорит о том, что наши дети вполне могут применить полученные навыки и найти в дальнейшем своё место в жизни.

Большая работа проводится в рамах обеспечения реализации права детей на досуговую деятельность и удовлетворение духовных потребностей. В нашем учреждении данное направление реализуется педагогическим персоналом (воспитателями, педагогами дополнительного образования, педагогом организатором, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО) и волонтёрами.

В детском доме активно осуществляется реализация системы социализации воспитанников в условии детского дома, интеграция воспитанников в соответствии с индивидуальными возможностями в среду сверстников. Наши воспитанники посещают образовательные учреждения Санкт-Петербурга, с целью профориентации. «Новое поколение» с целью формирования толерантности, общения детей-сирот и обучение трудовым навыкам. Также наши воспитанники на летний период выезжают в детские оздоровительные лагеря Ленинградской области и Крыма, где тесно общаются со своими сверстниками. В целях социализации наших детей организуется большое количество экскурсий, поездок и выходов за пределы детского дома в том числе и посещение библиотек. Дети посещают культурные и праздничные мероприятия, концерты, спектакли, кинотеатры, спортивные мероприятия.

В детском доме создана модель целостного педагогического процесса -  в режиме  дня четко определено  взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателя, учителя- дефектолога, педагога-психолога,  учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, педагогов дополнительного образования, инструктора по труду.

Мы пытались рассмотреть личность ребёнка как субъект и как объект, как цель воспитания и его результат. Такой подход позволяет говорить о процессе управления развитием личности, рассматривать ребёнка как личность активнодействующую, себя познающую, себя развивающую.

Для решения этой проблемы педагогический коллектив выделил три основные направления в работе:

  1. Создание благоприятных условий, приближённых к домашним, способствующих развитию личности.
  2. Нравственное воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии, как основа формирования личности и подготовка детей к будущей самостоятельной жизни.
  3. Развитие навыков общения как основа всей коррекционно-развивающей работы, одно из важных условий социальной адаптации детей-сирот.

 Мы хотим видеть наших воспитанников сейчас и в будущем счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и наша задача – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Анализ результативности работы нашего учреждения показывает, что все эти особенности в организации жизни воспитанников детского дома и коррекционно-развивающей работы являются благоприятными условиями для развития личности в целом, для развития взаимоотношения детей со взрослыми, сверстниками. Такие результаты мы имеем благодаря  высокому профессионализму педагогических и медицинских работников,   а главное  стабильному, сплоченному коллективу всех работников детского дома, объединенных одной целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

«Особенности организации групповых музыкальных занятий с детьми с аутизмом на базе Дневного детско-подросткового стационара»

В статье  освещены особенности организации музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра....

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Наука о движении и ее особенности в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

АннотацияСтатья посвящена применению Кинезиологии в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.При работе с различными группами...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГАРДЕНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В данной статье описаны  эффективные техники арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями....