«Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Вода. Лед – уникальное состояние воды».
проект на тему

Елена Александровна Рыжикова

"Организация поисковой деятельности в старшей группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования»

Итоговая работа

По курсу повышения квалификации

«Организация поисково-исследовательской деятельности  дошкольников»

на тему: «Проект организации поисковой деятельности в старшей группе

на тему: «Вода. Лед – особое состояние воды.»

выполнила:  воспитатель ДС №164 «Весточка»

Рыжикова Елена Александровна

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 

 г.о. Тольятти 2015

Цель: Формирование представлений о свойствах воды.

Задачи проекта:

 Активизация творческого мышления детей.

Выявление свойств воды.

Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает   быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой  находиться.

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при   помешивании).

Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Познакомить с составом воды (кислород).

Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.

Аксиологический компонент

Рассматривание репродукции с картинами Айвазовский «Море»,

Левитан «Озеро», «Буря на северном море»,Ф.Чёрч «Айсберги», И. Панов «Ледники Кавказа», К,Коровин «Ледовитый океан».

Рассматривание фотоальбома с фонтанами Петергофа, Лувра.

Рассматривание фото снежинок, увеличенное под микроскопом.

Рассматривание фотоиллюстраций со скульптурами изо льда.

Слушание звуков воды (капель, горный поток, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега, сход лавины снега в горах)

Заучивание стихов Ф.И. Тютчев «Вешние воды», К.Д. Бальмонт «Росинка», «Снежинка»


Когнитивный компонент

Формировать представление о различных состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное). Лед - особое состояние воды.

Продолжать знакомить с явлениями природы (туман, метель, вьюга)

Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой  находиться, окрашивается, растворяет  различные вещества)

Расширять представления детей о потребностях растений, животных во влаге, показать зависимость роста растений от количества влаги.

Подвести детей к тому, что вода - уникальный источник жизни всех существ на нашей планете. Дать знание о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых организмов на Земле. Последствия загрязнения человеком водных ресурсов и влияние этого процесса на развитие животных и растений.

Деятельностный компонент

- угадывают звуки воды

- надавливают, сжимают, сгибают

- стучат, распиливают

- гладят, греют в руках

- размораживают

- переливают, заливают, наливают

- окрашивают, перемешивают

- растворяют

- замораживают

Личностный компонент

Лед охлаждает напитки летом

Лед прикладывают к ушибам, снимают отеки, синяки

Замороженные продукты хранятся очень долго

Здорово кататься на коньках по люду

Здорово есть мороженное

Огромные запасы воды хранятся в Арктике (айсберги, ледники)

Изо льда можно делать красивейшие скульптуры

Очень красивые сосульки свисают с крыш

Через цветной лед можно смотреть на небо, как через цветное стекло.

Причудливые рисунки  от мороза на окнах, это красиво.

Лед хрупок, и можно провалиться под воду, если идти по тонкому льду

На льду очень опасно ходить, потому что он скользкий.

Лед нельзя есть, он холодный и можно простудить горло

Нельзя ходить под сосульками, они могу упасть.

Проблемные задачи

Как вы думаете, что произойдет с водой, если ее оставить на морозе? Почему лед бывает разной формы?

Представьте себе, что вам очень хочется пить, а вода замерзла, стала твердой что делать?

Как можно разморозить лед, не согревая теплом? Как сделать лед не скользким?

Исследуйте лед? Он очень твердый, так ли это? Можно ли его согнуть, разделить на куски?

У вас есть кусок прозрачного льда, можно ли его сделать цветным?

Что было бы, если бы мы строили здания изо льда?

Что значит расплавить лед? Можно ли воду сделать твердой? И наоборот?

Зачем растениям влага и прорастут ли семена подо льдом?

Можно ли плавать на льдине и почему лед не тонет?

Основной этап

Оборудование

Лед разной конфигурации (из замерзшей бутылки, из спец.емкостей для льда, сосулька, глыба льда со  снегом), вода комнатной температуры, вода теплая, прозрачные емкости для воды разной формы, молоточки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, различные формочки для выпекания, цветные прочные нитки, сахар, кофе, рис.

Проведение детьми опытов и их фиксация:

Размораживание

Замораживание

Окрашивание

Растворение

Переливание

Алгоритм:

1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (фиксруют: предполагают - вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась. Почему? Выдвигают другие варианты.)

2. Дотрагиваются, греют в руках, кладут лед на батарею, льют на лед    водой комнатной температуры, затем теплой водой, делаютпромежуточные выводы (фиксируют: твердый, холодный, прозрачный, принимающий различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем при комнатной температуре, на батарее еще быстрей)

3. Стучат по льду молоточками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем (фиксируют: лед очень тердый, но, очень хрупкий, раскалывается и распиливается, хорошо процарапывется)

4. Сыпят на лед соль (фиксируют: соль "плавит" лед)

5. Пытаются покрасить лед краской (фиксирую: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху)

6. Размороженную на батарее воду переливают в различные емкости (фиксируют: переход воды из твердого в жидкое сосотяние)

7. Растворяют в размороженной воде соль, сахар, кофе, рис, манку крупу (фиксируют: вода растворяет вещества, меняет вкус)

8. Прозрачную воду окрашивают (фиксируют: вода, растворяет краситель, принимает цвет краски)

9. Разливают по формочкам прикрепляют ниточки-петли, делают украшения, игрушки на дерево изо льда (фиксируют: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии)

10. Талой водой поливают растения в комнате

Схемы

Этап совершенствования

Изготовления ледяных игрушек для деревьев на участке.

Рисование снежинок.

Рисование морозных узоров на окне красками.

Аппликация: "Пингвины на льдине", "Айсберги".

Заучивание  стихов Бальмота "Снежинка", "Росинка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе на тему:« Путешествие на ковре-самолете».

Развитие у детей внимания,памяти, мышления, речи. Воспитание патриотических чувств. Закрепить знания о Республике Татарстан,его символике, о городе Казани; о геометрических формах и фигурах; о ...

конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Путешествие в страну Знаний"

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, правилах поведения в общественном транспорте, временах года, приметах осени, профессиях, составе чисел, диких и домашних животных, фруктах и овощах. ...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе на тему: «По дороге в Простоквашино» Тема: «Транспорт».

Цель: закрепить знания детей о различных  видах транспорта.Задачи: Коррекционно-образовательные:- активизировать словаря по теме «Транспорт»- закрепить обобщающие понятия «...

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе на тему "Волшебница-Зима"

Пополнить словарный запас по теме «Зима», обогатить речь антонимами и синонимами, научить подбирать родственные слова, научить определять место звука в слове, развивать зрительное и слуховое вни...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Встреча королевы Музыки и Математики"

Закрепить умение решать задачи на сложение, делить целое на части,считать до десяти,в окружающем пространстве находить геометрические фигуры, подбирать слова обратного значения....

План – конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в страну полезных ископаемых»

Данное мероприятие поможет дошкольникам познакомиться с полезными ископаемыми родного края....