Интеллект - карта
методическая разработка на тему

Козлов Сергей Викторович

Интеллект-карта как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в усдлвиях перехода на ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellekt-karta.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

Добрый день, уважаемые члены  жюри и коллеги.

Разрешите мне представить опыт своей работы по проблеме «ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (слайд 1 темы уже стоит)

Уважаемые члены жюри и коллеги сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста мысленно представьте его в центре чистого листа. Затем мысленно же изобразите рядом первое то, с чем оно у Вас ассоциируется.

Итак, слово “средневековое общество”. (5 сек.)

……(имя)………, пожалуйста, что у Вас получилось?

       Да, хорошо, но ……(имя)…… продемонстрировала нам сейчас типичный пример стандартного мышления. К такому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им думать творчески, свободно. А пока они думают так (слайд 2 рисунок). И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка, развивая познавательный потенциал.

Одной из важнейших компетенций в постиндустриальном обществе является информационная. Она связана с поиском, анализом и отбором необходимой информации, ее преобразованием, сохранением и передачей. С другой стороны, в условиях перехода на ФГОС ООО  одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Поскольку нынешние второклассники через 2 года станут обучающимися 5-го класса, с которыми мне предстоит работать в условиях ФГОС основного общего образования, уже на данном этапе, работая с обучающимися основной школы, я провожу собственную подготовительную работу по формированию познавательных УУД.

В этом мне помогает “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным Тони Бьюзеном. (слайд 3 книги)

Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному. На мой взгляд одним из выдающихся произведений Тони Бьюзена является книга «Супермышление». (слайд 4 мозг)

Интеллект-карта (слайд 5) - это технология изображения информации в графическом виде. Она отражает разные связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие).

Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре располагается ключевое понятие, от которого отходят понятия первого порядка, включающие основные разделы темы, затем понятия второго порядка, третьего и т.д.

Существуют определенные этапы создания интеллект-карт, с основными из которых, используемых в моей  работе,  я вас  познакомлю.

Этапы составления интеллект-карты следующие: 

  1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
  2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или идею (слайд 6 схема первый). Обводим это понятие в рамку или в кружок.
  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия или идеи (слайд 7 схема второй), свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными карандашами. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами.
  4. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются (слайд 8 схема третья) с главными ветвями.
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры (слайд 9 схема четыре), чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  9. Понятия I; II и III порядка можно выделить разным цветом, следовательно, читать карту, работать с ней будет легко и просто.


         Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Для того чтобы логическая схема учащимися была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы мы даем алгоритм (слайд 10 алгоритм) составления интеллект-карты по данной теме.

Алгоритм составления интеллект-карты

(шаги не произносятся):

Шаг 1: Определение ключевого понятия.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

Сначала определяем ключевое понятие, затем знакомим с понятиями темы, определяем количество секторов в соответствии с понятием первого уровня и наполняем первый сектор с содержанием первого, второго, третьего порядка по плану изучаемой темы.

Основными преимуществами (слайд 11 преимущества) интеллект - карт являются:

1. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

2. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4. Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

5. Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

6. Инновационность. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?

                Интеллект - карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой.

                Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.

Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

Технология интеллект-карт помогает формированию у учащихся единой картины мира, это средство, оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках истории и обществознания,  в преподавании элективных курсов «ОРКСЭ» и «Право», кружковой деятельности. Они эффективны при подготовке к единому государственному экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Таким образом, интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.

  Использование интеллект-карт является средством формирования таких познавательных УУД (слайд 12 результативность), как:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- определение основной и второстепенной информации;

- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез и составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

          В совокупности отмеченные выше познавательные УУД  способствуют росту уровня обученности. Так уровень обученности по обществознанию учащихся 9 класса (слайд 13 шкала) с 2010 по 2013 гг. вырос на 9%. Данный факт я связываю с использованием на уроках метода интеллект-карт.

 

         Успешно сдается единый государственный экзамен. Средний бал по школе (слайд 14 ЕГЭ) по результатам ЕГЭ за прошедшие два года выше среднего по республике.

        

класс

предмет

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

средний бал по

школе

средний бал по республике

средний бал по

школе

средний бал по республике

11

обществознание

67

54

68

56

11

история

65

59

68

60

        С 2010-2011 учебного года результаты участия (слайд 15 олимпиада) обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознания и праву стабильно высокие.

Уважаемые коллеги при всех прочих достоинствах главной задачей, которую должна решать любая образовательная технология это сохранение здоровья. Интеллект-карты экономят время при подготовке к урокам, экзаменам, конференциям и освобождают время для отдыха, занятий спортом, способствуют формированию психологической комфортности.

Итак в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Информация о моем опыте работы по данной проблеме размещена в свободном доступе на сайте школы: http:// lmb.sosh.ru (слайд сайта)

В перспективе я планирую для составления интеллект – карт использование компьютерных программ; использование интеллект – карт в проектной деятельности обучающихся и воспитательных мероприятиях.

Спасибо за внимание!

Учитель истории и обществознания

Козлов С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"

Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...

Разработанное занятие в 11 классе по теме " Многоаспектный анализ художественного текста с применением интеллект- карт"

Этот  материал   будет  интересен  учителям  старших  классов  ,  применяющих  в  своей  работе  исследовательские  методики...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или ...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...