Применение интерактивных технологий на уроках химии
статья по химии по теме

Храбалова Ольга Сергеевна

Статья посвящена вопросам необходимого внедрения интерактивных технологий на уроках химии. Проанализированны некоторые продукты данных технологий, призванных обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования. Благодаря интерактивным технологиям становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы поблемного обучения. В статье приведены примеры используемых форм работы на уроке с применение интерактивной доски. Появляется возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет, как химия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных технологий на уроках химии

Карева Ольга Сергеевна,

учитель химии,

МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара

г. Арзамас

Эл. адрес: karevaolga89@mail.ru

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися.

Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы, способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру.

Такие системы интерактивных продуктов призваны обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий (Интернет, проектирование, моделирование).

Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.

Так,  интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, что особенно важно для работы с непоседливыми детьми.

Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс, повышает мотивацию. В классе не остается равнодушных, уроки становятся легкими и увлекательными.

Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Химия — очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к нему прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы. Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски. Ее применение облегчает работу учителя при создании наглядных пособий и организации фронтального контроля; позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.

Становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет, как химия.

На уроках химии и при подготовке к урокам я применяю следующие формы работы:

• создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8–11 классов (созданы презентации по темам: «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Алюминий», «Бензол», «Карбоновые кислоты», и др.);

• создание проектных и исследовательских работ (созданы исследовательские  работы по темам: «Выращивание кристаллов», «Влияние характера пищи на возникновение кариеса»);

• проведение виртуального химического эксперимента;

• моделирование химических процессов и явлений;

• решение расчетных и экспериментальных задач в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ;

• использование готовых мультимедийных пособий («Уроки химии Кирилла и Мефодия» – виртуальная школа; электронные пособия – «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия».)

• использование интернет- ресурсов.

Учащиеся готовят презентации, которые затем используем для проведения уроков. Ведутся исследовательские работы, где неотъемлемой частью работы является обобщение результатов в виде презентации. С ее использованием не только обретается единство во взаимодействии с компьютером, но и преподается мировоззрение, прививаются навык системного мышления, способность абстрагирования, моделирования, т. е. основные навыки современного человека – способность думать, исследовать, понимать, действовать.

Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.

Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.

Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ.

Так, в электронном издании «Виртуальная химическая лаборатория» можно выбирать, переливать или пересыпать реагенты, собирать экспериментальные установки, проводить в них химические опыты, делать «виртуальные» фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал.

Отличительной особенностью электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов является возможность моделирование химических экспериментов, молекул органических и неорганических веществ.

В курсе «Органическая химия» при изучении классов органических веществ, учащиеся испытывают затруднения в представлении объемной молекулы, тем самым не могут правильно определять типы гибридизации. Благодаря использованию «виртуальной лаборатории» на уроках, презентаций эта проблема становится решаемой.

Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля. При помощи интерактивной доски гораздо легче, быстрее и нагляднее осуществляется этот метод. Есть возможность исправлять ошибки, подчеркивать, выделять другим цветом, сохранять самое необходимое.

Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.

С использованием интерактивных досок сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока.

Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой позволяет добиться уникальных результатов обучаемости.

Их можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов.

При традиционном обучении осуществить такую проверку у всех учащихся класса практически невозможно.

Интерактивные технологии изменяют характер образования. Используя интерактивную доску, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе.

 Следует понять, что альтернативы информационным технологиям нет.

Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы.

Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли.

Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.

Литература:

1. Абрамова С.И. Компьютерные технологии на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 2.

2. Дорофеев М.В. Информатизация школьного курса химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2002, № 37.

3. Леташкова Е.В. Интерактивная доска на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 8.

4. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Химия в школе, 2007, № 9.

5. Уварова Е.В. Использование информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся при обучении химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 14.

6. Полякова О.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе/ О.А Полякова.// Интерактивные технологии в образовательном процессе. [Электронный ресурс].-2012.-Режим доступа: http://aleshko.ucoz.kz/publ/interaktivnye_tekhnologii_v_obrazovatelnom_processe/2-1-0-31.html.

7. Ставицкая М.И. Технология интерактивного обучения/ М.И. Ставицкая // Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. [Электронный ресурс].-2012.-Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»

Вашему вниманию представлена методика применения интерактивной доски на уроках химии 8 класс  в рамках темы «Кислоты».  Папка содержит введение, конспект урока, заключение, а такжеь сопровож...

Применение интерактивных технологий на уроках ОБЖ

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделиров...

Применение интерактивных технологий на уроках математики.

Статья "Применение интерактивных технологий на уроках математики"...

Применение интерактивных технологий на уроках ИЯ

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и ...

Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...

Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...