Система воспитания
презентация к уроку на тему

Рашевская Марина Николаевна

        История развития и становления воспитательных традиций  ложившимися в процессе развития общества.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistema_vospitaniya.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательные системы : прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация.

Слайд 2

Воспитательная система как “ зеркало ” цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Термин “ система ” (от греч. systema – целое, составленное из частей ; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Слайд 3

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Слайд 4

Воспитание в Древней Греции

Слайд 5

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа : 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

Слайд 6

3 этап . В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались : подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Слайд 7

Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. Затем они одновременно посещали мусическую и гимпастическую (палестра) школы, где получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание. В возрасте 16-18 лет юноши совершенствовали свое образование в гимнасиях. Вершиной достижения молодого человека ( 18-20 лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении по совершествованию военного искусства. Афинская система воспитания

Слайд 8

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “c овокупностью добродетелей ” , в дальнейшем получившей известность как программа “ семи свободных искусств ” ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка ) . Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Слайд 9

Религиозное воспитание

Слайд 10

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI – XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

Слайд 11

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань ( I в. до н.э. – I в. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Слайд 12

Сословное воспитание

Слайд 13

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей “ вежеству ” (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - “ Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии ” , “ Како чад воспитати, с наделком замуж выдати ” и “ Како дети учити и страхом спасати ” .

Слайд 14

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “ кодекса чести ” . В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “ семи рыцарских добродетелей ”: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Слайд 15

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание. 7-14 лет – получение “ придворного ” опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались “ начала любви, войны и религии ” . В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Слайд 16

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “ кодекса чести ” - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Слайд 17

Воспитание джентльмена

Слайд 18

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Слайд 19

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали : Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли ; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам ; Трудовое воспитание ; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Слайд 20

Система коллективного воспитания

Слайд 21

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе , в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

Слайд 22

На третьем , высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “ законами движения коллектива ” , сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Слайд 23

Современные системы воспитания

Слайд 24

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность ; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Слайд 25

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно-ориентированного воспитания : Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно-ориентированного воспитания : Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

Слайд 26

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Москвы и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации Школа русской культуры Школа психологической культуры Школа гражданской культуры Школа с художественно-эстетической направленностью Школа – центр гуманитарной культуры Школа социализации и творческого саморазвития личности Школа открытого типа Школа духовно-нравственно развития личности и др.

Слайд 27

Вопросы для обсуждения и / или самоконтроля Что включает понятие “ воспитательная система ” ? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего ? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным ? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Слайд 28

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа “ плохая ” или “ хорошая ” . Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Слайд 29

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь : две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания : “ за ” и “ против ” . Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Слайд 30

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М.,1996. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., 1999. Педагогика : Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе : Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Слайд 31

Использованные ресурсы Литература Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000.- 44с. Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб, 2001.- 304с. Инновационная школа № 1 (12) / Гл.ред. Е.В. Бондаревская.- Ростов-на-Дону, 2002.- 96с. Интернет www.kishinev.ru http://natali761.narod.ru www.holy.ru/old/camp/pictures01.htm http://big.spb.ru www.nvrsk.ru http://cliohistory.narod.ru/greek.htm http://www.mamaska.ru http://www.wwtravel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Уроки доброты в системе воспитания обучающихся.

Уроки доброты в системе воспитания обучающихся.Данная работа посвящена проблемам воспитания в современном об­ществе и поиску возможностей влияния на процесс становления личнос­ти ученика в услов...

система воспитания МОУ Ялгинская СОШ

Система воспитательной работы в МОУ "Ялгинская СОШ"...

Патриотизм,его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.

В статье  автор  показывает могообразие понятия патриотизма,как нравственного  и духовного качества личности,как системы воспитания подрастающего поколения....

Пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников

В статье даётся определение принципа культуросообразности, кратко изложено содержание воспитания на каждой ступени обучения в соответствии с данным принципом и перечислены пути и формы реализации прин...

Родительская ответственность в системе воспитания ребенка

В новой социальной политике государства и законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большое внимание уделено родительской ответственности, с помощью которо...

план-конспект урока "Спартанская система воспитания и образования"

Тема "Спартанская система воспитания и образования" разработана в рамках реализации программы факультатива "История кадетского образования" для 5-9 кл.  Данная работа рекомендуется для...