ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
статья на тему

Джусоева Ольга Владимировна

Вопрос об отношении естествознания и нравственности для каждого человека имеет аспект: принимает ли он для себя как нечто безусловное необходимость во всяком вопросе искать истину и считаться с ней? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhusoeva_dukhovno-nravstvennye_problemy.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Джусоева О.В., заместитель директора по УВР

БГОУ СПО «Гуманитарный колледж»

Вопрос об отношении естествознания и нравственности для каждого отдельного человека имеет следующий аспект: принимает ли он для себя как нечто безусловное необходимость во всяком вопросе искать истину и считаться с ней?

Если да, тогда наука для него неотделима от нравственности. Если нет, то наука и нравственность могут выступать как нечто, не связанное друг с другом. В этом случае поведение человека как бы раздваивается. Например, ученый, добиваясь истины и безусловно считаясь с ней в своей области, может не проявлять того же отношения к истине в других жизненных ситуациях. Такой ученый-ремесленник, преданный истине лишь в рамках своего научного цеха, может легко изменить истине за его пределами и предать свою научную истину перед лицом обстоятельств, лежащих вне науки.

Само по себе знание не несет никакой нравственной характеристики. Однако лишь до того момента, пока оно не превращается в атомную бомбу, подводную лодку, приборы для вмешательства в генетический аппарат или для тотального воздействия на чужую психику.

Вот тогда перед ученым встают, по крайней мере, две серьезнейшие духовно-нравственные проблемы: продолжать ли исследования в той области реальности, познание законов которой может нанести непоправимый вред отдельным людям и человечеству в целом; брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий для безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей.

Человечество, поставившее во главу угла принцип свободы интеллектуального поиска, по мнению сторонников жесткого контроля над наукой, подвергается риску самоуничтожения.

К концу XX века наука и техника достигли впечатляющих результатов и огромного влияния на все стороны жизни, превратившись в определяющий фактор бытия цивилизации.

Однако, несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной деятельности, развитие науки и техники могут породить последствия, которые вызывают серьезные опасения.

Экологический, экономический кризис, кризисы других сфер человеческой деятельности поражают современный мир, ставят под сомнение правильность избранного пути. Научно-технологический уровень современной цивилизации таков, что преступные действия немногочисленной группки людей теоретически могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все формы жизни.

С точки зрения христианства, такие последствия могли возникнуть в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Суть его заключается в том, что развитие науки и техники не должно ограничиваться какими-то ни было морально-этическими, философскими или религиозными требованиями. Но при такой «свободе» научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей: прежде всего тщеславия, гордости, жажды наживы и комфорта. При этом разрушается духовная гармония человеческой жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями.

Сегодня для того, чтобы обеспечить нормальные условия человеческой жизнедеятельности необходимо возвратиться к давно утраченной связи научного знания с религиозными духовно-нравственными ценностями.

В XVIII веке небольшая часть ученых-мыслителей, настроенных атеистически, решительно противопоставила науку религии. Вместе с тем, и это общеизвестный факт, - многие выдающиеся ученые прошлого и современности были людьми религиозными, что было бы невозможно при наличии принципиальных противоречий между религией и наукой.

У религиозного и научного познания разные цели, задачи, методы, характеры. Эти области могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой.

М.В. Ломоносов писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Такого же мнения придерживается святитель Московский Филарет: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».

Целесообразно отметить некорректность противопоставления религии и научного мировоззрения. По природе своей только философия и религия выполняют мировоззренческую функцию, но на себя ее не берут ни отдельные науки, ни все научное знание в целом.

Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, независимую от духовно-нравственных принципов. Современные достижения в различных сферах науки, включая химию, микробиологию, физику элементарных частиц и информационно-коммуникационные технологии, свидетельствуют, что они могут не только принести человеку пользу, но и отнять у него жизнь.

Евангельские нормы жизни дают возможность духовно-нравственного воспитания личности, при котором она не смогла бы использовать во зло полученные знания и силы. Поэтому Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни на земле. Их взаимодействие способствует созданию здорового климата в духовно-интеллектуальной сфере, помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований.

Человек как образ и подобие Непостижимого Творца в своих таинственных глубинах свободен. Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.

Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и считали преподаваемые науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает ученость первым для нас благом».

В настоящее время возникла опасность проникновения в светскую школу оккультных влияний и деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян как личность и для себя, и для семьи, и для общества.

Очевидно, что только человек культурный и образованный может соответствовать современному уровню развития цивилизации. Сейчас человечество стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, взаимоотношений с окружающим миром. Мы постепенно начинаем понимать, что наш духовный мир, наши нравственные основы, наше поведение в биосфере уже не соответствуют условиям той жизни, в которое погружается общество.

Наступил переломный период, когда природные ограничения вторгаются в саму жизнь, и новые мировоззренческие установки становятся общественной необходимостью. Если человек не найдет нужного ключа для своих взаимоотношений с природой, то он будет обречен, какова бы ни была политика, демократия и государственное устройство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...

Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"

В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....

Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России

Работа посвящена основным проблемам духовно-нравственного воспитания школьньков. Несмотря, на то что принята концепция по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработаны программы, но проблем...

"Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе"

Данный доклад поможет в работе Заместителя директора по ВР...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...