Сказкотерапия
материал на тему

Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает воз­можность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадап­тацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая

технология - сказкотерапия

в работе  педагога-психолога

В специальной (коррекционной) школе-интернате воспитываются и обучаются дети-сироты с нарушениями интеллекта. Это дети с нарушениями  различных сторон психофизического развития: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.  Это ученики, у которых в процессе обучения возникают особенные специфические трудности, обусловленные теми или иными отклонениями в развитии.         

В ходе психологического  обследования я выявила у них неустойчивое внимание, повышенную отвлекаемость у одних и заторможенность, утомляемость, сниженную работоспособность у других, у некоторых детей обнаружился высокий уровень агрессивности и тревоги, другие, наоборот,  неуверенны в себе, со сниженным уровнем самооценки. Встречаются дети, у которых наблюдается большое количество страхов, они не умеют общаться друг с другом.

          Проявление состояния  эмоционального дискомфорта - это одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. Из-за  того, что не всё у такого ребёнка получается, что окружающие люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, возникает заниженная самооценка, а это приводит к разочарованию, появлению чувства вины, неудовлетворённости. Внешне это выражается в появлении у ребёнка  подавленности, угнетённости, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта. Насмешки сверстников, непонимание и негативное отношение к таким детям  взрослых, вырабатывает у ребят стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности.

            У детей с проблемами в интеллектуальном развитии имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, которую они получают из окружающего мира. Поэтому для таких детей просто необходимо создавать такие специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию присутствующих им недостатков.

        Миссия нашей школы – успешная интеграция умственно отсталого ребенка в социум. Для того, чтобы ребёнок с проблемами в развитии не боялся окружающего его мира, а мог войти в него без страха, необходимо вооружить его социальными знаниями, умениями и навыками, научить его управлять своим поведением, адекватно вести себя в кругу окружающих его людей.

Зная специфику и особенности развития этих детей, считаю целесообразным активное применение технологии сказкотерапия. Учитывая характер нарушений детей, данная технология является основополагающей в моей деятельности и включена в рабочие программы.

Ведь сказка - это один из способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Она даёт им гамму необходимых переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, учит добру и справедливости.  

          Корней Иванович Чуковский писал так: « По – моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Сказкотерапия – основа коррекционной работы педагога-психолога.

                  Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

                  Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы  ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

           На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря  многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.                              

           Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя  картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

                  Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку  чувство психологической защищенности. Что бы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а  герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

           Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

            На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы через элементы сказкотерапии,  можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но  и  потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе. Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинной интеграции в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку  прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.  И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Еще одним большим достоинством сказкотерапии является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Богатый ресурс сказкотерапии способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.

Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний мир пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

           Занятия по сказкотерапии являются  формой организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия педагога-психолога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет возможности более успешного овладения им социальным опытом.

          Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно  эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности  восприятия, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности.  Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

          Через занятия с элементами сказкотерапии я стараюсь и по форме и по содержанию наполнить сказкой жизнь детей,  у  которых проблемы в развитии. Дети трогательно и доверчиво поверили в сказку, а главное - прониклись доверием к нам, взрослым.

         Сказки и рассказы подбираю так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом: взрослые и дети, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

Планируя занятие, я  реализую  определенный замысел, но этот замысел известен только мне, я не навязываю его детям, а даю  возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий  построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными.

          Занятия  с элементами сказкотерапии объединяются  единой сюжетной темой, которая зависит от содержания сказки или  театрализованной игры.

 Основные элементы занятий.

1)  Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи,  волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков  и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.

2) Прослушивание сказки в одном из вариантов  

    а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.

         б) Повторное  прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы    

             действий      педагога (пантомимические, мимические движения,    

             звукоподражания).

 3) Беседа по содержанию сказки с элементами  психогимнастики.  

 4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме,  с беседой по содержанию.

 5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.

 6) Упражнения на расслабление и отдых.

   Эти упражнения способствуют развитию умений  управлять своими эмоциями и действиями.

7) Пальчиковый театр.

8) Кукольный театр

9) Драматизация сказки

10 ) Ритуал выхода из сказки.

     

 Практические приёмы работы со сказкой

         Элементы сказкотерапии многоплановы. Я выбрала несколько направлений, в рамках которых решаются коррекционные, развивающие воспитательные задачи. Одно из направлений – аналитическое. Суть этого направления  - интерпретация сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение, люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах. На занятии берём известную сказку. Размышляем и беседуем по содержанию сказки.  Дети принимают активное участие в обсуждении и размышлении. Каждый раз, путешествуя  в сказку, устанавливаем правило, как нужно вести себя в сказке. Не кричать, не ссориться, слушать внимательно друг друга, относится с уважением ко всем. Сделали вывод, что наши дети не только знают эти правила, и умеют их применять в сказке, а значит, перенесут в жизнь.

Рассказывание сказок.

         Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении использую следующие формы:

  1. Групповое рассказывание.
  2. Рассказывание известной всем детям сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки).
  3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней  продолжения.

           Например, начинаем занятие: «Вы стоите у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет рассказывать сказки. Вижу вы не такие». Такое утверждение помогло поверить в свои силы, свои скрытые возможности даже стеснительным детям. «Однако приказ Короля закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки и доложить об этом королю. Садитесь в кружок и расскажите сказку «Колобок». Это любимая сказка нашего Короля. Рассказывать будете по очереди». Начинать рассказывать сказку, на самых первых занятиях, поручаю более активным и раскрепощенным детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. На их примере стеснительные и замкнутые дети очень стараются. Учу детей подробно рассказывать тот или иной эпизод. Затем предлагаю детям участвовать в инсценировке сказки: кукольный театр, пальчиковый театр, драматизация.   И дети постепенно раскрепощались, стали более уверенны в себе, не испытывали больше страха, рассказывая и играя отрывки перед остальными детьми.

                   

Итоги работы   и их практическая значимость.

            Реализуя, на занятиях технологию сказкотерапия были   решены следующие задачи:

- Дети стали более активными и внимательными.  У них стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

 - Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

- Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопился опыт общения с взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.

           Реализуя музыкотерапевтическое направление в занятиях  с элементами сказкотерапии:

- Дети овладели навыками определять эмоциональное содержание сказки, настроения.

    - Научились воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями.

 - Научились выразительно имитировать движения под музыку, передавать образы животных, насекомых, птиц.

 - Научились самовыражать себя через движение, мимику, пантомимику посредством музыки.

 

          Прослушивание ярких музыкальных фрагментов способствовало тому, что у детей развилось воображение, фантазия, обогатился пассивный и активный словарь.

          Опыт показал, что  дети легче усваивают и воспринимают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью. Их внимание стало более устойчивым, стабилизировалось психоэмоциональное состояние детей. Пассивные дети стали более активными, а гиперактивные, наоборот, стали более спокойными, уравновешенными.

           Использование на  занятиях  элементы  сказкотерапии показало, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Овладели умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные  поступки героев. Научились перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, стали более свободными и уверенными в себе.

          Научились соотносить свой внутренний ритм  с ритмом и  желанием других. С помощью терапевтической музыки у детей улучшилось общее эмоциональное состояние.

         Мысли и желания детей кардинально изменились, они  стали задумываться о более важных ценностях в жизни, такие как – здоровье, мир, счастье.

Взяв за основу в своей психологической деятельности технологию сказкотерапия, эффективно применяя её на занятиях, я добиваюсь положительных результатов по созданию эмоционального благополучия. Ведь эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка – свет, тепло, влага, почва. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

сказкотерапия на логопедических занятиях

Презентация опытно-экспериментальной работы   "Воспитание ЗКР с помощью методов сказкотерапии".  Работа была представлена на  краевом фестивале инновационных идей  в 2010г в г Агин...

Занятие с учащимися с использованием сказкотерапии

Методическая разработка занятия с использованием сказкотерапии...

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии

Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика»                        ...