Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами массовых мероприятий
учебно-методический материал
Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся, проводящаяся в объединениях Дома детского творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
дом детского творчества станицы Гривенской
муниципального образования Калининский район
Педагог дополнительного образования
Толстик М. В.
ст. Гривенская
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Но существует некая утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства.
В нашем учреждении сохранены такие важные в культурно-воспитательном и патриотическом отношении формы работы, как Вахта памяти – участие в митингах, празднование Дня защитника Отечества, тематические вечера, «Уроки мужества», смотры песен военных лет (1941-1945гг.). Благодаря таким мероприятиям у ребят формируются общечеловеческие ценности – чувства долга, патриотизма, любви к Родине.
Праздники бывают разными:
-познавательные (викторины, литературные ринги)
-народные (Рождество, Святки, Масленица)
-дни воинской славы (День победы, 23 февраля)
-времена года (весенние, осенние, зимние)
-традиционные (День знаний, день рождения, посвящение в кружковцы)
-новые (День дружбы, весёлая тарабарщина и т.д.)
-семейные (Не нужен клад, когда в семье лад) и т. д.
Для приобщения детей, а через них и их родителей, к забытым народным праздникам и обычаям служат календарно-обрядовые праздники как способ выражения нерасторжимых связей между человеком и природой, между людьми в обществе и семье.
Не последнее, а порой и первое место в организации и проведении различных мероприятий занимает детское самоуправление. Это одна из форм организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Детское самоуправление – это не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей.
В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны:
-лидеры-организаторы;
-лидеры-инициаторы;
-лидеры-эрудиты;
-лидеры-умельцы.
При определённых обстоятельствах представители этих лидерских групп могут оказаться в роли негативных лидеров и быть примером асоциального поведения, поэтому для успешности воспитательного процесса необходимо формирование нравственного типа личности подростка-лидера.
Организуя мероприятия важно учитывать, чтобы каждому ребёнку нашлось место для проявления своих способностей, увлечений. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. На празднике каждый ребёнок должен почувствовать свою значимость и нужность.
С этим связано ещё одно – обеспечение каждому участнику эмоционального комфорта. Мы стремимся к тому, чтобы детям было хорошо, уютно, тепло и весело. Всё это даёт особая атмосфера праздника – радостная, игровая, познавательная необычная.
Необходимо отметить и результаты праздника.
Для ребят это – развитие интереса к познанию, формирование социально-активной здоровой личности, реализация потребностей, талантов, интересов, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение. Участие ребят в разного рода мероприятиях даёт возможность проявить свои способности, склонности, учит общению, а педагогу лучше узнать ребят, ненавязчиво влиять на них в нужном направлении.
Занимаясь организацией и проведением праздников – накоплен материал, проанализированы ошибки и намечены ориентиры на будущее.
Цель мероприятий – воспитание любви и понимания, сострадания и милосердия, дружбы и сплоченности, что, несомненно, сказывается на формировании в кружковых коллективах атмосферы доброжелательности.
Праздник наряду с игрой является одним из древнейших феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры.
Потребность в празднике – это потребность человека в разделённой с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создаёт праздник, умножает радостное переживание за счёт сопереживания других (или хотя бы другого), делает его общим.
Праздники повышают общий тонус жизни детских коллективов.
Вовлекая учащихся в подготовку праздника, мы учим их серьёзному отношению к событиям общественной и коллективной жизни. А, кроме того, это помогает избежать огорчения и разочарования, если что-то не получится или пойдёт не так, как было задумано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и госуд...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства
Духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...
Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"
Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение чело...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами коллективного музицирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся...