Эссе «Моя педагогическая философия»
статья на тему

Бикбова Румия Дамировна

 Моё педагогическое кредо: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка есть своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце ребёнка отозвалось, нужно настроить нотки этой струны…»  (В. А.Сухомлинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_bikbova_r.d.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Возьми свирель мою волшебную,

                                                                             играй на радость мне,

                                                                        играй на грусть…

                                                                                                                                    И.Николаев

                                                                                           Духовное поле урока – струна,

                                                                                      звучащая в сердце каждого.

А.Н Онучина

Всё чаще убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы». Я творю свою судьбу. Моим вторым домом  стала планета под названием Школа. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои  знания, свою энергию, свою любовь к детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что во мне есть, я дарю им. А получаю стократ.

Мои ученики очень разные: большие и маленькие, весёлые и грустные, серьёзные и лукавые. Всех их объединяет одно качество – они талантливы. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его Господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это  повествование имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей неодинаковые, зачастую они не лежат на поверхности.  Высокая миссия учителя заключается  в том, чтобы раскрыть, высвободить эти таланты, находящиеся в детях под спудом жизненных проблем, невнимательного отношения взрослых, и создать условия для творческой реализации ребёнка. На моих занятиях – средствами музыки.

За время работы в школе у меня сложились собственные взгляды на музыкальное обучение и воспитание. Я согласна с мнением великих педагогов-музыкантов, что высшей целью музыкального образования является передача духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели – погружение  учащихся в музыку, развитие у них потребности эмоционального общения с лучшими образцами художественного творчества.

Но современная жизнь ставит передо мной ряд проблем и вопросов. Как в век высоких технологий, компьютеризации и рыночных отношений в экономике сохранить у детей интерес к  искусству? Как пробудить самые сокровенные чувства, не вторгаясь в интимный духовный мир ребёнка? Как научить творчески мыслить учеников? Как создать условия для развития индивидуальности ребёнка, помочь каждому ученику самореализоваться?

На протяжении многих лет я пытаюсь решать эти сложные задачи.

Моё педагогическое кредо:

 «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка есть своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце ребёнка отозвалось, нужно настроить нотки этой струны…»  (В. А.Сухомлинский).

                            Мои педагогические заповеди:

  • принимать ребёнка таким, каков он есть: природа человека сильнее, чем воспитание. Природа – это корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. И поэтому исходная позиция педагога в этом вопросе – доверие, опора на потенциал ученика, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних духовных сил, чтобы на этом фундаменте они смогли заняться самосовершенствованием;
  • быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении: справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребёнка справедливость – условие защищённости, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это значит увидеть победу, самую маленькую, даже простое старание ребёнка. Педагогу очень важно уметь удивляться, восхищаться, восторгаться способностями своих детей;
  • быть примером в воспитании любви к музыке, увлечённости музыкальным искусством, музыкальным творчеством: главное на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячее желание помочь ребёнку, зная его конкретные проблемы. Ученик должен видеть умного, успешного, оптимистичного, любящего своё дело, уважаемого детьми, ведущего честный образ жизни наставника. Так учитель передаёт воспитанникам самого себя! Безусловно, сегодня воспитывает только тот, кому дети осознанно или неосознанно стремятся подражать.

Как учитель музыки и педагог дополнительного образования, я выделяю следующие важные моменты своей деятельности:

-   накопление опыта эмоционально-ценностных переживаний, ибо постижение ребёнком мира не может происходить без эмоций, чувств, страстей;

- формирование интонационно-образного мышления учащихся, помогающего адекватно, целостно и образно воспринимать музыкальный мир;

- вооружение ребёнка умениями, навыками-способами творчества, как интеллектуального, так и предметно-преобразующего;

- сообщение учащимся объективной информации о закономерностях развития музыки:

- развитие эмоциональной сферы ребёнка, ибо бесчувственный, бессердечный человек одинаково опасен, будь он большим учёным или законченным невеждой.

Самая высокая оценка моего труда – в глазах учеников, в их радости от очередной победы. И тогда я тоже счастлива, потому что счастье – это соучастие в успехе другого. Возможность отдать своё сердце и знания ученикам, подарить им состояние успешности наполняет мою жизнь смыслом.

Бикбова Р.Д., педагог дополнительного образования МОУ СОШ №2 г.Лабытнанги. Эссе «Моя педагогическая философия». Конкурс профессионального мастерства -2010, номинация «педагог дополнительного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...