Как и что приготовить из рыбы
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Ястребкова Александра Александровна

Занятие по внеурочной деятельности "Здоровое питание" содержит технологическую карту урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_i_kak_prigotovit_iz_ryby.pptx824.75 КБ
Файл etapy_uroka.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие «Правильное питание» у читель Ястребкова Александра Александровна

Слайд 2

РЫБА

Слайд 3

«Рыба. Что и как приготовить из рыбы» Тема занятия:

Слайд 4

знать пищевую ценность рыбы, познакомить учащихся с видами рыб, особенности определения доброкачественности рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб. Цели урока:

Слайд 5

Пищевая ценность рыбы Белки Жиры Минеральные вещества: фосфор, калий, кальций, натрий, магний, сера и хлор, в небольших количествах обнаружены железо, медь, марганец, кобальт, цинк, молибден, йод, бром, фтор и другие элементы. Вода Витамины А, С, ( в небольших количествах), комплекс витаминов группы В, витамины H и PP, инозит и пантотеновая кислота

Слайд 6

ВИДЫ РЫБ Речные рыбы Морские рыбы

Слайд 7

Ассортимент рыбы в магазине Живая Охлажденная Мороженая Копченая рыба Соленая рыба Сушеная рыба Рыбные консервы Рыбное филе

Слайд 8

Определение свежести рыбы По внешнему виду По шифру на крышке рыбных консервов

Слайд 9

Первичная обработка рыбы

Слайд 10

Очистка рыбы от чешуи

Слайд 11

Разрезание брюшка

Слайд 12

Удаление внутренностей

Слайд 13

Удаление головы и плавников

Слайд 14

Промывание

Слайд 15

Пластование

Слайд 16

Рыбные полуфабрикаты Для варки Для припускания Для жарения

Слайд 17

Способы обработки рыбы Отварные Жареные Запеченные Припущенные Рыбные блюда

Слайд 18

МОЛОДЦЫ!!!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учебный предмет

Внеурочная деятельность «Здоровое питание»

Класс

5

Тип урока

урок сообщения  новых знаний, систематизации знаний и умений 

Технология построения урока

урок с применением ИКТ 

Тема урока

Что и как можно приготовить из рыбы

Цель урока

Обучающие: знать пищевую ценность рыбы, особенности определения доброкачественности рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб, познакомить учащихся с видами рыб.

Развивающие: развивать способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие

Основные термины, понятия

Рыба

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Организационный этап

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Здравствуйте ребята!  Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении.  Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего настроения.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения школьных принадлежностей.

Постановка целей урока

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте ребус.

Правильно. Тема нашего урока «Рыба. Что и как готовить из рыбы».

Как вы считаете, какова же цель нашего занятия?

Да, правильно. Мы узнаем, почему на нашем столе всегда должны быть блюда из рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб, а также познакомимся с различными видами рыб.

Обучающиеся высказывают свои ответы

Обучающиеся высказывают свои предположения о том, какие цели занятия

Формирование новых знаний

Предметные:

- правильно именовать названия рыб;

- правильно определять вид рыб.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Пищевая ценность рыбы

Многие специалисты в области питания утверждают, что рыбный стол здоровее и гигиеничнее, мясного. Чем же обусловлена пищевая ценность рыбы? Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. В рыбе представлены все незаменимые аминокислоты. Пищевая ценность рыбы не ограничивается содержанием в ней высококачественных и легкоусвояемых жиров. Рыбные продукты могут удовлетворять потребности нашего организма в основных минеральных веществах. Рыба содержит фосфор, калий, кальций, натрий, магний, сера и хлор, в небольших количествах так же обнаружены железо, медь, марганец, кобальт, цинк, молибден, йод, бром, фтор и другие элементы. Наконец, в рыбе содержатся многие необходимые человеку витамины.

Виды рыб.

Где обитает рыба? ( В реке, в море, в озере.)

 Рыба делиться на речную и морскую.

 Какую рыбу можно поймать в реке и в озере? ( Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ.)

Какую рыбу можно поймать в море? (Ставрида, скумбрия, камбала, треска и т.п.)

В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен. В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь при Петре I.

А как на нашем столе появляется рыба? (Ее можно поймать в реке, озере или купить в магазине)

В каком виде поступает рыба в магазины? (В магазины рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, в виде филе и консервов)

Определение свежести и качества рыбы

Иметь на своем столе только что пойманную рыбу – уже давно этой привилегией пользуются не только жители прибрежных районов. Ведь сегодня в любой уголок страны можно доставить рыбу потребителю в свежем виде за самое короткое время благодаря современным средствам передвижения (железнодорожные вагоны со специальной изоляцией, грузовые термовагоны и самолеты с контейнерами-холодильниками). Важно знать критерии, по которым можно отличить свежую рыбу от испорченной.

  • Свежая рыба не имеет запаха или приятно пахнет морем и йодом.
  • У свежей рыбы блестящая упругая кожа.
  • Чешуя должна плотно прилегать к ней и тоже блестеть.
  • Плавники и хвост не должны быть сухими или склеившимися.
  • Испорченная рыба выглядит матовой и бесцветной, а ее чешуя плохо счищается.
  • У свежей рыбы прозрачные глаза, блестящие и немного выпуклые. Рыбу с мутными, впавшими глазами есть нельзя.
  • У свежей рыбы эластичное мясо. После того как рыбу поймали, сначала наступает момент оцепенения, после чего она снова становится подвижной, а ее мясо эластичным.
  • При нажатии на рыбу пальцами на ней не должно оставаться вмятин. Это бывает только тогда, когда рыба старая.
  • У свежей рыбы влажные блестящие жабры, от розового до ярко-красного цвета, но ни в коем случае не могут быть бурыми или серовато-красными.

Как покупать мороженую рыбу?

  • Мясо свежего рыбного филе и кусков рыбы должно быть сочным и блестящим, полупрозрачным и иметь красивый вид.
  • Подсохшие края и изменение окраски характерны для старой рыбы.
  • Не покупайте также рыбу в поврежденной упаковке.
  • Обращайте внимание на дату упаковки и срок годности. Нести рыбу домой желательно в отдельном пакете.
  • Если вы не используете рыбу сразу – немедленно положите в холодильник. Даже в замороженном виде срок годности рыбы и морских продуктов не бесконечен.
  • Постную рыбу следует употребить в течение трех месяцев, жирную и морепродукты – в более короткие сроки.

Как узнать срок хранения консервов?

Срок хранения консервов, необходимо посмотреть на крышке банки. Там указывается шифр, в котором указывается или срок реализации продукции или срок ее хранения

Мы знаем, в каком виде поступает рыба в магазин, а оттуда к нам в дом. Можем определить  недоброкачественную рыбу.

Но перед тем как приготовить свежую рыбу, что мы должны сделать?

Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:

  1. Рыбу очищают от чешуи специальным ножом.
  2. Удаляют голову, плавники, хвост – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Из головы, хвоста плавников можно приготовить рыбный бульон.
  3. Разрезают брюшко и удаляют внутренности. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость, если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде. 
  4. Промывают потрошеную рыбу холодной проточной водой.
  5. Рыбу пластуют, разделывают на полуфабрикаты, нарезают на порционные куски, снимают с нее кожу. 

 Приготовление блюд из рыбы

Кулинария знает сотни рецептов приготовления рыбных блюд, и каждый из этих рецептов и по способу тепловой обработки, и по использованию дополнительных продуктов — приправ, гарниров, соусов — может придать блюдам, приготовленным из одной и той же рыбы, своеобразный вкус.

Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание. Варка – нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару. Припускание – т.е. варка в плотно закрытой посуде с малым количеством жидкости. Тушение – продукт заливают небольшим количеством соуса или бульона, добавляют пряности. Закрывают крышкой и доводят до готовности. 

Жарение – продукты нагревают на сильном жару в жире или горячем воздухе. Существует два способа жарения рыбы – основной с небольшим количеством жира и во фритюре (погружение в разогретый жир)

Запекание – жарение продукта в духовке. 

В зависимости от выбранного способа приготовленные порционные куски или целую рыбу можно обвалять в муке, панировочных сухарях (панировать), обмакнуть в кляр (жидкое тесто, приготовленное из муки, молока, яиц и соли). Рыбу можно запечь целиком или кусочками.

Очень вкусны блюда из котлетной массы. Из рыбной котлетной массы можно приготовить котлеты, биточки, тефтели, зразы и рулеты.

Из рыбы готовят закуски, первые и вторые блюда.

Обучающиеся называют, какие виды рыб они знают.

Обучающиеся классифицируют виды рыб.

Формирования умений и навыков

Предметные:

- уметь составлять слова из букв;

- уметь правильно распределять последовательность первичной обработке рыбы;

- уметь определять признаки доброкачественной рыбы. 

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-     работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления вам предлагается выполнить небольшие тестовые задания.

  1. Составьте слова

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

АС + ПЛУТ = ПАЛТУС

БАЛ + КАМА = КАМБАЛА

ЛЕСТЬ + РЯД = СТЕРЛЯДЬ

ЮГ + АР + ВЕС = СЕВРЮГА

ВАТА + СИДР = СТАВРИДА

ЛОТ + ЛОБ + СТОИК = ТОЛСТОЛОБИК

ТЕС + РАК = ТРЕСКА

  1. Распределите правильно последовательность первичной обработки рыбы:


А) отделение от рыбы головы, плавников, хвоста)

Б) оттаивание мороженой рыбы

В) очистка от чешуи

Г) пластование или придание рыбе размеров и формы, соответствующих виду кулинарного изделия

Д) Промывание  рыбы холодной проточной водой

Е) Удаление  внутренности

Правильный ответ:  Б, В, А, Е, Д, Г

  1. Признаки доброкачественности рыбы:

А) рыба имеет легкий запах водоёма

Б) жабры с серым налётом

В) консистенция мяса рыбы плотная

Г) чешуя плотно прилегает  к коже  и блестит

Правильный ответ:  А, В, Г

4. Как определить,  можно ли употреблять в пищу рыбные консервы

А) определить визуально, посмотрев на содержимое

Б) надо посмотреть на срок годности

В) попробовать на вкус

Правильный ответ:  Б

Обучающиеся предлагают составить слова из данных букв.        

Обучающиеся правильно распределяют последовательность первичной обработки рыбы

Обучающиеся определяют признаки доброкачественной рыбы, качественные консервы.

Анализ и подведение итогов

 

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Все ли цели урока мы добились?

Получилось или нет?

Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучали правила приготовления блюд из рыбы?  Конечно. Нам это нужно знать. Потому что, мы будем самостоятельно готовить различные блюда.

Правильно, эти знания очень пригодятся вам в жизни. Вы сможете сами правильно выбирать рыбу, готовить из нее вкусные блюда.

На уроке вы хорошо поработали. Молодцы.

Обучающиеся выдвигают свои гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как приготовить торт “Птичье молоко”. Пошаговый фоторецепт

Как приготовить торт “Птичье молоко”. Пошаговый фоторецепт Источник. Далее текст автора Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня вы узнаете как приготовить торт "Птичье молок...

"Каак приготовить суши дома"

Презентация "Как приготовить суши дома" предназначена для проведения урокв кулинарии в 7 классее при прохождении темы "Рыба и морепродукты". Эта презентация позволит расширить кругозор учащихся при зн...

конспект урока к презентации "Как приготовить суши дома"

Конспект урока и инструкционные карты "Приготовление риса для суши" и "Приготовление суши" к презентации "Как приготовить суши дома". Этот материал дополняет презентацию и позволит провести урок техно...

конспект урока к презентации "Как приготовить суши дома"

Конспект урока и инструкционные карты "Приготовление риса для суши" и "Приготовление суши" к презентации "Как приготовить суши дома". Этот материал дополняет презентацию и позволит провести урок техно...

Как приготовить суши дома.

Как приготовить суши дома....

Как приготовить баурсак

На 1 кг готового баурсака:Муки в/с 650 г,Яиц — 7—8 шт.,Сахара—20 г,Молока—100 г,Сливочного масла — 20 г,Дрожжей — 4 г,Соли — 5 г,Масла сливочного топленого120г. для обжарки....

Конспект урока "Как приготовить обед в походных условиях."

Тема урока: Как приготовить обед в походных условиях. Учитель: Муратова Юлия Васильевна, учитель технологии МКОУ «Локшинская СОШ» Класс: 6 Цель урока: способствовать формированию у детей представления...