Из опыта работы
материал на тему

Михайлова Эльвира Викторовна

Данный материал содержит обощение опыта использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы..

 «Забота о здоровье ребёнка –это

                           не просто комплекс санитарно-

                           гигиенических норм и правил…

                           и не свод требований к режиму,

                           питанию, труду, отдыху. Это прежде

                           всего забота о гармоничной полноте

                           всех физических и духовных сил, и

                           венцом этой гармонии является

                           радость творчества»

                                                          В.А.Сухомлинский

С этих слов Сухомлинского я хотела бы начать данное  сообщение, так как сегодня я хочу поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками.

Почему я выбрала эту тему? О здоровьесбережении речь идёт, как правило, применительно к школе. А дополнительное образование считается сферой развития творческих способностей детей. А творчество, как очень правильно заметил Сухомлинский, неотделимо от физического и психического развития ребёнка.

Изучением здоровьесберегающих технологий я занялась не случайно. Здание Центра не позволяет нам оборудовать кабинеты специально для дошкольников и для ребят – старшеклассников. Т.е. мы не можем оборудовать кабинеты мебелью, соответствующей возрасту детей.

Дети, посещающие ШРР, занимаются по комплексной программе, которая предполагает посещение занятий 1 раз в неделю на 2 часа. За это время ребята присутствуют на 4 занятиях по 25 минут.  Для дошкольников 4-5 лет это довольно большая нагрузка. Проанализировав имеющиеся условия, я стала искать в педагогической практике те ресурсы, с помощью которых я могла бы сгладить или устранить эти недостатки.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Со временем из огромного количества информации я вычленила для себя определённые положения, даже я бы сказала правила, на которые я опираюсь при подготовке к занятиям. Так как правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей, а также помогает им осознать важность сохранения здоровья.

Правило 1.

Психологический комфорт на занятии.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к высказываниям детей, позитивная реакция педагога на желание ребёнка выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Правило 2.

Раскрепощённое  развитие  детей (снятие физического напряжения)

Это правило основано на «технологии раскрепощённого развития детей», разработанной физиологом Владимиром Филипповичем Базарным. Данная технология обращена главным образом на учащихся начальной школы.

Для дошколят я использую некоторые методы и приёмы:

  • занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего рекомендуется     использовать специальную ростомерную мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
  • для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию  используются схемы зрительных траекторий и специальные офтальмотренажёры. Упражнения по использованию зрительных траекторий сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Они несут в себе активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации. Упражнения с офтальмотренажёрами так же можно использовать в различных вариациях: найди два одинаковых предмета, найди предмет, где есть цвет, который  в других не повторяется.
  • важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, это  позволяет  переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Правило 3.

Снятие эмоционального напряжения.

  • использование игровых технологий, оригинальных заданий, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку детей, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной, творческой  деятельности и т. п.
  • быстрая смена видов деятельности;
  • электронные физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
  • к тому же введение в занятие литературных и мультипликационных произведений (сказкотерапия) способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
  • точечный массаж простая и безопасная терапия, массирование производится надавливанием на определённые точки.
  • Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

Например, «Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

  Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Правило 4.

Технологии развивающего обучения 

(ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей.

Я не стремлюсь «вбивать» в головы детей определённый объём знаний, для меня важнее воспитательный и развивающий потенциал учебного материала. Поэтому стараюсь подбирать для детей задания, которые целенаправленно формируют приёмы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение).

Правило № 5.

Пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. («Секрет братьев Будильников», «Чистюли и грязнули» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...