Развитие социальной одаренности средствами массовых мероприятий
статья на тему

Васильева Наталья Николаевна

В статье обобщён опыт работы педагогов художественно - эстетического отдела, которые особое внимание уделяют поддержке социальной одаренности детей, как через проектную деятельность, так и через участия в различного рода фестивалях, конкурсах, концертах городского, республиканского, межрегионального уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие социальной одаренности средствами массовых мероприятий

Васильева Н.Н., Абакан

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться

А. Экзюпери

В современных условиях возрастает интерес к проблеме социальной одарённости, к феномену лидерства как одного из возможных проявлений социальной одарённости. Этот интерес обусловлен потребностью современного общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, были бы способны стимулировать прогресс в этом обществе, так как именно социально одарённая личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений. Определение социальной одарённости гласит, что это — исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Главная цель развития личности — возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, а также самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе [2]

Образовательный процесс в художественно - эстетическом отделе Центра детского творчества города Абакана осуществляют 30 педагогов дополнительного образования по следующим направлениям: хореография, вокально-эстадное, вокально-хоровое, театральное, музыкально- фольклорное, инструментальное и другие. Педагогами создаются условия для эффективного развития социальной одаренности детей и подростков, которые прослеживаются через: организацию учебно-воспитательной работы и массовой работы (праздники, акции, фестивали, концерты, игровые программы, викторины, познавательные и развлекательные программы и другие).

Педагоги отдела особое внимание уделяют поддержке социально одарённых детей, как через проектную деятельность, так и через участие в различного рода конкурсах, фестивалях, концертах городского, республиканского, межрегионального уровня: «Музыкальная метель», «Театральная весна», «Всю жизнь несу Родину в душе», «Хрустальная лира», «Юные дарования», «Гордость Хакасии», «Весна в Хакасии», «Виктория», где дети раскрывают свои таланты и показывают высокие результаты своей социальной активности. Также ребята реализуют себя через защиту исследовательских проектов «Я- творец», «Я- первооткрыватель», «Я-исследователь».

В результате отмечается развитие исследовательских умений, мотивация учащихся для дальнейшего обучения, приобретение компетенции самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать источники информации.

В течение учебного года осуществляется активная концертная деятельность. Ни одно мероприятие ЦДТ, города, республики не обходится без замечательных номеров творческих коллективов отдела. Все композиции хореографических коллективов - это свой стиль, характер, костюмы. Количество хореографических постановок растёт. Отмечается их качество у следующих педагогов: Волкова Н.Л., Щетинина Л.К., Черкасов А.А. («Контрасты»), Климкиной Ю.М. («Метро»), Ермак Н.И. («Ювента»), Гурова О.А.(«Эксперимент»).

Разнообразие содержания мероприятий таких как: «Старт года культуры», «Творчество+интеллект+спорт», «Наши мамы лучшие на свете», «День Семьи», «День Земли», «Скорбим и помним», участие в акции «День танца», «Здравствуй лето!», эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом это работа с учреждениями культуры - Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева (посещение концертов, мастер- классов ведущих педагогов); ГБУК РХ «НБ им. Н.Г. Доможакова» (концертная деятельность); МБОУ ДОД г.Абакана «ДМШ №1» им. А.А. Кенеля (творческие встречи, участие в фестивале конкурсе хоровых коллективов «Юные дарования»; участие в фестивалях УКМИС (концертные программы на «День города», «Пушкинский фестиваль», встречи- концерты с творческими коллективами города), ГАУР РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, музей железнодорожного транспорта (экскурсии, выступления с концертными номерами, профессиональные праздники, краеведческие мероприятия), практическая направленность на творчество дают возможность для самореализации личности ребенка. Регулярное проведение совместных мероприятий обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности. Таким образом, мероприятия помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью в ходе проведения и подготовки к мероприятиям.

 В системе проводятся досуговые воспитательные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни, развитию творческой и социальной активности, гражданственности и патриотизма. Проведены музыкальные викторины «Жизнь и творчество композиторов», сценическо - обрядовые праздники «Рождественские традиции культур разных народов» и «Рождественские чудеса», развлекательная программа «В час потехи и игры», посещение музеев, театров города, открытие театрального сезона, творческие капустники, новогодние развлекательно- игровые программы «Новогодняя дискотека», «Масленица» .

Показателем социального развития учащихся является сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально-приемлемыми нормами поведения, учится сознательно поддерживать их и активно участвовать в образовательном процессе[1]

Педагоги привлекают к сотрудничеству родителей, так как оно взаимовыгодно и жизненно необходимо. Интерес родителей заключается в качественном образовании и развитии ребенка. Работа с родителями осуществляется через организационные, аналитические, тематические родительские собрания совместно с детьми: «Учимся строить отношения», «Творческое развитие детей через театральную деятельность», «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка», дискуссии «Активная жизненная позиция воспитанника как гарантия его успешности», через совместную творческую деятельность, концерты - встречи «День открытых дверей», Дни творчества (отчётные мероприятия), бенефисы (театральные объединения); праздники и мероприятия: Дни именинника, «Новогодняя сказка», «Добро пожаловать в мир музыки», «Весна пришла» и др.

Таким образом, развитие социальной одаренности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам творческих объединений отдела достичь высоких творческих результатов.

Благодаря развитию социальной одаренности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что актуально в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают учащемуся ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки. Ведь успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высокоразвитые интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Таким образом, основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одарённости человека, что подтверждают слова А. Маслоу:«...Сегодня нужен человек творческий, который, если требуется, сможет решать проблемы без предварительной подготовки, импровизируя, доверяя себе» [3]

Библиографический список

1. Липский, И.А. Научный доклад «О состоянии воспитания в современной России» [Текст] / И.А. Липский. – М.: ИСВ РАО, 2009.

2. Литвак, Р.А. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] / Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук – Режим доступа. – sisp.nkras.ru/issues/2012/1/litvak.pdf

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу // Одарённый ребёнок, 2009. – № 2. – С. 6–27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...

Факторы образовательной среды, влияющие на развитие социальной одаренности учащихся

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной одаренности учащихся. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования. Клю...

Формирование и развитие социальной адаптации средствами географии.

Процесс социализации человека длится всю жизнь. География - это наука, которая основана на социальном опыте как индивида, так и общества в целом....

Социальный проект «Школьная газета, как средство массовой информации школьника», 2016

Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению  актуальных проблем  школы и общества, раскрытие творческих способн...

статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовл...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами массовых мероприятий

Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся, проводящаяся в объединениях Дома детского творчества...


 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Как много делается в отделе по развитию одарённости. Много форм и методов по поддержке талантливой молодёжи.