программа для 1 класса по музыке коррекционной школы
рабочая программа по музыке по теме

Ефремова Ольга Юрьевна

программа разработана и используется для коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа для 1 класса46.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по музыке

1-6 классы

Учитель: Ефремова Ольга Юрьевна.

2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка.

Образовательная деятельность ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»  регламентируется учебным планом 1-6ой классы и учебным планом для классов  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Учебные планы разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  •  Законом РФ «Об образовании» (ст.15, ст. 32);
  • Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 10.03.2009 № 216);
  • Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант)» 2002 г , утвержденным Приказом  Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанниках с отклонениями в развитии»

№ 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.;

  • Инструктивным письмом Министерства образования РФ № 48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (с изменениями от 26 декабря 2000г.);
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Постановление Министерства  здравоохранения РФ от 29.12.2010 № 189 о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях  СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Санитарными правилами устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 06.09.1986 № 4076-86 с учетом изменений в содержании раздела «Количество учащихся в классах и детей в воспитательных группах в зависимости от типа школы-интерната».

       Рабочая программа по музыке для 1-6 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и  является ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

       Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, обще учебные умения, навыки и способы деятельности, также результаты обучения.

       Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

       Общение с музыкой открывает возможности для  духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный  способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

         Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

    Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

        Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

        Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

        Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального  языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

          Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

         Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении,  слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

   обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к               музыке и музыкальным занятиям;

    усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкальной деятельности;

   обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

 Весь учебно- воспитательный  процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

     Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся:

   

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

 -специфику музыки как вида искусства;

 - значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

 -возможности музыкального искусства  в отражении вечных проблем жизни;

 -основные жанры народной и профессиональной музыке;

 - основные формы музыки;

 -названия и виды инструментов;

 -имена композиторов и известных исполнителей.

уметь:

     

 -Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 -выразительно исполнять соло и хором;

 -распознавать на слух песню, танец, марш ;

 -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;

 -  различать на слух звучания отдельных инструментов;

 - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

 - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;

 - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

 -определять свое отношение к музыкальным явлениям.

 

Источники информации:

Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2002);

Ю.Б. Алиев Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2005);

Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно – коммуникативной среды / автор – сост. С.И. Гудилина. Вып. 1. -  М., 2004.

Программы специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждений  VIII  вида (авторской программы И. В. Евтушенко «Музыка и пение»)1-4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой,2010г. 

Д. Б. Кабалевский  Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.

Музыка и живопись для детей. CD – ROM/ - М., 2002.

Музыка и поэзия / авт. – сост. Е. Н. Домрина. – СПб., 2004

«Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005г

Поурочные планы по учебнику»Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова.

Т.И Науменко, В.В.Алеева  «Музыка 5-8 класс»  под ред. Д. Б. Кабалевского.

Т.С.Максимова (авт.-сост.) под научным руководством Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-4 классах»

Л.В.Михеева (авт.-сост) «166 биографий знаменитых композиторов» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,1999г.

                                     

                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

1 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-35, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.

Составлено на основании Государственного стандарта начального образования, «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Просвещение, 2004; реализовано на основании: УМК «Музыка», В.В.Алеев, Т.И.Науменко;

УМК «Музыкальное искусство»,В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр.

   дата

1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?»

Кол-во часов.

Прогнозируемый результат.

Цели и задачи урока

Песня урока

Слушание

музыки

Повсюду музыка слышна

1

Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека.

Пробудить в первоклассниках интерес к музыке. Формирование собственных чувств к прослушанной музыке, проверка слуховых данных учащихся

«Заинька серенький»;

Подборка учителя

«Что значит слышать музыку?»

1

Знать: истоки музыкального искусства

Знакомство учащихся с песенками, попевками, которые сочинил народ; вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе.

Весёлые гуси

     П.И.

Чайковский

«Смелый

наездник»

Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни.

1

Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы

Знакомство детей с колыбельной

песней

« Баю бай», «Сидит дрема»

« У кота-воркота»

«Ай люли»

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык.

1

Музыкант, творец, без        которого музыка существовать не может.

Пробудить в первоклассниках интерес к музыке. Формирование собственных чувств к прослушанной музыке, проверка слуховых данных учащихся

Распевки «Тили

тень», «Дин-дон»

 

   П.И. Чайковский

«Марш

деревянных

солдатиков»

Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек.

1

Знать: истоки возникновения песни.

Знакомство с народными загадками, закличками.

«Солнышко-вёдрышко»

«Заиграйте,мои

гусельки»

Душа музыки- мелодия

1

Уметь: прохлопывать ритм,

Интонировать мелодию.

Воспитание устойчивого интереса к музыке как искусству. Развитие навыков индивидуального музицирования

Песня-игра

«Топ-топ,

хлоп-хлоп»  

П.И.

Чайковский

«Сладкая грёза»

Музыка осени

1

Научить  ребят определять с помощью музыкальных и литературных произведений рисующую осеннюю природу.

Познакомить ребят с музыкальными и литературными произведениями, рисующими осеннюю природу.

« Осень»

1.Осенняя песня П.И.Чайковский

2.Осень Г.Свиридов

 

 Хоровод музыки

1

Уметь: импровизировать в

хороводе.

Формирование чувств к прослушанной музыке

«Во поле

берёза

стояла»р.н.п.

Вариации

«Во поле

берёза

стояла»

 

Идем в поход

1

Уметь: различать характер музыки

Познакомить детей с весёлым и грустным характером.

«Два утёнка»

Д.Кабалевский

«Весёлая и грустная»

дата

     

        2-я четверть.

«Музыкальный язык»

Количество часов

Прогнозируемый результат

  Цели  и задачи урока

Песня урока

Слушание музыки

Музыка во круг нас

1

Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель;

Познакомить детей с композитором, исполнителем,

слушателем

«Звуки

музыки»

Фрагмент из балета «Щелкунчик»

П.И.Чайковский

Байки- побайки

1

Находить интонации

Познакомить детей с потешками и прибаутками

«Семейка

Ермолая»

  1. Вечерняя сказка

А.Хачатуряна

  1. Вечер В.Салманова

 Музыкальные инструменты

1

Уметь: определять

тембры русских

народных

инструментов

Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов. Вырабатывать напевность при подвижном темпе.

«Петушок»

 «Камаринская»


Детская жизнь, отраженная композиторами в  своих произведениях

1

Уметь: определять характер героев, их настроение

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

«Дед мороз»

Зимние песни

Добрый праздник среди зимы

1

Знать: музыкальные и

литературные произведения

рисующие зиму,

разучить песню.

Познакомить детей

       с          музыкальными   и         литературными   произведениями рисующими зиму.

«Почему медведь зимой спит»

Свиридов «Метель»

Добрый праздник среди зимы

1

Знать: что такое «музыкальное содержание»

Познакомить детей

       с          музыкальными   и         литературными   произведениями рисующими зиму.

«Почему медведь зимой спит»

   П.И. Чайковский

Времена года

«Декабрь»

    Разыграй песню

1

Уметь: разыгрывать

песни «Снежинки»,

«Мы погреемся немножко»

Познакомить детей с приёмами исполнительского развития в музыке, на примере разучивания и разыгрывания песни.

Снежинки»,

«Мы погреемся немножко»

Зимние песенки

  Урок-концерт

1

 Знать: понятия композитор,

исполнитель, слушатель;  Уметь: выразительно исполнять песни.

Выявить степень понимания роли музыки в    жизни человека, осознания трёх основных видов музыкальной деятельности(композитор, исполнитель, слушатель).

Повторение новогодних песен

Зимние песенки

дата

3-я четверть. Что может музыка?

Количество часов

Прогнозируемый результат

  Цели  и задачи урока

Песня урока

Слушание музыки

Что может музыка?

1

   Знать: многообразие музыки, отражение мира в многообразии жизни

Истоки возникновения  музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. мелодическая импровизация народной прибаутки

«Заинька серенький»; театрализация песни;

1.Выходной марш И.Дунаевского

2. Галоп

3.Клоуны

Зима в музыке

1

Знать: народные обычаи,зимние праздники

На примере народных обычаев рассказать о святках,о рождестве.

 Зимние колядки

  1. Утро
  2. Э.Грига
  3. Зимнее утро П.Чайковского

Музыка в движении

1

Уметь: петь с движениями.

На примере песни «Ехали-ехали» научить детей петь с движениями.

Муз.М.Иорданского

  «Ехали-            ехали»

Суворова

Танцевальная ритмика

Легко ли стать музыкантом?

1

Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель;  основные жанры; мелодия, аккомпанемент; куплет,

музыка изобразительная и выразительная

Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся

«Ехали-            ехали», «Воробушки»

Три подружки С.Прокофьев

Где живут ноты

1

Знать, нотный стан,

скрипичный ключ

Познакомить детей с нотами,рассказать где живут ноты.

«Песенка нот»

Мелодический вальс

М.Глинка

Музы не молчали

1

Знать понятия: солист, хор.  

Уметь: объяснять понятия: отечество, подвиг, память; выразительно исполнять песни .

Познакомить детей с военными песнями

«Мы солдаты»

«Салют»,

«Марш кадетов», «Морской капитан»

Русские образы-Масленица

1

Знать о празднике масленица

Познакомить детей с  весенними закличками

«Солнышко-ведрышко»

Хачатурян

«Вальс»

Музыка и стихи о маме

1

Уметь:— анализировать музыкальные сочинения;-  выразительно исполнять песни

8 Марта – мамин праздник. Музыка и песни о маме

«Пирожки»

«Птичка»

«Мама», «Мамина песенка»,

Природа просыпатся. Весна в музыке

1

Навыки вокальной деятельности

Раскрыть перед ребятами красоты родной земли, запечатлённой в музыке, поэзии, живописи. Работа над простыми приёмами музицирования.

«Маленькая птичка»

Звуки птиц,ручья.

С.Рахманинов

«Весенние ручьи»

Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека

1

Умение петь и слушать музыку

Познакомить детей с музыкальными и литературными произведениями рисующими весеннюю природу.

«Лесная песенка»

Э.Григ «Утро»

П.И.Чайковский

«Подснежник»

дата

4-я четверть. «Как можно услышать музыку»

Количество часов

Прогнозируемый результат

  Цели  и задачи урока

Песня урока

Слушание музыки

Край, в котором ты живёшь

1

Знать: понятия: родина, малая родина.

Уметь: объяснять их Слушание музыки. Исполнение песен о Родине

Раскрыть перед ребятами красоты родной земли, запечатлённой в музыке, поэзии, живописи. Работа над простыми приёмами музицирования.

« Родная песенка»

С чего начинается Родина.

Гимн России.

Край, в котором ты живёшь

1

Знать символы России(герб,флаг,гимн)

Уметь выразительно исполнять сольно и хором.

Познакомить учащихся с государственной символикой России. Вырабатывать напевное, торжественное звучание.

Гимн России (1куп)

Гимн России

Музыкальные           инструменты

1

Знать:  музыкальные инструменты балалайка,баян.

Познакомить детей с новыми   музыкальными инструментами(балалайка,

баян)

«Ай,туки туки»

«Капель,журчание ручья»

 Музыкальные           инструменты

1

Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр) Узнавать (скрипку,фортапиано,гитару) инструменты на слух.

Познакомить детей с новыми муз. инструментами ( гитара).Закрепление представлений детей о музыке, исполняемой на разных инструментах.

«Ай,туки туки»

Менуэт В.Моцарта.

Русские народные инструменты

1

Уметь на слух опреде-

лять(ложки,трещотки,гармонь,бубен,колокольчики,балалайку)

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

анализ музыкальных

сочинений.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

«Парная пляска»

«Калинка»

Русская народная песня

Ничего на свете лучше нету

1

Уметь угадывать музыку из мульфильмов,

совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.

Познакомить детей с ролью музыки в мультфильме. Доказать, что музыка помогает зрителю лучше узнать персонажей.

«Песенка друзей»1-й куплет

Моцарт «Марш Турецкого»

Музыкальная азбука

1

Знать: скрипичный ключ,

нотоносец,ноты.

Познакомить детей с нотами, с скрипичным ключом, домиком для нот(нотоносец)

«Песенка друзей»

Чайковский

«Баркаролла»

Урок-концерт

1

Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся, полученные за первый год обучения. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков

Исполнение любимых песен

повторение

повторение