Главные вкладки

    Коррекционное занятие с детьми с интеллектуальной недостаточностью Ступеньки к самостоятельности
    план-конспект на тему

    Зазерская Алеся Анатольевна

    Коррекционное занятие основано на имеющемся опыте детей, их интересу к мультфильму Маша и Медведь. 

    Задания ориентированны на коррекцию навыков самообслуживания, ориентировку в помещении (знакомом), разитие мелкой моторики, формироввание графических умений, воспитание аккуратности и бережливости

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Отдел образования, спорта и туризма администрации

    Октябрьского района  г. Могилева

    Проект коррекционного занятия  
    с использованием информационно-коммуникативных технологий

    «Ступеньки к самостоятельности»

    Зазерская Алеся Анатольевна

    учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

    государственного учреждения образования

     «Средняя школа № 20 г. Могилева»

    г. Могилев 2014г.

    Конспект урока

    с использованием информационно-коммуникационных технологий

    Класс: 3 «Б» специальный

    Специфика нарушения: интеллектуальная недостаточность (2 отделение вспомогательной школы)

    Продолжительность: 45 минут

    Технологии: Power Point презентация

    Форма проведения занятия: групповая

    Аннотация

    Интенсивно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии  (далее ИКТ) имеют огромный потенциал для поддержки образовательного процесса лиц с особенностями психофизического развития (далее лица с ОПФР), позволяя осуществлять формирование компенсаторных умений и навыков, обеспечивать  равноправный доступ к информационным и образовательным ресурсам, способствуя успешной социализации и интеграции в современный социум лиц с ОПФР. Проблема социализации, овладения навыками самообслуживания является актуальной  для данной категории детей. Но трудности в овладении компьютерной грамотностью для детей с интеллектуальной недостаточностью зачастую являются преградой, барьером, а не средством овладения определенными умениями. Поэтому, при разработке конспекта коррекционного занятия, основной моей целью было  адаптировать задания, предлагаемые на компьютере, по принципу  дифференцированного подхода.

    Вашему вниманию предлагается коррекционное занятие с использованием ИКТ при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Занятие проводиться с группой детей, поэтому используется мультимедийная установка. Компьютер и мультимедиа являются для данной категории детей наглядной опорой,  обеспечивает доступность  в восприятии учебного материала, является средством повышения мотивации, активизации познавательной деятельности (на непроизвольном уровне).

     Предложенный вариант коррекционного занятия предполагает овладение санитарно-гигиеническими умениями и самообслуживанием в процессе игровой деятельности с опорой на знакомый и доступный для восприятия материал (Мультфильм Маша и медведь). Дети вместе с куклой Машей отправляются в гости к Медведю, который приготовил для них массу интересных заданий-сюрпризов в виде лесенки. Разнообразные виды заданий, сменяя друг друга, меняют виды деятельности детей, способствуют овладению соответствующими умениями и «поднимают» каждого ученика на одну «ступеньку» выше. Каждая ступенька имеет свой цвет, и при возврате на слайд МЕНЮ появляется стрелка соответствующего цвета. Для профилактики и снятия утомления в структуре занятия имеет место физкультминутка и пальчиковая гимнастика.  

    В перспективе я планирую использовать ИКТ на разных этапах коррекционной работы. При этом я подразумеваю не только готовые компьютерные программы (игры), но и разработку презентаций с вставками из гиперссылок, которые будут адаптированы в соответствии со спецификой нарушения учащихся с ОПФР.

    Конспект урока

    с использованием информационно-коммуникационных технологий

    Тема: ступеньки к самостоятельности

    Задачи: формировать  умение решать  проблемные  ситуации с опорой на имеющийся опыт;  формировать умение находить предметы быта в соответствующей ситуации; формировать умение  устанавливать последовательность событий на наглядной основе; формировать умение удерживать инструкцию и доводить выполнение задания до конца по наглядному образцу; формировать умение размещать предметы в пространстве по инструкции педагога и с опорой на их изображение; развивать  целостность восприятия; формировать графические умение (штриховать вертикальными линиями в направлении сверху в низ); формировать  умения адекватно оценивать эмоциональное состояние в конкретной ситуации.

    Оборудование: кукла Маша, компьютер, средства мультимедиа (установка); ПРИЛОЖЕНИЯ 1-7; цветные карандаши.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

     - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы с вами отправляемся в гости.  Вам интересно знать, куда мы пойдем? А вот догадайтесь! Дети слушают музыку из мультфильма Маша и медведь (знакомый мультфильм).

    - Правильно, мы сегодня отправляемся с Машей в лес в гости к Медведю.

    Параллельно учитель демонстрирует куклу Маша, которая здоровается с ними:

    - Очень, добрый день! (Приложение 1)

    1. Знакомство с темой занятия

    - Миша приготовил для нас много разных игр, чтобы нам было не скучно у него в гостях. Мы будем с вами играть и узнавать много нового, поднимаясь по ступенькам в Мишином дворе. Давайте сейчас с Машей  посмотрим, что же он для нас приготовил. [Слайд 2]

    I ступенька «Кашу, кашу …»

    - Ребята, давайте послушаем….(звучит музыка и слова Маши: «Кашу, кашу,,,»). [Слайд 3] . Наша Маша хочет кушать. Медведь в растерянности, давайте ему поможем приготовить кашу для нее.

    Слайд 4: - Ребята, выберите, что ему для этого нужно.

    Дети, опираясь на предложенные варианты ответов  и предметные картинки   у каждого на столе (Приложение 2), выбирают необходимый предмет (кастрюля).

    - Правильно, ребята.

    Параллельно открывается по клику мышки правильный ответ.

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на желтую ступеньку.

    II ступенька  «У нее такие руки …..»

    – Ребята, наш Миша снова просит нашей помощи: Маша покушала и вся испачкалась [Слайд 5]. Посмотрите, какие у нее грязные руки. Давайте расскажем ей, как надо правильно их мыть.

    Дети при помощи педагога вначале показывают, как нужно мыть руки, имитируя этот процесс. Затем у каждого на столе появляется серия сюжетных картинок (Приложение 3): при помощи педагога они выкладывают на магнитной доске сюжетный ряд, определяя, таким образом, последовательность  действий, параллельно, сравнивая свои действия со слайдом. [Слайд 6]

     Далее по щелчку мышки переходим к следующему слайду.

    Физкультминутка  «Зимняя прогулка» [Слайд 7]

    Играем музыка «На льду»

    Ребята, а какая сейчас пора года? (Зима) Давайте посмотрим в окошко. Педагог обращает внимание детей на слайд. У нас здесь тоже окошко, идет снег, а какие зимние развлечения вы знаете, на чем можно кататься зимой? (Лыжи, санки, коньки).

    - Ребята, давайте и мы с вами, покатаемся.

    Педагог проводит с детьми подвижные игры: по музыку «катаются на санках»: учитель «садит» их на импровизированные санки (дети становятся внутрь обруча), таким образом,  они передвигаются по музыку вокруг «сугроба» (дивана накрытого белой тканью). Затем (становятся ногами на листочки бумаги и, не отрывая стопы от листа, передвигают его по полу).

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на зеленную ступеньку. 

    III ступенька «Большая стирка»

     Пока мы с Машей учились мыть руки, чем же занимался нас Медведь?!? Давайте посмотрим!

     Возвращаемся по стрелке меню на следующую ступеньку. [Слайд 8]

    Дети смотрят на сюжетные картинки и, стараясь правильно строить предложения, отвечают на вопрос: Что делает Миша? (Миша стирает белье. Миша вешает белье.)

    - А что же наша мама использует дома, чтобы постирать белье?!? А это мы сейчас узнаем, когда соберем вот такую картинку.

    Дети складывают у себя на парте разрезную картинку из 2-6 частей (дифференцированное задание). На слайде появляется по клику мышки СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА. (Приложение 4). [Слайд 8]

     Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на  синюю  ступеньку. 

    VI ступенька «Наведем порядок»

     - Молодцы ребята, здорово у вас получилось. Звучит музыка. [Слайд 9]

    Мы, играя, Мише помогали,

    немного насорили, вещи разбросали.

    Машу за руку возьмем

    И  все на место уберем.

    - Вот, ребята, посмотрите, что это у нас на столе за беспорядок: наши вещи потерялись. Давай мы вместе с Машей [Слайд 10], расставим все на свои места.

    На столе лежат игрушки, книга, полотенце, рядом стоят сапоги. Дети по одному подходят, берут предмет и кладут (вешают, ставят) его на свое место. Параллельно дети возвращаются  к слайдам, проверяя правильность выполнения своих действий.

    Слайд 10 является так называемым меню к данному заданию: нажимая на изображение определенного предмета, открывается слайд с местом, куда необходимо положить (повесить, поставить) тот либо иной предмет.  Фото Маши в белой рамке является «кнопкой возврата» в данное меню.

    Далее по завершению данного задания переходим к следующему слайду.

    Пальчиковая гимнастика «Зверя по следам любого …»

    - Ребята, сейчас мы с вами еще поиграем. [Слайд 15] Дети по музыку (Маша и медведь - Песня про следы)  выполняют пальчиковую гимнастику,  имитируя движения пальчиками как лапками животных по следам на листе бумаги в ритм мелодии. (Приложение 5).

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на оранжевую ступеньку.

    V ступенька «Подарки для Маши и Миши»  

    - Итак, ребята, у нас осталась последняя ступенька! Давайте, мы Мише и Маше сделаем на память подарки. [Слайд 16]

    У каждого ученика на столе листы бумаги с разными сюжетами из мультфильма в черно-белом варианте (раскраски), детям предлагается раскрасить их, с опорой на образец. (Приложение 7)

    Итог занятия

    Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, во что играли? Чему научились?

    Рефлексия

    -  Ребята, понравилось ли вам играть с Машей и Мишей? И Маше тоже понравилось с вами играть. Послушайте, как она смеется [Слайд 17]. Давайте повернем стрелочку на наших «Часиках настроения» и определим, какое у каждого из вас настроение. (Приложение 6)



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    коррекционного занятия в 3 «Б» специальном классе

    ГУО «Средняя школа № 20 г. Могилева»

    Учитель-дефектолог: Зазерская Алеся Анатольевна

    Класс: 3 «Б» специальный

    Специфика нарушения: интеллектуальная недостаточность

    Продолжительность: 45 минут

    Технологии: Power Point презентация

    Форма проведения занятия: групповая

    Оборудование: кукла Маша, компьютер, средства мультимедиа (установка); ПРИЛОЖЕНИЯ 1-7; обруч; цветные карандаши

    Тема:

    Ступеньки к самостоятельности

    Задачи:

    формировать  умения решать  проблемные  ситуации с опорой на имеющийся опыт;  формировать умения находить предметы быта в соответствующей ситуации; формировать умения  устанавливать последовательность событий на наглядной основе; формировать умения удерживать инструкцию и доводить выполнение задания до конца по наглядному образцу; формировать умения размещать предметы в пространстве по инструкции педагога и с опорой на их изображение; формировать графические умение (штриховать вертикальными линиями в направлении сверху в низ); формировать  умения адекватно оценивать эмоциональное состояние в конкретной ситуации.

    Организационная структура занятия

    Этапы занятия

    Предполагаемая деятельность учителя

    Предполагаемая деятельность учащихся

    Целевые установки

    Материалы и оборудование

    Организационный момент

    - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы с вами отправляемся в гости.  Вам интересно знать, куда мы пойдем? А вот догадайтесь!

    - Правильно, мы сегодня отправляемся с Машей в лес в гости к Медведю.

    Параллельно учитель демонстрирует куклу Маша, которая здоровается с ними:

    - Очень, добрый день!

    Дети слушают музыку из мультфильма Маша и медведь (знакомый мультфильм).

    Создать положительный эмоциональный настрой.

    Актуализировать умение узнавать знакомые по звучанию объекты при их воспроизведении  

    Кукла Маша.

    Мультимедиа

    Презентация Слайд 1

    Знакомство с темой и задачами занятия

    Педагог рассказывает детям о том, чем они будут заниматься.

    При помощи педагога называю цвета ступенек

    Привлечь интерес учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии

    Активизировать познавательную деятельность

    Слайд 2

    Основная часть

    Ступенька 1 

    Педагог создает проблемную ситуацию: Маша хочет кушать, предлагает детям помочь Мише приготовить кашу, выбрать для этого необходимый предмет из имеющихся,  с опорой на картинные символы.

    Параллельно открывается по клику мышки правильный ответ.

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на желтую  ступеньку.

    Дети, опираясь на предложенные варианты ответов  и предметные картинки   у каждого на столе,  выбирают необходимый предмет (кастрюля).

    Формировать умения решать  проблемные  ситуации с опорой на имеющийся опыт.  Формировать  умения находить предметы быта в соответствующей ситуации Активизировать познавательную деятельность

    Слайд 3

    Слайд 4 Приложение 2

    Ступенька 2

    Педагог создает проблемную ситуацию, обращает внимание детей на слайд 5.

     

     Далее по щелчку мышки переходим к следующему слайду.

    Дети при помощи педагога вначале показывают, как нужно мыть руки, имитируя этот процесс. Затем у каждого на столе появляется серия сюжетных картинок: при помощи педагога они выкладывают на магнитной доске сюжетный ряд, определяя, таким образом, последовательность  действий, параллельно, сравнивая свои действия со слайдом.

    Формировать умения решать  проблемные  ситуации с опорой на имеющийся опыт Формирование умения  устанавливать последовательность событий на наглядной основе

    Слайд 5 Приложение 3 Слайд 6

    Физкультминутка

    «Зимняя прогулка»

    Учитель проводит беседу зиме. Педагог обращает внимание детей на слайд.

    Педагог проводит с детьми подвижные игры: по музыку «катаются на санках».

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на зеленую ступеньку.

    Дети смотрят в окно. На слайд и отвечают на вопросы. (Лыжи, санки, коньки).

    Дети становятся внутрь обруча (импровизированные санки), таким образом,  они передвигаются по музыку вокруг «сугроба» (дивана накрытого белой тканью). Затем (становятся ногами на листочки бумаги и, не отрывая стопы от листа, передвигают его по полу).

    Формировать  умения удерживать инструкцию и доводить выполнение задания до конца по наглядному образцу

    Слайд 7

    Обруч

    Листы бумаги - 12

    Ступенька 3

    Педагог предлагает детям  посмотреть, какие еще задания приготовил Медведь.

    Задает вопросы по сюжетным картинкам.

    Опираясь на опыт детей, выясняет об используемом дома  с этой целью предмете бытовой техники .

    На слайде появляется по клику мышки СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА.

    Возвращаемся по стрелке МЕНЮ на синюю  ступеньку.

    Дети смотрят на сюжетные картинки и, стараясь правильно строить предложения, отвечают на вопрос: Что делает Миша? (Миша стирает белье. Миша вешает белье.)

    Дети складывают у себя на парте разрезную картинку из 2-6 частей (дифференцированное задание).

    Активизировать познавательную деятельность.

    Формирование умения составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. Развивать целостность восприятия предмета в процессе складывания изображения из частей.

    Слайд 8

    Приложение 4

    Ступенька 4

    Педагог обращает внимание детей на Слайд 9, читает стихотворение.

    Далее предлагает убрать вещи на свои места. На столе лежат игрушки, книга, полотенце, рядом стоят сапоги.

    Слайд 10 является так называемым меню к данному заданию: нажимая на изображение определенного предмета, открывается слайд с местом, куда необходимо положить (повесить, поставить) тот либо иной предмет.  Фото Маши в белой рамке является «кнопкой возврата» в данное меню.

    Далее по завершению данного задания переходим к следующему слайду, нажав на стрелку «направо».

    Дети по одному подходят, берут предмет и кладут (вешают, ставят) его на свое место. Параллельно дети возвращаются  к слайдам, проверяя правильность выполнения своих действий.

    Создать положительный эмоциональный настрой.

    Формировать  умения размещать предметы в пространстве по инструкции педагога и с опорой на изображение

    Слайд 9

    Слайд 10

    Кукла Маша

    Игрушки, полотенце, сапоги, книга

    Пальчиковая гимнастика

    Играет музыка (Маша и медведь - Песня про следы). Педагог раздает детям листы бумаги (Приложение 5) и показывает движения пальцами в ритм мелодии.

    Далее при помощи стрелки МЕНЮ мы возвращаемся на ступеньки с заданиями и поднимаемся на оранжевую ступеньку.

    Дети по музыку выполняют пальчиковую гимнастику,  имитируя движения пальчиками как лапками животных по следам на листе бумаги в ритм мелодии.

    Формировать умение выполнять ритмичные движения  пальцами обеих рук (попеременно)

    Слайд 15 Приложение 5

     Кукла Маша

    Ступенька 5

    Педагог обращает внимание детей, что осталась последняя ступенька, и предлагает сделать подарки для Маши и Миши.

    Дети выполняют штриховку вертикальными линиями в направлении сверху вниз по образцу (по показу, путем совместных действий)

    Формировать  графические умения (штриховать вертикальными линиями в направлении сверху вниз);

    Формировать умение адекватно оценивать результат своей деятельности

    Слайд 16

    Приложение 7

    Цветные карандаши

    Итог занятия

    Педагог задает вопросы:

    Чем мы сегодня занимались на занятии? С кем играли? Во что играли? Чему научились?

    Рефлексия

    Педагог обращает внимание детей на Слайд 17 и предлагает определить настроение Маши и свое настроение после занятия.

     Дети отвечают на вопросы.

    Дети с опорой на Слайд 17 определяют настроение Маши, затем  поворачивают стрелку на «Часиках настроения», определяя свое настроение после занятия Приложение 6.

    Формировать умения адекватно оценивать эмоциональное состояние в конкретной ситуации

    Слайд 17 Приложение 6



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6  G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\9bL0W_lfE28_cr.jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    http://img3.board.com.ua/a/2002053989/wm/1-kukla-masha.jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\картинные символы9.jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\ecdd1295f4a0.jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpgG:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpgG:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpgG:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpg

    G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpgG:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\стиральная машина).jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\следы.jpg



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7

    G:\дефектолог 2013\Конкурс ИКТ\фото для презентации\images (17).jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта.  Составитель:ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогикии специальной психологии Красноярского краевого ИПК ...

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

    Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

    Наука о движении и ее особенности в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    АннотацияСтатья посвящена применению Кинезиологии в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.При работе с различными группами...

    Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

    Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...