Технологическая карта урока математики в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого"
план-конспект урока на тему

Урок разработан в сооветствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала Абишева Айгуль Казисовна, МБОУ «СОШ с. Широкополье». Разработку данного урока я размещала на сайте prodlenka.orgУрок по математике в  4 классе (УМК «Школа России» ФГОС)

Тема: Нахождение нескольких долей целого

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условий для усвоения знаний учащихся по теме «Нахождение нескольких долей целого».

Задачи урока:

  1. Образовательные
  •  актуализировать знания, приобретенные при изучении математики по данной теме
  • отрабатывать умение находить долю от целого
  • тренировать умение школьников  решать задачи по алгоритму

2. Воспитательные

  • воспитывать интерес к учебе, к предмету;
  • воспитывать самостоятельность;
  • формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).
  1. Коррекционно-развивающие
  • Корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
  • Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
  • Коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

Планируемые результаты

Предметные:

Знакомиться с вычислением нескольких долей целого;

Решать задачи изученных видов, на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле

Метапредметные:

Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием;

Находить способ решения учебной задачи

Личностные:

Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

Знакомиться с общественно важными профессиями

Межпредметные связи: технология: составлять план изготовления изделия, использовать текст учебника и иллюстративный материал

Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, с.65

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Самоопределение деятельности

Учитель

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи(хлопки в ладони друг другу).

-Что вам пригодится для успешной работы?

- Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Я верю в вас, у вас все получится.

Актуализация необходимых знаний и фиксация затруднения

Учитель предлагает сравнить величины в задании 304 на с.65 учебника;

предлагает прочитать запись на доске, определить сходство и различия  задач.

Учитель спрашивает, у какой задачи более короткое (длинное) решение, есть ли связь между задачами. Просит соотнести задачу с моделью, записать решение самой сложной задачи:

1.Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал её седьмую часть. Сколько страниц он прочитал?

2. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц он прочитал?

3. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?

Учитель организует устное выполнение задания 302 на с. 65

На доске слова: половина, четверть, километр.

Учитель предлагает найти лишнее слово.

Выполняют задание устно, выражают величины одной единицей измерения.

Устно комментируют задачи. Записывают решение, объясняют:

  1. 140:7=20 (стр.) – одна седьмая доля книги

  1. 20*5=100 (стр.) – прочитал Саша

  1. 140-100=40 (стр.) –осталось прочитать

Устно выполняют проверку деления с остатком

Называют ответ: километр, т.к. это единица длины, а половина и четверть это доли числа.

Постановка учебной задачи

Учитель: Что такое доля числа?

- Где в жизни мы встречаемся с долями?

- Как найти 1 долю от целого?

Учитель: У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача.

Задача «В классе 32 ученика. Из них ¼ играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?»

Называют ответ: доля- это часть от целого числа. Доли в числе равны.

Называют ответ

Открытие нового

Учитель: Кто теперь может сказать, с какой темой нам предстоит познакомиться?

Просит решить задачу в стихах:

Десять солдат строились в ряд,

Десять солдат шли на парад.

Восемь десятых было носатых.

Сколько там было носатых солдат?

Предлагает сформулировать задачу урока

Ответы детей

Называют ответ задачи: 8 солдат.

Формулируют задачу урока: учиться находить часть числа, выраженную несколькими долями целого

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На доске высвечивает задание: вычисли:

1/2км        1/2см

1/5м        1/5дм

1/10а        1/10дм2

1/10м2        1/10см2

Предлагает сделать вывод: Как вычислить одну долю числа?

Выставляет  таблички:1/4, 1/10 и 4/10.  

Какая табличка указывает на несколько долей числа?

Предлагает найти несколько долей от числа.

На доске задание:

Длина отрезка 10см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько см в четырёх пятых долях отрезка?

Предлагает найти, что известно в задаче, составить план решения задачи

Просит сделать вывод: как вычислить несколько долей числа?

Спрашивает: каким действием найдём 1 долю числа?

Спрашивает: каким действием найдём несколько таких долей?

Спрашивает: сколько действий нужно выполнить для нахождения нескольких долей числа?

Спрашивает: что показывает число под чертой? Что показывает число над чертой?

Графический диктант с последующей взаимопроверкой.

 

«да» -                       «нет» -                  

а) масса дыни 10кг. 2/5 дыни весит 4 кг?

б) книга стоит 180 рублей, цена блокнота составляет 3/9 стоимости книги

Это 60 рублей?

в) человек спит 1/3 , а бодрствует 8 часов?

г) в четвёртых классах 180 учащихся. Из них 5/10 – хорошисты, значит

 90 человек учатся на «4» и «5»?

д) длина рулона ткани 85м. Продали 2/5 части - это 45м?

- проверим работы друг у друга, сверив со слайдом.

Называют ответ: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество долей числа.

Называют ответ: 4/10, т.к. она показывает 4 доли, а остальные только одну.

Называют ответ: сначала нахожу, сколько см в 1доле отрезка. Затем нахожу, сколько см в 4 таких долях.

Называют ответ: сначала найдём 1долю числа, а затем несколько таких долей.

Отвечают: делением.

Отвечают: умножением.

Отвечают: два: деление и умножение

Отвечают: число под чертой показывает, на сколько долей число поделили, а число под чертой, сколько таких частей взяли.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует решение задачи 296 на с.65. Обращает внимание на обязательное условие: каждый из отрезков разделили на равные части.

Организует выполнение задания 297. Спрашивает: можно ли до выполнения задания сравнить длину искомого отрезка с 8мм?

Предлагает выполнить в парах задание 298. Дополнительно спрашивает, можно ли сравнить площади закрашенной и не закрашенной частей прямоугольника до решения задачи?

Организует решение задачи 300 на стр. 65. Уточняет значения понятия производительность труда. Предлагает заменить величину десять часов на 9 часов. Спрашивает, можно ли решить задачу другим способом, на что можно заменить 3 часа, чтобы задача решалась следующим образом:

  1. 10:5=2 – во столько раз дольше работал бульдозер
  2. 2. 234*2=468 (кв. м.) – разровнял бульдозер за 10 часов

Предлагает самостоятельно решить задачу 299

Работают с учебником под руководством учителя, читают задачу, рассматривают чертёж.

Под руководством учителя составляют план решения задачи; задача решается умножением

Анализируют чертёж к задаче. Читают вопросы, отвечают на них. Демонстрируют результат работы классу.

Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомыми, при необходимости отражают её на моделях, выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.

Выполняют задание

Рефлексия

Учитель:

Какая была тема урока?

Кому было легко, трудно?

Быстро время пролетело

          И идёт к концу урок.

          Так давайте без задержки

          Подведём всему итог.

- Покажите сигнальными карточками ваше отношение к уроку.

Делают обобщение по теме урока.

Достают сигнальные карточки

Дифференцированное домашнее задание

Предлагает оценить работу на уроке.

Организует обсуждение выполнения домашней работы –заданий 301(повышенная трудность), 303( для тех, кто не справился с задачей) на стр.65

Обсуждают выполнение домашнего задания

Самооценка

Учитель предлагает оценить работу на уроке

Заполняют лист самооценки