Применение интерактивных технологий на уроках математики.
статья на тему

Дубакова Татьяна Владимировна

Статья "Применение интерактивных технологий на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dubakovastatya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий на уроках математики.

     Я,  Дубакова Татьяна Владимировна,  учитель  математики  первой квалификационной  категории  муниципального общеобразовательного учреждения  лицей №26 города Шахты Ростовской области,  работаю  в  лицее  19 лет.  Образование высшее, в 2001 году окончила Ростовский  государственный   педагогический  институт по  специальности  учитель  математики и информатики.
    Всю  свою  трудовую  деятельность  я  работаю  учителем  математики.  Я  очень  люблю  свой  предмет  и  считаю,  что  мало  просто  подать  материал  и  объяснить  его  как  «хороший  учитель».  Для  меня  очень  важно  не  только  что  я  даю,  но  и  как  я  это  делаю.  Для  учащихся  важно  всё  в  манерах  учителя:  громкость  голоса,  его  интонация,  даже  поза  учителя  у  доски.  Я  стараюсь  доносить  информацию  до  учащихся,  убеждая  их,  видя  в  их  глазах  понимание.  Очень  важным  этапом  в  обучении  считаю  получение  положительного  результата:  в  выполнении  домашних  заданий,  в  положительных  оценках  проверочных  и  контрольных  работ,  в  позитивной  динамике  уровня  обученности  и  «качества  знаний.

     В своей педагогической практике наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей  считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения. 
     Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.  Информационные технологии подразделяются:
1. Универсальные - текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации.
2. Специальные - электронные учебники, энциклопедии, тренажеры.
3. Интернет - виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии.

       Где  ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.
1.    Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2.    Подбор дополнительного познавательного материала к уроку Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
3.    Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 
4.    Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока. 
     Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет 
•    сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
•    эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
•    индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
•    раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
•    самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
•    осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность. 

     Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
 Хочу сразу сказать, что  ИКТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИКТ. 
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. 
  На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация так же обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд. Пример двух слайдов из  презентации  по теме «Решение  тригонометрических уравнений». Актуализация  знаний, устная работа, 1-2 минуты  урочного  времени). При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Наглядно  представить  исторический  материал,  интересные  факты. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.   Я использую презентацию для устных упражнений. 
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.  Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  Можно использовать презентацию для систематической проверки знаний  учащихся. Это интерактивные  тесты  составленные  в  программе  Рower Рoint. Презентации удобно  использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр.  Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни. 
Использование ИТ дает возможность для: 
•    повышения мотивации обучения;
•    индивидуальной активности;
•    направленность на личность школьника;
•    формирование информационной компетенции;
•    свобода творчества;
•    интерактивность обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных технологий на уроках химии

Статья посвящена вопросам необходимого внедрения интерактивных технологий на уроках химии. Проанализированны некоторые продукты данных технологий, призванных обеспечить доступность, непрерывность и вы...

Применение интерактивных технологий на уроках ОБЖ

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделиров...

Применение интерактивной доски на уроках математики

проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися);показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму ге...

Статья. Применение интерактивной доски на уроках математики.

Применение интерактивной доски на уроках математики...

Применение интерактивных технологий на уроках ИЯ

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и ...

Применение интерактивной технологии на уроках математики (цифровой образовательный ресурс ЯКласс).

На все сферы нашей жизни, на учителей и учеников оказывает влияние возникновение новых технологий, электронных систем обучения, принятие стандартов. Я применяю ЯКласс на всех этапах урока математики. ...

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"

Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...